Просмотр содержимого документа
«Программа психолого-педагогического сопровождения для учащихся с ОВЗ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Архангельская средняя школа»
Согласовано:
Законный представитель (родитель)
_______________/________________/
Утверждена:
Директор МОУ «Архангельская СШ» ___________________
Приказ от _______201__г. №_____
Индивидуальная программа
психолого-педагогического сопровождения
для учащихся с ОВЗ
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Ответственный за реализацию программы: педагог-психолог
Козлова В.И.
2020 г.
Пояснительная записка.
Актуальность данной программы.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей-инвалидов. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Обучение, воспитание и образование являются основными путями развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Целью психолого-педагогического сопровождения является оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку-инвалиду и его родителям (законным представителям); для создания успешной адаптации, реабилитации и личностному росту учащегося.
Основными задачамипсихолого-педагогического сопровождения являются:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка-инвалида;
2) помощь (содействие) ребенку-инвалиду в решении актуальных задач развития, социализации (учебные трудности, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка-инвалида в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
4) проведение комплексной диагностики уровня развития ребенка;
5) определение направлений коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения;
6) снижение эмоционального и мышечного напряжения;
7) формирование здорового образа жизни.
Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении ребенка-инвалида являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Структура программы:
Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида включает в себя взаимосвязанные модули (направления).
Направления сопровождения: диагностика; профилактика; консультирование; коррекционно-развивающая работа; просвещение: развитие психолого-педагогической компетентности учащегося, педагогов, родителей.
Данные модули отражают её основное содержание:
Диагностический модуль. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексное обследование ребенка-инвалида и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; наблюдение за ребенком в естественной ситуации (в разных видах деятельности).
Коррекционно-развивающий модуль. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка-инвалида в условиях общеобразовательного учреждения;
Социально-консультативный модуль. Социально-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка-инвалида и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации учащегося;
Основные методы, средства и формы сопровождения: сбор информации; беседа; лекция; анкетирование учащегося и родителей; тренинговые занятия; развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы; просмотр видеороликов; сюжетно-ролевые игры; наблюдение и обсуждение различных ситуаций и поступков, поведения разных людей; консультирование; педсовет; родительские собрания.
Подготовка материала. Различные игровые пособия, наглядный и раздаточный печатный материал (набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития); средства для рисования, набор игрушек и настольных игр (мячи, пирамиды, кубики, лото и т.д.);
Ожидаемые результаты:
- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
- успешная адаптация к школьному обучению;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- развитие самостоятельности и самоорганизации;
- улучшения физического и психического здоровья учащегося.
Предположительная частота проведения – 1 раз в неделю по 1 занятию. Продолжительность занятий 40 - 45 минут, зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения:
Этап
Содержание
Сроки
1этап
-сбор информации;
-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;
-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;
-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
-психологические занятия (тренинги, упражнения, игры) включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
-посещение уроков;
-наблюдение и обсуждение различных ситуаций и поступков, поведения разных людей;
-разработка рекомендаций.
Ноябрь. - май
3 этап
-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;
-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Май
План мероприятий
по психолого-педагогическому сопровождению
№
п/п
Наименование мероприятий
Сроки
1.
Сбор и оформление документов для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
Изучение эмоционального состояния по тесту М. Люшера.
Сентябрь
2.
Комплексное диагностическое обследование учащегося: (тест Филлипса – исследование уровня тревожности; опросник Басса-Дарки – исследование состояния агрессии; тест «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия – исследование процессов памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения; методика «Прогресссивные матрицы Равена» - изучение логичности мышления; изучение самооценки (Дембо-Рубенштейн) и др.
Построение коррекционно-развивающей работы.
Октябрь
3.
Проведение родительского собрания для родителей детей-инвалидов с целью разъяснения им сути психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении.
Разработка и выпуск информационных буклетов для родителей детей-инвалидов («В помощь родителю»).
Наблюдение за учеником во время учебной и внеурочной деятельности.
Снятие вербальной и невербальной агрессии: («Спустить пар», «Два барана», «Слушай звуки», «Угадай, что изменилось», «Довольный – сердитый», «Безмолвный крик») и др.
Ноябрь
4.
ИЗ по выявлению уровня осознанности нравственных качеств по методике «Какой Я?» (О.С.Богдановой).
Мероприятия в рамках декады инвалидов.
Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации. Выработка общих путей решения проблемы.
Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации.
Декабрь
5.
Оптимизация эмоционально-волевой сферы.
Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения.
Беседа «Моё здоровье в моих руках».
Коррекционно-развивающие занятия «Коррекция поведения и общения».
Январь
6.
Родительское собрание «Методы и стили воспитания» (по запросу).
Формирование познавательных процессов (коррекционно-развивающие занятия).
Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения.
Февраль
7.
Формирование адекватной самооценки и оптимизация эмоционально-волевой сферы.
Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения.
Наблюдение за учеником во время учебной и внеурочной деятельности.
Беседа на тему: «Мой круг общения».
Март
8.
Формирование познавательной сферы (коррекционно-развивающие занятия).
Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения.