Комплекс трудовой реабилитации, через развитие трудовых навыков по посадке и уходу за комнатным растением. Трудовые навыки воспитанников корректируют основные психические процессы личности ребенка, воспитывают толерантное отношение, навыки творческих способностей. Изучение основ биологии помогает воспитанникам лучше понимать природу растений. Самое главное, что воспитанники видят свой результат трудовой терапии, и очень рады когда комнатное растение из семечки вырастает большим и даже цветет
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект трудовой терапии "Росток надежды"»
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в
г.Барыше»
ПРОЕКТ
«Росток надежды»
Комплекс трудовой терапии, как метод коррекционно-воспитательной работы в условиях социально-реабилитационного центра «Планета детства»
Автор:
Педагог-психолог
Чумаченко И.В.
Срок реализации 1 год
Описание проекта
Полное наименование проекта – Социальный проект «Росток надежды», направлен на реализацию комплексно – трудовой терапии в условиях социально-реабилитационного центра «Планета детства» в г.Барыше.
Краткая аннотация проекта:
Название проекта: Социальный проект «Росток надежды»
География проекта: Проект реализуется по адресу: 433751, Ульяновская область, город Барыш, площадь Фабричная д.26.
Стадия реализации проекта: Проект находится на стадии реализации.
Срок реализации: начало – сентябрь 2013 года, окончание –август 2014 года.
Руководитель организации: Рыженкова Людмила Михайловна.
Руководитель проекта: проект задуман и реализуется педагогом-психологом ОГКУСО СРЦН «Планета детства» Чумаченко Ириной Владимировной, с привлечением воспитанников и родителей находящимися в трудной жизненной ситуации, а также в отношении оказания трудовой помощи ветеранам ВОВ, пожилым людям, детям с ограниченными возможностями здоровья.
Цель проекта:
Создание комплекса трудовой терапии, как метода коррекционно-воспитательной работы в условиях социально-реабилитационного центра «Планета детства».
Задачи проекта:
1. Создать условия для корректировки основных психических процессов личности ребенка, имеющей целостное представление об окружающем мире и обществе, ориентированной на общечеловеческие ценности (толерантность, патриотизм и т.п.);
2. Обеспечить коррекцию межличностных семейных отношений;
3. На основе теоретического анализа специальной литературы расширить кругозор ребенка знаниями о природном и социальном мире; 4. Изучить основы биологии, и экологии, а также формировать базовые навыки по цветоводству;
5. Оказать психолого-педагогическую помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6. Создать условия для озеленения и облагораживания социально-реабилитационного центра «Планета детства», развивать толерантность в отношении к престарелым, к детям с ограниченными возможностями здоровья и другим категориям граждан;
7. Прививать уважение к результату собственного труда ребенка;
8. Развивать толерантное отношение к престарелым, детям с ограниченной возможностью здоровья, ветеранам труда, и другим категориям граждан;
9. Оказать посильную помощь Дому Милосердия при Свято – Троицком Храме г.Барыша;
10. Провести психологическую диагностику трудовой терапии воспитанников Центра «Планета детства»;
11. Обеспечить профориентационную подготовку подростков Социально-реабилитационного Центра «Планета детства».
Методы исследования.
Теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по трудотерапии, основы цветоводства, биологии и экологии.
Практические: трудовая работа (подготовка почвы, посадка семян, уход за растением и т.п.)
Эмпирические: наблюдение, беседы с воспитанниками, родителями, и социумом Барышского района, анализ трудовой деятельности, психологическое тестирование:
- методики Саморуковой П.Г., Маневцевой Л.М. и комплексная методика Смирновой В.В. «Тропинка в природу»;
- методика «Салон природы» Н.Е. Черноивановой поможет определить особенности предпочтений детьми реальных объектов природы и художественных образов природы;
- модифицированный тест «Рожицы» позволяет определить характер эмоциональных отношений к явлениям и объектам природы и своим собственным чувствам;
- проблемная ситуация «Случай в природе» Н.Е. Черноивановой позволяет определить позицию ребенка в природном мире, его способность проявлять сочувствие, при необходимости оказывать помощь;
- методики «Секретный разговор», «Письмо зеленому другу», «Радости и огорчения», «Лес благодарит и сердится», «Экологический светофор» «Рассказ», «Недописанные тезисы» и т.п.
- методики для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях;
- рисуночные тесты «Кактус», «Мое дерево» и т.п.
База исследования
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в г.Барыше».
Новизна работы
Благодаря реализации этого проекта многие ведомства и организации города Барыша становятся партнерами Социально-реабилитационного центра «Планета детства», вследствие чего обеспечивается связь разных поколений, в которой проявляются наиболее важные черты личности ребенка как толерантность, патриотизм и т.п.
А также новизна работы заключается в оптимальном подборе новых методов и приёмов трудотерапии, как метода коррекционно-воспитательной работы с детьми в условиях социально-реабилитационного центра «Планета детства».
Практическая значимость работызаключается:
- во-первых, в том, что была разработана специальная программа и предложены конкретные рекомендации по трудовой терапии воспитанников социально-реабилитационного центра «Планета детства» в городе Барыше, в следствии чего у воспитанников происходит быстрая адаптация к условиям Центра, снимается нервное напряжение, тревога, а также производится облагораживание и озеленение территории Центра;
- во-вторых, оказание посильной помощи воспитанниками Центра «Планета детства» Дому Милосердия при Свято - Троицком храме (озеленение участка), престарелым, ветеранам ВОВ, а также детям с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка
«Труд становится великим воспитанием, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых не возможно жить человеку».
В.С. Сухомлинский
Предлагаемый к рассмотрению проект имеет своей целью прежде всего создание положительного отношения детей к труду, ценить его результаты, а также что не маловажно – это формирование толерантного отношения к другим людям разных категорий. Современные дети привыкли получать от родителей и других людей все без усилий, не вкладывая своих интеллектуальных и творческих способностей, что, конечно же негативно влияет на их будущее. Данный проект позволяет: мотивировать детей к трудовой деятельности, вырабатывает социальную ориентировку, а также даёт дополнительные знания в цветоводстве, расширяет кругозор ребенка, поможет определиться с будущей профессией. Эти возможности могут быть осуществлены просто путем выращивания комнатных растений, а также цветов для клумб, за которыми будет осуществлен особый уход, так как вселяет надежду на счастливое будущее ребенка. Потому что то, что вырастил ребенок, во-первых забирает в семью, где будет продолжать заботиться о комнатном растении; во-вторых, помогают другим людям разных категорий озеленять и облагораживать участки и дома.
Трудовая терапия — это метод, основанный на использовании трудовых процессов, главным образом для восстановления, развития или компенсации утраченных, либо исходно недостаточных функций. Трудовая терапия способствует восстановлению утраченных или развитию новых рабочих навыков, поэтому ее применение особенно важно при необходимости последующего трудоустройства подростков.
Когда ребенок попадает в реабилитационный центр проходит сложный адаптационный период, который поможет преодолеть трудовая терапия по выращиванию комнатного растения. Таким образом, ребенок будет относится к данному цветочку с особым трепетом и любовью, так как в дальнейшем он будет радовать глаз в домашних условиях, то есть в семье. А вернуться в семью мечта каждого ребенка.
Обоснование выбора трудовой терапии в условиях социально – реабилитационного центра «Планета детства».
Проект имеет большое практическое значение, так как будучи успешным, может реализовываться во всех учреждениях, где дети находятся в трудной жизненной ситуации, к тому же данный проект малозатратный в финансовом плане.
Главное увлечь ребенка, показать ему, что ухаживать за живыми растениями и цветами это очень интересно и увлекательно. И быть может ребенок, когда вырастет, не будет ломать ветки в парках и садах, рвать цветы на клумбах и топтать газоны.
Превосходный, живой материал, который можно весьма успешно использовать для трудовой терапии и воспитания, – причем круглый год.
В наши дни особенно актуально толерантное отношение ребенка к другому человеку, и поэтому очень важно, чтобы воспитанники Центра смогли добродушно отнестись к таким категориям граждан, которые нуждаются в помощи и поддержке. Таким образом, выращенные цветы воспитанниками в Центре как комнатные так и для озеленения клумб, будут подарены с особой заботой и благодарностью детям с ограниченными возможностями здоровья, участникам ВОВ, престарелым людям пребывающим в домах для престарелых и т.д. Забота о престарелых из Дома Милосердия при Свято-Троицком храме – это пример для подражания, и хотелось, чтобы этот опыт распространялся как можно больше, потому что сегодня мы должны осуществлять милосердие и словом и делом, а главное – примером своей жизни.
Ожидаемые результаты:
- У детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе;
- ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
- ребята узнают много интересного из жизни комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений;
- у детей будут сформированы навыки ухода за комнатными растениями в зеленом уголке;
- ребята научатся вести наблюдения за объектами живой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
- вся работа строится в тесном контакте с педагогами, воспитателями, родителями и социумом Барышского района;
- у воспитанников Центра будут сформированы такие качества как: толерантность, патриотизм и т.п.;
- социальная ориентировка воспитанников Центра (профориентация);
- проект «Росток надежды» поможет воспитанникам Центра приобрести надежду на хорошее будущее, достичь взаимопонимания, а также трудовая терапия поможет устранить негативные и нежелательные психологические процессы личности ребенка.
Условия реализации проекта:
Трудовая - воспитательная среда.
Предметно-развивающая среда
Профессиональная компетенция педагога-психолога
Совместная работа детей и взрослых по намеченной теме.
Этапы реализации проекта:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно практический: посадка, пересадка растения, постоянный уход; взаимосвязь с ведомствами и организациями города Барыша по сотрудничеству и согласованию проекта «Росток надежды»; оказание посильной помощи особым категориям граждан (инвалидам, престарелым и т.п.);
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций, озеленение и благоустройство Центра.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Иллюстрации, макеты, коллекции, комнатные растения, гербарии. Инструментарий (горшки, земля, семена цветов, инструменты для ухода за растениями)
2. Специальные программы по цветоводству в разновозрастных группах, методическая, научно – художественная литература, видеоматериалы по основам экологии и биологии, цветоводства;
3. Зеленые уголки в каждой возрастной группе.
4. Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений: разбитые клумбы и цветники в весенне-летний период.
5. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации установления взаимосвязи с организациями города Барыша: Дом Милосердия при Свято – Троицком Храме, Отдел реализации государственных социальных гарантий управление министерства здравоохранения социального развития и спорта по Ульяновской области в Барышском районе; О БГУ СО Комплексный центр социального обслуживания населения «Исток» отделения социальной помощи на дому по Барышскому району совместно со Всероссийским обществом глухих «Оптимист» и т.п.
6. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
Опыт работы свидетельствует:
Проведенные занятия по трудовой терапии (посадка комнатного растения в горшок) оставили яркие впечатления у ребят. Все проводимые занятия сопровождались с помощью специального видеоматериала, соответствующего их интересам, в ходе которого дети могли видеть как происходит процесс роста и размножения комнатных растений, какой результат приносят свои труды. У детей была возможность почувствовать себя профессиональными цветоводами, знатоками растениеводства, что позволило нацелить их на выбор будущей профессии и привить любовь к окружающему миру природы, а также воспитать чувство толерантности и патриотизма.
При проведении трудовой терапии было отмечено:
- вовлечение детей в процесс трудовой терапии с помощью посадки и ухода за комнатными растениями, где ребята приобрели навыки по формированию работы в группе с взрослыми и детьми разных социальных положений, обогатили свой словарный запас и расширили кругозор в сфере экологии и биологии, а также цветоводстве;
- повышение самооценки ребенка, устранение негативных психических процессов личности ребенка, с помощью трудовой терапии;
- установление социальной ориентировки воспитанников Центра;
- Приведение ребенка в контакт с живым растением, установление связи чувств и особого ухода, как метода коррекционно -воспитательной работы в условиях Центра.
План реализации
Проекта «Росток надежды»
№ п\п
Наименование мероприятий
Сроки проведения
Примечания
1
Разработка разновозрастной программы по трудовой терапии «Цветы жизни»
На 36 часов
4 квартал 2013 года
2
Вводные занятия по программе «Цветы жизни»
Сентябрь - Октябрь 2013 г.
Первая неделя каждого месяца
3
Диагностика воспитанников на выявление тревожности по методике диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Ноябрь 2013 г.
Первичная диагностика
3
Беседы с родителями о трудовой терапии воспитанников
В родительский день посещения
Каждый четверг
4
Курс занятий для детей «Основы экологии и биологии»
Первая неделя каждого месяца
5
Встречи с престарелыми в Доме Милосердия при Свято -Троицком храме, и участниками ВОВ
Октябрь 2013 год
Акция «Милосерлия» приуроченная ко дню пожилого человека
Январь 2014 год
Облагораживание Дома Милосердия
Май 2014 год
Трудовой десант по озеленению приусадебного участка Дома Милосердия
6
Организация встреч с детьми с ограниченными возможностями здоровья
1 раз в квартал
Выезд на дом (трудовая терапия: посадка комнатного растения, психологическая реабилитация: рисунки на свободную тему, беседы, проведение методик на выявление индивидуальных особенностей и эмоциональной сферы личности, а также семейных взаимоотношений в восприятии ребенка
Ежемесячно
Психолого-коррекционные занятия (тренинги) на базе СРЦН «Планета детства»
Декабрь 2013 год
Декада «Инвалидов» (детей с ограниченными особенностями здоровья)
См. Приложение
7
Диагностика воспитанников Центра «Планета детства» по методике диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Февраль 2014 г.
Повторная диагностика
Составление графика (диаграмма) результатов
8
Проведение практических и трудовых занятий в рамках программы «Цветы жизни»
Январь – Август 2014 года
В период реабилитации воспитанников
9
Принять участие в выставке комнатных цветов
Июнь – Июль 2014 год
Согласование с Барышским Домом Культуры, с привлечением всех взаимодействующих ведомств и организаций по проекту «Росток надежды»
10
Подведение и обобщение итогов проекта «Росток надежды»
Август 2014 года
Список использованных источников:
Нормативно-правовые акты:
1. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03. 1998. №4/1-6).
2. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2008 № 313-ФЗ, от 07.05.2009 № 80-ФЗ
3. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г. N 3185-1
Литература:
4. Алексахина Е.М. Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М.: Прометей, 1996.
5. Бердникова О.В. Комнатные растения от А до Я. М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. 320 с. – (Русский хесайон).
6. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников, проблемы и перспективы. ж-л Начальная школа, 1997 N4, с. 25.
7. Востряков В. Искусственный климат// Маленький садовник. 2005, №6. С. 2-3.
8. Гилберт Р. Комнатные растения. Практическое руководство. – М.: Дорлинг Киндерсли, 1997
9. Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Комнатные растения. Целители в вашем доме. М.: ЗАО «Фитон+», 2001. – 160 с.
10. Дементьева Н.Ф. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. – М.: РГСУ, 2008. ISBN: 978-5-7139-0549-1
11. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. [Текст]/ С. В. Духновский – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124с. ISBN 5-86328-544-3
12. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: фирма ,,Т – Око”, 1992
13. Ильона Я.Г. Социально-трудовая терапия и психопрофилактика. – М.: Оскано, 2009.
14. Изучение комнатных растений в школе: методические рекомендации для руководителей кружка по комнатному цветоводству. – Архангельск: Б.Н.,1988.
15. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И Тест жизнестойкости [Текст]/ Д.А.Леонтьев, Е.И. Рассказова— М.: Смысл, 2006. — 63 с.
16. Пособие для врачей и медицинских психологов «Методика для психологической диагностики совладающего поведенияв стрессовых и проблемных для личности ситуациях» [Текст]/ - Спб, 2008. – С. 37
17. Пономарева Р.А. Формирование у младших школьников обобщенных трудовых умений и навыков. Автореф. дис…канд. пед. наук. – Эл., 1967.
18. Сухова А. Аспарагус// Маленький садовник. 2005, №5. С. 4-5.
19. Тарасова Т.И. Учим охранять природу. ж-л Начальная школа, 1995 N6, с. 27.
20. Тихонова А.Е. Нащочина М.М. Комнатное цветоводство в школе: программа и методические рекомендации. – Комсомольск – на - Амуре: изд-во Комс. – на – Амуре гос. пед. ин – та, 1995.