Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие с элементами тренинга «Игра как способ сплочения коллектива и активизации межличностного взаимодействия»»
Практическое занятие с педагогами
«Игра как способ сплочения коллектива и активизации межличностного взаимодействия»
Работа педагога-психолога с педагогическим коллективом
Направление деятельности: психологическая профилактика.
Название мероприятия: практическое занятие с элементами тренинга: «Игра как способ сплочения коллектива и активизации межличностного взаимодействия».
Цель мероприятия: сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Материал для занятия: стулья по количеству участников; бланки с тестовыми вопросами «Психологическая атмосфера вколлективе»; небольшие листочки с карандашами; альбомные листы 6 шт; фломастеры, ватман, карточки с индивидуальными заданиями; карточки с фигурами –квадрат, треугольник, круг, спираль.
План практического занятия:
«Игра как способ сплочения коллектива и активизации межличностного взаимодействия».
Задачи:
1. формирование благоприятного психологического климата в пед. коллективе;
2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в пед. коллективе;
4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
5. развитие умения работать в команде;
6. сплочение пед. коллектива.
Ход мероприятия:
1. Приветствие и сообщение цели мероприятия педагогам;
2. Игры:
а) «Имя и эпитет»;
б) Диагностика психологической атмосферы в коллективе;
в) Веселый счет;
г) Разговор в двойном кругу;
д) Уникальность каждого;
е) Поиск сходств
ж) Вавилонская башня
з) Маятник
и) Круг-квадрат-треугольник-спираль
3. Рефлексия
Краткий сценарий мероприятия
1. Приветствие и сообщение цели мероприятия педагогам.
2. Игры.
А) Игра: «Имя+ эпитет+движение»
Цель: снятие психомышечного напряжения и настрой на дальнейшую работу.
Психолог: Предлагаю подобрать по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальный Геннадий,активный Анатолий, буйный Борис». Затем каждый по очереди назовет свое имя с прилагательным и здоровается со всеми своим оригинальным образом.
Б) Диагностика психологической атмосферы в коллективе.
Цель: путем самоанализа определить психологический климат коллектива.
Психолог: я сейчас вам раздам бланки, где приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в нашем пед. коллективе.
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного выполнения упражнения.
Психолог: сейчас вы будите считать до). Каждый должен произнести только одну цифру. Если одновременно произнесут два или несколько человек одну цифру, то счет начинается сначала. Участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
Г) Игра: «Разговор в двойном кругу».
Цель: активизировать межличностное взаимодействие внутри педагогического коллектива.
Психолог: все игроки выстраиваются в 2 круга лицом друг к другу. Таким образом, из оказавшихся напротив друг друга игроков образуются пары. Я каждый раз буду задавать тему обсуждения, по которой вы будите вести диалог со своим партнером. Как только услышите мой хлопок и новую тему, внешний круг перемешается на право, делает один шаг на право. (Темы дляобсуждения: погода, дети, любовь, работа, мода, отпуск).
Д) «Уникальность каждого».
Цель: определить насколько пед. коллектив обладает информацией друг о друге.
Психолог: У каждого из вас наготове бумага и карандаш. Напишите на этом листочке в чем вы уникальны. Например, неожиданные факты (я – одна их тройни); кулинарные способности (я замечательно готовлю уху); интересный жизненный опыт (я прожил год в Берлине). Никому не показывайте свои листочки. Как только вы это сделаете я соберу листочки и мы вместе попробуем определять кому принадлежит тот или иной листочек. Узнаем насколько хорошо мы знаем друг о друге.
Е) Игра: «Поиск сходства»
Цель: сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Психолог: теперь я вас попрошу разделиться на две команды (если человек больше 10) и найти и записать как можно больше моментов объединяющих наш пед. коллектив. (сходства)
Психологический смысл упражнения: упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Ж) Упражнение «Вавилонская башня»
Цель: учиться координировать свои действия, взаимодействовать в команде, развивать навыки невербального общения.
Психолог: вы сейчас разделитесь на 2 команды (если человек больше 10). Каждому члену команды я дам индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Вам будет необходимо совместно изобразить рисунок, при этом не общаясь между собой. («Нарисовать высокую башню», «Нарисовать на башне 10 этажей», «Раскрасить башню коричневым цветом», «Нарисовать на башне развивающийся синий флаг», «Нарисовать на башне 6 окон» и т. д.)
Обсуждение: трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
З) Игра: «Маятник»
Цель: способствовать развитию доверительных отношений внутри пед. коллектива.
Психолог: вам необходимо образовать круг из …. человек лицом в центр, а в центре становится один участник, расслабляется, закрывает глаза и начинает падать назад, вперед, вбок – в любую сторону. Стоящие кругом мягко его ловят и передают напротив или по кругу так, чтобы у стоящего в кругу появилось ощущение колыбели или качания на волнах.
Обсуждение: что вы испытывали, когда были в центре?
И) Игра: «Круг-квадрат-треугольник-спираль»
Цель: помочь участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности пед. коллектива.
Психолог: Я сейчас вам покажу карточки на которых изображены круг, квадрат, треугольник и спираль. Вам необходимо выбрать ту фигуру, которая вам больше всего нравится и объединиться в мини-группы.
Мини-группы получают следующие задания:
Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы пед. коллектив был сплоченный и в нем царила позитивная эмоциональная атмосфера.
Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в пед. коллективе всегда были порядок и структура.
Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут пед. коллективу быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как пед. коллективу стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
(К)«Подарок»
Цель: положительное завершение занятия.
Психолог: Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашему пед. коллективу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения в нем – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит пед. коллективу. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить.)
3. Рефлексия
Наше занятие подошло к концу. Какие впечатления у Вас от нашего занятия? Что нового вы сегодня узнали?
Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!