kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа личностно-ориентированной профилактики наркомании и социальной дезадаптации,повышения психологической устойчивости подростков к П.А.В. « Мы вместе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактическая программа "Мы вместе" направлена на решение следующих задач:создание условий для формирования у подростков авторской позиции по отношению к собственной жизни,сознательному и целенаправленному ее построению; повышение психологической устойчивости к П.А.В.; снижение тревожности в условиях группового негативного давления и сложных жизненных ситуациях;формирование установок на здоровый образ жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа личностно-ориентированной профилактики наркомании и социальной дезадаптации,повышения психологической устойчивости подростков к П.А.В. « Мы вместе» »





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Валуйки Белгородской области










Программа личностно-ориентированной профилактики наркомании и социальной дезадаптации, повышения психологической устойчивости подростков к П.А.В.

« Мы вместе»















2015г.

г.Валуйки





Еремина Татьяна Владимировна

Цель программы: создание условий для формирования у всех участников образовательной среды позитивной позиции в отношении мира, занятие активной, авторской позиции по отношению к собственной жизни, сознательному и целенаправленному ее построению. Повышение психологической устойчивости подростков и юношей к П.А.В. Формирование установок на здоровый образ жизни.

Задачи:

  • Расширение границ осознавания.

  • Стимуляция процесса рефлексии.

  • Повышение стрессоустойчивости, снижение тревожности.

  • Развитие навыков общения в условиях проблемных жизненных ситуаций.

Тренинговые занятия «Мы вместе». Занятие №1.

Цель:

  • Создание благоприятных условий для работы в группе;

  • Ознакомление с основными принципами работы, первичное освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия способами передачи и приема обратной связи.

Упражнение 1. Беседа о психологии.

Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Успех или неудача будет зависеть от нас самих. Мы собрались вместе в поисках самих себя.





Наше общение, то, что мы внесем в групповое пространство, только это и будет помогать пониманию себя. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые мы вызываем, друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогало каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, есть несколько принципов групповой работы.

Правила группы:

  1. «Здесь и сейчас».

Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, так как только через актуальные переживания и через групповой опыт человек монет познать себя.

  1. « Искренность в общении».

Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.

  1. «Стоп».

Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».

  1. «Я-высказывания».

В группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени.

  1. «Конфедициальность всего происходящего в группе»

Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы.





6.«Инициативы».

На занятиях мы не замыкаемся в себе, а обсуждаем любую тему, исходя из внутреннего запроса присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная.

Упражнение 2. «Знакомство».

Давайте познакомимся и сделаем это таким образом: каждый по очереди будет называть свое имя и одно из своих увлечений, хобби.

Упражнение 3. «Кто я?».

Цель: работа с «образом Я» в структуре «Я-концепции»

Участники пишут на листочках от 10 до 20 определений-ответов на вопрос «Кто я?» (10мин).После этого проводится работа с полученными ответами – анонимно или личностно.

Вопросы к участникам:

  • Легко ли было писать о себе? Почему?

  • Каких качеств больше: положительных, отрицательных, нейтральных? Почему?

  • Часто ли вы задумывались о вопросе «Кто я?»

  • Зачем задавать себе этот вопрос?

  • Интересно ли получать ответы? И т.д.

Упражнение 4. «Хлопки по кругу».

Цель: эмоциональная стабилизация группы, подготовка к дальнейшей работе.

Ведущий хлопает 1 раз в ладоши, и все участники двигаются в одну сторону по кругу, после 2р. (внезапно) в другую.

Вопросы к участникам после упражнения:

  • Почему ты ошибся?

  • Кто тебе помешал? и т.д.



Упражнение 5. «Ледокол».

Вступление:

Это упражнение поможет нам узнать больше друг о друге. Если сейчас мы еще чужие друг другу, то к концу упражнения это изменится. Мы узнаем что-то новое о каждом из нас. Я буду задавать вопросы, а каждый член группы будет отвечать на вопрос, по очереди по кругу.

Вопросы:

  1. На какое животное ты считаешь себя похожим и почему?

  2. Расскажи о своем лучшем дне в своей жизни.

  3. каковы ваши самые ранние воспоминания?

  4. Какое огорчение было самым сильным в вашей жизни?

  5. Чем бы вам хотелось заниматься через пять лет?

  6. Если бы у вас были 3 тыс. долларов, что бы вы с ними сделали?

  7. Назовите, пожалуйста, одну причину, по которой вам хочется находиться в этой группе и одну по которой не хочется быть здесь.

  8. Человек, о котором я узнал сегодня больше всего, это…

  9. Человек, который больше всех в этой группе мне понравился, это…

  10. Человек, в этой группе, который мне понравился меньше всех, это…

  11. С кем ты смог бы провести много времени на необитаемом острове, это… Почему?

  12. Человек в этой группе, о котором мне бы хотелось узнать побольше, это…

  13. Что бы я хотел получить от этой группы?

Занятие №2. Тема: «Знакомство с миром собственных эмоций»

Упражнение 1. «Здравствуй, я рад познакомиться».

Каждый из нас сейчас сделает себе визитку, т.е. укажет на карточке свое тренинговое имя, которым будет пользоваться на протяжении тренинга. Вам предоставляется в выборе имен полная свобода. Для этого вам дается 3 мин.

В течение последующих 10 мин. Вы приветствуете участников, начав диалог словами: «Здравствуйте, я рад с тобой познакомиться» и далее имя человека, которого вы приветствуете (по визитке).







Упражнение 2. «Я - чувствующий».

Цель: осознание множественности своих чувственных проявлений; развитие способности жить в негативных переживаниях.

Обсуждение проблем:

  • Откуда берется наше настроение?

  • Могут ли эмоции мешать?

  • Доверяете ли вы своим чувствам?

  • Что делать с напряжением?

  • Что такое скука?

  • Что такое тревога?

  • Что такое кайф?

Все участники после обсуждения проблем закрывают глаза. И пытаются почувствовать какая сейчас самая яркая эмоция доминирует? Откуда она взялась? Какие еще ощущения у вас есть? Откуда они?Давайте попробуем загадать в парах 1 эмоцию и жестами, мимикой выразить это состояние. (один загадывает, другой отгадывает).

Упражнение 3. «Белая ворона»

Цель: осознание чувств другого человека, путем невербальной коммуникации.Участники получают карточки, где только 1 ученик получит карточку «белая ворона».

Задача: Найти всем остальным эту «белую ворону», основываясь на правилах:

  1. Общаться нельзя даже жестами и мимикой.

  2. Нужно вжиться в состояние и понять кто «белая ворона».

  3. Кто ошибся, тот выходит из круга и наблюдает за происходящим со стороны.

Обсуждение:

  • Какие чувства вы испытали в игре?

  • На каком основании вы принимали решение?

  • Как вела себя «белая ворона»?

  • Что помогло или помешало ее найти?

Упражнение 4. «Розовый куст» (музыкальное сопровождение).

Цель: самораскрытие своих эмоциональных переживаний, их визуализация и проэкция.





Вступление к участникам:

Садитесь удобно, закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте себя в роли «Куста роз». Опишите его в уме.

Вопросы:

  • Какой вы куст? (цвет, размеры, корни)

  • Где растете? ( на окне, в горшке, в горах и т.д.)

  • Сколько вам лет?

  • Есть ли у него благодатная почва? Вы сами по себе растение или за вами кто-то ухаживает?

  • Растет ли еще что-нибудь рядом?

  • Что именно?

  • Не несет это в себе угрозу «кусту роз»?

  • Легко ли расти ему или оно испытывает трудности? Какие?

  • Что вы видите вокруг вас?

  • Куст какой – веселый, беспечный, злой, одинокий? Почему?

  • Есть ли шипы у куста? Если да, то для чего? (агрессия или самозащита)

  • Кто-нибудь заботится о кусте роз? Кто?

  • Хотел бы этот куст расти в другом месте?

  • Если да, то где и почему? И т.п.

Затем участники рисуют цветными карандашами куст роз. По желанию показывают его и рассказывают о нем.

Занятие №3. Тема:«Работа с я-концепцией».

Упражнение 1. «Нетрадиционное приветствие»(энергизатор)

Человек живет в мире стереотипов они помогают и мешают одновременно нам жить, т.к. обедняют ее. Давайте вспомним как каждый из нас в течение дня обычно приветствует другого человека? Я предлагаю попробовать испытать новые ощущения от нетрадиционного приветствия. Можно использовать слова, жесты, мимику. Участники приветствуют друг друга различными способами.

Рефлексия состояния.

Все участники делятся впечатлениями об эмоциональных ощущениях такого приветствия.







Упражнение 2. «Предмет похожий на меня»

Цель: расширить представление о себе.

Участникам предлагается выбрать по своему усмотрению один предмет, отождествляя его с собой, который отражал бы «его суть».

Необходимо рассказать каждому небольшой рассказ составленный ими.

Вопросы:

  • Объясни почему ты сделал этот выбор? В чем сходство?

  • Что ты чувствовал сравнивая себе с ними?

Упражнение 3. «Восковая палочка»

Цель:

  • переживание телесных ощущений в отношениях доверия-недоверия;

  • переживание поддержки других участников?

Все становятся в круг плотно друг к другу. В центре один участник – он «восковая палочка». Он закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники. В заключении ведется работа с чувствами, возникшими в результате выполнения упражнения.

Упражнение 4. «Доверяющее падение».

Цель:

  • переживание доверия при стрессовой ситуации;

  • работа с защитными механизмами.

Упражнение выполняется в парах. Один участник встает спиной к партнеру. Другой стоит лицом к спине и отходит на необходимое расстояние от него.

Когда готов первый, он падает назад, а другой его ловит. После Выполнения участники обмениваются чувствами в группе.

Упражнение 5. «Футболки»

Цель:

  • определить аспекты личности, которые обычно остаются открытыми;

  • поделиться особенностями своего самовосприятия, интерпретируя произведение своего творчества.





Участники получают нарисованные футболки. С лицевой стороны изображают свою личность такой, какой ее видят окружающие –«мое социальное я», а с тыльной стороны личность, какой она является для них самих –«мое тайное я». С помощью картинок, символов, слов и т.п. Каждый о своей футболке должен сказать несколько слов по истечении 20 минут. Участникам предоставляется возможность добровольно опосредованно, не напрямую рассказать о себе.

Необходимо оценить степень частности при выполнении этого упражнения. Очень важно побороть подростковый «нарцисцизм» и дать возможность высказаться и быть услышанными каждому участнику.

Занятие №4. Тема: « Развитие стрессовоустойчивости. Альтернатива гневу»

Цель:

  • изучить реакции на собственный гнев и на гнев других;

  • определить здоровые и нездоровые реакции на гнев;

  • обмен идеями по поводу адекватных способов взаимодействия с гневом.

Участниками заполняются рабочие материалы к упр. «Альтернативы гневу»

1.Когда я злюсь, я обычно…(опишите, что вы делаете)

2.Приносит ли такая реакция мне пользу? Почему да или почему нет?

3.Как выражают гнев в моей семье? (мама, папа, братья, сестры, другие важные люди)

4.Когда я испытываю гнев, по какой причине?

5.Как я могу улучшить свой способ справиться с гневом и порожденными чувствами?

Мозговой штурм для поиска ответа на вопрос: «Что ты делаешь, когда злишься?». Записывать ответы на доске. Каждую реакцию относить к «здоровой» или «нездоровой». Участники придумывают как можно больше возможных способов реагирования на гнев; например: успокаиваюсь, прячусь, кричу, ругаюсь, иду гулять, дерусь, курю, употребляю спиртное и т.д. Каждый ответ обсуждается и решается, какая реакция здоровая, а какая разрушаюшая, нездоровая, наносящая ущерб себе( суицид, употребление ПАВ) или направленное против других.Завершая обсуждение, участникам предлагается назвать «большую шестерку» эмоций: гнев, радость, печаль, страх, вина, одиночество.



Подкрепляется мыслб, что все эмоции просто существуют: они не могут быть хорошими или плохими. Хорошим или плохим может быть способ их выражения (пагубное пристрастие, агрессия и аутоагрессия).Предлагается на листе бумаги зарисовать в цвете все эмоциональное состояние. Предлагается каждым участникам альтернатива, позитивный способ выражения гнева в стрессовой ситуации, а также в следующий раз, когда они будут злиться, попробовать сделать что-то новое ( испробовать новый способ реакции на гнев и убедиться, что он будет здоровым). Подвести к выводу, что эмоциональные вспышки порождают состояние аффекта, когда человек с трудом контролирует себя. А результатом такого состояния становятся необдуманные поступки ( драка, суицид, проба наркотика) и влекущие за этим негативные последствия.

Занятие №5. Тема: «Видоизменение и ослабление стрессовых переживаний.»

Цель:

  • выработка индивидуальной и групповой психотехник устранения ослабления стрессовых переживаний,

  • поиск защитных механизмов.



Упражнение 1. Энергизатор « приятно сказать»…

Участники становятся близко друг к другу, образуя круг и притягивая руки к его середине.По команде все одновременно возьмемся за руки и сделать это нужно так, чтобы в каждой руке каждого оказалась чья-то одна рука. При этом нужно постараться не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. По сигналу все берутся за руки и после этого нужно сказать ласковое слово соседу справа.

Упражнение 2. «Жизнь- смерть»

Цель: работа с сопротивлением к переживанию стресса.Участникам дается по 2 листа, на которых они подписывают «Жизнь», «Смерть». На них участники рисуют свои представления об этих двух столь разных понятиях.









Рисуют свои ассоциации, визуализируют. Рассказывают индивидуально о соей работе. Вопросы после окончания рисования:

  • Что такое жизнь?

  • Для чего она дана тебе?

  • Чего в жизни твоей больше положительного или отрицательного?

  • Для чего стоит жить? Как жить?

  • Что такое смерть?

  • Что может спровоцировать ее в молодые годы?

  • Наркотики это жизнь или смерть?

  • Какие « плюсы» приносит употребление ПАВ?

  • Как может «навредить» здоровый образ жизни человеку?

Упражнение 3. «Точка отчета».

Участники изображают на листе (индивидуально) вертикальную линию, она ваша «личная жизнь». Ставят точку там, где «сейчас» они находятся (от рождения до настоящих дней). Затем им предстоит вспомнить самые важные события, моменты в жизни, котрые повлияли на становление их личности, запомнились им, были знаменательными. Они могли быть хорошими и плохими. Обозначить их в данный отрезок плюсами и минусами. Затем представить те события во временной перспективе. Их тоже нужно увидеть и отметить.Потом идет анализ положительных событий и отрицательных их соотношение. Желающие могут индивидуально рассказать о своем жизненном пути.

Упражнение 4. «Автобиография за 45 секунд».

Цель:

  • переживание несоответствия желаемого и возможного как стрессовой ситуации;

  • работа с переживаниями обиды и чувств вины.



Участникам дается задание написать коротко, лаконично свою биографию, в которой было бы понятно все о них. После этого говорится, что время рассказа биографии -45 сек. (использовать песочные часы). Реально очень трудно укладываться в это время так, чтобы рассказать о себе достаточно. В конце упражнения проводится обсуждение, обмен чувствами.







Упражнение 5. «Эпитафия».

Цель:

  • выработка индивидуальной психотехники ослабление и видоизменение стрессовых переживаний;

  • осмысление конечности своей жизни;

  • осмысление своей жизни и личного участия в ней.

Перед работой на листах бумаги обсуждаются вопросы:

  • Ради чего стоит жить на белом свете?

  • Удалось ли уже достичь за свои 16-17 лет чего-либо?

  • Какими достижениями можно гордиться?

  • Может ли человек управлять своей жизнью? Как именно?

  • Какие события «помогают» нам сократить эту единственную жизнь?

  • Курение, алкоголь, наркотики «продлевают» нашу жизнь?

  • Почему нет, не продлевают?

Вывод : ПАВ-яд для молодого развивающего организма! Далее участникам дается инструкция: «Попробуйте представить, что вас уже нет в живых на земле. У вас сейчас есть возможность написать себе эпитафию или надгробную надпись. Чтобы было понятно, что вы прожили не зря.

В конце упражнения обсуждаются мысли, чувства, тексты эпитафий, т.е. то, что каждый считает своим самым большим достижением. (представления человека о себе) Например: «Спешите жить, ведь жизнь одна», «Закончилась зебра жизни» и т.д.

Занятие №6. Тема: « Снижение деструктивной конфликтности»

Цель:

  • осознание собственной конфликтности;

  • выработка стратегий поведения в конфликта;

  • обучение анализа конфликтных ситуаций;

  • трансформация деструктивной конфликтности в конструктивную.

Упражнение 1. «Никто не знает».

Все сидят в кругу. У психолога в руках мяч. Он бросает мяч в руки участников, а те получив его завершают фразу «Никто из вас не знает, что я…» Создание в группе атмосферы доверия и откровенности.







Упражнение 2. «Титаник».

Цель:

  • Осознание конфликтной стороны личности, получение опыта активной борьбы.

Участникам дается инструкция : представьте вы плывете на корабле в южной части тихого океана. В результате полученной пробоины ваш корабль затонул. Но, к счастью, все, те, кто здесь присутствует, остались живы и благополучно добрались до необитаемого острова. К сожалению, на этом острове нет растительности и животных, есть только питьевая вода. С собой вы успели захватить нож и спички (есть еще деревянная лодка). Вы знаете, что через 3 недели за вами придет корабль, и вы сможете покинуть этот остров. Но для того чтобы прожить это время вам надо «съесть» одного человека. Сейчас в результате обсуждения вам нужно его выбрать.Идет свободное обсуждение, ведущий может задавать вопросы, давать комментарии. Смотреть за создающимися коалициями, способами психологической защиты и нападения, ролевыми позициями.

Вопросы к обсуждению:

  • Кто в группе ведет себя как жертва?

  • Кого в группе вы стали бы защищать и поддерживать?

  • Каким образом вы выбираете жертву?

Почувствуйте, что вы переживаете в позиции жертвы или нападающего.

Упражнение 3. «Вакцина от наркотика».

Цель:

  • Осмысление стратегии поведения в конфликтной ситуации и в ситуации выбора;

  • Диагностика межличностных отношений.

Участникам дается инструкция: Давайте представим, что все здесь присутствующие больны. Вы употребляете наркотики. Вы точно знаете (т.к. употребляете давно), что за этим через некоторое время появятся симптомы, которые повлекут за собой смерть, вы умрете. Но, к счастью, учеными была разработана вакцина, которая полностью позволит вылечить этот ваш недуг. Но на всех присутствующих ее не хватит, есть только 4 вакцины.







Ваша задача: в результате обсуждения найти тех людей, которые были бы достойны этой вакцины. Идет свободная дискуссия.Делаются комментарии ведущего. Рефлексия –состояние после выборов. Вопросы после выбора 4-х спасенных.

  • Каково быть спасенным? ( ваши ощущения)

  • Каково быть оставленным без вакцины?

  • Кому было трудно предложить себя для вакцинации?

  • Кому вы бы никогда не отдали вакцины?

  • Если бы у вас лично было все 4 вакцины, то кому бы вы их отдали?

  • Зачем спасать наркомана? (обоснование)

  • Ради чего вы выбирали или оставляли людей?

Упражнение 4. «Две стороны жизни».

Цель:

  • Осмысление своего права выбора жизненного пути;

  • Формирование установок на здоровый образ жизни.

Участники на двух листах ватмана рисуют две планеты. «Планету жизни» и «Планету смерти». В начале идет групповое обсуждение участниками название этих планет, их визуализация.

Вопросы:

  • Почему планеты так называются?

  • Как должна выглядеть каждая планета? Почему?

  • Какое будущее у каждой из них? Почему?

  • Какого они будут цвета, формы, размера? Каково людям жить на каждой из этих планет и почему?

  • Что ждет людей в будущем на планете «жизни»? Почему?

  • Что ждет людей и как будет развиваться планета «Смерти»?

  • Какой выбор делаете вы?

  • Где вы хотели бы остаться жить и ваши будущие дети?

Занятие №7. Тема: « Как быть с психоактивными препаратами»

Цель:

  • формирование жизненно важных целей для достижения здорового образа жизни;

  • моделирование различных стратегий поведения в ситуации в различных ролевых рамках;

  • развитие межличностного взаимодействия.





« Мы – верхушка общества»

Участникам предлагается представить себя в роли «верхушки общества».Вам будут розданы карточки, где будут определены ваши роли. Вы будете объединены в учреждения, которые должны будут предоставить свои способы борьбы с надвигающейся угрозой наркотизации молодежи. Даются карточки с названиями: образовательные учреждения, МВД, семья, религиозная организация, правительство, президенты, министерство, здравоохранение, учреждения дополнительного образования, МЭР города, социально-психологический центр, криминальные структуры(наркомафия ) и употребление ПАВ. Вам необходимо вжиться в роли, продумать тактику работы по проблеме зависимости молодежи от психоактивных веществ. Затем на заседании правительства, каждое ведомство выступает со своими предложениями по данной проблеме. После окончания выступлений всех подводится итог, делается вывод:Что жизнь наркозависимых (ПАВ) это не жизнь, а эрзац (замена) полноценной жизни, жалкое ее подобие. И право выбора остается за вами. Вы каждый выбираете свой жизненный путь. А каким он будет, решать только вам.

На доске рисунки: иллюстрация эмоционального состояния: НОРМА→ЭЙФОРИЯ→БОЛЬ

БОЛЬ→НОРМА→(только после приема ПАВ)

Занятие №8. Тема: «Депрессия и суицид»

Цель:

  • определить свои потери и поделиться ими;

  • определить факторы, которые могут способствовать депрессии;

  • развитие способности выражать свои чувства и переживания.

Упражнение 1.

Участникам предлагается вспомнить о том времени, когда они чувствовали себя по-настоящему несчастными в течение длительного времени.

На доске фиксируются ответы. Что именно привело к этому, например: чья-то смерть (домашнего животного), разлука с любимым человеком, развод родителей и т.д. Это объединяется одним общим понятием «потери». А результатом потерь часто является депрессивное состояние.



Участники по желанию рассказывают о своих «потерях», переживаниях, чувствах.После выступления всех желающих, на доске записываются эмоциональные реакции людей, испытывающих депрессию (безнадежность, беспомощность, горе, нежелание бороться, жить дальше) и т.п. Всем участникам предлагается нарисовать человека (себя) в состоянии глубокого горя, депрессии в цвете. Затем после просмотра рисунков, участникам раздаются вопросы для обсуждения:

  • Какие есть реакции на потери?

  • Какие самые распространенные? ( отрицание, подавленность, шок, отказ верить)

  • Как вы реагировали?

  • Кого вините в произошедшем?

  • Хотелось ли вам в этом состоянии покончить с жизнью? Почему?

  • Как вы думаете каковы признаки того, что человек готовится совершить самоубийство?

  • Почему суицид сильнее угрожает подростку, чем взрослому?

  • Что бы вы сделали, если бы вам показалось, что ваш друг заставил клятвою вас молчать, не выдать своего убийства?

  • Как человеку найти выход из кризиса духовного, состояния депрессии, с ее отягчающимися последствиями.

У человека есть защитные механизмы. Я расскажу о каждом из них, а вы подумайте, какой чаще всего вы (ваш организм) использовали при негативном эмоциональном состоянии.

1.Один из способов реагирования человека в критический период жизни – это «подавление» ( сознательном уходе от воспоминаний). Так, чтоб не думать о происшедшем вы идете в кино, читаете книгу и т.п. Это, конечно, касалось только «небольших проблем».

2.«Вытеснение» -бессознательной блокировкой от угрожающих мыслей.

3.«Уход» (отказ от учебы, расставание)

4.«Фантазирование» (уход в мир грез, где тебе хорошо)

5.«Регрессия» (возврат к ранним формам поведения, например швырять вещами).

6.«Искание истины» (самооправдание).

7.«Проекция» -(обвинение другого человека в своих собственных неудачах).

8.«Перенос» (перенос чувств на замещающий предмет, обвинение кого-то.

9.«Чувство юмора.»









Упражнение 2. «Моя личная проблема».

Цель:

  • переработка конкретных проблем в групповом процессе;

  • продуцирование проблем.

Участники пишут на небольших листах свою проблему, трудноразрешаемую для него. Они все собираются вместе. Ведущий зачитывает содержание проблемы (анонимно) и каждый, учитывая свой жизненный опыт и знания приобретенные на занятии ( способы психологической защиты) предлагает способ ее решения.

Занятие №9. Тема: « Как достичь цели в жизни»

Цель:

  • обработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

Упражнение 1. «Транспортное средство».

Цель: содействие в самораскрытии личности.

Участникам предлагается выразить себя необычным способом. Представить себя в виде фантастического транспортного средства. Нужно описать его внешний вид, его функции, назначение.

Упражнение 2. «По секрету».

У каждого человека есть самые сокровенные цели и желания. Мы о них стараемся не говорить в силу разных причин. Сегодня вы должны сформировать основные цели, которых вы хотели достичь в ближайшее время. Какие для этого нужно принять конкретные шаги? Когда будете готовы, найдите себе в группе человека, кому доверяете больше всего и поделитесь с ним своими планами на будущее. Этот лучший способ получить понимание и поддержку.

Упражнение 3. «Я хочу, я могу, чего от меня ждут».

Участники заполняют карточки, где искренне пишут ответы на вопросы. Ту цель, к которой каждый человек стремиться, то что он уже в действительности умеет, чем он ценен, и то что по его мнению ждут от него взрослые. Затем зачитываются карточки.





Идет обсуждение (индивидуальное-коллективное).

Упражнение 4. «Я в лучах солнца».

Каждый на отдельных листах рисует солнце. В центре нужно нарисовать себя или написать свое имя. На лучах от солнца написать фразы- установки: «Я сильный», « Я здоровый», «Я- достигну цели» и т.п.Это оптимистическая программа вашего будущего, своеобразный автопилот, который поможет вам в любых жизненных ситуациях.

Упражнение 5. «Формула любви к себе».

Я- это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что Я хозяин своей жизни. Я делаю выбор. Я принадлежу себе и поэтому я могу строить себя. И самостоятельно принимать решения. Моя любовь дает мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других.

Литература:

1.Волков Б.С. Психология ранней юности. –М. 2001

2.Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.-Изд-во «Питер». 2004

2.Людмила Анн. Психологический тренинг с подростками.- Изд-во «Питер». 2003

3.Сюзан Кэррэл. Групповая психотерапия подростков. - Изд-во «Питер». 2002

4.Коробкина З.В. Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи.- М. 2002

5.Березина С.В. Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.- М. 2001

6.Прутченков А.С. Тренинги личного роста.- М. «Поиск». 2000

7.Столяренко А.Д. Педагогическая психология.- Ростов – на - Дону. 2003






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ерёмина Татьяна Владимировна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства