Программа: "Первичная, вторичная и третичьная профилактика суицида"
Программа: "Первичная, вторичная и третичьная профилактика суицида"
В последнее время участились случаи суицида среди детей и подростков, поэтому возникла необходимость в выработке системы мер предотвращения и профилактики суицидальных поведенческих проявлений. Поскольку такие проявления связаны с неблагополучным психическим и психологическим состоянием ребёнка, очень важно выявить вовремя причину неблагополучия и принять меры для стабилизации и улучшения ситуации.
Причины суицида возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, изменения в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля родителей за поведением детей. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребёнка: авторитарным, командно-административным стилем отношений. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, эмоциональной сфере, личностно ценностным ориентациям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа: "Первичная, вторичная и третичьная профилактика суицида"»
Программа
психологической профилактики суицида среди детей и подростков в МОБУ «СОШ №
Пояснительная записка.
В последнее время участились случаи суицида среди детей и подростков, поэтому возникла необходимость в выработке системы мер предотвращения и профилактики суицидальных поведенческих проявлений. Поскольку такие проявления связаны с неблагополучным психическим и психологическим состоянием ребёнка, очень важно выявить вовремя причину неблагополучия и принять меры для стабилизации и улучшения ситуации.
Причины суицида возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, изменения в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля родителей за поведением детей. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребёнка: авторитарным, командно-административным стилем отношений. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, эмоциональной сфере, личностно ценностным ориентациям.
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания: негативное воздействие на подрастающее поколение средств массовой информации, социальная дифференциация, высокий уровень наркомании, детской и подростковой преступности.
Всё это подрывает уверенность ребёнка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, формирует чувство незащищённости и одиночества, что может перейти в попытку суицида.
Педагог-психолог имеет возможность с помощью диагностических исследований, наблюдения за учениками, бесед с учителями и родителями определить детей «группы риска» по разным факторам и принять меры по предотвращению стрессовых, неврозоподобных или иных проявлений, которые могут привести к суицидальному поведению. Конечно, не все проблемы могут быть обнаружены и не всегда есть возможность оказать необходимую помощь. Однако система наблюдения за психологическим состоянием детей в течение всего периода обучения в школе может помочь вовремя увидеть нарастание проблемы. Трудность возникает, если реактивное состояние возникает очень быстро и отреагировать на ситуацию нужно за короткое время. Этого времени может быть недостаточно. Телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122.
Положения программы.
В школе № 40 разработана общешкольная программа профилактики суицида, частью которой является программа психологической профилактики.
Профилактика осуществляется психологом со всеми участниками учебно-воспитательного процесса:
с детьми, их родителями, учителями, социальным педагогом, администрацией школы. При необходимости психолог сотрудничает с внешкольными учреждениями, которые могут оказать помощь как по профилактике суицидов, так и в работе с детьми «группы риска».
Организация психологической помощи:
- изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, отношения к учению, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития;
- выявление проблем семейного воспитания, психологическое консультирование с целью помочь ребёнку разобраться в проблемах;
- коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания и профилактики.
Важным профилактическим средством суицидальных проявлений поведения подростков является повышение стрессоустойчивости. Развивающая и коррекционная работа основывается на «Программе психологической профилактики стресса для подростков» ( сост. Болдырева Е.А.). Цель программы: формирование позитивного отношения к себе, повышение самодостаточности и как следствие повышение стрессоустойчивости.
Содержание программы.
Уровни профилактики суицида:
1 уровень.
Общая профилактика.
Цель: Повышение групповой сплочённости в школе, выявление проблем во взаимоотношениях учителей и учеников, родителей и детей. Создание эффективной модели взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
Поскольку причинами суицидов среди подростков часто являются нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению их в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию ( в культуре, спорте, искусстве, науке и т.д)
Мероприятия:
Социометрические исследования
1. Диагностика взаимоотношений в системах «Учитель – ученик», «Родитель – ребёнок», «Ученик – ученик»
Исследование уровня школьной мотивации ( выявление детей с низким уровнем и негативным отношением к школе)
2. Проведение классных часов, тренингов, развивающих занятий на темы «Здоровый образ жизни», «Способы преодоления конфликтных ситуаций», « Профессиональное самоопределение» и т.д.
3. Консультирование детей, родителей, учеников ( личностно-ориентированное, проблемно-ориентированное, решение - ориентированное, психотерапевтическое, профконсультирование и т.д.)
Вся работа педагога- психолога по сопровождению учеников в течение всего периода их обучения направлена на сохранение и укрепление психологического благополучия, а значит и на предотвращение ситуаций, приводящих к суицидальному поведению.
2 уровень.
Первичная профилактика.
Цель: Выявление групп суицидального риска, сопровождение детей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
К «группе риска» по суициду относятся подростки:
- с нарушением межличностных отношений, «одиночки»
- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие
- с затяжным депрессивным состоянием
- сверхкритичные к себе подростки
- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утра, от хронических или смертельных болезней
- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями
- из социально-неблагополучных семей – уход из семьи или развод родителей
- из семей, в которых были случаи суицидов
-
Мероприятия:
На основе полученных на 1 уровне ( общая профилактика) диагностических результатов выделяется «группа риска» по разным факторам, которые могут привести к суицидальному поведению. Для уточнения картины психологического и психического состояния детей, желательно провести диагностику суицидального поведения ( 3 методики).Нужно учесть, что данные методики подходят для старших подростков.
Диагностика суицидального поведения
Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии
Работа с родителями:
- повышение осведомлённости родителей о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации ( родительские собрания, круглые столы, консультирования, стендовая информация)
4. Взаимодействие с учителями:
- повышение эффективности взаимоотношений между учителями и учениками, снятие проблем и разрешение конфликтных ситуаций ( педагогические советы, консилиумы, консультирования, проигрывание разных возможных ситуаций, подбор теоретического материала по взаимодействию с детьми разного типа темперамента, с акцентуациями характера, с особенностями воспитания и т.д)
5. Взаимодействие с внешкольными образовательными, медицинскими учреждениями, психологическими центрами.
3 уровень.
Вторичная профилактика ( угрозы покончить жизнь самоубийством)
Цель: Предотвращение самоубийств, сдерживание чрезвычайной ситуации и работа после неё.
Мероприятия:
- Оценка риска самоубийства
- Оповещение родителей о ситуации, возможно обращение к психиатру, неврологу.
- Разбор случая с педагогами и выработка с ними стратегий и плана работы.
4 уровень.
Третичная профилактика ( работают медицинские работники, психотерапевты, школьный психолог)
Цель: Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация.
Обеспечение программы диагностическим инструментарием.
1 уровень. Общая профилактика.
5 классы. Диагностический минимум ( социометрия, уровень школьной мотивации, 8 факторов школьной тревожности) + изучение уровня развития познавательных способностей ( внимание, память, мышление)
6-7 классы ( индивидуальная диагностика) в зависимости от проблемы – запрос родителей, педагогов, учеников, психолога
9,10 классы – Диагностический минимум ( социометрия, учебная мотивация, тревожность)
8- 11 классы Профессиональное самоопределение учащихся ( методики и программа в папке по профориентации учащихся)
2 уровень. Первичная профилактика.
Диагностика детей:
3 методики по определению психологического состояния детей:
2. Методика экспресс-диагностики невроза К.Хекка и Х.Хесса.
3. Диагностика психических состояний и свойств личности. Шкала депрессии.
Диагностика внутрисемейных отношений:
- Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Оценка матери сыном, оценка отца сыном, оценка матери дочерью, оценка отца дочерью) Е.И.Рогов Настольная книга практического психолога, т. 2, с.144
- Опросник родительских отношений и реакций Е.Шефера. Е.И.Рогов, т.2 ,с.165
Диагностика педагогов: Е.И.Рогов Настольная книга практического психолога.,т.2.
- «Оценка профессиональной направленности личности учителя»
- «Оценка способов реагирования в конфликте»
- «Барьеры педагогической деятельности»
- Вопросник «Анализ учителем особенностей стиля своей педагогической деятельности» и др.
Перечислены основные диагностические методики. В работе может применяться и другой диагностический инструментарий в зависимости от необходимости ( по решению психолога).