ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ У ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Депривация – это недостаток, дефицит, ограниченность каких-то средств, условий, предметов для удовлетворения каких-либо потребностей личности, в результате возникают различные отрицательные психические состояния, вплоть до депрессии.
Главное и существенное состоит в том, что депривационные ситуации, то есть ситуации недостатка и дефицита вызывают психические лишения различной силы и интенсивности. В дальнейшем мы остановимся на различных видах депривации, которые зависят от тех или иных конкретных потребностей личности.
Депивация может также означать дефицит восприятий, представлений, дефицит информации, дефицит самых разнообразных стимулов, исходящих от других индивидов, представляющих социальную среду.
Депривация есть лишение средств и возможностей удовлетворения основных психических потребностей, среди которых можно выделить следующие:
1) потребность в общении;
2) потребность в познавательной (ориентированной) деятельности;
3) потребность в двигательной активности;
4) потребность общения со сверстниками;
5) потребность в личной идентификации;
6) потребность быть объектом любви и заботы, внимания, ласки, нежности;
7) потребность в положительных эмоциях.
Депривация может быть хронической в условиях постоянной нехватки (дефицита) каких-то условий, средств, предметов для удовлетворения материальных, духовных и психических потребностей.
Депривация может быть частичной, периодической, спонтанной в зависимости от длительности лишения, вызванного дефицитом товаров, услуг, предметов, условий.
В этой статье будет использовано понятие социально- психологической депривации, когда например, у ребенка возникает дефицит в общении с матерью, отцом, сверстниками. Социально- психологическая депривация логически вытекает из дефицита (неполноты, недостатка) взаимодействия данного конкретного индивида со значимыми для него людьми (родителями, близкими, друзьями, сверстниками, лицами противоположного пола).
Виды и формы депривации зависят от видов (групп, подгрупп, под систем) потребностей, в процессе удовлетворения которых существует определенный дефицит, недостаток для нормального удовлетворения той или иной группы потребностей. В этом отношении мы соотносим все депривационные ситуации личности в зависимости от видов неудовлетворенных потребностей. При этом сразу заметим, что неудовлетворенность может быть различной силы, напряженности и интенсивности, поэтому следует постоянно иметь ввиду, в какой мере и степени существует дефицит средств и условий удовлетворения той или иной конкретной потребности, в какой мере и степени неудовлетворенные потребности нарушает нормальную жизнедеятельности личности.
Теория психической депривации позволяет объяснить психические состояния, психические недостатки, психические лишения, которые возни кают в результате дефицита, недостатка, голода, нехватки средств, условий, предмета, удовлетворения той или иной потребности. Само по себе это может не касаться проблем семейного воспитания, но зато дает понять причины и механизмы ненормального развития ребенка, т.е. объяснить дефекты и пороки его психического развития.
Итак, основной вопрос заключается в том, что следует ожидать неприятного (в психическом и медицинском смысле), если ребенок испытывает дефицит общения, дефицит эмоциональных контактов, дефицит материнской заботы и любви. В настоящих условиях, где работающая женщина – мать загруженная и перегруженная. Эти проблемы неблагополучного материнства выливаются в проблемы неблагополучного детства.
Потребность в положительных эмоциях для ребенка очень важна т.к. она связана с удовольствием, радостью, хорошим самочувствием и хорошим настроением. Но это возможно, когда витальные потребности ребенка в питье, еде, тепле, сухости, комфорте удовлетворяются своевременно и в полной мере. Однако положительные эмоции ребенка могут проявиться лишь тогда, когда ему обеспечены покой, защита, безопасность.
Основное значение эмоциональной связи ребенка с матерью состоит в том, что она обеспечивает ему и безопасность, и защиту, и уверенность в этой безопасности и защите. Естественной реакцией ребенка перед всем новым является страх как сигнал опасности. Избавлять ребенка от страха призвана мать.
Потребность в эмоциональных связях и контактах сама по себе сложна и многоаспектна, так как она обеспечивает ребенку чувство безопасности и защищенности, а также удовлетворении его потребности в положительных эмоциях, дающих ему чувство уверенности.
Вместе с тем потребность в физических и эмоциональных контактах ребенка с матерью формирует у него и другую потребность, а именно потребность общения с матерью, т.к. она источник удовольствия, приятности, радости. Здесь имеется сложная диалектика возникновения новой потребности на основе уже функционирующий и действующей потребности.
Следует учитывать то обстоятельство, чтобы потребности ребенка удовлетворялись постоянно, во все расширяющемся объеме. Социальные стимулы, активирующие деятельность ребенка должны быть определенным образом дифференцированы, надлежащим образом организованными, чтобы ребенок мог осмыслить, организовать, привести с определенными соответствиями с уже имеющимся опытом.
Итак, каждому периоду развития ребенка соответствует различный уровень сложности системы динамически развивающихся потребностей и различный уровень их удовлетворения. С развитием потребностей ребенка к социальной среде предъявляются все новые и новые и новые требования.
Ребенку необходимы все новые и новые контакты со средой, все новые и новые стимулы для своего поступательного развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ У ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ »
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ У ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Депривация – это недостаток, дефицит, ограниченность каких-то средств, условий, предметов для удовлетворения каких-либо потребностей личности, в результате возникают различные отрицательные психические состояния, вплоть до депрессии.
Главное и существенное состоит в том, что депривационные ситуации, то есть ситуации недостатка и дефицита вызывают психические лишения различной силы и интенсивности. В дальнейшем мы остановимся на различных видах депривации, которые зависят от тех или иных конкретных потребностей личности.
Депивация может также означать дефицит восприятий, представлений, дефицит информации, дефицит самых разнообразных стимулов, исходящих от других индивидов, представляющих социальную среду.
Депривация есть лишение средств и возможностей удовлетворения основных психических потребностей, среди которых можно выделить следующие:
1) потребность в общении;
2) потребность в познавательной (ориентированной) деятельности;
3) потребность в двигательной активности;
4) потребность общения со сверстниками;
5) потребность в личной идентификации;
6) потребность быть объектом любви и заботы, внимания, ласки, нежности;
7) потребность в положительных эмоциях.
Депривация может быть хронической в условиях постоянной нехватки (дефицита) каких-то условий, средств, предметов для удовлетворения материальных, духовных и психических потребностей.
Депривация может быть частичной, периодической, спонтанной в зависимости от длительности лишения, вызванного дефицитом товаров, услуг, предметов, условий.
В этой статье будет использовано понятие социально- психологической депривации, когда например, у ребенка возникает дефицит в общении с матерью, отцом, сверстниками. Социально- психологическая депривация логически вытекает из дефицита (неполноты, недостатка) взаимодействия данного конкретного индивида со значимыми для него людьми (родителями, близкими, друзьями, сверстниками, лицами противоположного пола).
Виды и формы депривации зависят от видов (групп, подгрупп, под систем) потребностей, в процессе удовлетворения которых существует определенный дефицит, недостаток для нормального удовлетворения той или иной группы потребностей. В этом отношении мы соотносим все депривационные ситуации личности в зависимости от видов неудовлетворенных потребностей. При этом сразу заметим, что неудовлетворенность может быть различной силы, напряженности и интенсивности, поэтому следует постоянно иметь ввиду, в какой мере и степени существует дефицит средств и условий удовлетворения той или иной конкретной потребности, в какой мере и степени неудовлетворенные потребности нарушает нормальную жизнедеятельности личности.
Теория психической депривации позволяет объяснить психические состояния, психические недостатки, психические лишения, которые возни кают в результате дефицита, недостатка, голода, нехватки средств, условий, предмета, удовлетворения той или иной потребности. Само по себе это может не касаться проблем семейного воспитания, но зато дает понять причины и механизмы ненормального развития ребенка, т.е. объяснить дефекты и пороки его психического развития.
Итак, основной вопрос заключается в том, что следует ожидать неприятного (в психическом и медицинском смысле), если ребенок испытывает дефицит общения, дефицит эмоциональных контактов, дефицит материнской заботы и любви. В настоящих условиях, где работающая женщина – мать загруженная и перегруженная. Эти проблемы неблагополучного материнства выливаются в проблемы неблагополучного детства.
Потребность в положительных эмоциях для ребенка очень важна т.к. она связана с удовольствием, радостью, хорошим самочувствием и хорошим настроением. Но это возможно, когда витальные потребности ребенка в питье, еде, тепле, сухости, комфорте удовлетворяются своевременно и в полной мере. Однако положительные эмоции ребенка могут проявиться лишь тогда, когда ему обеспечены покой, защита, безопасность.
Основное значение эмоциональной связи ребенка с матерью состоит в том, что она обеспечивает ему и безопасность, и защиту, и уверенность в этой безопасности и защите. Естественной реакцией ребенка перед всем новым является страх как сигнал опасности. Избавлять ребенка от страха призвана мать.
Потребность в эмоциональных связях и контактах сама по себе сложна и многоаспектна, так как она обеспечивает ребенку чувство безопасности и защищенности, а также удовлетворении его потребности в положительных эмоциях, дающих ему чувство уверенности.
Вместе с тем потребность в физических и эмоциональных контактах ребенка с матерью формирует у него и другую потребность, а именно потребность общения с матерью, т.к. она источник удовольствия, приятности, радости. Здесь имеется сложная диалектика возникновения новой потребности на основе уже функционирующий и действующей потребности.
Следует учитывать то обстоятельство, чтобы потребности ребенка удовлетворялись постоянно, во все расширяющемся объеме. Социальные стимулы, активирующие деятельность ребенка должны быть определенным образом дифференцированы, надлежащим образом организованными, чтобы ребенок мог осмыслить, организовать, привести с определенными соответствиями с уже имеющимся опытом.
Итак, каждому периоду развития ребенка соответствует различный уровень сложности системы динамически развивающихся потребностей и различный уровень их удовлетворения. С развитием потребностей ребенка к социальной среде предъявляются все новые и новые и новые требования.
Ребенку необходимы все новые и новые контакты со средой, все новые и новые стимулы для своего поступательного развития.