kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по формированию семейных ценностей у шестиклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача данного проекта заключается в том, чтобы повернуть родителей и детей лицом друг к другу, предложить им конструктивную стратегию построения внутрисемейных отношений, которая позволила бы такой семье наладить взаимоотношения, сформировать «правильные» семейные ценности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по формированию семейных ценностей у шестиклассников»

Проект по формированию

семейных ценностей у шестиклассников

Антименко Евгения Николаевна,педагог-психолог

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н.Дехтяренко»


Формирование семейных ценностей очень необходимый, но в то же время, сложный процесс, который требует много сил и терпения со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.

Семья является важнейшим общественным институтом. Основой семьи является единая общесемейная деятельность, выраженная в рождении, воспитании, обучении детей, обеспечении своим членам опеки, защиты, социальной безопасности. Потребности человека в общении удовлетворяет коммуникативная функция. Регулятивная функция включает в себя систему регуляции отношений каждого члена семьи друг с другом, с другими людьми, со всем обществом. Именно от семьи зависит наше социальное здоровье. И все это далеко не полный перечень семейных функций.

В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.

Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь.

Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Одной из примет нашего времени давно стала феминизация, т. е. преобладание женщин во всех сферах, активно формирующих личность, и соответствующие последствия этого. Женщина, конечно, может научить решительности, прямодушию, целеустремленности, благородству, великодушию, честности, мужеству и мальчиков, и девочек, может развить в младшем качества, необходимые будущему лидеру, организатору… Одного не может женщина – быть мужчиной и показывать мужской пример. Роль отца в воспитании в том и заключается, чтобы личным примером показать такие качества как: сдержанность, неторопливость, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, исполнительность, ответственность.

По данному направлению в нашей школе был разработан проект формирования семейных ценностей среди шестиклассников.

Почему именно в 6 классе мы рассматриваем данную проблему? Потому что в подростковом возрасте дети хотят быть взрослыми. Мы, взрослые, должны правильно помочь сформировать или развить необходимые качества личности для взрослой жизни. Остался позади тот возраст, где мать защищала, оберегала и помогала своему ребенку. Теперь наступает период научить всему важному в жизни – отцу, с его рассудительностью, сдержанностью и т.д.

Зигмунд Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите. С самого раннего возраста ребенок должен знать, что у него есть отец, который его защитит. Ребенок нуждается в защите в трех главных областях своей жизни: от опасностей, связанных с его внутренними страхами, и в защите от избыточной любви матери».

Задача данного проекта заключается в том, чтобы повернуть родителей и детей лицом друг к другу, предложить им конструктивную стратегию построения внутрисемейных отношений, которая позволила бы такой семье наладить взаимоотношения, сформировать «правильные» семейные ценности.

Основным мероприятием в данном направлении является Конференция отцов. Участниками конференции являются учащиеся 6-х классов, классные руководители, педагог-психолог школы, директор школы, зам.директора по воспитательной работе и отцы учащихся. Данное мероприятие дает возможность отцам узнать что-то о себе, полюбоваться и погордиться за своих детей, получить заряд положительных эмоций, ознакомиться с информацией о своей роли в семье, оценить себя и обсудить интересующие моменты.

Данное мероприятие приурочено к празднику Дню защитников Отечества. В этот период в каждом классе школы проводятся праздники для пап. Это тот день, когда мы вспоминаем о наших защитниках не только Отечества, но и семьи. Как и на любой праздник, дети оформляют приглашения.

До мероприятия проходит подготовительная работа. За неделю до праздника в классах проводится акция «Пятерочки для моего папочки». Дети стараются получить как можно больше «5» для пап и тем самым их порадовать своими успехами, чтобы они испытали гордость за своих детей. Учителя также идут в этот период навстречу к детям, давая возможность получить «5».

Далее проводится анонимное анкетирование среди учащихся про отцов (Приложение 3). С помощью небольшой анкеты изучается оценка детьми своих отцов, чем отцы помогают своим детям, что вместе делают и чему учат отцы своих детей. Все эти ответы оформляются на ватмане. Каждый вопрос с ответами оформляется отдельно.

Кроме этого дети, совместно с классными руководителями, готовят номера художественной самодеятельности, которые они будут показывать на самом празднике («Конференции отцов»).

Данное мероприятие проходит в актовом зале школы. Украшается сцена зала и стены. На них также вывешиваются ватманы с результатами анкет. Расставляются парты со стульями так, чтобы участники конференции могли видеть друг друга. По краям зала стоят скамейки, где непосредственно будут сидеть дети.

Дети с классными руководителями встречают своих отцов и провожают в актовый зал. Там их встречает директор школы, зам.директора по воспитательной работе и педагог-психолог, которая приглашает их познакомиться с результатами анкет и попробовать пофантазировать и найти ответ своего ребенка.

Когда все участники пришли, начинается мероприятие. Вначале дается слово директору школы, где она приветствует всех, говорит слова благодарности родителям. Далее дается слово детям с классными руководителями, и они начинают свой концерт. В ходе его дети показывают свои не только творческие способности, но и другие таланты. Дети поют, показывают сценки, рассказывают стихи, танцуют и все это для того, чтобы порадовать своих пап. Отцы же в это время заряжаются положительными эмоциями и радуются за своих детей. Затем наступает торжественный момент, когда классные руководители озвучивают результаты акции «Пятерочки для моего папочки» и вручают благодарности папам и детям с количеством «5». После этого детям дается возможность немного отдохнуть, и они пока на время покидают зал.

Начинается основное мероприятие, ради которого велась вся подготовительная работа – конференция отцов. Она начинается с выступления педагога-психолога (Приложение 2). Она благодарит отцов за их неравнодушное отношение не только к своим детям, но и к школе, так как раз они пришли, значит им не безразличны их дети, значит, они приносят вклад в их воспитание, а оно идет совместно со школой. Отцы погружаются в психологическую информацию, которая помогает понять – чем отличается женский и мужской подход в воспитании. Далее проводится беседа с отцами о том, как они понимают свою роль в семье. Беседа строится так, чтобы все папы могли высказаться, поделиться опытом воспитания своих детей, при этом это всё подкрепляется небольшой лекцией педагога-психолога. Затем папам предлагается оценить себя. Педагог-психолог читает вопросы теста, а отцы подсчитывают свои ответы «да». В конце зачитываются результаты теста, где каждый понимает какой он отец и над чем необходимо работать. Далее родителей опять погружают в теоретические знания, сообщая о разных классификациям отцовского отношения к детям. Следующим этапом идет работа с результатами анкет. Отцам сообщаются выдержки из анкет с положительными моментами, а также и те моменты, где у них есть ошибки в воспитании. Тут сразу совместно идет обсуждение и рефлексия воспитания. Снова подчеркивается важность отца в семье.

После теоретического этапа наступает практический момент. Приглашаются дети в зал. Отцов и детей делят на несколько групп. Это несколько команд (в каждой команде и дети и отцы). Педагог-психолог проводит упражнения. Упражнения направлены на выявление лидерских качеств, умение подчиняться, работать в коллективе, выявление приемлемых и комфортных способов общения с детьми. Все эти упражнения нацелены на то, чтобы в совместной деятельности (при выполнении данных упражнений) выявить и «+» и «-».

После практической части идет обсуждение. Отцы и дети делятся впечатлениями, сообщают, где им было комфортно и некомфортно. Выделяются ошибки и сразу обсуждаются способы их устранения. Таким образом, в практической части участники приобретают навыки конструктивного взаимодействия, что очень важно в семье. Далее детям предлагается снова немного отдохнуть и выйти из зала.

Наступает момент обсуждения вопроса воспитания сына и дочери, чем отличается. Сначала выслушиваются варианты ответов самих отцом. Они делятся личным опытом воспитания и стараются выделить главные моменты. Затем идет корректировка ответов родителей педагогом-психологом на основе теоретических и научно-доказанных фактов.

Следующий момент это рефлексия мероприятия. Участники подводят итоги, делятся впечатлениями, получают памятки. На этом мероприятие заканчивается.

Данное мероприятие дает возможность не только повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросе воспитания детей, при этом дает возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье. Через это мероприятие мы стараемся привлечь внимание к осознанию детьми и их родителей семейных ценностей, традиций, обычаев, а также устанавливаем доверительные конструктивные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Вся подготовка к мероприятию несет за собой интерес к совместной деятельности не только в школьной среде, но и приобщает детей к значимости семьи и семейных ценностей.


Ожидаемые результаты:

  1. положительная оценка конференции родителями;

  2. понимание своей роли (роли отца) в семье;

  3. снижение количества конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми;

  4. активная позиция родителей в организации школьных мероприятий;

  5. оказание помощи в организации взаимодействия школы с родителями;

  6. оказание помощи классным руководителям в организации и проведении внеурочных мероприятий;

  7. выработается определенная модель построения взаимоотношений с детьми.



Показатели эффективности работы:

  1. положительные отзывы родителей – участников конференции;

  2. предложения участников конференции на дальнейшее сотрудничество;

  3. увеличение количества родителей, принимающих активное участие в жизни классных коллективов и школы;

  4. изменение диагностических показателей по удовлетворенности жизнедеятельностью в школе;



Критерии оценки достижения планируемых результатов:

У родителей:

– повысится общая осведомленность в области воспитания и обучении своих детей;

– повысится уровень мотивации на совместную работу со школой;

– нормализуются внутрисемейные отношения.


Используемая литература (Приложение 1)
















Приложение 1

Используемая литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б Общаться с ребенком . Как? – М: ЧеРо, 1998 г

  2. Грецов А. Тренинг общения для подростков – СПб: Питер, 2007 г

  3. Кипнис М. Тренинг семейных отнощений. Часть 1. М: «Ось - 89», 2005г

  4. Майк Джордж Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса, самопомощь.- М: Консорциум «Социальное здоровье России»: ООО «Эолантэк»,

  5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия: справочник практического психолога. – М: «Эксмо», 2008г

  6. Монина Г. ,Осипова Е, Чуменко Е Конфликты и методы их преодоления //Библиотечка 1 сентября// Школьный психолог вып. 5 (17) – М: Чистые пруды, 2007

  7. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. – М: «Генезис», 2004 г

  8. Рогова А.М. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 1. – С. 66-69;
    URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=274 (дата обращения: 06.04.2017).

  9. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXIV студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2015 —№ 5(23) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf
















Приложение 2

РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Стать отцом очень легко. Быть отцом напротив очень трудно (на доске)

1. Вступление.

Добрый вечер, уважаемые папы! Очень приятно видеть на отцовской конференции 6-х классов. Раз вы пришли, значит, вам не безразличны ваши дети, значит, вы приносите вклад в их воспитание.

- Начнем с небольшой ситуации:
Однажды на уроке истории молодой учитель увлечённо рассказывает о войне с Наполеоном. Вдруг поднимается рука.
- Что ты, Катя?
- А она (кивает на соседку) яблоко ест.
- Слушай, - обращается учитель соседке, судорожно прячущей недоеденное яблоко в портфель, - ну угости человека, не жадничай!
И всё, инцидент исчерпан.


Это и есть мужской подход, мужская реакция. Как не хватает её иногда в семье. Как не хватает мужского внимания и воспитания вообще!
Сегодня мы поговорим с вами о том, насколько важно воспитание отца в семье. Мне бы хотелось, чтобы после окончания беседы кто-то, может быть, стал более активным участником в воспитании, а кто-то остался хорошим отцом.
Конечно, быть хорошим отцом непросто. Хорошими отцами не рождаются, ими даже не сразу становятся с появлением младенца. Ещё Аристотель замечал, что отцовство – признак зрелости, гражданской и личностной. Потому-то и призывал молодых людей откладывать появление потомства за тридцатилетний рубеж.

Непросто выбирать и тактику семейного развития. Но ваше желание создать благополучную семью может помочь в преодолении трудностей.

Одной из примет нашего времени давно стала феминизация, т. е. преобладание женщин во всех сферах, активно формирующих личность, и соответствующие последствия этого. Женщина, конечно, может научить решительности, прямодушию, целеустремленности, благородству, великодушию, честности, мужеству и мальчиков, и девочек, может развить в младшем качества, необходимые будущему лидеру, организатору… Женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью – уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его! Женщина может многое! Может даже превосходить мужчину в чисто мужских качествах (“мужская решительность”, “мужская прямота”, “мужское великодушие” и пр.), может быть мужественнее многих мужчин… Одного не может женщина – быть мужчиной.

Чего не может женщина…

Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не бог весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, но не может она быть просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков…

А между тем, как бы ни была мать достойна уважения своего сына, как бы ни радовался он тому, что похож на нее, все же идентифицировать себя он может только с мужчиной.

Мальчику необходим контакт с мужчиной – в разные возрастные периоды, а лучше – постоянно. И не только для идентификации… И не только мальчику, но и девочке – тоже…



2. Беседа с родителями.

Прежде чем перейти дальше, нам бы хотелось немного с вами порассуждать и поробовать с вами ответить на вопросы (можно сказать проверить вас на понимание вашей роли в семье):

  • Что же вы понимаете под ролью отца в семье? В воспитании детей? Что именно или чем именно он должен заниматься дома, в семье, с детьми? (ответы родителей)



Очень хорошо, что вы понимаете свою роль в семье. Но пойдем по теории дальше и заглянем глубже.


3. Лекция для родителей.

Если бы пришли и заглянули в школьные классы, где идут родительские собрания, то увидели бы одну и ту же картину. Кто примостился за партами, внимательно слушая учителя? В основном, конечно, матери. А где же отцы? К сожалению, воспитание детей стало по преимуществу женским делом.

А если заглянуть в дома? То и там не всегда можно увидеть отцов рядом с детьми: то папа на работе, то он устал и отдыхает, лёжа на диване.

Самая лучшая женщина в мире, самоотверженная и преданная мать, не восполнит мальчику, да и девочке, того, что может дать и сделать только отец.

Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести лишь мужские руки, мужские плечи. Такое знание не усваивается на словах – ТОЛЬКО НА ЛИЧНОМ ПРИМЕРЕ.


- Вы согласны со мной? А о каком личном примере я веду речь? Что под этим скрывается? (ответы родителей)


Если мальчик хоть раз в жизни видел, как его отец помогает женщине нести тяжёлые сумки; если заметил, как папа вскакивает с места в общественном транспорте, чтобы уступить его тому, кто в нём больше всего нуждается – такому мальчику не нужны специальные наставления: уже в детстве он усвоит нормы ЕСТЕСТВЕННОГО мужского поведения.


- Вспомните, Вы или жена чаще находитесь с сыном?


Чаще отца дома нет, только мама. В школе учительницы – в основном женщины, в магазинах – тоже женская часть населения, в больницах – та же картина. Поколения мальчиков вырастают, не испытывая достаточного мужского влияния, не видя примеров мужского поведения. Откуда им обрасти качества, нужные будущему солдату, у кого научиться тому, что необходимо будущему мужу и отцу?


Ведь как обычно ведёт себя мать, воспитывая ребёнка. Она ограничивает своего «птенца» от жизненных бурь, уберегает от испытаний, избавляет от тревог. В современном мире, к сожалению, много семей, где воспитывается мальчик в окружении мамы и бабушек, где в избытке элементов «женского» воспитания. И жалко мальчика, который безмолвно, пожалуй, даже не стыдясь, принимает эти знаки внимания. Жалко и ту, которая когда-нибудь достанется ему в жёны. К его приходу всегда должны быть готовы обед, выглажена рубашка, вычищены брюки, дом убран. А если этого не будет, добра ждать не следует. Эти «мамины сынки» не готовы к тому, чтобы отдавать, быть источником любви и заботы.



