kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа психолого-педагогического сопровождения для учащихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа психолого-педагогического сопровождения для учащихся с ОВЗ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Архангельская средняя школа»



Согласовано:

Законный представитель (родитель)

_______________/________________/

Утверждена:

Директор МОУ «Архангельская СШ» ___________________

Приказ от _______201__г. №_____





Индивидуальная программа

психолого-педагогического сопровождения

для учащихся с ОВЗ







Срок реализации: 2020-2021 учебный год



Ответственный за реализацию программы: педагог-психолог

Козлова В.И.














2020 г.

Пояснительная записка.

Актуальность данной программы.


Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей-инвалидов. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Обучение, воспитание и образование являются основными путями развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Целью психолого-педагогического сопровождения является оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку-инвалиду и его родителям (законным представителям); для создания успешной адаптации, реабилитации и личностному росту учащегося.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка-инвалида;

2) помощь (содействие) ребенку-инвалиду в решении актуальных задач развития, социализации (учебные трудности, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка-инвалида в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) проведение комплексной диагностики уровня развития ребенка;

5) определение направлений коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения;

6) снижение эмоционального и мышечного напряжения;

7) формирование здорового образа жизни.

Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении ребенка-инвалида являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Структура программы:

Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида включает в себя взаимосвязанные модули (направления).

Направления сопровождения: диагностика; профилактика; консультирование; коррекционно-развивающая работа; просвещение: развитие психолого-педагогической компетентности учащегося, педагогов, родителей.

Данные модули отражают её основное содержание:

Диагностический модуль. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексное обследование ребенка-инвалида и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; наблюдение за ребенком в естественной ситуации (в разных видах деятельности).

Коррекционно-развивающий модуль. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка-инвалида в условиях общеобразовательного учреждения;

Социально-консультативный модуль. Социально-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка-инвалида и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации учащегося;

Основные методы, средства и формы сопровождения: сбор информации; беседа; лекция; анкетирование учащегося и родителей; тренинговые занятия; развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы; просмотр видеороликов; сюжетно-ролевые игры; наблюдение и обсуждение различных ситуаций и поступков, поведения разных людей; консультирование; педсовет; родительские собрания.

Подготовка материала. Различные игровые пособия, наглядный и раздаточный печатный материал (набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития); средства для рисования, набор игрушек и настольных игр (мячи, пирамиды, кубики, лото и т.д.);

Ожидаемые результаты:

- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

- успешная адаптация к школьному обучению;

- развитие познавательной и учебной мотивации;

- развитие самостоятельности и самоорганизации;

- улучшения физического и психического здоровья учащегося.

Предположительная частота проведения – 1 раз в неделю по 1 занятию. Продолжительность занятий 40 - 45 минут, зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
















Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения:


Этап

Содержание

Сроки



1этап

-сбор информации;

-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;


Сентябрь -октябрь







2 этап

-реализация индивидуальной программы и занятий;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка - инвалида (консультирование, родительские собрания, беседы, обсуждения);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

-психологические занятия (тренинги, упражнения, игры) включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-посещение уроков;

-наблюдение и обсуждение различных ситуаций и поступков, поведения разных людей;

-разработка рекомендаций.







Ноябрь. - май


3 этап

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.


Май























План мероприятий

по психолого-педагогическому сопровождению


п/п

Наименование мероприятий

Сроки



1.

  1. Сбор и оформление документов для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка.

  2. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

  3. Изучение эмоционального состояния по тесту М. Люшера.





Сентябрь





2.

  1. Комплексное диагностическое обследование учащегося: (тест Филлипса – исследование уровня тревожности; опросник Басса-Дарки – исследование состояния агрессии; тест «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия – исследование процессов памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения; методика «Прогресссивные матрицы Равена» - изучение логичности мышления; изучение самооценки (Дембо-Рубенштейн) и др.

  2. Построение коррекционно-развивающей работы.





Октябрь










3.

  1. Проведение родительского собрания для родителей детей-инвалидов с целью разъяснения им сути психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

  2. Разработка и выпуск информационных буклетов для родителей детей-инвалидов («В помощь родителю»).

  3. Наблюдение за учеником во время учебной и внеурочной деятельности.

  4. Снятие вербальной и невербальной агрессии: («Спустить пар», «Два барана», «Слушай звуки», «Угадай, что изменилось», «Довольный – сердитый», «Безмолвный крик») и др.






Ноябрь




4.

  1. ИЗ по выявлению уровня осознанности нравственных качеств по методике «Какой Я?» (О.С.Богдановой).

  2. Мероприятия в рамках декады инвалидов.

  3. Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации. Выработка общих путей решения проблемы.

  4. Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации.





Декабрь






5.

  1. Оптимизация эмоционально-волевой сферы.

  2. Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения.

  3. Беседа «Моё здоровье в моих руках».

  4. Коррекционно-развивающие занятия «Коррекция поведения и общения».





Январь


6.

  1. Родительское собрание «Методы и стили воспитания» (по запросу).

  2. Формирование познавательных процессов (коррекционно-развивающие занятия).

  3. Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения.



Февраль




7.

  1. Формирование адекватной самооценки и оптимизация эмоционально-волевой сферы.

  2. Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения.

  3. Наблюдение за учеником во время учебной и внеурочной деятельности.

  4. Беседа на тему: «Мой круг общения».




Март




8.

  1. Формирование познавательной сферы (коррекционно-развивающие занятия).

  2. Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения.

  3. Сочувствие, сопереживание: «Хорошо – плохо», «Рассказ о товарище», «Копилка хороших поступков» (коррекционно-развивающие занятия).




Апрель


9.

  1. Итоговая диагностика познавательной сферы (по необходимости).

  2. Подведение итогов работы за год.


Май






Педагог-психолог: __________ /Козлова В.И./





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа психолого-педагогического сопровождения для учащихся с ОВЗ

Автор: Козлова Виталина Игоревна

Дата: 06.02.2021

Номер свидетельства: 572424


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства