Просмотр содержимого документа
«Практикум для педагогов "Мы хотим, чтобы нас слышали или услышали?"»
План-конспект психологического практикума для педагогов
Психологический практикум для педагогов
Тема: Мы хотим, чтобы нас слышали или услышали?
I. Вступительное слово.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас. Сегодня на психологическом практикуме мы будем участвовать в коммуникативном тренинге, тема которого «Мы хотим, чтобы нас слышали или услышали?».
Хорошо слушать умеет не каждый, слушание – это искусство, которому надо учиться. Эффективное общение, хорошее общение – это, прежде всего, работа, требующая энергетического вклада, самоотдачи и мастерства, особенно в работе с детьми коррекционной школы.
Сегодня мы будем рассматривать методы эффективного слушания, будем применять их на практике в игровой форме.
Ведущий вывешивает «лестницу коммуникативного мастерства». Задача — найти свое место на этой лестнице и встать туда в соответствии со своими собственными представлениями. - Начнём мы наше занятия с того, что Вы определите своё место на «лестнице коммуникативного мастерства». Для этого возьмите красный карандаш и нарисуйте кружок на той ступеньке, в зависимости от того, насколько профессионально, по вашему мнению, Вы умеете общаться с детьми, с коллегами. 2. Упражнение «Детективная история»
- Слушание без личностного вклада и без специальной технологической обработки часто неэффективно. Сейчас мы предлагаем Вам тренировочное упражнение, где воочию мы убедимся в важности умения слушать. - Для упражнения нам понадобятся 6 чел. После прослушивания инструкции попрошу Вас выйти за дверь. Одному из оставшихся членов группы я расскажу небольшую детективную историю. Затем я позову в комнату одного из вышедших (с очерёдностью разберётесь сами), и тот, кто слушал историю, перескажет ему максимально близко к тексту всё, что ему удалось запомнить. Вносить ради «красного словца» свои интерпретации, подробности и детали нельзя.
- Глобальный вывод: слушание – дело тонкое.
III. Основная часть.
Слушание – сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определяющих навыков и общей коммуникативной культуры.
Слушание делят на 2 вида:
- Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие чувства, как гнев или горе. Ответы при нерефлексивном слушании должно быть сведены к минимуму типа: «Да», «Ну-и-ну», и т.д.
Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщения. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы:
* Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнением при помощи ключевых фраз типа: « Я не понял», «Что вы имеете в виду?»
* Перефразирование – собственная формулировка сообщения, говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: «Как я понял вас…», «Вы думаете, что…»
* При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, вы чувствуете…»
* При резюмировании подытожить основные идеи и чувства говорящего, для этого используются фразы: ^Вашими основными идеями, как я понял, являются …»
Среди типичных ошибок слушания можно выделить:
перебивание собеседника во время его сообщения.
поспешные выводы заставляют собеседника занять оборонительную позицию.
поспешное возражение часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего.
непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказать реальную помощь.
Изучая коммуникационный процесс, Д.Т. Кэмпбелл определил некоторые источники систематических ошибок, понимание которых может принести пользу и говорящему, и слушающему.
Длина сообщений говорящего. Согласно Кэмпбеллу, чрезвычайно высока вероятность того, что средний слушатель будет стремиться сократить, упростить или проигнорировать детали реального послания говорящего. Чем длиннее послания говорящего, тем больше потери. Поэтому, если говорящий действительно хочет четко изложить свои взгляды, он должен учитывать естественные потери в процессе слушания и быть по возможности кратким. Активный, внимательный слушатель наверняка будет прерывать длинную речь именно потому, что хочет понять то, что слушает, усвоить и отреагировать на услышанное.
Середина сообщения запоминается менее всего. Компетентный говорящий, понимая это, постарается исключить из структуры своих сообщений середину, сократив их таким образом, чтобы у них были только начало и финал.
Завершение сообщения. Слушатель склонен «закруглять» услышанное, разделяя содержание на ясно очерченные фрагменты, сокращая логические связки как путем укрупнения одних элементов, так и исключения других. Учитывая это, хороший слушатель должен стараться не пропускать нюансов сказанного, даже если эти детали противоречат его собственному мнению. В свою очередь хороший выступающий будет говорить искренне, откровенно, разборчиво, оттеняя значение настолько, насколько это возможно. Если же речь становится слишком сложной, а оттенки значения начинают занимать все больше места, это означает, что говорящий не уверен в себе или боится тех, перед кем выступает. Если такое происходит, надо иметь смелость признаться себе в этом и проанализировать выступление в свете своих собственных опасений.
Слышат то, что ожидают услышать. Слушатели, как правило, видоизменяют сообщения так, чтобы они соответствовали их ожиданиям. У слушателя есть заранее заданные категории, и, что бы он ни услышал, это обязано разместиться в них или будет управляться ими. То, что не может быть воспринято его «компьютером», должно быть отложено или исключено вообще. Умный выступающий, осознавая склонность людей к шаблонам, особо подчеркнет тот факт, что теперешний его рассказ отличается от сказанного им раньше; что он изменил свою позицию или отошел от нее (если это действительно так). Это делается для того, чтобы разрушить в своих слушателях естественный процесс стереотипизации. В свою очередь компетентный слушатель, понимая свою склонность к этому, постоянно борется с ней, для того чтобы услышать то, что сказано на самом деле.
Черно-белое слушание. Человек воспринимает сообщение в оценочных терминах, причем гораздо проще воспринимать услышанное в целом как плохое или хорошее, нежели предпринимать попытки дифференцированной оценки. Эта базовая тенденция — слышать сообщение в оценочных терминах — препятствует усвоению слушателем других аспектов данного сообщения. Творческие находки сообщения теряются в его обозначении категорией «плохо», а недостатки поглощаются обозначением «хорошо». Если выступающий осознает, что его речь может произвести впечатление на других только как «плохая» или «хорошая», ему следует предпринять что-либо для того, чтобы убедить слушателя воздержаться от склонности к оценке.
Рекомендации специалистов, направленные на повышение эффективности слушания, привлекают внимание к совершенствованию навыков концентрации внимания, эмоционального самоконтроля, обратной связи.
Управление собственным вниманием — навык, который необходимо постоянно совершенствовать. Один из способов концентрации внимания в условиях большого объема информационных сообщений связан с развитием умения точно определить, какого рода информация требуется в данной конкретной ситуации. Установлено, что эффективность процесса слушания возрастает, если слушателю удается сформулировать цели получения информации, т.е. ответить на вопрос «для чего я слушаю это?» По мнению специалистов в области социальной коммуникации, целями процесса выслушивания могут быть понимание, запоминание, анализ и оценка содержания информации, а также доверительные отношения с собеседниками.
Например, если вам предстоит получить указания, как работать со взрывчатым веществом, вы будете слушать, чтобы понять и запомнить инструкции. Если предстоит приобрести компьютер, то, слушая информацию, вы будете стремиться не только ее понять и запомнить, но также анализировать и оценивать. Если, предположим, кто-то из ваших знакомых потерял близкого человека, вряд ли целью слушания в этой ситуации является запоминание и оценка информации, от вас потребуется эмоциональное понимание его состояния. Учитывая огромное разнообразие ситуаций, в которых мы оказываемся, нужно быть готовыми постоянно переходить с одного уровня слушания на другой. Проблема плохого слушателя связана с его неспособностью определить уровень, который соответствовал бы данной ситуации.
Так, цель "слышать, чтобы понять" предполагает поиск ключевых слов и фраз, в обобщенном виде формулирующих основные проблемы обсуждаемого вопроса.
Цель "лучше запомнить информацию" предполагает владение различными мнемическими техниками, наиболее известны из которых ведение записей, повторение, перефразирование, визуализация услышанного (т.е. ассоциация имен, мест, цифр с конкретными визуальными образами).
Цель "анализ и оценка содержания" требует умения распознавать ошибки в аргументах и утверждениях отправителя информации, способность различать факты и оценки.
Один из способов, помогающих человеку сосредоточиться, — управление своими эмоциями. Чувства ненависти, страха, счастья или горя, вообще сильные эмоциональные переживания могут быть причиной снижения нашей способности слышать другого. Эмоциональность в разговоре снижает точность внимания. Интересную особенность эмоционального поведения людей подметил американский психолог Р. Николс: у каждого человека есть какие-то слова, фразы и темы, на которые он реагирует особо эмоционально, тем самым его способность управлять вниманием снижается. Николс назвал такие слова «красными флажками». Для одного «красным флажком» служит слово «фашист», для другого — «теща», для третьего — «налоги». Источник такой реакции, скорее всего, связан с биографическим опытом человека, какими-то жизненными травмами. Знать, какие слова, фразы и темы вызывают у вас сильные эмоции, означает получить средства самоконтроля: понимание того, что нас так взволновало в разговоре, открывает возможность либо закрыть волнующую тему, либо отдавать себе отчет, что в данный момент мы становимся невнимательными слушателями.
3.Упражнение «Передача движения по кругу» Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне; развитие воображения и эмпатии.
- Приглашаются для участия в упражнении 5 чел. Образуйте круг. Один из участников группы получает портрет ребёнка и пытается его изобразить так, чтобы можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, портрет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот зачитывает описание портрета ребёнка, и каждый из участников называет, в свою очередь, что именно передавал он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз. - Итак, мы видим, на сколько важно педагогу владеть невербальными каналами коммуникации для точной передачи информации. И сейчас пришло время поговорить о техниках эффективного слушания. ПОРТРЕТЫ ДЕТЕЙ:
• Ребёнок, который скучает.
• Ребёнок, желающий ответить на вопрос.
• Ребёнок, совершивший проступок (украл, обманул и т.п.).
5. Упражнение «Я вас слушаю»
- Для того, чтобы почувствовать на себе действие различных техник активного слушания, предлагаем Вам следующее упражнение. Для этого надо разделиться на пары: в ней один выполняет роль говорящего, а другой слушающего. В течение упражнения будет замена ролей.
- Теперь Говорящему предлагается рассказать своему партнёру о своих трудностях и проблемах в отношениях с людьми, обращая внимания на сложности, связанные с личностными особенностями. Слушатель старается использовать уместные в данном случае техники активного слушания. Эта фаза длиться 3 минуты и закончится по моему сигналу. - Теперь давайте сядем в круг и те, кто выступал в роли Говорящих выскажут свои замечания по поводу поведения Слушателя.
- Теперь следующая фаза: Говорящий должен рассказать о своих сильных сторонах, проявляющихся в общении с людьми. Длительность этой фазы 3 минуты. Внимание! Это время принадлежит только Говорящему и только данной теме. Если больше нечего сказать, лучше помолчать.
- И последний этап. Слушатель своими словами повторяет то, что услышал и понял из слов Говорящего во время всех предыдущих фаз упражнения. Говорящий должен движениями головы или подтверждает, или опровергает интерпретации Слушателя. Слушатель обязан реагировать на несогласие и как-то корректировать свой рассказ. Ну что ж, приступаем!
- Теперь, давайте обсудим в кругу это упражнение: что было трудно, какая роль легче, какая труднее.
Далее идёт обмен ролями и повторяется то же самое. IV. Завершение
- Итак, занятие уже закончились и мы расстаемся. Но всё ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это «здесь и теперь».
Участники высказываются по желанию.
- Теперь обратимся ещё раз к «лестнице коммуникативного мастерства». Посмотрите, не изменилась ли Ваша позиция? Возьмите теперь зелёные кружки и определите своё место на данный момент времени. - Так, наша встреча была посвящена умению слушать, а главное слышать другого. Когда это получается в душе – светит солнце (показ солнца, вывешивание на доску). Нам бы хотелось узнать, считаете ли проведённое время здесь интересным и полезным? Если это так – повесьте на солнце «улыбку». А если вы сочтёте, что потратили время зря, ничего нового и интересного вы не узнали – то оставьте «грусть». Мне также полезно будет услышать ваши пожелания.