kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа профилактики жестокости и насилия среди подростков проживающих в условиях центра помощи детям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным результатом проведения профилактической работы (использование данной программы)  по предупреждению насилия  в центре является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода

Просмотр содержимого документа
«программа профилактики жестокости и насилия среди подростков проживающих в условиях центра помощи детям»





ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В МБУ «Степнинский центр помощи детям»















Степное.


2016г





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Актуальность проблемы. Проблема насилия и жестокости над детьми за последние годы в нашей стране стала особенно актуальной. Жестокое обращение с детьми в семье, школе, со стороны сверстников - это драматический пример полного распада семьи с одной стороны, и насаждение агрессивности, как нормы поведения в школе и микросоциуме - с другой.

Такое поведение включает в себя как намеренные, непреднамеренные действия, так и недосмотр. Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение потребностями ребенка, эмоциональное насилие.

Многие взрослые, дети, проявляющие жестокость к окружающим, как правило, сами ранее подвергались подобному обращению. Психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе - прямо или косвенно - какое-то из ее проявлений.

В нашем центре помощи проживают дети, которые ранее находились в социально-опасном положении: их родители злоупотребляли спиртными напитками, дети проживали в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. Многие из них подвергались физическому, эмоциональному насилию. Подобный негативный опыт не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями.

Агрессивные тенденции, жестокость в поведении особенно отчётливо проявляются у детей, подвергшихся насилию в асоциальных семьях. Они подражают в жестокости взрослым, не боятся, в определённой степени, наказания, а напротив, как бы провоцируют его. С детьми-лидерами ведут себя подобострастно, униженно, но не избегают общения с ними. С детьми слабее себя или с животными жестоки, издеваются над ними. У них наблюдаются аффективные настроения в виде дисфорических вспышек со злобой, копролалией, двигательным возбуждением, драчливостью с элементами аффективно суженного сознания в сочетании с преобладанием дистимического фона настроения вне приступов агрессии и псевдовзрослости в поведении. Их характеризует трусливость, подчинение сильным, льстивость, склонность к воровству, нередко бессмысленному, с тенденцией к порче вещей, формируется жестокость с элементами мучительства. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Перед администрацией, социально-психологической службой и педагогами центра стоит непростая задача в организации системы действий по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, имеющих негативный опыт насилия и жестокости и проявляющих склонности к агрессивному или девиантному поведению.

Эта задача решается по трём направлениям:

  • Административные меры по предупреждению жестокости и насилия в среде воспитанников.

  • Психологическая, педагогическая и социальная реабилитация и адаптация подростков, входящих в группу «риска».

  • Психологическая, педагогическая и социальная коррекция агрессивного поведения подростков, допустивших проявления жестокости и насилия по отношению к другим.

К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими, на наш взгляд, являются следующие:

Факторы риска, идущие от организации внутренней жизни центра :

как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», и попадает в группу «риска», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.

К внутренним факторам риска относятся: ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, не знание и не приятие социальных норм и ценностей, не умение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, не умение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Для решения обозначенных проблем администрации, социально-психологической службе и педагогам Степнинского центра помощи в первую очередь необходимо:

1) Грамотно квалифицировать психологический тип воспитанника, а отсюда и особенности выстраивания социальных отношений;

2) Внедрить в образовательное пространство учреждения новые формы и способы поддержки и сопровождения ребёнка с трудностями в развитии;

3) Создать условия для доверительных (дружеских) отношений между воспитанниками и взрослыми.

Реализация этих задач позволит своевременно определить психологический тип ребёнка, предусмотреть высокую степень психолого-педагогического сопровождения подростков с агрессивным или девиантным поведением и на образовательных встречах отработать общепринятые нормы общения, поведения, взаимодействия, действия.

Кроме этого, нам необходимо скоординировать деятельность всех специалистов, участвующих в процессе сопровождения, основанного на принципе непрерывности и систематичности психолого-педагогического воздействия.


Система психолого-педагогических действий профилактики


Система взаимоотношений субъектов воспитания непосредственным образом влияет на уровень агрессивности детей и подростков и частоту проявления актов жестокого обращения и насилия. На наш взгляд, изменить ситуацию может специально разработанная система психолого-педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы:

  • диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией;

  • консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и другими специалистами центра помощи детям;

  • консультативно-коррекционная работа с детьми и подростками, подвергшимися жестокому обращению;

  • информационно-образовательная работа с воспитанниками ;

  • формирование психоэмоциональной среды центра , которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами воспитательного процесса;

Мероприятия, направленные на сплочение сообщества учреждения:

  • улучшение психологического климата в коллективе центра ;

  • повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (воспитателей, педагогов дополнительного образования и др. специалистов);

  • повышение уровня коммуникативной культуры сообщества учреждения;

  • профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;

  • снижение асоциального поведения воспитанников;

  • развитие стрессоустойчивых качеств личности воспитанников;

  • формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стра­тегий и навыков поведения, а именно навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания психологической и со­циальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального про­странства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения;

  • направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способст­вующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективно­го поведения Я - концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам; собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее; умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспекти­вы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддерж­ку; осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим).

В содержание психолого-педагогического модуля включены:

  • психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения;

  • рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков;

  • рекомендации по работе с детьми, склонными к девиантному или агрессивному поведению;

  • рекомендации по профилактике тревожности и страхов у детей и подростков.

  • индивидуальная работа с ребенком.

Реализация всех этих условий имеют непосредственное и огромное значение для создания безопасной воспитательной среды учреждения.

В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум, позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития.

При работе с агрессивными подростками возможно использование следующих диагностических методик:

  • Опросник Басса-Дарки (агрессивность);

  • Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность);

  • Фрейбургская анкета на выявление склонности к агрессивному поведению;

  • Тест «Склонности к риску»;

  • «Шкала враждебности» Кука-Медлей;

  • Методика экспресс-диагностики невроза (К.Хек и Х.Хесс)

При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами (педагогами, воспитателями, воспитанниками) и работа с потенциальными жертвами (те же группы).

Система педагогических действий рассчитана на деятельность различных категорий педагогических работников: административные работники, педагоги-воспитатели, психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования и др. специалисты, работающие в центре.


Организация безопасной среды воспитательного процесса в центре.


Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в центре является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива педагогов и воспитанников центра.

Особенно ярко жестокое отношение педагогов к своим воспитанникам может проявляться в условиях временных детско-взрослых сообществ, а именно в центрах помощи детям . Жесткая педагогическая система, где взрослый - субъект деятельности, обладающий свободой воли и властью над объектом - бесправным воспитанником, лишенным даже возможности высказать свое мнение, позволяет обеспечить внешнюю дисциплину и порядок и держать под контролем ситуацию в учреждении, но одновременно провоцирует конфликты, жестокость и агрессивность детей (естественная реакция на внешнее давление), снижает авторитет педагогов и уровень доверия к ним. Подросток, временно лишенный родительской «крыши», оказывается без защиты и поддержки со стороны взрослых и вынужден либо защищаться сам всеми доступными ему способами (в основном агрессивными), либо покориться и принять роль «жертвы», что, в свою очередь, провоцирует новый виток агрессии. Так возникает цепная реакция проявления жестокости не только во взаимоотношениях между подростками и взрослыми, но и в общении детей друг с другом.

Многие педагоги прибегают к крику как к самому быстрому способу заставить ребенка или группу детей выполнять свои требования, особенно если речь идет о «трудных» подростках, когда дети уже привыкли к такому общению и не реагируют на замечания, высказанные спокойным голосом. Конечно, хо­роший воспитатель должен уметь владеть своим голосом и выбирать особую инто­нацию и тон для замечания. Совсем не обязательно кричать, достаточно изме­нить темп своей речи, сделать ее более акцентированной, увеличить паузы между словами. Недопустимо навешивать ярлыки на детей и предвзято относиться к воспитанникам. Тем более непозво­лительно критиковать подростков за их внешний вид только потому, что он не соответствует эстетическим представлениям педагога и переносить оценку с внешнего вида на ребенка в целом. При этом педагогу важно знать, что боль­шинство людей стремятся соответствовать тем ожиданиям, которые с ними связывают. Если педагоги ожидают более высо­ких интеллектуальных и нравственных достижений от своих воспитанников, они получают от них эти достижения.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в центрах целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. В наши задачи не входит глубокий анализ возможностей и недостатков КТД, но, думается, эта методика может способствовать решению проблемы насилия в подростковой среде нашего учреждения.

Организацию ненасильственного воспитательного процесса, на наш взгляд, необходимо начинать с воспитателя, с его переосмысления профессиональных ценностей.

Умение адекватно реагировать на проявления насилия не дается педагогу-воспитателю даром. Педагогу следует распрощаться с иллюзией идиллической позиции, где ему отведена роль почитаемого всеми «ментора», и смириться с реальным положением дел, требующим от него быть постоянно настороже и по возможности предупреждать готовящиеся провокации. На уровне группы у воспитателя двойная функция: с одной стороны, ему положено руководить воспитанием, обучением и содействовать развитию детей, с другой – ему вменяется роль лидера. В ходе индивидуальных контактов он пытается войти в положение воспитанников, понять их проблемы и трудности, установить с ними доверительные отношения. В отношениях с вверенными ему воспитанниками педагогу-воспитателю отводится роль лидера группы. Чтобы воспрепятствовать победе теневых сил и не дать им возможности доминировать в атмосфере группы, ему необходимо стать выразителем противоположного архетипического полюса, выступить в качестве Супер-Эго, отрицающего насилие. В качестве лидера группы его интересует не столько отдельный конкретный ребенок, сколько характер и динамика настроений группы воспитанников в целом. В качестве лидера группы он определяет приоритеты.

Это, однако, означает, что ему постоянно приходится сталкиваться с чувством отчуждения. Дети не желают понимать указания педагога-воспитателя, изо всех сил сопротивляются, негодуют и протестуют. Педагогу трудно выдержать характер и остаться непреклонным. В глубине души дети испытывают потребность в лидере. Им нужен кто-нибудь в их группе, на кого они могли бы равняться. Это верно даже в том случае, если сами они предпочитают идти своим курсом. Только наличие точки отсчета в виде недвусмысленно заявленной и твердо отстаиваемой позиции воспитателя, наличие устойчивого противоположного полюса взглядов пролагает им путь к обретению собственных позиций и ритуалов и мобилизации собственных ресурсов в борьбе с агрессией и насилием.

Насилию в центре помощи детям необходимо противопоставить комплекс специальных мероприятий. Помешать волне насилия захлестнуть коллектив можно только совокупными усилиями всего педагогического коллектива.

Заявленная позиция педагогов имеет важнейшее значение в психологическом отношении. Педагогические установки становятся противовесом установкам самих детей. Они помогают им мобилизовать собственные силы. Не желая рабски копировать представления педагогов, дети обретают свою позицию в стремлении отстоять независимость, в борьбе с авторитетом взрослых. Помощь в данном случае сводится к мерам, способствующим разработке детьми собственных ритуалов по преодолению и ограничению агрессии.

Следующая мера, положительно зарекомендовавшая себя в случаях возникновения актов насилия в учреждении, заключается в предании этих инцидентов гласности. О случившемся должны быть проинформированы все – как педагоги, так и воспитанники центра. В учреждении должны знать все подробности инцидента и сопутствующие обстоятельства, знать имена участников. Насильникам становится ясно, что в результате своих поступков они приходят к изоляции от коллектива, что определенные акты насилия нетерпимы. Предание гласности имен виновников и всестороннее освещение инцидентов помогают детям почувствовать, где, по понятиям администрации и педагогов центра, пролегает граница дозволенного.

Предание гласности имен виновников ни в коем случае не должно оставаться единственной мерой. С агрессивными детьми и подростками необходимо проводить беседы. У них должна оставаться возможность интеграции в жизнь коллектива воспитанников учреждения.

Расширение профессионального самосознания педагога, формирование способности смотреть на процесс со стороны и готовность к изменению и инновациям, направленным на преодоление проблем воспитательного процесса может быть обеспечено тренингами социальных умений и практикумами педагогических действий, направленные на профилактику насилия в детском коллективе. 

Итак, в практику жизни нашего учреждения необходимо вводить новые педагогические технологии, такие, как деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность воспитанников и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер. Разрешить проблему насилия в среде проживания, жестокого обращения с несовершеннолетними можно только при совместной работе всех заинтересованных в этом участников воспитательного процесса.

Таким образом, прервать дальнейшую эскалацию насилия в отношении детей, на наш взгляд, способны следующие меры:

- обучение сотрудников центра методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-педагогической помощи нуждающимся в этом. Следует побуждать взрослых внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию завышенных ожиданий и снижая потолок требований к воспитанникам, моделировать позитивные подходы к ребенку и предлагая варианты решения возникающих проблем;

- разработка действенной процедуры и реального механизма защиты прав и интересов ребенка по личному обращению;

-создание системы взаимодействия всех социально-педагогических служб образовательного учреждения для оказания помощи детям и подросткам, страдающим от насилия;

- формирование безопасной образовательно-воспитательной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей, а также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к воспитанникам;

- активное внедрение в воспитательную практику учреждения новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности воспитанников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;

- формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности, расширение социально-психологической компетентности в целях снижения агрессивного поведения;

- обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений со сверстниками и в будущей собственной семье.



План мероприятий по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми в МБУ «Степнинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»



п/п.

Мероприятия

Срок

Ответственные

1.

Ознакомление воспитанников детского дома с правами и обязанностями.

сентябрь

Соц. педагог

Подставкина И.В.

педагоги-воспитатели

2.

Фрейбургская анкета на выявление склонности к агрессивному поведению у воспитанников

октябрь

педагог-психолог

Брагина Т.В. .

3.

Метод.объединение «Организация безопасной среды воспитательного процесса в образовательном учреждении».

октябрь


Зам. директора по УВР Халюзина И.Н.

4

Изучение с воспитанниками Конвенции о правах ребенка.

октябрь

Соц. педагог

Подставкина.И.В.

5

Круглый стол для пед.коллектива «С пониманием к детям».


октябрь

Директор

Бухтиярова М.Г.

Зам. директора по УВР Халюзина И.Н.

6

Беседа с воспитанниками «Мои права – мои обязанности»

октябрь

педагоги - воспитатели

7

Семейная гостиная «Детский дом – территория без насилия»

ноябрь

Зам. директора по УВР Халюзина И.Н.

педагоги-воспитатели

8

Деловая игра для пед. коллектива «Работа по профилактике жестокого обращения с детьми»

ноябрь


педагог-психолог

Брагина Т.В.

9

Оформление социальных плакатов «21 век –век ребенка» - к Всемирному дню ребенка (день принятия ООН Конвенции о правах ребенка)

20 ноября

Зам. директора по УВР Халюзина И.Н.

педагог-воспитатель Малясова С.Б.

10

Социально-психологический тренинг для воспитанников «Навстречу друг другу»

декабрь

педагог-психолог

Брагина.Т.В.

11

Совместная работа с прокуратурой г.Верхнеуральска. Беседа с воспитанниками помощника прокурора о защищенности прав и интересов воспитанников детского дома.

В течение года

Зам. директора по УВР Халюзина И.Н.

12

Психологическая диагностика сотрудников и воспитанников центра «Шкала враждебности Кука - Медлей»

декабрь

педагог-психолог

Брагина Т.В.

13

Дискотека для воспитанников «Музыка против насилия»

декабрь

Педагог доп. образования Тишина Е.В.

14

Беседа о правилах поведения и безопасности на улице и в общественных местах с воспитанниками


декабрь


педагоги-воспитатели

15

Заочное знакомство с уполномоченным по правам ребенка Челябинской области

декабрь

Соц. педагог

Подставкина И.В.

16

Интерактивная игра с воспитанниками «Что такое толерантность?»

январь

педагог-психолог

Брагина Т.В

17

Совместная работа с УВД г. Верхнеуральска

Встреча сотрудников милиции с воспитанниками по теме:

«Причины возникновения жестокого обращения с детьми»;

«Телефон доверия».


январь



май



Зам. директора по УВР Халюзина И.Н.

18

Круглый стол для педагогов «Воспитатель как источник насилия»

февраль

педагог-психолог

Брагина Т.В.

19


Совет профилактики детского дома по проблемам выявления агрессивного поведения по отношению друг к другу в среде воспитанников



в течение года

Зам. директора по УВРХалюзина И.Н..

Соц. педагог

Подставкина И.В.

педагог-психолог

Брагина Т.В.

20

Психологическая диагностика «Методика экспресс-диагностики невроза»


февраль

педагог-психолог

Брагина Т.В.

21

Социально-психологический тренинг для старших подростков «Эффективные способы разрешения конфликтов»


март

педагог-психолог

БрагинаТ.В.

22


Беседа «Основы здорового образа жизни»


март



Медики

Погорельская Н.П.

Хакимов Х.К.

23

Пед. совет «Признаки жестокого обращения с детьми. Поиски решения проблемы педагогического взаимодействия с агрессивными воспитанниками»


март

Зам. директора по УВР Халюзина И.Н .

педагог-психолог

Брагина Т.В

24

Практические занятия с пед.коллективом «Формирование личности ребенка как основа для противодействия насилию»


апрель

педагог-психолог

Брагина Т.В.

25

Проведение социальной рекламы по профилактике насилия на улицах .


апрель

Зам. директора по УВР Халюзина И.Н.

педагог-психолог

Брагина Т.В

26


Конкурс графити «Мир против жестокости»

апрель

Зам. директора по УВР Халюзина И.Н.

педагоги - воспитатели

27

Малая спартакиада «Мы вместе»

май

инструктор по физической культуре

28

Конкурс творческих поделок «Гармония - в цвете, гармония - в душе, гармония - в жизни».

май

Педагог доп. образования Сергеева А.В.





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. №4. С. 34-37.

  2. Бердникович Н.Ф. Насилие над детьми в семье // Проблемы выживания. 1999. №3. С. 24-33.

  3. Закирова В.Н. Развод и насилие в семье – феномены семейного неблагополучия // Социологические исследования. 2002. №12. С. 19-23.

  4. Дронова Т.Н. и др. Защита прав и достоинства маленького человека: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2001. 227 с.

  5. Карнейчик А.С., Смагина Л.И. Семья и насилие над ребенком // Семья: прошлое, настоящее и перспективы. Мн.: Научная литература, 2000. С. 61-67.

  6. Козлова Г.Л., Мирейчик Л.Н., Пряхина М.В. Насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения. Мн., 2003. 76 с.

  7. Козлова Г.Л., Пряхина М.В. Профилактика жестокого обращения с детьми// Адаптация и выживание. 2002. №12. С. 14-16.

  8. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика. 1998. N 5. С. 58-66.

  9. Насилие в отношении женщин и детей: анализ проблемы и пути ее решения в Республике Беларусь / Сост. И. Чуткова, С. Бурова, Э. Капитонова. Минск, 2003. 166 с.

  10. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н.М.Платоновой и Ю.П.Платонова. СПб.: Речь, 2004. 154 с.

  11. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г.Круга и др./ Пер.с англ. М: Издательство «Весь Мир», 2003. 376 с.

  12. Подойникова Л.П. Дети и насилие в семье: история и современность // Психология, 2003. №2. С. 14-17.

  13. Последствия насилия над детьми (профилактика и лечение): методические рекомендации. Мн., 1999. 34 с.

  14. Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: [Пробл. Профилактики жестокого обращения с детьми в семье] // Народное образование. 1995. N 5. С. 88-91.

  15. Смагина Л.И., Пряхина М.В. Социально-психологическая защита детей дошкольного возраста в ситуациях насилия // Проблемы выживания. 2000. №3. С. 104-109.

  16. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей / Под. ред. Ж.И.Мицкевич. Мн., 2002. 239 с.

  17. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.

  18. Социальные работники за безопасность в семье. Учебное пособие / Под. ред. М.И.Либоракиной. М., 1999. 144 с.

  19. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн., 1996. 192 с.




















ПРИЛОЖЕНИЕ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Международные и российские

нормативные и правовые документы в области защиты прав детей

До недавнего времени большинство международных документов о правах человека истолковывались настолько узко, что их нельзя было приспособить ко многим проблемам, касающимся женщин и детей, в частности насилия в семье. Но за последние годы активисты - правозащитники отстояли, а международные органы признали более широкую интерпретацию правозащитных документов и норм.

Основным международным документом по правам ребёнка является Конвенция о правах ребёнка. Это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права ребёнка наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивает равную степень их важности. Конвенция о правах ребёнка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исключением двух.

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Статья 3

Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статья 5

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Статья 6

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 8

Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

Статья 9

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

2. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Статья 12

Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Статья 19

1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Государства, ратифицировавшие эту Конвенцию, должны принимать все меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психического насилия.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гарантирует равенство прав и свобод ребёнка независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

К законодательным документам, регулирующим права и свободы человека вообще, а также непосредственно женщин и детей в нашей стране относятся:

1. Конституция Российской Федерации

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.


Статья 21

Достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 22

Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.



2. Семейный кодекс Российской Федерации

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Защита детей от злоупотребления со стороны родителей

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Такими мерами являются: ограничение родительских прав, лишение родительских прав и отобрание ребенка.

Ограничение родительских прав - это временная мера, которая обычно применяется в целях предупреждения какой-либо опасности, грозящей жизни, здоровью ребенка либо его воспитанию (психическое расстройство или иное хроническое заболевание родителей, стечение тяжелых обстоятельств и т.д.).

В соответствии со ст. 73 СК РФ, ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения, является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Лишение родительских прав является исключительной мерой, которая применяется в случаях, когда изменить поведение родителей (одного из них) в лучшую сторону уже невозможно.

Лишение родительских прав возможно только в судебном порядке и только в случаях прямо предусмотренных в законе. Так, в соответствии со ст. 69 СК РФ, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физи­ческое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность.

3.Уголовный кодекс Российской Федерации

В статьях 134, 135 говорится об уголовной ответственности за половое сношение с лицом, не достигшим совершеннолетия, а также за развратные действия с несовершеннолетним. К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающий своего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничество. Кроме того, в Уголовном кодексе установлена ответственность родителей и иных лиц, обязанных осуществлять надзор за детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким отношением с детьми.

4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создание правовых и социально-экономических условий для реализации прав и интересов ребенка, защита его прав в различных сферах жизнедеятельности. Особое внимание при этом уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: детям - жертвам насилия, детям, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть их самостоятельно или с помощью семьи.

Государство имеет право вмешаться во внутреннюю жизнь семьи и брать на себя функции защиты, когда семья превращается в источник эксплуатации и злоупотреблений.

Однако, нормативно-правовые акты, действующие сейчас в Российской Федерации в отношении насилия над женщинами и детьми (в том числе домашнего насилия) направлены на ликвидацию последствий случившегося. Они начинают действовать только постфактум, когда вред уже нанесен.

Специального закона о предотвращении насилия в семье в России пока нет, хотя попытки разработать его предпринимаются уже почти 10 лет. Основной смысл большинства положений всех появившихся законопроектов - профилактика и предупреждение домашнего насилия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Брагина Татьяна Васильевна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351385

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства