Просмотр содержимого документа
«Подари улыбку миру»
Славянский район Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №15 г. Славянска-на-Кубани
ЗАНЯТИЕ «ПОДАРИ УЛЫБКУ МИРУ»
Занятие подготовила
педагог-психолог
Пекшуева Ирина Леонидовна
г. Славянск-на-Кубани, 2019 год
ЗАНЯТИЕ «ПОДАРИ УЛЫБКУ МИРУ»
Цель тренинга: развитие эмоционального мира ребёнка.
Программное содержание:
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека через мимику лица, позу, жесты;
продолжать развивать умение распознавать эмоции: радость, грусть, удивление и объяснять их возможные причины; изображать при помощи мимики и жестов, графически;
формировать позитивное отношение к самому себе и окружающему миру;
развивать коммуникативную и социально-перспективную стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;
обучать приёмам снятия эмоционального напряжения;
Оборудование:
- вырезанные из бумаги овалы (лица, соответствующие количеству детей, для изображения эмоций);
- цветные карандаши;
- музыкальное сопровождение: В. Шаинский «Улыбка», весёлая музыка, спокойная музыка;
Психолог: Добрый день! Я очень рада видеть вас, ребята! Наше занятие начинается, давайте попробуем поздороваться друг с другом без помощи голоса.
Игра «Приветствие»
Дети под музыку двигаются по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «локти» – трутся локтями, «спины» – трутся спинами, по сигналу «плечи» - останавливаются и здороваются плечами.
Психолог: У нас с вами отлично получилось! Молодцы! У меня сегодня очень хорошее настроение, а у вас?
Предполагаемые ответы детей (да! нет.)
Психолог. Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?
Предполагаемые ответы детей (нет, не всегда)
Психолог. Почему настроение может быть плохим?
Предполагаемые ответы детей (обидели, не получается на уроках, болит зуб и др.)
Психолог. Что же можно сделать для того, чтобы улучшить настроение?
Предполагаемые ответы детей (рассмешить, обнять друг друга, поделиться и др.)
Психолог. Скажите, а если подарить цветы, то можно ли улучшить настроение?
Ответы детей.
Психолог. Давайте сейчас сами попробуем вырастить цветок. Но он будет не простой, а волшебный цветок – настроение.
Психогимнастический этюд «Цветок»
Психолог. Выберите себе любое место на ковре, сядьте поудобнее. Представьте, что у вас в руках семя, вы сажаете его в землю. Пригревает ласковое солнышко, поливают заботливые дожди и из земли показывается маленький нежный росток. Он растёт сильным и стройным (спинки прямые). И вот у него появляется один листок (одна рука в сторону, затем второй (другая рука в сторону). Они также тянутся к солнцу. Поднимаются всё выше и выше (дети поднимаются с колен и встают во весь рост). И вдруг появляется бутончик, сначала совсем маленький, потом он начинает набухать и постепенно раскрывается (кисти детей сложены, постепенно разъединяясь, по подобию лепестков цветка). Посмотрите, какой красивый цветок. (Имя ребенка), какого цвета у тебя цветок? А у тебя какого цвета? У всех разные, но очень красивые. Вдохните их аромат. Волшебные цветы. Давайте прикрепим цветок на одежду или украсим им волосы. (Имя ребенка) куда ты прикрепишь свой цветок? а ты куда?
Нам очень приятно и радостно на душе. Наши лица озаряют улыбки.
Упражнение «Подари улыбку другу»
А сейчас, когда у нас хорошее настроение, давайте подарим улыбку друг другу.
Дети встают в круг.
Психолог. У меня в руках волшебный мячик, он поможет нам подарить друг другу улыбку.
Дети произносят слова «Мы посмотрим друг на друга – подари улыбку другу».
Дети поворачивают голову, улыбаясь друг другу, передают мячик. Таким образом, в упражнении оказывается задействован каждый ребёнок.
Психолог. Улыбка снова вернулась ко мне!
Игра «Наши ощущения»
Психолог: На прошлых занятиях мы с вами говорили о том, как можно познавать мир с помощью ощущений. Что нам помогает? (глаза, уши, нос, рот, руки). Правильно, молодцы! С помощью глаз мы можем предмет увидеть, ушами – услышать разные звуки, носом почувствовать запахи, с помощью рта узнать что-то на вкус, а руками мы ощупываем предмет и узнаём его более углублённо. Ваша задача – подобрать картинки к основным:
рука (погладить собаку, ощутить песок и т.д.)
глаз (природа, портрет и т.д.)
рот (лимон, мороженое и т.д.)
нос (на мангале сосиски жарятся, цветы и т.д.)
ухо (будильник, магнитофон и т.д.).
Психолог: Молодцы, вы отлично справились с этим заданием! Я предлагаю нам всем вместе поиграть в игру «Большое животное».
Игра «Большое животное»
Психолог: Для этого нужно встать в круг и взяться за руки. Мы превратились в одно огромное, доброе животное. Давайте придумаем ему имя! (ответы детей). Здорово! У нашего зверя появилось имя! Прислушайтесь к дыханию животного. Все вместе глубоко вдыхаем воздух и выдыхаем. Громко дышит… (имя животного, которое придумали дети). Сейчас делаем один шаг вперед - глубоко вдыхаем воздух через нос, ненадолго задерживаем дыхание, делаем шаг назад и сильно выдыхаем весь воздух через рот. Вот какое дыхание у большого зверя!
У нашего животного большое, доброе сердце, послушайте, как оно стучит. Все вместе медленно стучим ногами. Наше животное кто-то вспугнул, и оно пустилось наутек, его сердце застучало быстро и громко (давайте часто и громко потопаем ногами). Дыхание стало прерывистым и частым-частым. Делаем шаг вперед и быстро топаем ногами, шаг назад, снова быстро топаем ногами.
Утомилось наше животное, уже не может быстро бежать, поэтому медленно идет. Давайте покажем наше усталое животное (тихонько, стучим ногами, делаем шаг вперед, и шаг назад). Животное наше устало, давайте восстановим дыхание. Очень хорошо, молодцы.
Психолог. Ребята, садитесь, пожалуйста, за парты.
На партах у каждого лежат цветные карандаши, вырезанные из бумаги овалы по 3 шт. на каждого.
Психолог. Покажите, пожалуйста, грусть на своём лице. А теперь посмотрите на пиктограмму. Обратите внимание на глаза, брови, рот. Какие они?
Предполагаемые ответы детей (брови опущены вниз, глаза прикрыты, уголки губ опущены вниз).
Психолог. Возьмите карандаш и нарисуйте на овале эмоцию грусти.
Психолог наблюдает за работой детей, помогает, отмечает те изображения, которые наиболее удачно передают соответствующее настроение.
Психолог. А теперь вспомните, пожалуйста, какое чувство у нас было, когда смотрим в цирке фокусы.
Предполагаемые ответы детей (мы удивились).
Психолог. Посмотрите на пиктограмму и изобразите удивление на своём лице. Обратите внимание на глаза, брови, рот. Какие они?
Предполагаемые ответы детей (брови подняты вверх, глаза большие, рот широко открыт).
Психолог. Возьмите карандаш и нарисуйте на втором овале удивление.
Пока дети рисуют, психолог также наблюдает за работой детей, помогает тем, кто сомневается, подбадривает, создавая ситуацию успеха.
Психолог. А теперь посмотрите на следующую пиктограмму.. Какое настроение мы подарим друг другу, когда сообщаем хорошую новость?
Предполагаемые ответы детей (радость).
Психолог. Улыбнитесь и покажите радостную эмоцию. Обратите внимание на глаза, брови, рот. Какие они?
Предполагаемые ответы детей (брови ровные, глаза открытые, смотрят на нас, уголки губ подняты вверх - улыбаются).
Психолог. Нарисуйте радость на третьем овале.
Наблюдение за рисунками детей.
Психолог: Молодцы, вы отлично справились с работой. А теперь посмотрите, у меня есть «Волшебный мешочек», в него мы спрячем наши нарисованные эмоции грусти и постараемся никогда не грустить.
Психологический этюд «Волшебный мешочек». Каждый ученик складывает в мешочек нарисованную эмоцию грусти и мысленно говорит ей «пока!».
После игры, психолог предлагает выйти из-за столов.
Психолог. Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас сейчас настроение? Что вам понравилось на занятии больше всего?
Психолог. А что мы сделали для того, чтобы наше настроение было весёлым?
Психолог. Я уверена в том, что если вам взгрустнётся и у вас будет плохое настроение, то вы и ваши друзья всегда сможете улучшить его, сделать весёлым и радостным, так же, как мы делали это сегодня.