kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Поколение Z: основные характеристики и взаимосвязь характерных особенностей подросткового возраста и проблем, с ними связанных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в 6-7 классах о социально-психологических особенностях подростков поколения Z и проблем с ним связанных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Поколение Z: основные характеристики и взаимосвязь характерных особенностей подросткового возраста и проблем, с ними связанных»»

Педагог-психолог МБОУ «Уваровщинская сош»

Сухоручкина И.А.,

2022 г.


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В 6-7 КЛАССАХ


«Поколение Z: основные характеристики и

взаимосвязь характерных особенностей

подросткового возраста и проблем, с ними связанных»


Люди, рожденные в 2000 году (и моложе) относятся к поколению Z.

Это поколение молодых людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их ничего не интересует. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая у них уже есть.

Характерные черты поколения Z:

 хорошо и быстро работают с любой информацией; это поколение креативщиков и интернет-предпринимателей;

 клиповое мышление. Клиповость- это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде. Человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации. Подростки воспринимают краткую и наглядную информацию, фиксируют свое внимание на информации не более 8 секунд ( всегда было больше 12 с.), рассеянное внимание, плохая память и отсутствие концентрации.Им тяжелее писать большие сочинения от руки, читать объёмные параграфы в учебниках и долго следить за монотонными лекциями;

 не утруждаются запоминать информацию, так как в любой момент ее можно посмотреть в интернете;

 могут делать несколько дел одновременно (делать уроки, слушать музыку, вести переписку в социальных сетях);

 инфантилизм;

 не видят разницы между реальным и виртуальным миром;

-общаются с помощью сленга (большинство новых слов появилось благодаря Сети: когда переписываешься, хочется упростить и сократить, чтобы потратить меньше времени. Но сленг не задержался в одном лишь интернете. Слова быстро перекочевали и в устную речь молодёжи)

 уверенность в своей исключительности.

Потребности поколения Z:

 коммуникация с людьми, не выходя из дома;

 безопасность;

 быть в тренде: современные подростки и молодежь следят за высокотехнологическими новинками; основная задача – как можно быстрее приобрести новый гаджет;

 удовольствие от жизни: стремительный успех. Трудности расцениваются как неправильно выбранный путь;

 жажда признания уникальной личности.

Ценности поколения Z:

Дети поколения Z позиционируют себя как индивидуальных, самодостатоточных личностей. К основным ценностям они относят:

1) богатый внутренний мир, уникальность каждой личности, модно быть умным;

2) уважение к личному пространству других людей;

3) высокий уровень мастерства в выбранной профессии;

4) стремление к лидерству;

5) поиск своего пути;

6) любая деятельность должна быть в радость;

7) комфорт и спокойствие.

При работе с подростками поколения Z необходимо учитывать следующие особенности их развития:


1. Единственный способ взаимодействия с ними – это убеждение. Призывать к авторитету, традициям, опыту бесполезно.

2. Они не строят долгосрочных планов. Они живут здесь и сейчас.

3. С людьми старше себя по возрасту (родители, учителя, преподаватели) выстраивают партнерские отношения. Обострено чувство равенства в принятии решений, так как считают себя «продвинутыми» членами общества в сравнении со своими родителями и учителями.

4. Для поколения Z свойственно скорее тихое сопротивление, чем открытый бунт. В целом они не стремятся к разрушению, они ценят спокойствие и стремятся избегать конфликтов, стараются формально следовать правилам, при этом поступают, как считают нужным, не всегда ставя в известность о своих решениях взрослых.

5. Молодежь живет с установкой, что «в жизни нужно попробовать все», жизнь по ежедневному расписанию презирается и воспринимается как неудача.

6. Молодое поколение не стремится изменить мир и человечество. Самое главное – обеспечить комфорт себе и своим близким. Ярко выражена установка на индивидуализм.

7. Самое страшное для нового поколения – сделать неправильный выбор. Свобода выбора для них не помощь, а затруднение.

8. Практичность как одна из ценностей современной молодежи позволила сформировать здоровый взгляд на карьеру. Мечты стать космонавтом уступили место страхам ничего не добиться в жизни. Потребность в высокой оплате труда на фоне собственной уникальности позволяет не привязываться к учебе в целом.

9. Современное поколение страдает от симптома «упущенной выгоды». Поэтому, работая с подросткам, необходимо ставить четкие цели и задачи, которые дают быстрый видимый результат, расписывая все нюансы.

10. Для поколения Z очень важна персонализация их личности. Они обладают большими возможностями выбирать и контролировать свои предпочтения.

11. Создание интереса у современной молодежи возможно путем привлечения их к участию в больших проектах, даже если это будет небольшой этап одной из задач, но ощущение причастности к чему-то большему очень хорошо их мотивирует. При этом сроки выполнения задач должны быть строго регламентированы – это единственное ограничение, которое приемлемо для этого поколения.

Говоря о поколении Z особенно хочется заострить внимание на особенностях подросткового периода, так как именно в это время происходит усиленное развитие личности ребёнка и любые его трудности чаще всего связывают с половым созреванием. В этом случае подростковый возраст характеризуется резкой сменой настроения, эмоциональной неустойчивостью. Этот кризисный и трудный период несет с собой специфические (и в то же время типичные) проблемы, определяемые особенным социальным статусом и состоянием психики подростка.

Итак, давайте рассмотрим взаимосвязь характерных особенностей подросткового возраста и проблем, с ними связанных.

  1. Проблема общения со сверстниками - одна из основных проблем подросткового возраста, поскольку именно отношения с друзьями, товарищами занимают центральное место в жизни подростка, определяют его увлечения, поведение, стремления.

Для подростка важно занимать высокое, а порой и лидирующее, положение среди сверстников. И именно неспособность добиться этого может стать причиной непослушания, а возможно, и совершения правонарушений подростком. Зачастую, взрослые недооценивают данную проблему. Отношения подростка со взрослыми являются довольно напряженными. Одной из причин возникновения данной проблемы является отсутствие понимания взрослыми стремлений, мотивов поступков подростков. Как правило, взрослые воспринимают подростков как детей и общаются с ними как с детьми, отвергая возможность общения «на равных».

  1. Еще одной проблемой является игнорирование взрослыми позитивных черт при взрослении подростка. Как правило, они замечают только негативные последствия взросления – скрытность, грубость, непослушание и т.д.

Проблема взаимоотношений между подростками и их родителями определяется во многом своеобразной дисгармонией интересов детей и родителей. Родители интересуются своими детьми, их жизнью, в то время как молодые люди мало интересуются той частью жизни родителей, которая выходит за рамки жизни семьи. Следствием плохих отношений с родителями может стать побег из дома. Причиной может быть и желание проявить самостоятельность или проверить любовь родителей к себе.

  1. Рассеянность, несобранность, резкая смена настроения, вспыльчивость, раздражительность.

Родителям эта проблема доставляет много беспокойства. Многие подростки не соблюдают распорядок дня, нерегулярно питаются, содержат личные вещи в беспорядке. Эмоциональное состояние становится нестабильным, может резко меняться настроение. Подростки открыто показывают свои эмоции, легко впадают в меланхолию, могут заплакать. Такая особенность подростковой психики обуславливает глубину переживаний по значимым для подростка поводам: стрессы, разногласия и конфликты с близкими людьми могут переживаться достаточно остро. Поводов для стресса в подростковом возрасте великое множество: ссоры с родителями и сверстниками, разочарования в личных отношениях, неудачи в учебной деятельности, другие психотравмирующие ситуации. Периоды сниженного настроения могут встречаться у всех подростков, однако у некоторых из них они могут достигать особенной глубины и длительности. В таких случаях речь идет подростковой депрессии. Она проявляется в неспособности к концентрации мыслей, отвлекаемости, снижении активности и работоспособности, повышенной утомляемости, нарушениях сна. Что особенно важно, в последние годы отмечается значительный рост количества детско-подростковых депрессий, связанных со школьным обучением и психотравмирующими взаимоотношениями с учителями.

Чрезмерная раздражительность – частый спутник подросткового возраста. По этой причине возникает немало конфликтных ситуаций – с родителями, друзьями, близкими. Любой запрет, недопонимание со стороны мамы с папой принимаются близко к сердцу. Находясь в состоянии ярости, подросток проявляет агрессию, грубо высказывается и даже может кинуть каким-либо предметом в стену. родители должны запомнить, что огрызаться в ответ – это неправильно. Не нужно подавать ребенку отрицательный пример своей агрессией. Главное для них – подождать, пока приступ нервозности пройдет, все успокоятся, и лишь затем обсудить имеющуюся проблему. Родители должны донести до подростка, что дерзкое поведение причинит боль близким, обидит их и даже испортит отношения.

Проявляя агрессию, подросток избавится от отрицательных эмоций, но ему не станет легче. Он лишь спровоцирует конфликт.


4.Застенчивость, робость.

Данная проблема очень часто встречается в подростковом возрасте. Чаще всего робость возникает из-за заниженной самооценки, комплексов, связанных с внешностью. Неудовлетворенность внешностью может вызывать настоящие страдания, не всегда разделяемые взрослыми. Однако, зная эту особенность, можно объяснить многие «непонятные» поступки подростков: чрезмерное злоупотребление косметикой, слепое следование моде, голодание, одержимость спортивными занятиями. Часы, проведенные у зеркала. И даже пропуски учебных занятий – после неудачных попыток. В норме озабоченность собственной внешностью встречается у подавляющего большинства подростков и со временем проходит; реже такой синдром является проявлением особой формы подростковой психопатии.

5.В подростковом возрасте обостряется интерес к своим физическим и психическим особенностям, возрастает озабоченность по поводу своего физического или нравственного несовершенства.

Когда у мальчика ломается голос, конечности становятся длиннее, а у девочки понемногу и неровно округляются формы, они испытывают чувство неполноценности. Ситуация усугубляется, если на лице появляются еще и угри. Все осложняется и тем, что среди ровесников кто-то взрослеет быстрее, кто-то – медленнее. Когда подросток проигрывает другим в сравнении внешних данных, у него появляются комплексы.

Чем это объясняется: индивидуальность физиологических процессов, особенности организма.


Как действовать: высказывания родителей о том, что их ребенок самый красивый, на подростка уже не действуют. Взрослые могут достать свои детские фотографии и показать ребенку, какими они были, и как справлялись с подобными проблемами во внешних проявлениях.

Главное – доказать ребенку, что изменения, происходящие в его организме и во внешности – явление нормальное, и что он всегда может рассчитывать на совет и помощь мамы или папы.

К началу периода полового созревания лучше привыкать вместе – ребенок, у которого происходят психические, эмоциональные и телесные всплески, нуждается в поддержке и понимании со стороны родителей. Взрослые не должны бояться этого периода


6.Одно из самых ярких свойств подросткового возраста – появление серьезной потребности в самостоятельности и независимости, которые нередко проявляются в оппозиционном поведении, «критиканстве», игнорировании авторитетов. Речь идет о подростковых конфликтах с родителями, продолжающими чрезмерно контролировать и опекать  выросших детей.

7.Еще одной проблемой, связанной со школьным обучением, является снижение учебной мотивации подростков. Педагоги и родители нередко жалуются на потерю интереса к учебе: подростки перестают выполнять домашние задания, нередко прогуливают уроки и не демонстрируют желания овладевать школьной программой. Объяснений этому феномену может быть несколько. Потеря интереса к учебе часто связана с невозможностью усвоить школьную программу. Именно в средних классах пробелы в знаниях учащихся становятся настолько явными, что уже не дают возможности двигаться вперед – сказывается недостаточность базовых знаний. Также существует мнение, что снижение учебной мотивации чаще всего встречается у инфантильных, незрелых подростков, которые не в состоянии сформировать собственную систему мотивов и ценностей.

8. Невзаимная любовь. Такое чувство вызывает апатию и обиду, которые подросток выплескивает на окружающих, кроме объекта обожания. Как результат – он впадает в депрессию.

Родители допускают ошибку, говоря ребенку фразы типа «ты еще молод, у тебя таких, как она, будет еще много». Такие советы усугубят ситуацию. Влюбившись первый раз, подросток становится уязвимым, морально страдает. Эти чувства настолько сильны, что проявляются физиологически.

Нужно поддержать его и объяснить, что он хороший человек, вот только его объект обожания еще не готов к высоким чувствам.


Так что, делать родителям в сложившихся ситуациях?


1. Не пытайтесь заблокировать доступ ребёнка к социальным сетям и запретить ему переписываться. Подросток будет злиться и считать взрослых врагами. Так вы рискуете нарушить самое важное — контакт между вами и вашим ребёнком. 

Вместо этого показывайте подростку, как можно устанавливать социальные контакты в реальной жизни:

-устраивайте экскурсии и походы,

-предложите записаться в новую секцию или кружок, 

-отправьте подростка в лагерь, 

Крутые и интересные мероприятия со сверстниками помогают подростку влиться в среду и почувствовать себя частью социума.

2. Включите в процесс воспитания регулярное чтение. Для выработки усидчивости при чтении рекомендуется ставить будильник. Сначала можно отрываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове современного подростка.

Устраивайте дискуссии, учите искать альтернативные точки зрения и подвергать сомнению услышанные факты. Так подросток не будет слепо верить всему, что пишут в Сети. 

Введите в семейное правило день отдыха от информации. В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн.

3. Чрезмерная опека и полный контроль действий подростка недопустимы. Действовать родители должны неназойливо, показывая откровенный интерес к его занятиям, хобби и волнениям, прислушиваясь к его мнению и проявляя любовь.

4. Хвалить за успехи, подбадривать при встрече с препятствиями, поддерживать в моменты неудач и проявлять доверие, позволяя ребенку практиковаться в новых умениях и навыках. Не забывайте, что именно дома происходят первые и очень важные победы и поражения ребенка. Его способности убеждать и вызывать восхищение, умение принять поражение или горькую весть с достоинством закладываются и формируются родителями. Значит, родители должны не только наслаждаться вместе с ребенком его победами, но и учить его проигрывать, не испытывая при этом ощущения трагического провала или позорного поражения.

Помните! Если родители драматизируют каждое незначительное происшествие, то ребенок вырастет тревожным, не уверенным в себе, будет испытывать неловкость, выступая на публике, и т.д.

При любой неудаче ребенка, истинной или мнимой, надо предложить ему повторить попытку, исправить ошибку. Но со стороны родителей это должно быть подбадривание – акт дружелюбия и заботы, а не деспотичный приказ с угрозами.

Если вы разочарованы в своем ребенке, он непременно это почувствует, и его вера в собственные силы будет подорвана. Примите своего ребенка победителем и побежденным, сильным и слабым, тогда его шансы стать успешным многократно повысятся.

Таким образом, период взросления никто не проходит спокойно. Если не со всеми, то с несколькими перечисленными проблемами сталкиваются семьи, воспитывающие подростка. Главное в этот момент – не оставлять ребенка наедине с проблемами. Тот факт, что сейчас подросток считает родителей не лучшими советчиками, нужно принять и пережить. Не нужно оставлять тинейджера наедине с интернетом, улицей, сверстниками, даже если он с агрессией реагирует на какую-либо помощь со стороны родителей.

Когда подросток успокоится, он поймет, что своими разговорами, действиями, пониманием мама с папой защитили его от аморальной компании одногодок, научили его справляться с комплексами и переживать безответную любовь. В период взросления для ребенка главное – чувствовать любовь родителей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Сухоручкина Ирина Александровна

Дата: 21.03.2023

Номер свидетельства: 627990


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства