kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся Пролетарской школы-интерната

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана с целью профилактики суицидальных намерений подростков. Также повышения уровня компетентности педагогов и законных представителей по вопросам подросткового суицида.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся Пролетарской школы-интерната»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Пролетарская специальная школа-интернат (ГКОУ РО Пролетарская школа-интернат)


Утверждаю: Директор школы-интерната






Программа

по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся Пролетарской школы-интерната





















составитель программы:

педагог – психолог Гайворонская Е.Г.



2017




Программа

по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся Пролетарской школы-интерната




Пояснительная записка.

Научно-методические основы работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в школе-интернате

Анализ проблематики суицидального поведения, завершенных суицидов и суицидальных попыток в детском и подростковом возрасте свидетельствует о том, что одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются негативные феномены, порожденные школьной жизнью: дезадаптация, неуспешность в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями, родителями, дидактогения (пограничные расстройства психики, связанные с травмирующим воздействием на ребенка самого процесса обучения), дидаскалогения (невротическое нарушение, связанное с влиянием авторитарного стиля педагога на психическое состояние ребенка) и др.

В связи с этим важное место в образовательной деятельности занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды. С введением ФГОС изменился не только социальный заказ - на государственном уровне признана задача развития ребенка в качестве основного результата и основной ценности образовательных воздействий. Одним из условий нормализации развития обучающихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегической целью превентивной работы является развитие личности подростка, включающее осознание им собственных ценностей и смысла существования; развитие уверенности в себе и навыков успешного взаимодействия с окружающими; формирование созидательной и активной жизненной позиции.

Основные цели и задачи программы.

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в школе-интернате.

Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач: - Обучение педагогического коллектива и родителей (законных представителей) превентивным мерам выявления суицидального поведения несовершеннолетних.

- Оказание своевременной помощи ребёнку имеющему маркеры суицидальной предрасположенности.

- Формирование жизненной цели и ценностных установок,

развитие стрессоустойчивости подростков.

- Оказание психолого - педагогической поддержки и медицинской

помощи в кризисных и трудных жизненных ситуациях.

- Обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;

- Сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

Основные направления деятельности:

- Работа с несовершеннолетними, из различных групп социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

-Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

- Работа с неблагополучными семьями.


Принципы реализации программы.

Принцип сотрудничества, основанный на взаимодействии педагогов, различных ведомств, законных представителей.

Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.





Ресурсное обеспечение:

Кадровое использование школьного административного ресурса:

общее руководство проектом осуществляет директор школы-интерната и СПС (социально-психологическая служба), в состав которой входят зам. директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, педагог – психолог, социальный педагог, медицинские сёстры, врач-психиатр, учителя - логопеды, классные руководители, учителя, воспитатели.

  • привлечение специалистов из других учреждений и организаций;

  • система внешних связей школы-интерната;

  • использование методических материалов министерства общего и профессионального образования Ростовской области


Работа осуществляется:

- законными представителями несовершеннолетних подростков;

- детьми подросткового возраста 10-17 лет;

- педагогическим коллективом.

Срок реализации программы: не ограничен


Профилактика суицидального поведения в школе-интернате опирается на следующие нормативные документы:


  • Конституция Российской Федерации.

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. N 761.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ.

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» от 20 07.2000.№103 – ФЗ;

  • Приказ Минобрнауки России от 26 октября 2011 г. N 2537 "Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 - 2015 годы" и др.

  • Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134);

  • Административный кодекс РФ («О правах и обязанностях родителей»)

  • «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков МО РФ. Письмо от 26.01. 2000г № 22-06-86;

  • «Методические рекомендации по профилактике суицидов» МО РО. Письмо от 31.07.2008 № 5975/03.2

  • «О профилактике суицидов в образовательных учреждениях» МО РО. Письмо от 31.08.2009. № /03.2;

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;

  • Декларация прав ребёнка.



В рамках коррекционно-реабилитационной работы реализуется: - изучение запроса и последующее проведение комплексной психологической диагностики эмоционально-личностной и коммуникативной сфер подростка;

- индивидуальное консультирование подростка и членов семьи; проведение индивидуальных коррекционно-реабилитационных занятий с подростком.



В организации деятельности по профилактике суицидального поведения используются сочетания различных форм:


- организация социальной среды, воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности в первую очередь организация социальной рекламы по формированию установок на здоровый образ жизни;

- информирование - основное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы, видео- и телефильмов.

- активное социальное обучение социально важным навыкам, которое преимущественно реализуется путем использования группового тренинга:

тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать "нет" в случае негативного давления сверстников);

тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты;

организация активной деятельности, альтернативной девиантному поведению: познание (путешествие), испытание себя (походы, спорт с некоторой долей риска), значимое общение, любовь, творчество, деятельность;

организация здорового образа жизни:

- активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в различных кружках по интересам, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию;

-минимизация негативных последствий суицидального поведения, направленная на профилактику рецидивов или их негативных последствий.


Информационно-пропагандистская деятельность в рамках профилактики суицидального поведения несовершеннолетних: - проведение массовых мероприятий, приуроченных к Международному дню детского телефона доверия; проведение тематических мероприятий, посвященных Международному дню толерантности, Всемирному дню прав ребёнка, проведение массовых мероприятий, посвященных Международному дню защиты детей. «Недели антиалкогольной, антитабачной, антинаркотической пропаганды, кампании антиСПИД», акции «Сообщи, где торгуют смертью», занятия направленные на профилактику трудных жизненных ситуаций «Время доверять», декада «Профилактики безнадзорности и правонарушений» «Месячник посвящённый Международному дню борьбы с наркоманией»

- разработка памяток по профилактике суицида, стендовая информация о психологической, социальной и медицинской помощи оказываемой в школе-интернате;

- проведение лекций, семинаров, собраний по исследуемой проблеме с педагогами, родителями (законными представителями).


Инновационные технологии профилактической деятельности:

- сенсорная комната в школе-интернате оборудована для релаксации, нормализации самочувствия, снятия агрессивности, нервно-психического напряжения, повышения мотивации к школьному обучению, налаживания эмоционально-положительного состояния с помощью релаксационных упражнений, медиативных игр. При работе в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии с целью воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств. Использование арттерапевтических техник наряду с другими психологическими техниками позволяет восстановить эмоциональное равновесие подростка, устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь справиться со своими проблемами. В сенсорной комнате реализуются следующие программы: «Профилактики употребления психоактивных веществ», программа «Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям», программа «Обучения жизненно-важным навыкам», Программа тренингов по профилактике асоциального поведения подростков с основами правовых знаний, программа «Я принимаю мир», Программа психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками, Программа «Я стану лучше».









Предполагаемый результат реализации психокоррекционных и профилактических программ:

  • Снижение вероятности отклонений в поведении;

  • усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;

  • расширение форм конструктивного общения;

  • формирование позитивного отношения к жизни;

  • разрешение личностных проблем;

  • гармонизация эмоциональной сферы;

  • умение действовать в группе;

  • оптимизация уровня тревожности;

  • способность к саморегуляции поведения и к положительному разрешению конфликтных ситуаций;

  • создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений;

  • расширение репертуара просоциальных поведенческих стратегий в проблемных ситуациях.

  • ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью;

  • адаптация в школьном коллективе, семье.



Программа по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся Пролетарской школы-интерната состоит из двух этапов:



  1. Организационно-подготовительный

  2. Основной















План мероприятий на 2017 -2018 учебный год.


1. Организационно-подготовительный этап


п/п

М е р о п р и я т и я

С р о к и

О т в е т с т в е н н ы е


1.

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении

сентябрь-октябрь

в течение года


КДН и ЗП при администрации Пролетарского района, социальный педагог, классные руководители

2.

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

сентябрь-октябрь

социальный педагог



3.

Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации



в течение года

зам. директора по УВР., ВР, педагог-психолог, социальный педагог, кл. рук

4.

Изучение личных дел и медицинских карт учащихся.

сентябрь-октябрь


медицинские сёстры, педагог-психолог, социальный педагог, классные рук-ли


5.

Выявление детей группы «риска» и социально–дезадаптированных подростков.

сентябрь- октябрь

классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог


6.

Постановка на внутришкольный учет детей группы риска и неблагополучных семей. Посещение на дому.

в течение года

социальный педагог


7.

Информационная и организационно – посредническая помощь семьям, находящимся в социально-опасном положении



в течение года



педагог – психолог

социальный педагог



8.

Оформление информации на стенде для подростков и родителей (законных представителей), о психологической поддержке, защите прав и медицинской помощи, оказываемой в школе-интернате.



в течение года

социальный педагог, педагог-психолог, медсестра

9.

Контроль за занятостью обучающихся, во внеурочное время и вовлечение в кружковую деятельность всех воспитанников, включая несовершеннолетних «группы риска».



в течение года

Зам. по ВР, классные руководители, воспитатели,


10.

Занятость ребенка в период школьных каникул.

в течение года

классные руководители, воспитатели


11.

Подбор необходимой методической литературы, информирование педколлектива по данной проблеме.



по запросу



педагог-психолог, библиотекарь





























  1. Основной этап реализации программы



1.

Дистанционное использование методических рекомендаций Комплексной Программы превенции детско-юношеской суицидальности Проекта «Социальное здоровье нации» по следующим модулям: 1. Видеопрезентация «Границы компетентности общеобразовательной организации при оценке суицидального риска» 2. Видеосеминар «Освоение метода раннего выявления, маркеры, катализаторы, анализ причин суицидального поведения. 3. Видеосеминар «Помощь отчаявшемуся. Интервенция.



в течение года

Педагог-психолог, педагоги школы-интерната
















3.

Реализация здоровьесберегающей программы «Дорога к здоровью»


в течение года

рук-ль творческой группы ЗОЖ зам.по воспитательной работе, педагоги, воспитатели

4.

Психологическое консультирование, оказание психологической помощи, учащимся, воспитанникам, педагогам, (законным представителям) по запросу.



в течение года



педагог – психолог



5.

Участие педагогов, специалистов СПС в семинарах по профилактике суицидального поведения, выявления ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних

педагоги, специалисты СПС, медицинские сестры


6.

Просвещение законных представителей, педагогического коллектива по вопросам суицидального поведения несовершеннолетних

в течение года по мере необходимости

врач психиатр, специалисты СПС



7.

Работа с семьями несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению.



в течение года



педагог – психолог



8.

Классные родительские и общешкольные собрания по вопросам:

- Создание эмоционально-благоприятного климата в семье;

- Правила пользования подростка интернетом;

- Контроль за занятостью подростков во время каникул;

- Предупреждение употребления несовершеннолетними психоактивных веществ





октябрь

март

зам.директора по УВР, ВР, педагог психолог, социальный педагог, классный рук. педагог психолог

9.

Заполнение таблиц факторов наличия риска кризисной ситуации.

октябрь, март

классные руководители, педагог - психолог



10.

Оперативно-профилактические мероприятия «Подросток», «Отчим»

по плану

социальный педагог


11.

Оперативно-профилактическое мероприятие «Безопасное детство»

в течение года

социальный педагог


12.

Рейды по местам скопления молодёжи, с целью пресечения, употребления несовершеннолетними алкогольной продукции.

октябрь, февраль, март, июнь

социальный педагог

Инспектор ОУУП и ПДН ОМВД, уполномоченный по правам детей

13.

Работа службы медиации

в течение года (по отдельному плану)

социальный педагог, педагог-психолог, зам. по ВР



14.

Курсы для родителей несовершеннолетних обучающихся по основам детской психологии и педагогики:

- Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников.

- Почему подростку так нелегко с самим собой?

- Психологическое обеспечение эмоциональной безопасности детей

-Если в семье конфликт. Профилактика конфликтных ситуаций в семье.

-Цели подростка или "зона ближайшего развития"

-Как стать идеальным родителем своему ребёнку


течение года



Сентябрь

1-2 неделя


Октябрь 1-2 неделя


27.10.2017



25.12.2017-

26.12.2017



24.03.2018

31.05.2018

педагог-психолог



















15.

Памятки для родителей с целью устранения причин и ситуаций катализаторов суицидального поведения:

- «…Если у ребёнка конфликт со сверстниками».

- «…Если у ребёнка конфликт с педагогом».

- «…Если у ребёнка острое переживание позора».

- «…Если у ребёнка конфликт с законом. Страх наказания».

- «…Если у ребёнка страх предстоящих испытаний».

в течение года по необходимости

педагог-психолог, социальный педагог





16.

Работа с родителями, уклоняющимися от воспитания детей, ведущих асоциальный образ жизни.

в течение года

зам директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, кл. рук-ли



17.

Месячник профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.



февраль

зам.директора по УВР.,ВР., социальный педагог. педагог, кл.рук-ли, воспитатели.

18.

Работа социально-психологической службы:

- Выявление детей группы риска по показателям (школьной или социальной дезадаптации, девиантного, суицидального поведения) - Организация профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних. - Особенности и причины формирования личности трудновоспитуемого подростка. Коррекция поведения трудновоспитуемого подростка - Влияние отклонений в психическом развитии в формирование личности. -Причины, сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних. - Организация деятельности школы-интерната по профилактике употребления психоактивных веществ несовершеннолетними. - Социальная ситуация в подростковом возрасте в условиях семьи. - Анализ организации здоровьесберегающего пространства в школе-интернате.



ноябрь





ноябрь



ноябрь







декабрь





март







май



социальный педагог





педагог-психолог





социальный педагог







педагог-психолог





педагог-психолог



социальный педагог



рук. творческой группы



19.

Инструктирование родителей (законных представителей), по охране жизни и здоровья воспитанников.



ежеквартально



воспитатели



20.

Оказание содействия, направлению на стационарное лечение, подростков с неадекватными психическими проявлениями, расстройством личности, эмоционально-неустойчивым типом поведения



в течение года

соц. педагог;

педагог – психолог;

классные рук - ли



21.

Психодиагностическая деятельность

1.Выявление детей и подростков с отклоняющим от нормы поведением. 2. Диагностическое обследование обучающихся группы суицидального риска. 3. Диагностика склонности к вредным привычкам. 4. Изучение эмоционального состояния обучающихся, воспитанников, отношения. 5. Изучение психологического климата в детском коллективе. 6. Изучение отношения подростков к наркотикам 5-9 классы. 7. Изучение индивидуально - типологических особенностей обучающихся среднего звена. - Особенности и тип темперамента; - Акцентуация характера; 8. Изучение детско – родительских отношений.

9.Социально-психологическое тестирование 5-9 классов «Отношение к вредным привычкам»

в течение года

октябрь

март

ноябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

февраль

март

апрель

май









педагог – психолог



22.

Разработка и реализация индивидуальных программ психологического сопровождения, обучающихся “группы риска».



в течение года



педагог - психолог





23.

Индивидуальная и групповая коррекционно-профилактическая работа с обучающимися находящимися в социально опасном положении, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.





в течение года



педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители



24.

Привлечение к работе правоохранительные органы, социальные службы, орган опеки и попечительства, врача-психиатра

в течение года

администрация школы – интерната, социальный педагог, медсестры

25.

Проведение совета профилактики

2 раза в месяц

социальный педагог

26.

Классные часы с обучающимися с 1по 9 класс: - «Учимся строить отношения». - «Настроение на отлично». - «Умей ценить настоящее». - «Не навреди себе». - «Твой организм - твоё богатство».


в течение года





педагог-психолог, классные рук-ли

27.

Тематические беседы и дискуссии с 7-9 классами: - «Социальные роли человека».

- «Причины детской и подростковой жестокости».

-«Семья – это то, что всегда с тобой».

- «Конфликты: стратегии выхода».

- «Как противостоять давлению среды».

- «Проектируем своё будущее».

- «Вечные ценности в жизни человека».



в течение года

педагог-психолог, социальный педагог, уполномоченный по правам ребёнка, классные руководители

28.

Психологические занятия с элементами тренинга:

- Как повысить свою самооценку.

- Способы преодоления стресса.

- Доверие в общении. - Раскрась жизнь яркими красками! - Чувства и способы их выражения. - Конфликты с друзьями, сверстниками, одноклассниками и способы их разрешения. - Отношения между мальчиками и девочками. - Конфликты с учителями и способы их разрешения. - Я и другие. - Поведенческие риски, опасные для здоровья. - Переживания острых негативных эмоций и стрессовых состояний. - Поведение в экстремальных ситуациях.

в течение года

педагог-психолог

























29.

Обучающие практикумы ( для обучающихся младшего, среднего и старшего возраста) в рамках программы превенции детско-юношеской суицидальности:

- «Как быть, если оказался в ситуации конфликта с педагогом».

- «Как быть если оказался в ситуации конфликта со сверстниками».

- «Что делать, если одноклассники игнорируют, отвергают, объявили бойкот».

- «Безответно влюбился. Как быть».

- «Серьёзные проблемы со здоровьем, как быть».

- «Как пережить невосполнимую утрату»

в течение года (по необходимости)

Классные руководители, воспитатели



30.

Организация выставок периодической печати журналов и газет направленных на формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни


в течение года

библиотекарь

31.

Конкурсы плакатов и рисунков:

- «Мы выбираем жизнь».

- «Быть здоровым - это здорово»

- « Выбор за тобой»

октябрь, март, июнь

Старшая вожатая

32.

Проведение занятий посвящённых: - «Дню толлерантности». - «Всемирному дню прав ребёнка». Проведение уроков: - «Имею право знать». - «Детский телефон доверия»

октябрь ноябрь

март май

педагог-психолог

33.

Проведение мониторинга эффективности деятельности по профилактике суицидального поведения обучающихся в школе-интернате

январь, июль

педагог - психолог









Критерии оценки эффективности реализации программы

  • Выявление и поддержка детей в трудных жизненных ситуациях;

  • расширение репертуара способов выхода из кризиса;

  • оказание опосредованной помощи детям через взрослых;

  • умение использовать педагогами, родителями теоретические знания об особенностях суицидального поведения и способах «самопомощи» при возникновении критических ситуаций;

  • развитие у обучающихся способности к саморегуляции, самоконтролю;

  • изменения личностных установок в отношении суицида;

  • повышение уровня психологической защищённости;

  • применение методов психологической защиты;

  • формирование положительных установок во взаимоотношениях подростка и взрослого.

  • оптимизации детско-родительских взаимоотношений


Заключение. Результатом эффективной работы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся, является создание благоприятной психолого-педагогической обстановки, комфортного климата для обучения в школе-интернате; выявление на раннем этапе несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, включение их в профилактические программы; снижение количества детей с девиантным поведением, в том числе и суицидального риска, предупреждение суицидальных попыток, рецидивов и возникновений осложнений.






Литература:

1. «Письмо» Минобрнауки России от 18.01.2016 N 07-149
"О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида"

2. Программа профилактики суицидального поведения подростков "Перекресток"

3. Методические рекомендации по организации обучения

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации

от 18 ноября 2013 г. № ВК-843/07.


4. Материалы Международного дистанционного модульного социально-образовательного проекта «Социальное здоровье нации».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гайворонская Елена Геннадьевна

Дата: 31.08.2018

Номер свидетельства: 476826

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства