kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа: "Первичная, вторичная и третичьная профилактика суицида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время участились случаи суицида среди детей и подростков, поэтому возникла необходимость в выработке системы мер предотвращения и профилактики суицидальных поведенческих проявлений. Поскольку такие проявления связаны с неблагополучным психическим и психологическим состоянием ребёнка, очень важно выявить вовремя причину неблагополучия  и принять меры для стабилизации и улучшения ситуации.

Причины суицида возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, изменения в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля родителей за поведением детей. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребёнка: авторитарным, командно-административным стилем отношений. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, эмоциональной сфере, личностно ценностным ориентациям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа: "Первичная, вторичная и третичьная профилактика суицида"»



Программа

психологической профилактики суицида среди детей и подростков в МОБУ «СОШ №


Пояснительная записка.

В последнее время участились случаи суицида среди детей и подростков, поэтому возникла необходимость в выработке системы мер предотвращения и профилактики суицидальных поведенческих проявлений. Поскольку такие проявления связаны с неблагополучным психическим и психологическим состоянием ребёнка, очень важно выявить вовремя причину неблагополучия и принять меры для стабилизации и улучшения ситуации.

Причины суицида возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, изменения в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля родителей за поведением детей. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребёнка: авторитарным, командно-административным стилем отношений. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, эмоциональной сфере, личностно ценностным ориентациям.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания: негативное воздействие на подрастающее поколение средств массовой информации, социальная дифференциация, высокий уровень наркомании, детской и подростковой преступности.

Всё это подрывает уверенность ребёнка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, формирует чувство незащищённости и одиночества, что может перейти в попытку суицида.

Педагог-психолог имеет возможность с помощью диагностических исследований, наблюдения за учениками, бесед с учителями и родителями определить детей «группы риска» по разным факторам и принять меры по предотвращению стрессовых, неврозоподобных или иных проявлений, которые могут привести к суицидальному поведению. Конечно, не все проблемы могут быть обнаружены и не всегда есть возможность оказать необходимую помощь. Однако система наблюдения за психологическим состоянием детей в течение всего периода обучения в школе может помочь вовремя увидеть нарастание проблемы. Трудность возникает, если реактивное состояние возникает очень быстро и отреагировать на ситуацию нужно за короткое время. Этого времени может быть недостаточно. Телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122.


Положения программы.

В школе № 40 разработана общешкольная программа профилактики суицида, частью которой является программа психологической профилактики.

Профилактика осуществляется психологом со всеми участниками учебно-воспитательного процесса:

с детьми, их родителями, учителями, социальным педагогом, администрацией школы. При необходимости психолог сотрудничает с внешкольными учреждениями, которые могут оказать помощь как по профилактике суицидов, так и в работе с детьми «группы риска».

Организация психологической помощи:

- изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, отношения к учению, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития;

- выявление проблем семейного воспитания, психологическое консультирование с целью помочь ребёнку разобраться в проблемах;

- коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания и профилактики.

Важным профилактическим средством суицидальных проявлений поведения подростков является повышение стрессоустойчивости. Развивающая и коррекционная работа основывается на «Программе психологической профилактики стресса для подростков» ( сост. Болдырева Е.А.). Цель программы: формирование позитивного отношения к себе, повышение самодостаточности и как следствие повышение стрессоустойчивости.


Содержание программы.

Уровни профилактики суицида:

1 уровень.

Общая профилактика.

Цель: Повышение групповой сплочённости в школе, выявление проблем во взаимоотношениях учителей и учеников, родителей и детей. Создание эффективной модели взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Поскольку причинами суицидов среди подростков часто являются нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению их в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию ( в культуре, спорте, искусстве, науке и т.д)

Мероприятия:

Социометрические исследования

1. Диагностика взаимоотношений в системах «Учитель – ученик», «Родитель – ребёнок», «Ученик – ученик»

Исследование уровня школьной мотивации ( выявление детей с низким уровнем и негативным отношением к школе)

2. Проведение классных часов, тренингов, развивающих занятий на темы «Здоровый образ жизни», «Способы преодоления конфликтных ситуаций», « Профессиональное самоопределение» и т.д.

3. Консультирование детей, родителей, учеников ( личностно-ориентированное, проблемно-ориентированное, решение - ориентированное, психотерапевтическое, профконсультирование и т.д.)

Вся работа педагога- психолога по сопровождению учеников в течение всего периода их обучения направлена на сохранение и укрепление психологического благополучия, а значит и на предотвращение ситуаций, приводящих к суицидальному поведению.


2 уровень.

Первичная профилактика.

Цель: Выявление групп суицидального риска, сопровождение детей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

- с нарушением межличностных отношений, «одиночки»

- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие

- с затяжным депрессивным состоянием

- сверхкритичные к себе подростки

- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утра, от хронических или смертельных болезней

- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями

- из социально-неблагополучных семей – уход из семьи или развод родителей

- из семей, в которых были случаи суицидов

-

Мероприятия:

На основе полученных на 1 уровне ( общая профилактика) диагностических результатов выделяется «группа риска» по разным факторам, которые могут привести к суицидальному поведению. Для уточнения картины психологического и психического состояния детей, желательно провести диагностику суицидального поведения ( 3 методики).Нужно учесть, что данные методики подходят для старших подростков.


  1. Диагностика суицидального поведения

  2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии


  1. Работа с родителями:

- повышение осведомлённости родителей о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации ( родительские собрания, круглые столы, консультирования, стендовая информация)

4. Взаимодействие с учителями:

- повышение эффективности взаимоотношений между учителями и учениками, снятие проблем и разрешение конфликтных ситуаций ( педагогические советы, консилиумы, консультирования, проигрывание разных возможных ситуаций, подбор теоретического материала по взаимодействию с детьми разного типа темперамента, с акцентуациями характера, с особенностями воспитания и т.д)

5. Взаимодействие с внешкольными образовательными, медицинскими учреждениями, психологическими центрами.


3 уровень.

Вторичная профилактика ( угрозы покончить жизнь самоубийством)

Цель: Предотвращение самоубийств, сдерживание чрезвычайной ситуации и работа после неё.

Мероприятия:

- Оценка риска самоубийства

- Оповещение родителей о ситуации, возможно обращение к психиатру, неврологу.

- Разбор случая с педагогами и выработка с ними стратегий и плана работы.


4 уровень.

Третичная профилактика ( работают медицинские работники, психотерапевты, школьный психолог)

Цель: Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация.





Обеспечение программы диагностическим инструментарием.


1 уровень. Общая профилактика.

5 классы. Диагностический минимум ( социометрия, уровень школьной мотивации, 8 факторов школьной тревожности) + изучение уровня развития познавательных способностей ( внимание, память, мышление)

6-7 классы ( индивидуальная диагностика) в зависимости от проблемы – запрос родителей, педагогов, учеников, психолога

9,10 классы – Диагностический минимум ( социометрия, учебная мотивация, тревожность)

8- 11 классы Профессиональное самоопределение учащихся ( методики и программа в папке по профориентации учащихся)


2 уровень. Первичная профилактика.

Диагностика детей:

3 методики по определению психологического состояния детей:

1. Шкала одиночества ( Д.Рассел, Л.Пепло, М.Фергюсон)

2. Методика экспресс-диагностики невроза К.Хекка и Х.Хесса.

3. Диагностика психических состояний и свойств личности. Шкала депрессии.

Диагностика внутрисемейных отношений:

- Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Оценка матери сыном, оценка отца сыном, оценка матери дочерью, оценка отца дочерью) Е.И.Рогов Настольная книга практического психолога, т. 2, с.144

- Опросник родительских отношений и реакций Е.Шефера. Е.И.Рогов, т.2 ,с.165

Диагностика педагогов: Е.И.Рогов Настольная книга практического психолога.,т.2.

- «Оценка профессиональной направленности личности учителя»

- «Оценка способов реагирования в конфликте»

- «Барьеры педагогической деятельности»

- Вопросник «Анализ учителем особенностей стиля своей педагогической деятельности» и др.


Перечислены основные диагностические методики. В работе может применяться и другой диагностический инструментарий в зависимости от необходимости ( по решению психолога).



Педагог-психолог: /Горобец Н.В./



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа: "Первичная, вторичная и третичьная профилактика суицида"

Автор: Баджурак Маргарита Вячеславовна

Дата: 17.03.2018

Номер свидетельства: 462235


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства