Профилактика экстремизма у обучающихся 8-9 классов коррекционной школы
Профилактика экстремизма у обучающихся 8-9 классов коррекционной школы
тренинговое занятие проводится с целью воспитания у воспитанников отрицательного отношения к экстремизму,терроризму; чувства ответственности за судьбу человечества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика экстремизма у обучающихся 8-9 классов коррекционной школы»
Тренинговое занятие
Тема: «Профилактика экстремизма у обучающихся 8-9 классов коррекционной школы».
Возраст учащихся: 15-17 лет.
педагог-психолог МКОУ ИШИ Курбанова О.Г.
г. Избербаш
2024 г.
Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.
Задачи:
1.воспитание у воспитанников отрицательного отношения к экстремизму, терроризму; чувства ответственности за судьбу человечества; формировать гражданскую позицию подрастающего поколения.
2. рассказать о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме, объяснить его сущность, типы и цели;
3. развивать навыки ведения дискуссии и умение делать выводы; развивать самостоятельность суждений.
Оборудование:
Презентация (сопровождает весь урок) (прилагается)
Древо пожеланий, листики дерева (для рефлексии)
Листочки и ручки для работы в группах
Форма проведения: тренинговое занятие.
1 Введение:
Мы с вами граждане одного государства – Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди множества разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.
Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлений экстремизма и о том, как научиться быть толерантными и терпимыми друг к другу.
Экстремизм - это форма радикального отрицания существующих общепризнанных общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп.
Толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.
Патриотизм – это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждой к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм.
Терроризм(от франц. terreur — страх, ужас) насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложноков, убийство и др.) — против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения.
Возможно дать детям самим дать объяснение этим терминам. Совместно с учащимися обсуждается эмоциональная окраска этих понятий, и, отсутствие или наличие данных понятий в системе ценностей и мировосприятия каждого отдельно взятого учащегося.
3 Прохождение тестирования (Приложение 1).
4Чтение и обсуждение сказки (Приложение 2).
5Подведение итогов
Каждый из вас – хозяин своей жизни, своей судьбы.Вокруг Вас существует много сил, которые хотят использовать ваши способности, вашу решительность, но выбирая за кем идти – подумайте, какую плату от вас потребуют. Экстремистские организации предлагают борьбу за свободу, свержение существующей власти, «Россию для русских» и т.д. Но все это достигается путем террора, насилия, бессмысленных, жестоких убийств.
Это путь животных, а не людей. Никогда насилие не приводило к прогрессу нации. Это подтверждает история. Все великие военные империи – пали.
Перед вами открыты сейчас все пути – выберите путь мира, путь развития, путь создания своей жизни, а не разрушения чужой!
Мы против экстремизма!!!
(Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Наш разговор хочу начать с упражнения.
Упражнение «Чем мы похожи»
Процедура проведения: Ребята сидят в кругу. Учитель приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Алина, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Алина выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из ребят таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все мальчики и девочки не окажутся в кругу.
(Слайд 2)
Мы все разные и в этом наша самая большая ценность. Мы все разные кто-то любит читать, кто-то заниматься спортом, но нам хорошо вместе. Мы все друг другу нужны, и в чем то мы похожи!
Ролевая игра «Российский экспресс»
Оснащение: списки пассажиров для упражнения «Российский экспресс» на отдельных листах. (Приложение 1)
Каждый из нас время от времени ездит на поездах. Отправляясь в путешествие и покупая билет на поезд, Вы не знаете своих соседей (за исключением тех случаев, когда Ваши попутчики - родственники или друзья). Представьте, что сейчас у Вас есть возможность выбрать себе попутчиков в поездке до Владивостока».
Вам представляется список пассажиров.
«С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?». Участники индивидуально определяют три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора (5 минут).
Теперь я предлагаю вам разделиться на группы по три человека. Каждая группа представляет собой купе. Если участников четное количество, то некоторые группы можно объединить в четверки или двойки (нестандартное купе). Цель - выбрать четвертого попутчика (предпочтительный выбор) и определить с кем вся группа не поедет (непредпочтительный выбор). Обсуждение в микрогруппах длится 10 минут. После этого группа собирается вместе и представляет результаты.
Каждая из групп получает следующее задание:
1) назвать предпочтительный и непредпочтительный выбор по результатам обсуждения в микрогруппе;
2) рассказать об атмосфере, которая была, во время обсуждения, были ли разногласия в ходе обсуждения? Если да, то, по какому поводу? Все ли члены группы согласны с окончательным решением?
Ответы каждой группы ведущий записывает на доске. Подсчитывается результат и определяется лидер среди предпочитаемых и непредпочтительных выборов. Далее следует групповая дискуссия (15-17 минут).
Вопросы для групповой дискуссии:
Почему у разных групп ответы оказались разными?
Почему иногда ответы всех групп совпадали?
Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Какие чувства вы испытываете к этим людям (аффективный компонент установки)? Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях?
Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?
Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком?
Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
Как лучше всего поступать в таких случаях?
Некоторое время назад в наш лексикон прочно вошло страшное слово «экстремизм».
И сегодня в мире все чаще и чаще говорят о проблеме экстремизма и терроризма.
Давайте вмести разберемся, что это такое, и как не попасть под влияние экстремистов.
Ведь многое в этой жизни, зависит от нас самих.
Итак, как вы понимаете значение слова «экстремизм»?
(Ответы детей.)
Экстремизм, цель и его виды
Экстремизм (от фр. exremisme, от лат. extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.
Экстремизм многолик и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Различают этнический, политический, религиозный, экономический, межличностный и иные виды экстремизма, которые могут проявляться на уровне личности, группы, государства (общества).
Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию, которая основана на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В основе экстремизма лежит агрессия. Однако это неравнозначные понятия, так как по своей сути любой экстремизм агрессивен, но далеко не каждый случай агрессии равнозначен экстремизму.
Ребята, а что, по-вашему мнению, можно считать экстремистскими действиями?
Возможные ответы: хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, публичное разжигание национальной или расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.
Терроризм
Терроризм - это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
Терроризм – последняя стадия человеческого безумия, первым зернышком которого является экстремизм, т.е. провокация беспорядка, гражданское неповиновение и многое другое.
Суть терроризма – насилие с целью устрашения. И частью террористической тактики, направленной на вызов паники, страха у населения является теракт.
Ни для кого не секрет, что проблема распространения экстремизма и терроризма в российском обществе является фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности всего государства.
И мне хотелось сегодня вспомнить лишь немногие теракты, которые за последние 20 лет потрясли нашу страну. Только вдумайтесь в число невинно пострадавших во время терактов.
Захват больницы в Буденновске.
Захват около 2000 человек в больнице и роддоме города Кизляр (Дагестан).
Взрыв в девятиэтажном жилом доме в Каспийске.
В сентябре 1999 года взрывы в жилых домах прогремели во многих городах России: в дагестанском Буйнакске, на улице Гурьянова и на Каширском шоссе в Москве, в городе Волгодонск Ростовской области.
2000г. Взрыв в подземном переходе у станции метро "Пушкинская" в центре Москвы
2001г. Почти одновременные взрывы заминированных автомобилей в городах Минеральные Воды и Ессентуки и в деревне Адыге-Хабл в Карачаево-Черкессии.
9 мая 2002г. Взрыв в центре дагестанского города Каспийск, где проходили торжества по случаю Дня Победы.
23 октября 2002г. - Норд-Ост Захват более 900 человек в московском Театральном центре на Дубровке чеченскими сепаратистами.
2003г. Взрыв в переполненной студентами электричке, шедшей по маршруту Кисловодск - Минеральные воды, неподалеку от города Ессентуки.
Первое сентября 2004 года в школе №1 в городке Беслан. В результате
последовавшего штурма погибли 334 человека, 186 из них - дети.
2010г. Взрывы на станциях московского метро "Лубянка" и "Парк культуры"
3 апреля 2017 г. Теракт в Петербургском метрополитене на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт».
Давайте почтим память всех жертв теракта минутой молчания.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
А сейчас давайте попробуем представить себе портрет экстремиста - террориста.
(Работа в группах) После обсуждения каждая группа представляет свой портрет.
Портрет экстремиста – террориста:
1. Молодые люди от 14 до 22 лет (в редких случаях до 25-30 лет); (Мовсар Бараев, 23 года, захвативший заложников на Дубровке)
2. Агрессивные;
3. Жестокие;
4. Предпочитают силовые варианты при решении жизненных задач;
5. Стремятся идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов;
6. Нечувствительны к чужой боли, страданиям и потерям;
7. Лишены родительской заботы;
8. Познали раннее унижение;
9. Низкий уровень образования и общей культуры;
10. Стереотипное мышление;
11. Искаженное представление об историческом прошлом.
Молодежный экстремизм
Хочу обратить ваше внимание на возраст террористов. В последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской деятельности.
Молодежный экстремизм – это чуть ли не самая страшная проблема современности.
А как вы думаете, почему именно молодые люди становятся экстремистами? (Ответы ребят)
В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, отрицанием того, что говорят взрослые, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.
Способы вербовки и как не стать жертвой
А как, по-вашему, вербуют в экстремистские и террористические организации?
Возможные ответы: Через Интернет.
Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота виспользовании, мультимедийные возможности. Мессенджеры: WhatsApp и Viber.
Наиболее легко вербовке поддаются одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; имеющие серьезные нерешенные проблемы; романтики; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди,подвергающиеся различного рода дискриминации.
Мы тоже с вами можем испытывать одиночество, обиду, пустоту, непонимание и тому подобное.
Сейчас в интернете стоят специальные программы-роботы (боты), которые отслеживают такие высказывания: «Жить не хочется», «Надоело, ненавижу это государство», «Убил бы всех» и т.п. и дают специальную команду.
Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки в ИГИЛ, или другую вредную во всех смыслах организацию, вербовщики могут исследовать странички в соцсетях — это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей (в соцсетях — таких великое множество)…
Вербовщики — специально обученные люди (хотя, и необязательно профи), во время общения и взаимодействия (виртуального, а потом и реального) с потенциальным кандидатом для вербовки «прощупывают» его слабые места (условно говоря, «кнопки управления»…нитки, за которые можно дергать и манипулировать)…
Сегодня- одиночество – это главный союзник профессиональных вербовщиков».
И что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов?
(Возможные ответы)
Правила, чтобы не попасть под влияние экстремистов:
1. Ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!
2. Вербовщик вычисляет свою жертву путем анализа переписки в различных группах: мусульманских группах, группах, посвященных восточной культуре, группах брошенных жен, людей, находящихся в депрессии или испытывающих какие-либо трудности, например, имеющих задолженность перед банком, группах знакомств, группах по интересам, например, среди поклонников компьютерных стрелялок и даже на популярных городских форумах. Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней! Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: "Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай..."
3. Наметив себе несколько жертв, вербовщик начинает знакомиться с ними. Будьте внимательны, когда к вам "стучится" новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы! Ведь это может быть бот или вербовщик!
4. Если Вам пришло сообщение непонятного содержания с незнакомого номера, не отвечайте на него!
5. Сохраняйте осознанность, понимание, что с вами происходит сейчас.
Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем Вы мне это говорите?», «Для чего вам это нужно?».
6. Перепроверяйте любую информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая сводками МВД.
7. Не верьте простым и ярким обещаниям.
8. Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни один ИГИЛ, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов.
(Слайд 24)
Нужно помнить, что за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
(Слайд 25)
Помните! От экстремизма и насилия нас защищают полиция и ФСБ, но никто не защитит нас лучше, чем мы сами!
Подведение итогов (рефлексия)
(Слайд 26)
А сейчас я хочу, чтобы вы написали, была ли для вас наша беседа полезной или нет, что нового вы узнали, или может, какой-то совет, пожеланиедали бы своим одноклассникам и сверстникам.
Древо пожеланий и советов
На маленьких листочках в виде листьев дерева, ребята пишут свои пожелания и советы и прикрепляют их на заготовку в виде дерева.
(Слайд 27)
У экстремизма нет лица, нет религии, нет нации. Это то, что толкает тебя на плохие поступки. Это тяжелая ноша ответственности за последствия.
Мы против экстремизма!
Спасибо за внимание!
Берегите себя!!!
Необходимы материалы: ватман, маркер
Место проведения: классная аудитория
Для выполнения таких задач можно предложить следующие упражнения
Упражнение «До черты»
Я прошу вас, закрыв глаза, вслепую дойти до финишной черты, расположенной на расстоянии 5-6 м от старта, и остановиться тогда, когда они, с их точки зрения, окажутся максимально близко к ней, но не переступят ее. Ведущий и 2-3 ассистента следят, чтобы они не отклонились от прямолинейной траектории движения и не столкнулись с чем-либо (особенно если они не остановятся вовремя и продолжат движение за финишной чертой). Победителем считается тот, кто остановился максимально близко от черты, но не заступил за нее. Если позволяет время, желательно дать участникам по 2 попытки. Когда участников много, целесообразно разделить их на несколько групп по 6-7 человек, каждая из которых стартует отдельно.
Смысл упражнения Обучение регуляции поведения и принятию решения в условиях риска: чем дальше пройдешь, тем выше шанс победить, но одновременно и выше вероятность проигрыша в случае заступа. Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения того, как в нашей жизни сочетается стремление достигнуть успеха и осторожность, стремление избежать неудачи. Как правило, у тех, кто существенно не доходит до финишной черты, ярче выражена мотивация к избеганию неудач, а у тех, кто оказывается рядом с ней или заступает – к достижению успехов.
Обсуждение Кто, чем руководствовался, принимая решение о том, в какой именно момент остановиться? Осторожные люди, останавливающиеся заранее, имеют мало шансов на победу, а те, кто идет далеко, действуют по принципу «или победить, или проиграть», они готовы к риску. С какими особенностями личности, с точки зрения участников, это связано? В каких жизненных ситуациях важно умение «дойти до черты», т.е. приблизиться к каким-либо ограничениям или источникам опасности, но вовремя остановиться?
Приложение 1
Список пассажиров
Цыганка
Демобилизованный военнослужащий
Женщина с маленькими детьми
Кавказец-мусульманин
Человек из деревни с огромными сумками
Иностранный студент (африканец)
Пассажир, похожий на наркомана
Бывший заключенный
Милиционер
Инвалид со складной коляской
Нелегал, работающий в стране
Человек, говорящий на непонятном языке
Вызывающе одетая девушка
Священник
Неухоженный старик
Литература:
Конституция Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране».
Приказ МВД России от 14.07.2005 г. № 047 «О некоторых мерах по усилению борьбы с экстремизмом».
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10—11 классы: Методическое пособие для учителя. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 96 с.
Кислицин С. А. Евразийский формат антитеррористического взаимодействия // Власть. –2017.– № 2. – С. 32–38.
Электронные ресурсы
http://www.memo.ru/prawo
http://www.demokratia.ru
http://www.ycentre.org
Скачать
Комментировать
Приложение 1.
ТЕСТ "Кто вы: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник или зигзаг?"
Данный психологический тест позволяет определить ряд важных характерологических признаков.
Перед вами пять геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг. Посмотрев на них, определите, какой из знаков вам ближе всего. Раздумывать и долго принимать решение не следует, ответ подскажет интуиция.
А теперь узнаете о своих преобладающих психологических характеристиках и качества.
1. Квадрат
Главные жизненные ценности: порядок, работа, традиции, репутация.
Плюсы
Минусы
Организованность
"Чёрно-белое" мышление, односторонность
Дисциплинированность
Негибкость, педантизм
Пунктуальность
Чрезмерная строгость
Аккуратность, чистоплотность
Дотошность, мелочность
Законопослушность
Чрезмерная серьёзность
Трудолюбие
Выжидание
Терпеливость
Затягивание решений
Упорство, настойчивость
Упрямство
Твёрдость в решениях
Консерватизм
Верность слову, честность
Сопротивление новому
Благоразумие, рациональность
Боязнь риска
Спокойствие
Бедная фантазия
Бережливость
Замкнутость
Практичность
Скупость
2. Треугольник
Главные жизненные ценности: власть, лидерство, карьера, статус, победа, доход.
Плюсы
Минусы
Успешное лидерство
Эгоцентризм, эгоизм
Способность принимать ответственность на себя
Стремление контролировать всё происходящее
Умение видеть суть, главное
Нетерпимость к инакомыслию
Способность к концентрации сил
Полная поглощённость делами
Установка на победу
Философия "цель оправдывает средства"
Уверенность в себе
Категоричность
Решительность
Импульсивность
Смелость, склонность к риску
Безжалостность
Энергичность
Нетерпеливость
Прямота, откровенность
Резкость, жестокость
Сила чувств, страстность
Вспышки гнева, ярости
Остроумие
Язвительность
3. Круг
Главные жизненные ценности: служение людям, счастье и благополучие семьи, детей, общение.
Плюсы
Минусы
Высокая потребность в общении
Зависимость от общественного мнения
Коммуникабельность, доступность
Непунктуальность
Доброжелательность
Мягкотелость
Заботливость
Нетребовательность
Преданность
Навязчивость
Развитая социальная интуиция
Нерешительность
Эмпатия, великодушие
Расточительность, небрежность
Щедрость, эмоциональная чувствительность
Болтливость
Спокойствие и расслабленность
Сентиментальность
Бесконфликтность, склонность прощать
Уступчивость
4.Прямоугольник
Характеризуется переоценкой и сменой главных жизненных ценностей в результате значимых событий в жизни. Прямоугольник - это человек в процессе перехода от одной системы ценностей к другой, от одного образа жизни к другому.
Плюсы
Минусы
Ориентация на поиск
Непоследовательность
Позитивное отношение к новому
Неопределённость
Любознательность
Внутренний разлад
Высокая обучаемость
Легковерность
Чувствительность
Внушаемость
Доверчивость и эмпатия
Эмоциональная неустойчивость
Неамбициозностъ
Наивность
Смелость
Низкая самооценка
Игривость
Забывчивость
5. Зигзаг
Главные жизненные ценности: свобода, творчество, изменения.
Плюсы
Минусы
Стремление к новизне, творчеству
Неорганизованность, непоследовательность
Жажда познания
Непостоянность
Бунтарский дух
Индивидуализм, ненадёжность
Мечтательность
Пренебрежение к законам, традициям
Ориентация на будущее
Нереалистичность, непрактичность
Восторженность
Безалаберность
Экспрессивность, энтузиазм
Импульсивность, манерность
Остроумие
Язвительность, колкость
Приведенные выше тесты позволяют закрепить навыки самоанализа, более глубоко раскрыть себя и на этой основе дают возможность изменить себя.
Приложение 2.
Сказка.
В одном городе жила-была собака и звали ее Пузырь. Наш Пузырь ходил в школу и был отличником. Он занимался в секции тайского бокса, и, между прочим, занимал призовые места и получал разные кубки и грамоты. По выходным он любил прокатиться на велосипеде по зеленому лесу и любоваться прозрачным небом и разноцветными бабочками. Все вокруг любили и уважали нашего Пузыря, так как существо он был исключительно доброе и отзывчивое, с ним всегда было интересно разговаривать, много смешных историй мог он поведать своему собеседнику.
Но однажды с нашим героем произошел не очень приятный случай. В школу, которую посещал Пузырь, перевели волка по имени Обрез. Обрез ни с кем не дружил, учился он плохо, и никаких увлечений и достижений у него не было.
Смотрел Обрез на Пузыря и завидовал:
-Ишь ты! Веселый какой ходит, со всеми здоровается, все ему рады. Тьфу! Смотреть противно!
И придумал тогда Обрез нашего Пузыря с верной дороги столкнуть, да по плохому пути направить. Как-то вечером пригласил он Пузыря прогуляться, а у самого полные карманы камней. И говорит Обрез Пузырю:
-Давай мы школу камнями закидаем! Чего это они нас учиться заставляют!
А Пузырь ему в ответ:
-Ну зачем же, ведь школа нам дала много знаний и кучу верных друзей.
Обрез не унимается:
-Ну давай тогда на заборе про директора какие-нибудь гадости напишем! Пусть знает, что о нем народ думает.
И опять Пузырь возражает:
-Ну зачем же? Посмотри, какую замечательную школу он для нас построил. И тепло здесь и светло, кормят вкусно и всегда весело.
Обрез глубоко вздохнул…
А Пузырь начал понимать, что Обрезу просто очень скучно и уныло жить, что не умеет он себя увлекать, поэтому и придумывает разные гадости. И принял наш Пузырь решение Обрезу другой Мир показать, научить жить без вредительства,весело, да всех окружающих уважать и не обижать. Где они только не побывали: и в кино, и на тренировке, и в бассейне, и в лесу покатались.
А наш Обрез вернулся домой уставший, но такой счастливый. И, глядя на красивейший закат произнес:
- Передо мной открыты сейчас все пути – я выбираю путь мира, путь развития, путь создания своей жизни, а не разрушения чужой!
Вопросы для обсуждения:
-Как Вы думаете, почему волк Обрез находил для себя развлечения только в плохих поступках?
-Как ты проводишь свое свободное время?
-Позиция какого героя тебе ближе?
-Всегда ли нужно прислушиваться к чужому мнению?
-Ты когда-нибудь совершал плохие поступки «За компанию»?