Проблемы и пути решения вопросов преемственности основного и среднего образования в МБОУСОШ №2
Проблемы и пути решения вопросов преемственности основного и среднего образования в МБОУСОШ №2
Встреча с выпускниками нашей школы всегда является своеобразным откровением. Встречаются педагоги, дети, родители. Всех интересует вопрос: «Как устроился выпускник школы?» «Если бы была возможность изменить свой выбор, то…» Дети благодарят за успешные знания; делятся своими трудностями и удачами в обучении, сталкиваются со сложностями в трудоустройстве, находят себя в другой профессиональной сфере. Так почему выпускнику школы трудно определится в дальнейшем выборе? И помогла ли ему школа в этом?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы и пути решения вопросов преемственности основного и среднего образования в МБОУСОШ №2»
Проблемы и пути решения вопросов преемственности
основного и среднего образования в МБОУСОШ №2
Встреча с выпускниками нашей школы всегда является своеобразным откровением. Встречаются педагоги, дети, родители. Всех интересует вопрос: «Как устроился выпускник школы?» «Если бы была возможность изменить свой выбор, то…» Дети благодарят за успешные знания; делятся своими трудностями и удачами в обучении, сталкиваются со сложностями в трудоустройстве, находят себя в другой профессиональной сфере. Так почему выпускнику школы трудно определится в дальнейшем выборе? И помогла ли ему школа в этом?
Китайская мудрость гласит: «Не дай Бог вам жить в эпоху перемен». Вот эти перемены и затронули школу. Основная задача современной школы –« … создать условия для становления и развития личности, обеспечить преемственность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,..» ( стандарты второго поколения). При таком подходе преемственность понимается как преемственность в развитии ребёнка с дошкольного возраста до выхода во взрослую жизнь, и характеризуется как непрерывное образование, которое определяется согласованностью и перспективностью всех компонентов системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм, организация воспитания и обучения). Серьёзного управленческого внимания требует создание качественного среднего образования на основе преемственности. Средняя ступень общего образования требует внедрения современных воспитательных технологий, но и старшее звено требует обновление содержания образования.
Что же есть в нашей школе?:
1.Создана система научно-методической, практической деятельности всех участников образовательного процесса.
2.Создана образовательная среда, интегрирующая на всех ступенях обучения преемственность предметного содержания
3. Работает высококвалифицированный педагогический коллектив.
3.Создан социально-психологический комфорт для успешной адаптации ученика на разных ступенях получения образования.
Анализируя деятельность школы, мы отмечаем, что преемственность начального и основного образования проходит наиболее эффективно, чем между основным и средним образованием.
Многолетний опыт показывает, что адаптация учащихся 5 классов проходит на хорошем уровне. Два раза в год мы совместно с педагогическим коллективом МБОУ НОШ № 3 собираемся на заседания по решению вопросов преемственности. Осенью учителя начальной школы посещают уроки в 5 классах, проводится мониторинг подготовленности учащихся, анкетирование по преодолению трудностей адаптации. На заседании круглого стола выясняются причины расхождений в активности учащихся на уроках, в результативности контрольных работ, выявляются проблемные темы, над которыми необходимо поработать. Весной учителя-предметники посещают уроки в начальной школе. На заседании круглого стола даются характеристики учащихся, семейное положение, особенности обучения и т.д.
А вот поиск эффективного перевода учащихся из основной школы в старшую продолжается на протяжении нескольких лет. И как нам думается, идеального пути соблюдения преемственности не будет, так как возникает достаточно много причин, объясняющих это предположение.
А именно:
жесткая профилизация, которая не является эффективной в вопросах преемственности, так как выбор экзаменов учащимися не всегда совпадает с предметами в жестком профиле, с интересами учащихся и их потребностями.
В этом направлении, считаем, найден оптимальный вариант – мультипрофильное обучение, которое предоставляет следующие возможности учащимся:
определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;
ставить собственные цели в изучении;
выбирать оптимальные формы и темпы обучения;
рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировкусвоей деятельности.
нормативы финансирования труда педагога.
Почти каждый руководитель образовательного учреждения, практикующего обучение по индивидуальным учебным планам, решает эту проблемы самостоятельно. Только в редких случая (например, в Московской и Иркутской областях) общеобразовательным учреждениям оказывают содействие региональные и/или муниципальные органы управления образованием. К финансовым проблемам присоединяются организационные трудности составления расписания, плотность занятости кабинетов и др. Но и эти трудности соблюдения преемственности среднего и старшего звеньев преодолеваем: в положении об оплате труда прописали особенности обсчета заработной платы учителям, работающим в профильных группах; в критерии стимулирующей части фонда оплаты труда внесли критерий за работу в группах, с расширенным содержанием предмета.
недостаточность предпрофильной подготовки.
Данная подготовительная работа проводится в нескольких направлениях: диагностика индивидуального профиля каждого учащегося (выбор будущей профессии, уровень обученности и т.д.), проведение элективных курсов, дающих подросткам возможность определения собственных интересов, оказывающих помощь в профессиональном определении и т.д. Но это не дает того эффекта, которого мы бы хотели получить, так как неоднократно проводимые опросы по интересам и склонностям учащихся к тем или иным предметам не совпадают с профессиями, которые хотели ли бы получить в будущем ребята. Чем же это объясняется? Недостаточностью элективных курсов? Возможно. Поэтому в этом учебном году введена предпрофильная подготовка с 7 класса.
ещё одна из причин, препятствующих эффективному проведению преемственной линии среднего старшего звена – психологическое, физиологическое и интеллектуальное развитие подростка.
В подростковом периоде у учащихся завышена самооценка, развивается«Свое Я» и советы взрослых чаще всего игнорируются, а значит начинается ошибочное представление о своих возможностях. Вот почему учащиеся 10 классов, начав изучать предметы на профильном уровне, понимают, что сделали ошибочный выбор. В решении данной проблемы поможет только психолог. Именно специалист, работающий с детьми, сможет выявить заложенные, запрятанные в ребенке способности.
5) как бы банально не звучало: «Семья - ячейка общества», но именно в семье закладывают интерес к профессии, обсуждают перспективы дальнейшего обучения. В настоящее время родители считают, что их ребенок должен получить высшее образование то, которое хотели получить сами, но не смогли или не было возможностей. Вот здесь и начинается перебор предметов на профиле, или набор разных по направлению предметов, или набор предметов с перегрузом на ребенка. Сейчас сохранились традиции семьи в выборе профессии у медицинских работников, служащих в правоохранительных органах, прокуратуре, суде. К сожалению, потеряла свою популярность профессия учителя в учительских семьях. И этому каждый учитель может дать объяснение. Здесь мы видим выход в решении данной проблемы только при совместной работе классного руководителя и родителей. Считаем необходимым расширить тематику родительских собраний, организовывать круглые столы между детьми и родителями и т.д.
6) еще одной из причин, нарушающих идеальное развитие преемственности – очень слабая связь с ВУЗами. Профориентационная работа проводится только по буклетам или единичным приездам представителей ВУЗов. Список вступительных экзаменов составляют предметы разной направленности (история, русский, география – ТРк –ЗабГУ; ….
7) как парадоксально не звучит, но ещё одной из причин является организация дистанционного обучения, которое решает задачу сетевого взаимодействия, но не обеспечивает качество образовательных услуг. Так как нет уверенности в самостоятельности выполнения заданий учащимися, нет индивидуального контакта с ребенком в работе, нет учета его индивидуальных и психологических особенностей.
Современная школа – это развивающаяся школа, которая ищет новые пути достижения целей, решения возникающих проблем.
Эффективными условиями обеспечения преемственности основного и среднего образования считаем следующее:
Поиск путей сотрудничества с вузами края.
2. Укрепление и развитие мультипрофильного обучения в школе.
3. Разработка четких критериев стимулирования учителей, работающих в профильных группах.
4. Расширение системы внеурочной деятельности учащихся.
5. Определение ставки психолога в школе.
6. Привлечение к сотрудничеству в области профессиональной ориентации родителей и представителей местных организаций.