Именно отец является кузнецом счастья своих детей, залогом их успеха. Ведь его одобрения нужно заслужить. Это важно для стимулирования у ребенка желания достигать результата своих действий. Отец обращает внимание на воспитание тех качеств, которые помогают ребенку справляться с жизненными трудностями. В первую очередь он учит его самостоятельности. Подрастая ребенок начинает нуждаться в отцовском руководстве, авторитете и одобрении. Похвалы папы- залог уверенности малыша в собственных силах.



Уважаемые папы! Вам присущи многие хорошие качества, с помощью которых воспитание детей получается полноценным.

Быть родителем - значит помогать детям формировать свой характер.

- Отец очень сильно влияет на развитие каких качеств в ребенке ?
( сдержанность;- неторопливость;- эмоциональная уравновешенность;- безмятежность;
- спокойствие;- оптимизм;- исполнительность;- ответственность).
А сейчас, выслушав все выше сказанное и проанализировав, определите, к какому типу отцов вы бы себя отнесли (из ответов теста).

4. Тест для пап.

- А сейчас мы практично попробуем определить какой Вы отец?

Предлагаю тест из 10 вопросов. Ответьте на них «да» или «нет».




Тест для родителей

  1. Помогаете ли вы собственным родителям?

  2. Внимательны ли вы к жене и ее родственникам?

  3. Умеет ли ваша семья распределять финансовые средства так, чтобы дети имели самое необходимое?

  4. Пытаетесь ли вы избежать семейных ссор с супругой в присутствии детей?

  5. Занимаетесь ли вы собственным ребенком, развивая его физически и интеллектуально?

  6. Всегда ли вам удается выполнить обещание?

  7. Имеет ли ваш ребенок обязанности по дому?

  8. Знаете ли вы с кем дружат ваши дети?

  9. Доверяет ли ребенок вам свои тайны?

  10. Считаете ли вы себя хорошим отцом?



Если на все вопросы вы ответили положительно, значит, вы хороший отец.

Если ответили «да» на 7-9 вопросов – вы стараетесь быть внимательным отцом, но пока не имеете достаточного опыта и представления о воспитании; рекомендуется читать педагогическую литературу

Если вы ответили “да” на 4-6 вопросов – вам надо серьезно заняться семьей и полностью пересмотреть отношение к детям.

Если у вас 1-3 очка – вы все прекрасно поняли, и пересмотрите свое отношение к семье и детям.

Мне хочется познакомить вас с двумя классификациями отцовского отношения к ребенку, которые выде­ляют ученые:

- Первая основана на психологической потребности или опекать, заботиться, или учить. Одних мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беззащитен, беспомощен; у других - ведущая потребность учить, передавать свои знания и умения в те­чение долгого времени, то есть сделать ребенка в прямом смысле слова своим наследником.

Но есть и другая классификация, более конкретная. Здесь вы­деляются четыре типа отцов.

  • Первый - большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр. И обычно на этом большой друг останавливается, уве­ренный в том, что он сделал все, что нужно. А все остальное его не касается. Большой друг - это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет много друзей, то кто же будет ему папой?

  • Второй - предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему не интересны. Этот мужчина, которым чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занима­ется мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.

  • Третий - исключительный папа. Это отец, который иногда да­же лучше мамы разбирается в её традиционных обязанностях! Единственно, чем рискуют папы-наседки, - это увлечься и стать ещё одной мамой, то есть конкурентом, а не дополнением. А если папа занимает мамино место, то кто же будет на папином?

  • Четвёртый вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь своей жене. Но он не может отказаться от своего мо­тоцикла, друзей, любимых занятий. Иногда даже его раздражает, что мама слишком много занимается с ребёнком.

Как мы видим, существуют самые разные типы отцовского от­ношения к ребёнку. По результатам одного исследования, дети, чьи отцы ак­тивно принимали участие в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам умственного развития.

И вот ещё одно исследование. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний (стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным), у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсут­ствие папы отрицательно сказывается на учёбе и самоуважении детей, особенно мальчиков. А это ведёт к агрессивности и жестокости.



5. Чтение отрывков из анкет учащихся.

Несмотря на то, как вы себя оценили, ваши дети вас очень любят. Послушайте, что они написали о вас в анкетах «Мой папа …», «Папа моей мечты» (плакат).

- Судя по результатам анкет, не так уж плохо обстоит дело! Есть много хорошего. Как вы думаете, что выделяют дели? (ответы родителей).

- Но есть и моменты отрицательные, такие как……..

- Что необходимо делать, чтобы этого не происходило (ответы родителей).

- Давайте поделимся опытом в воспитании своих детей. Как вы воспитываете своего сына или дочь, а может и сына и дочь одновременно. (родители обсуждают).



6. Игры с папами.

А сейчас я думаю надо сменить обстановку и окунуться в мир игр. Не пугайтесь, ничего сложного не будет. (Дети приглашаются и учавствуют).

Игра «Ранжирование»

Цель: выявление лидерских качеств, умение подчиняться, работать в коллективе

Ведущий: Все знают, какими бываю непредсказуемыми дети, мы предъявляем им порой очень нелепые требования, а легко ли их выполнять самим?

Предлагаем выйти папам и детям.

  1. Предлагаю всем быстро построиться по росту от меня, начиная с самого высокого. Спасибо!

  2. Следующее задание: выстроиться по цвету волос, начиная от меня с самого темного цвета. Спасибо!

  3. Теперь построиться по дате рождения, начиная от меня с 1 января. Спасибо!

Вы заметили, что все по-разному выполняли это упражнения, кто-то быстро реагировал. Кто-то просто ждал, кому - то было интересно, кто-то был безразличен. Точно также и в жизни.



Игра «Найди своего ребенка».

Цель: Развитие чувствительности к партнеру, ощущение взаимопомощи и поддержки взрослого Родителю надевают повязку на глаза, дети выстраиваются в ряд. Можно изменить прически, банты, некоторые детали одежды, чтобы труднее было узнать. Взрослый ощупывает детей по очереди и в конце концов находит «своего».

Упражнение «Слепой и поводырь».

Цель: Развитие чувствительности к партнеру, ощущение взаимопомощи и поддержки взрослого

Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок. Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом. Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

- Поделитесь своими эмоциями и чувствами, пока вы выполняли упражнения. (дети и взрослые делятся впечатлениями)


На этом этапе детей отпускаем и продолжаем с папами.

Упражнение «Диалоги в парах»

Цель: выявление приемлемых и комфортных способов общения с детьми.

Делимся на пары. Выполняем задание.

А теперь повернитесь в парах друг к другу спиной

  1. Встаньте в затылок друг другу, не поворачивая головы, по очереди друг другу задайте вопросы:

-как тебя зовут?

-сколько тебе лет?

  1. Один из партнеров присаживается на корточки, а второй стоит. Задайте по очереди друг другу вопросы:

-сколько детей в семье?

-сколько им лет?

Меняемся ролями.

  1. Встаньте напротив друг друга и глядя в глаза задайте вопросы:

-где ты работаешь?

-чем занимаешься в свободное время?

Спасибо. (Сели)

Вопрос:

-Где вы чувствовали дискомфорт? Почему?

-Что вам помогало поддерживать разговор?

-Что мешало?

-Какой диалог был самым комфортным? А какой дискомфортным?



Выводы:

  1. . Если хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

  2. . Избегайте общение с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к телевизору, компьютеру, читая газету, лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

  3. . Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка - может он что-нибудь добавит. Узнать о том, что ребенок не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, вдаль, то продолжайте молчать: в нем сейчас происходит очень важная и нужная работа.

IV ,

  1. . Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия, (я вижу что ты чем-то расстроен, я готов обсудить с тобой это)



7. Роль отца в воспитании сына или дочери.



Кому, как ни вам свойственна непреклонность. Если мама и может изменить своё решение в пользу ребёнка, как того ему хочется, то с папой этот номер не пройдёт. За это потом дети и благодарны родителям, что те в своё время проявили твёрдость.

Кому, как ни отцу, показать, как нужно обращаться с рабочими инструментами, учить мальчиков истинно мужскому труду, учить их делать что-то самим. Ведь это им пригодиться в будущем.

Само представление о мужском воспитании, прежде всего, приводит на ум мысль о требовательности, строгости, режиме, неукоснительном порядке. Это, безусловно, так. И мужская требовательность, в отличие от женской, тем и хороша, что в ней меньше педантизма и скучной назидательности. Скольким матерям недостаёт чисто мужской способности выяснить отношения с сыном спокойно, не теряя ни достоинства, ни чувства юмора, не унижаясь до крика и никого этим не унижая.

Слова в воспитании, конечно, важны. Но более действенен будет личный пример. Отцу, который проводит много времени со своим ребёнком, обычно нет нужды напоминать, что инструменты и личные вещи надо складывать или убирать. Мальчик видит, как отец тщательно протирает сверло, распределяет по гнёздышкам в ящик винтики и гвозди, и все необходимые навыки вырабатываются сами собой, методом простого подражания отцу, на которого так хочется быть похожим.



Приятно считать, что отец играет важную роль в воспитании мальчика. Но и при воспитании девочки мужское присутствие не менее важно.

Вообще отношения отца и дочери – это интересная сфера общения. Можно без преувеличения сказать, что любовь к дочери - это самое святое чувство, на которое только способен мужчина. И как бы ни желали появления сына, дочерей любите как-то нежнее.

Ведя разговор о воспитании девочки в семье, мы не будем говорить о различных женских штучках. Это, конечно, по маминой части воспитания. Но мы будем говорить о том, что отец для дочери – это воплощение мужского начала. По нему она будет судить обо всём мужском роде. То ли восхищаться и уважать, то ли раболепно подчиняться, то ли бояться и презирать. Так что вы воспитываете будущих мам и жён своим поведением, своим авторитетом в собственном доме. Будьте очень осторожны в общении со своими жёнами, особенно в присутствии дочерей. Этот опыт накладывает на всю жизнь. В доме растёт девочка. Будущая жена и мать. Важно, чтобы она знала и верила – быть женой и матерью прекрасно. Разве не отцу дано укрепить свою дочь в этом ощущении?

Отец – это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям.  Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит идти в жизни ложным путем.

8. Рекомендации для родителей .

Роль отца в воспитании сына:

Роль отца в воспитании сына будет ясна и понятна, если действовать следующим советам и рекомендациям о том, какие качества должен воспитать отец в сыне, как должен выстраивать с ним отношения.

1). Сын подражает отцу. Мальчик не становится мужчиной только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности брать пример с отца и других старших мальчиков, к которым чувствует дружеское расположение.

Ребёнок не может брать пример с человека, который ему не нравится. Поэтому если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.



2). Сын должен чувствовать поддержку и признание от отца.

«Ты сможешь, я в тебя верю!» — такие слова отца способствуют воспитанию мужского характера мальчика и формируют у него позитивные жизненные принципы. Чувство самоуважения и самодостаточности очень важны для мальчика, будущего мужчины стремящегося достичь высот в карьере, личной жизни, общении с другими людьми. Папа мальчика должен гордиться сыном, давать ему это почувствовать. Самое правильное — относиться к мальчику как к человеку с отличным потенциалом, хорошими задатками и способностями. Отец должен видеть в сыне будущего победителя.



3). Отцу необходимо развивать в сыне самостоятельность. Почаще спрашивайте у своего ребёнка: «А ты как думаешь? Что бы ты выбрал? Как бы ты поступил на моем месте?»Отец ни в коем случае не должен «давить» на сына — только направлять, давать советы, но не приказывать.



4). Уважение к женщине, леди, матери. Отцу важно воспитывать в мальчике уважительное отношение к женщине, леди, матери. Понятно, что любые слова здесь не имеют значения — личный пример отца решает все.



5). Развивайте в сыне мужественность, ориентируясь на собственный пример. Трудно сформировать у ребенка качества, которыми сами родители не обладают. Ожидать мужественности от сына инфантильного отца не более реалистично, чем ждать от мышонка тигриной доблести. Пусть отец подумает о том, чтобы быть сыну достойным примером. Это касается и других качеств отца как мужчины, мужа, человека.



6). Отец неосознанно формирует представление сына о взаимоотношениях полов. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец выступает образцом мужского поведения, который в первое время будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом. Поэтому, дорогие отцы, позаботьтесь о том, чтобы у вашего сына сложилось верное представление о любви, дружбе, товариществе и личных отношениях между мужчиной и женщиной.



Отцовские наказания: строгость и жестокость – разные вещи!
Обычно отцовские наказания бывают строже и длительнее материнских, отец реже идет на уступки или смягчение принятых решений о наказании. Однако подобные методы воздействия отца воспринимаются сыновьями более мягко и гибко, чем если бы они исходили от матери. Возможно, на каком-то интуитивном уровне мальчики понимают необходимость таких наказаний.

Отцовская строгость нужна мальчику - так он получает первые уроки взаимодействия с мужским сообществом, где часто правят жёсткие законы. Поэтому строгость отцовских наказаний бывает оправдана. Однако здесь важно разделять строгость, жесткость воспитательных воздействий и жестокость. Главным отличием строгости, жесткости в наказаниях от жестокости будет являться уважение к личности сына. Наказание, связанное с унижением личности, никогда не достигнет воспитательной цели, никогда не приведет к положительному результату и ничем не может быть оправдано. Уважайте вашего сына, и вы наверняка станете с ним неразлучными друзьями и верными товарищами на долгие годы.



Роль отца в воспитании дочери.



Воспитание дочери - дело особое, чрезвычайно тонкое, крайне ответственное. Роль отца здесь особенно важна, ведь мужчины в разных качествах будут присутствовать в жизни вашей дочки постоянно (муж, сын, начальник, друг и т.д.). Интуитивно дочь будет выбирать себе партнера такого же, как отец: папа является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами. Вот почему часто девочки, воспитывающиеся в семьях, где отношения между матерью и отцом были конфликтными, вырастая и создавая свои семьи, часто имеют схожие проблемы, и брак их является неудачным, заканчивается разводом.

Итак, на что же должен обратить внимание отец, воспитывая дочь:



1). Отец должен уважать в дочери женщину, леди. Папа должен относиться к девочке, как к маленькой леди. Именно от отца дочери необходима похвала, например, такая: «Принцесса, красавица ты моя»; это воспитывает гармоничность, самопринятие, уверенность в себе, женское достоинство. В отличие от мальчика, девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками.



2). Отец должен уважать в дочери человека, личность. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел.



3). Отец – как первый пример общения дочери с другими мужчинами. Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.



4). Позитивные взаимоотношения, а не деструктивный конфликт. Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам. Это, конечно же, касается воспитания не только девочек, но и мальчиков.



5). Любите свою дочь. Девочка, которая получила достаточно любви в детстве, наверняка вырастет отзывчивым, добрым и открытым человеком, будет прекрасной понимающей женой и отличной заботливой мамой, будет дарить полученную от вас любовь своим близким и родным, в том числе, возвращать любовь обратно вам.



Мужчины, отцы, помните – от вас зависит успешность будущего вашего ребёнка, От вашего участия в воспитании сына или дочери будут зависеть их успехи в любви и личной жизни, карьере, отношениях с другими людьми.

Любите своих детей, уделяйте им как можно больше времени, не заменяйте свою любовь на суррогат в виде подарков и денег: пройдёт время, и в памяти вашего сына или дочери останутся не дорогие компьютеры, игрушки и угощения, а весёлые, грустные, душевные воспоминания о проведённых с вами минутах, часах и днях.



Успехов вам в воспитании ваших детей!




Приложение 3

Анкета про отцов

  1. Мой папа…..

  2. В чем помог тебе папа?

  3. Чему научил тебя папа?

  4. Что вы делаете вместе с папой?

  5. Папа моей мечты….









14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Проект по формированию семейных ценностей у шестиклассников

Автор: Антименко Евгения Николаевна

Дата: 20.06.2017

Номер свидетельства: 422601


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства