kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа корекции агрессивного поведения у школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

своевременная коррекция поведения в младшем школьном возрасте позволяет избежать трудностей в подростковом возрасте

Просмотр содержимого документа
«Программа корекции агрессивного поведения у школьников»



ГУ «Отдел образования Уланского района»


КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина»










РАЙОННЫЙ КОНКУРС

«Лучшая авторская программа» для школьных психологов




«Программа психокоррекции

агрессивного поведения у младших школьников »









Автор: Варгунина

Ольга Петровна










Қасым Қайсенова

2017 год


БЕКІТЕМІН: КЕЛЕСЕМІН: Ә/Б ОТЫРЫСЫНДА

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: ҚАРАЛДЫ: РАССМОТРЕНО Орта мектеп директоры ОТЖ дир. орынбасары НА ЗАСЕДАНИИ МО

Директор КГУ «Средняя школа имени Зам. дир. по УВР Хаттама №1

Сейфуллина" Протокол№1

Шакенова Б.Н.______________ Байсеитова Е.В.___________ Бондаренко Н.Е.__________

« » тамыз 2016 ж. « » тамыз 2016 ж. « » тамыз 2016 ж.







«Программа психокоррекции

агрессивного поведения у младших школьников »





Количество часов 8


Психолог Варгунина Ольга Петровна









2016-2017 учебный год












Пояснительная записка

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Ученые определили, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной и для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы учителя начальных классов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Статистика фиксирует как общее увеличение правонарушений несовершеннолетних, так и количество тяжких преступлений в этой возрастной группе. Да и вообще вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.

Исследования и многолетние на­блюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чер­той и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствую­щие ее проявлению. Дети, склонные к наси­лию, существенно отличаются от своих миро­любивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристи­кой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного по­ведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных мероприятий следует учитывать не только симптоматику (формы агрессив­ных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции в младшем школьном возрасте выступает игровая деятельность, специально орга­низуемая педагогом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический матери­ал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

Актуальность этой программы заключается в том, что учащимся предлагается своевременная коррекция агрессивного поведения на этапе поступления в школу и при необходимости во время обучения в начальных классах.

В соответствии с темой программы выдвинута следующая гипотеза: разработанная программа коррекционных занятий сможет снизить уровень агрессии у детей 6-10 лет, посещавших занятия, будет способствовать развитию эмоционально-личностной сферы младших школьников.


Цель проекта: коррекция агрессивного поведения младших школьников.

Задачи:

- осуществить комплексный подход к профилактике и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;

- оказать помощь в решении проблем агрессивного ребенка;

- снизить уровень агрессивности детей;

- создать благоприятные условия для адекватного восприятия и принятия детей с повышенной агрессией;

- оказать помощь родителям и педагогам в работе с агрессивными детьми.

Объект программы: поведение учащихся начальных классов.

Предмет программы: проявления агрессивности в поведении младших школьников.

Практическая значимость – научно-теоретические и эмпирические материалы программы, диагностический и коррекционный инструментарий позволят психологам, приобрести знания об основных формах агрессивных проявлений в поведении младших школьников; программа коррекции агрессивности у школьников 6-10 лет, позволяет оптимизировать межличностные отношения в группе и предназначена для оказания психологической помощи агрессивным детям.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г, Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, C.Мухина, Э.Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова). (Приложение 1)

Методы исследования агрессивности у детей младшего школьного возраста:

1.Ребенок глазами взрослого (опросник)

2.Анкета «Критерии агрессивного ребенка»

3.«Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой

4. Проективная методика «Несуществующее животное»

5.Опросник Басса-Дарки. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опрос-ником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.(Приложение 2)

Тематическое планирование занятий с детьми младшего школьного возраста по коррекции агрессивного поведения:

Тема занятия

Цели

Количество часов

1 занятие

Сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение, агрессию.

1

2 занятие

Научить использовать и понимать невербальные методы общения; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять мышечное напряжение; сплотить детскую группу; отработать навыки взаимодействия ребенка со взрослым; развивать навыки ориентации в пространстве; снять эмоциональное напряжение, агрессию; научить выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; снять эмоциональные и мышечные зажимы.


1

3 занятие

Научить чувствовать настроение группы; способствовать возникновению доверия к окружающим; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; сплотить детскую группу; установить положительный эмоциональный настрой в группе.

1

4 занятие

Установить положительный эмоциональный настрой в группе; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; развивать мышечный контроль; развивать навыки ориентации в пространстве; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; развивать тактильные ощущения.

1

5 занятие

Установить положительный эмоциональный настрой в группе; побуждать участников быть внимательными к действиям других; побуждать участников искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим; развивать эмпатию, умение соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения; развивать двигательную активность, координацию движений, умение контролировать свои действия; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию.

1

6 занятие

Развивать эмпатию, навыки общения, понимание чувств другого человека; научить контролировать свое поведение; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; обучать приемам саморегуляции.

1

7 занятие

Создать положительный эмоциональный климат в группе; научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; обучать приемам саморегуляции; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; развивать мышечный контроль.



1

8 занятие

Создать положительный эмоциональный климат в группе; побудить членов группы к проявлению творческой активности; развивать воображение; увеличить словарный запас; развить умение слушать и слышать другого человека; научить ориентироваться в состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; отреагировать отрицательные эмоции и агрессию; снять эмоциональное напряжение; развивать умение взаимодействовать со сверстниками.

1

Принципы проведения:

занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки. Все участники группы обеспечиваются раздаточным дидактическим материалом. Занятия проводятся за круглым столом или на ковре, в зависимости от упражнения. Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство. Желательно, чтобы дети были одного возраста

Оборудование:

круглый стол, мягкий мяч, магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), мягкие игрушки — манекены для ролевых игр, реквизит для игр и этюдов, ароматизаторы, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, пластилин, небольшие сувениры для поощрений, награждений, большой зонт, пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке,

Условия проведения программы:

занятия проводятся в группах численностью от 8 до 15 человек.

Данная программа состоит из 8 встреч, рассчитанных на 45 мин. каждая.

Коррекционная работа с агрессивными детьми во время тренинга проводится в 4 направлениях:

1 и 2 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

3 и 4 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

5 и 6 занятие - отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

7 и 8 занятие - формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Ход занятий

Структура занятия

п/п

Элемент тренинга

Комментарий

1

Ритуал приветствия

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой

2

Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры.)

Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

3

Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Ролевые игры, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.)

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2—4

4

Рефлексия занятия — оценка занятия. Арт-терапия, беседы

Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали)

5

Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветствия



Заключение:

коррекция и профилактика агрессивности у детей младшего школьного возраста должна быть направлена на преодоление испытываемых агрессивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрослыми, а также на формирование в сознании детей установки на сотрудничество и позитивное взаимодействие с окружающими.

Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразится:

1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.

2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между учащимися.

4. В снижении уровня агрессивного поведения.

5. В повышении культуры общения.

























Приложение 2


Список используемой литературы

1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в начальной школе ».

Москва изд-во «Сфера» 2003 год

2. Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений». Москва 1999 год.

3. Баркан А.И. «Его величество ребенок какой он есть».

Москва изд-во «Столетие» 1996 год

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия».

Санкт-Петербург изд-во «Питер» 2001 год

5. Копчёнова Е.Е. «Что стоит за агрессивностью дошкольников» Психолог в детском саду №1. 1999 год

6.Кэмпбелл Р. «Как справляться с гневом ребенка»

Санкт-Петербург изд-во «Мирт» 1999 год

7. Лешли Д. «Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы» Москва изд-во «Просвещение» 1991 год

8. Лоренц К. «Агрессия (так называемое зло)»

Москва изд-во «ПРОГРЕСС» 1994 год

9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

Санкт-Петербург изд-во «Речь» 2003 год

10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком».

Санкт-Петербург изд-во «Речь» 2003 год

11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых».

Санкт-Петербург изд-во «Речь» 2003 год

12. Можгинский Ю.Б. «Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика» Москва изд-во «Когито-центр» 2006 год
13.«Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой

Санкт-Петербург изд-во «Речь» 2000 год

14. «Психологический словарь» ( под ред.. Зинченко В.П, Сещерякова Б.Г. )

Москва изд-во «Просвещение» 1993 год

15. Раншбург Й., Поппер П. «Секреты личности»

Москва изд-во «Педагогика» 1997 год

16. Реан А.А. «Агрессия и агрессивность личности»

Санкт-Петербург изд-во «СпбГУ» 1996 год

17. Реан А.А. «Психология изучения личности»

Санкт-Петербург изд-во «Михайлов» 1999 год

18. Румянцева Т.Г. «Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке». Москва изд-во «Педагогика» 1995 год

19. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции» Москва изд-во «Академия» 1998год
20. Сло­варь: психология, (под ред. А.В. Петровского, М..Г. Ярошевского), Москва 1990 год.

21. Фрейд З. «Психология бессознательного»

Санкт-Петербург изд-во «Питер» 2006 год

22. Фромм Э. «Анатомия человеческой деструктивности»

Москва изд-во «АСТ» 2006 год

23. Фурманов И.А.. «Детская агрессивность : психодиагностика и коррекция».

Минск 1996 год

24. Чижова С.Ю. «Детская агрессивность»

Москва изд-во «Академия развития» 2003год























Приложение 2

Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников

Ребенок глазами взрослого (опросник)

Ф.И.О. ребенка____________________________________________________


Возраст____________Дата заполнения______________________________


Заполнил: родитель, психолог, педагог________________________________


Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрес­сивности у ребенка: 0 - нет проявлений агрессивности, 1 - проявления агрессивно­сти наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.


Признаки про­явления аг­рессивности у ребенка


Как проявляется агрессивность

Как часто наблюда­ется

Вегетативные признаки

• краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева

• облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

01234


01234

Внешние про­явления агрес­сивности

• кусает губы в состоянии раздражения

• сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

• сжимает губы, кулаки, когда обижают

• тревожное напряжение разрешается гневом

01234

01234


01234

01234

Длительность агрессии

• после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.

• после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин

01234


01234

Чувствитель­ность к помощи взрослого

• помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной аг­рессией

• помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

• замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

01234


01234


01234


• замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

• чувство неприязни к другим не корректируется извне

01234


01234

Особенности отношения к собственной агрессии

• ребенок говорит, что поступил "плохо", но все равно продолжает вести себя агрессивно

• ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия, как та­ковые

01234


01234

Недостаточ­ность в прояв­лении гуман­ных чувств

• стремится делать назло другим

• проявляет безразличие к страданиям других

• стремится причинить другому страдание

• у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий

01234 01234

01234

01234

Реакция на но­визну

• новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрес­сивности

• в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

01234


01234

Реакция на ог­раничение

• при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется

01234

Реактивность (чувствитель­ность к агрес­сии других)

• проявляет агрессивные реакции первым

• первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка

• проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других

• толкается, когда обижают

• бьет других детей, если ребенка случайно толкнули

01234 01234


01234


01234 01234

Чувствитель­ность к присут­ствию других

• ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведе­ние у ребенка

• присутствие других (детей, взрослых)

• провоцирует агрессивность у ребенка

• щиплется на глазах у всех

• толкает сверстника на глазах у всех

01234


01234 01234

0 1234 01234

Физическая аг­рессия, на­правленная на предмет

• ломает постройку на глазах у всех

• ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку

• ребенок бросает предмет об стенку

• ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры

• отрывает кукле руки, ноги

01234 01234


01234

01234



01234

Агрессия, на­правленная на сверстников

• толкает других детей в состоянии раздражения

• походя, мимоходом ударяет встречных

• бьет других детей в состоянии раздражения

• ударяет детей и внезапно успокаивается

• стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

• кусает других детей в состоянии раздражения

01234 01234 01234 01234 01234 01234

Агрессия, на­правленная на себя

• просит себя стукнуть еще раз

• берет на себя вину за других

• рвет на себе волосы

• щиплет себя в состоянии раздражения

• кусает себя в состоянии раздражения

01234 01234 01234 01234 01234

Агрессия, на­правленная на взрослого (в раннем и до­школьном воз­расте)

• бьет родителей по руке за то, что они не дают разбрасывать игрушки

• бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать иг­рушки и т.п.

• тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пре­сыщения

• в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком

• в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком

• царапает взрослого

• беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

• больно бьет ногой бабушку

01234


01234


01234


01234


01234


01234


01234 01234

Вербальная (словесная) аг­рессия

• говорит обидные, грубые слова детям

• говорит обидные слова взрослым

• говорит нецензурные слова детям

• говорит нецензурные слова взрослым

01234 01234 01234 01234

Агрессивность в виде угрозы

• замахивается, но не ударяет другого

• пугает другого

01234 01234

Агрессия на­правленная на животных

• щиплет кошку

• выкручивает кошке хвост

• специально наступает на лапы собаке

• отрывает крылышки насекомым

01234 01234

01234

01234

Агрессия раз­ных видов и направленно­сти

• агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направлен­ная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.)

01234

Неупорядочен­ные проявле­ния агрессии

• плюется в состоянии раздражения

01234


Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка, сложите полу­ченные баллы.

Уровень I - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.

Уровень II - от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении соб­ственным поведением.

Уровень III - от 134 до 201 балл. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как рас­стройством поведения и эмоций.

Уровень IV - от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется меди­каментозная помощь ребенку.

Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются ус­тойчиво не менее 6 месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого.

Анкета «Критерии агрессивного ребенка»
1. Временам кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на- оборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередко приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

Высокая агрессивность – 15-20 баллов,

Средняя агрессивность – 7-14 баллов,

Низкая агрессивность – 1- 6 баллов.


«Кактус» 
графическая методика М.А. Панфиловой

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству?

5.Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение

  • размер рисунка

  • характеристики линий

  • сила нажима на карандаш

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов

Интровертированность - изображен только один кактус

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус



Проективная методика «Несуществующее животное»

Ребенку дается инструкция придумать и нарисовать несуществующее животное, затем назвать его несуществующим именем.

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности, моторики доминантной руки), зафиксированное в виде графического следа движения (рисунка).

По своему характеру тест относится к проективной методике. Статистической проверке или стандартизации не подвергается, поэтому анализируется подобно свободному рисунку; результат анализа может быть представлен в описательных формах.

Экспериментальный материал.

Для исследования лучше использовать белый или слегка кремовый, не глянцевый лист бумаги; набор цветных карандашей средней мягкости.

Интерпретация рисунка.

При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у подростка агрессии, можно выделить следующие:

  • рот с зубами;

  • присутствие на голове дополнительных деталей (рога — защита, в сочетании с другими признаками агрессии);

  • когти, иглы, щетина;

  • контур фигуры выполнен в острых углах.

Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака.

Интерпретация данных проективной методики «Несуществующее животное».

Данные проективной методики «Несуществующее животное» фиксируются в форме таблицы или в письменном виде по следующим критериям:

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих; претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части — обратные показатели: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или заменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо — устойчивая тенденция к деятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).

Голова, повернутая влево — тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием (что именно, надо выяснить дополнительно).

Положение в фас, т. е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза.

Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха (японский рисунок после Хиросимы). Это значение особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — показатель истероидно-демонстративных манер. Для мужчин — женственные черты характера с подрисовкой радужки или зрачка совпадают редко. Ресницы — это также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только дает соответствующие реакции на окружающих: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя при этом своего положения).

Деталь «Рот» можно оценивать следующим образом. Приоткрытый рот в сочетании с языком — болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по отношению с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

На голове часто расположены дополнительные детали: рога — защита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии — спонтанный или защитно-ответный.

Перья — тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (опорная - ноги, лапы, постаменты). Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме — основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию, на существенные положения. В противном случае — поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений — особенно при полном или частичном отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединены совсем. Это характер контроля над своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног любых элементов в одной части — конформность суждений и установок в принятии решений, стационарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности, соответственно необычности формы, даже о творческом начале в норме или инакомыслии (ближе к патологии).

ЧАСТИ, ВОЗВЫШАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ, могут быть функциональные или украшающие. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Первые — это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, самораспространение с неделикатными, неразборчивыми утешениями окружающих, либо любознательность, «соучастие» как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем увлеченность своей деятельностью, смелостью мероприятий — соответственно значению символа (щупальца, крылья и т.д.). Вторые – демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность.

Хвосты — выражают отношение к собственным действиям или поступкам, или решениям, размышлениям, вербальной продукцией — по тому, повернут ли хвост вправо (+) на листе или влево (-), судят об окраске этого отношения, которая выражена в направлении хвоста. Вверх — уверенно, положительно, бодро. Хвост же, падающий вниз, показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т.д. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев. Особенно на пышные, длинные, разветвленные. Их направленность также имеет значение: вправо — по поводу своих действий и поведения, влево — по поводу своих мыслей, решений, пропущенного момента, собственной нерешительности.

КОНТУР ФИГУРЫ. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура). Это защита от окружающих. Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах; страх или тревога, если есть затемнение контурной линии; опасение и подозрительность, если поставлены щиты; «заслоны», направленные вверх - против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. Направленность: защиты вниз — против насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждений. Боковые — дифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), а слева — защита своих мнений, убеждений.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ оценивается количеством изображенных деталей: только ли необходимое, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.) с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию деталей (дополнительных). Соответственно, чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий: при астении — слабая, паутинообразная. Обратный же характер линии не является полярным (жирная с нажимом), это не энергия, а тревожность. Особенно обратите внимание на резко продавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревожность). Обратите внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.

ТЕМАТИЧЕСКИ животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное — представитель самого рисующего. УПОДОБЛЕНИЕ ЖИВОТНОГО ЧЕЛОВЕКУ, начиная с постановки животного в положение прямохождения (две лапы, вместо четырех и т.д.), кончая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки — свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Механизм сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Обратите внимание на акцент сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человеческой фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса. Редко и очень необычно обращает на себя внимание вмонтировка механических частей в живую часть животного — постановка на постамент, танковые или транспортные гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, проводов в тело или конечности, рукояток и клавиш, антенн и т.д. Это наблюдается, главным образом, у больных шизофренией и редко у глубоких шизоидов.

ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимает форму готового, существующего животного.

НАЗВАНИЕ может выражать рациональное соединение смысловых частей («Летающий заяц», «Бегемот»). Другие варианты словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («Реболетиус», «Воплиолярис»). Первое — рациональность, направленная установка на определенную ориентацию. Второе — демонстративность (разума, эрудиции). Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («Гряктер», «Лелые»), знаменующие легкомыслие. Наблюдаются и ироническо-юмористические названия («Рипочурка», «Давашпор», «Пузыриес»), характеризующие соответствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («Трутру»). Склонностям к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непомерно длинным названием.

Наличие тех или иных качеств говорит о том, что у подростка наблюдается агрессивное поведение

Опросник Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».

Опросник

  1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

  2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

  3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

  4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

  5. Не всегда получаю то, что мне положено.

  6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

  7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

  8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

  10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

  11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

  12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

  13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

  14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

  15. Часто бываю не согласен с людьми.

  16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

  17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

  18. В раздражении хлопаю дверьми.

  19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

  20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

  21. Меня немного огорчает моя судьба.

  22. Думаю, что многие люди не любят меня.

  23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

  24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

  25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

  26. Я не способен на грубые шутки.

  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

  29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

  30. Довольно многие завидуют мне.

  31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

  32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

  34. От злости иногда бываю мрачным.

  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

  36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

  37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

  39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

  40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

  41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

  42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

  43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

  45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

  46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

  47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

  48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

  49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

  50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

  51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

  52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

  53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

  54. Неудачи огорчают меня.

  55. Дерусь не реже и не чаще других.

  56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

  57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

  58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

  59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

  60. Ругаюсь только от злости.

  61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

  62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

  63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

  64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

  65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

  66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

  67. Часто думаю, что живу неправильно.

  68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

  69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

  70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

  71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

  72. В последнее время я стал занудой.

  73. В споре часто повышаю голос.

  74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

  75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов и интерпретация

Ответы оцениваются по 8 шкалам.

1. Физическая агрессия (k=11):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 9, 7

2. Вербальная агрессия(k=8):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

3. Косвенная агрессия (k=13):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 26, 49

4. Негативизм (k=20):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 4,12,20,28,

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 36

5. Раздражение (k=9):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 11, 35, 69

6. Подозрительность (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

7. Обида (k=13):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

8. Чувство вины (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67

Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.






























ГУ «Отдел образования Уланского района»


КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина»


Заявка на участие в конкурсе

на лучшую авторскую программу по психологии


Ф.И.О.

категория

стаж работы

должность

1

Варгунина Ольга Петровна

1

10 лет 9 мес

психолог





Директор школы Б.Шакенова


Исп. О.Варгунина

Тел 8 705 764 59 87





27




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Программа корекции агрессивного поведения у школьников

Автор: Варгунина Ольга Петровна

Дата: 24.04.2017

Номер свидетельства: 411225

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства