kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический совет "Профилактика буллинга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить педагогический коллектив с понятием "Буллинг", дать рекомендации классным руководителям по профилактике буллинга.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Профилактика буллинга"»

Педагогический совет на тему «Профилактика буллинга»

Цель:

- подробно ознакомить педагогический коллектив с понятие «Буллинг», причины его возникновения.

- Дать рекомендации педагогам по профилактике буллинга в образовательном учреждении.



Практически в каждом образовательном учреждении есть обучающиеся, которые становятся объектом открытых издевательств, унижений, насмешек. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой ребенок, взрослый (педагог). Что же это за явление, в котором обучающегося называли раньше «не такой как все», «чужой», а теперь жертвами буллинга?

Многие психологи, социологи дают разное определение буллингу.

Норвежский исследователь буллинга Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений»

Буллинг- многократное психологическое давление на человека, жертва которого испытывает постоянный стресс. Травля одного человека другим. Проявляется во всех возрастных и социальных группах.

Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью. Буллинг не происходит, когда два человека с одинаковыми физическими возможностями часто спорят или борются, когда подзадоривание происходит в дружеской форме. Буллинг всегда имеет цель, затравить жертву, вызвать страх, унизить.

О травле в образовательных, закрытых и иных детских учреждениях было известно давно в разных странах, включая Россию.

Главные компоненты определения буллинга:

- Это агрессивное и негативное поведение.

- Оно осуществляется регулярно.

- Дисбаланс власти и силы.

- Это поведение является умышленным.

Существуют следующие виды буллинга:


Вид

Что включает

Физическое насилие

избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки

Эмоциональное насилие (психологическое)

Угрозы, насмешки, присвоение обидных кличек, бесконечные замечания, критика, необъективные оценки со стороны учителей, высмеивание, оскорбление, унижение ученика в присутствие других детей, принуждение делать что-то, чего ребенок делать не хочет. Дискриминация, Нецензурная брань. Умышленное доведение человека до стресса, срыва.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие, или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым (учителем), или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей, или для получения выгоды.

Экономическое насилие

Порча и отнятие личных вещей. Вымогательство. Отбирание денег. Повреждение имущества.

Кибербуллинг

Использование телефона

1.Систематически осуществляются анонимные звонки и отправляются оскорбляющего или угрожающего рода сообщения

2. Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет.

Использование E-mail

Рассылка злых и негативных сообщений.

Социальных сетей

1. Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах.

2. Распространение непристойного видео и фото.

3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека.

4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека.

5. Создание фальшивого профиля для третирования другого человека.

Видео-портал

Публикация в Интернет непристойного, компрометирующего, позорящего другого человека видео.


Причины возникновения буллинга в образовательном учреждении:

Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Отсутствие контроля за поведением детей в перемены, свободное время.

Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.


Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.


В ситуации травли всегда есть:

"Агрессор"человек, который преследует и запугивает жертву.

"Жертва"– человек, который подвергается агрессии.

"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Агрессята» люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

В процесс травли прямо или косвенно включены все дети группы, следовательно, буллинг - проблема не только жертвы, но и коллектива!

Практическая часть.


Эксперт по буллингу Brooks Gibbs на примерах объясняет природу явления и показывает, как общаться с задирами (Просмотр видеоролика «Как усмирить задиру?» (как реагировать на буллинг, травлю) (5.12 мин.)).

В данном ролике мы увидели два варианта одной ситуации. Грамотный расклад и выход из ситуации буллинга – это второй вариант. Чтобы научиться его применять предлагаем вашему вниманию рекомендации по профилактике буллинга.



Что может делать педагог для профилактики буллинга:

  1. Поговорите с зачинщиками. Агрессоры уверены, что правы и их никто не видит. Поэтому даже не разговор в кабинете директора, а на начальных этапах обычный разговор даст понять — вы в луче прожектора и все ваши противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва.

  2. Проведите разъясняющий разговор в классе. Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут.

  3. Не провоцируйте буллинг сами и не легализуйте его. Если учитель неоднократно высказывался осуждающе об одном и том же ученике, это даст детям повод думать, что это нормально. Исключите фразы типа «Из-за тебя, Семенов, мы не смогли снова пройти материал на уроке», «Опять, Иванов, ты не сделал домашнее задание. Ты подводишь весь класс», «Твои родители не занимаются тобой, я буду тебя воспитывать» и т.п.

  4. Проводите игры на сплочение в классе.

  5. Если это не единичный случай, то нужно подключать других специалистов — психологов, социальных педагогов и родителей. Тех, которые будут решать проблему практически в рамках своей компетентности. Возможно, это будут не только тренинги и консультации, но и беседы с родителями, выходы в семью.

  6. Самый лучший способ — профилактика. Включайте в классные часы информацию о конфликтах и способах их разрешения. Помогать детям решать конфликтные ситуации, стараясь не принимать сторону одного из участников, помогать находить компромисс.

  7. Смотрите фильмы и мультфильмы с детьми, обсуждайте их.

(«Чучело», «Гадкий утенок»).

  1. Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов.

  2. Развивать у детей чувство эмпатии и толерантности.

  3. Обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции.

  4. «Хвалить при всех, ругать наедине»!

  5. Устраивать совместные мероприятия (походы, праздники, творческие вечера).


Какие методики можно использовать для учащихся:


Данные методики позволяют выявить выбор стратегий поведения в ситуации буллинга, уровень самооценки. Ведь предупредить возникновение такого явления как буллинг гораздо легче, чем работать с его последствиями!


  • Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки

  • Тест агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут»

  • Методика измерения уровня тревожности «Школа Дж. Тейлора»

  • Методика оценки отношений подростка с классом

  • Опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц

  • Исследование самооценки по методики Демо-Рубинштейн

  • Тест на локус контроля Дж. Роттера

  • Тест Э. Хайма для определения стиля борьбы со стрессом

  • Анкета «Наличие ситуации буллинга в школе»

  • Анкета «В нашем классе/ школе»


Игры и упражнения по профилактике «травли» (буллинга)


Упражнение «Зеркало»

Учащиеся работают в парах. Один ученик совершает разнообразные действия, другой, словно отражение в зеркале, должен повторять их. По первому сигналу ученики меняются ролями, а по второму — партнерами. Игра заканчивается тогда, когда каждый из участников побывает и зеркалом, и человеком и поработает со всеми членами группы.

После завершения упражнения все садятся на свои места, проводится обсуждение игры. Учащиеся отвечают на вопросы:

- С кем было лучше работать? Почему?

- С кем не очень понравилось? Почему?



Упражнение «Слепой и поводырь»

Работа в парах. Учащийся должен провести партнера, у которого завязаны глаза, через полосу препятствий, но только с помощью словесных инструкций. Дети меняются ролями и партнерами, после окончания работы обсуждают, у кого получилось руководить лучше, а у кого — хуже.


Упражнение «Запретное число»

Участники считают по порядку, не называя определенные числа (например, заканчивающиеся на цифру 3), можно просить их вместо запретного числа выполнять какое-нибудь движение.


Игра «Заморозить—разморозить»

Один участник (или несколько) замирает с открытыми глазами, другие пытаются вывести его из оцепенения, заставить улыбнутся. Нельзя прикасаться к «замороженному». Потом меняются ролями. По результатам игры выбирают самого стойкого участника.


Упражнение «Подарок»

Дети вытягивают карточки с именами участников группы. Каждый должен придумать и написать, какое бы качество он подарил товарищу (чье имя ему досталось), чтобы тому было легче общаться с окружающими.


Упражнение «Я – это ты»

Ученикам предлагается разбиться на пары и за 2 минуты узнать как можно больше друг о друге (возраст, интересы, увлечения, членов семьи). Затем от лица своего партнера подробно рассказать присутствующим о себе и ответить без помощи своего партнера на все вопросы группы.


Упражнение «Интергированный урок рисования и сказкотерапии «Мы все такие разные». Написание нового конца для сказки «гадкий утенок». Осознание и развитие личностных качеств, развитие толерантности, понимания, что все разные. Обозначение причин возникновения в классе непринятия одного ребенка другими. Обозначают пути личностного изменения, развития.



Разрешение проблемы буллинга в наших руках! Удачи нам! Спасибо за участие.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Педагогический совет "Профилактика буллинга"

Автор: Демина Елена Сергеевна

Дата: 30.03.2021

Номер свидетельства: 577083

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства