Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Профилактика буллинга"»
Педагогический совет на тему «Профилактика буллинга»
Цель:
- подробно ознакомить педагогический коллектив с понятие «Буллинг», причины его возникновения.
- Дать рекомендации педагогам по профилактике буллинга в образовательном учреждении.
Практически в каждом образовательном учреждении есть обучающиеся, которые становятся объектом открытых издевательств, унижений, насмешек. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой ребенок, взрослый (педагог). Что же это за явление, в котором обучающегося называли раньше «не такой как все», «чужой», а теперь жертвами буллинга?
Многие психологи, социологи дают разное определение буллингу.
Норвежский исследователь буллинга Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений»
Буллинг- многократное психологическое давление на человека, жертва которого испытывает постоянный стресс. Травля одного человека другим. Проявляется во всех возрастных и социальных группах.
Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью. Буллинг не происходит, когда два человека с одинаковыми физическими возможностями часто спорят или борются, когда подзадоривание происходит в дружеской форме. Буллинг всегда имеет цель, затравить жертву, вызвать страх, унизить.
О травле в образовательных, закрытых и иных детских учреждениях было известно давно в разных странах, включая Россию.
Угрозы, насмешки, присвоение обидных кличек, бесконечные замечания, критика, необъективные оценки со стороны учителей, высмеивание, оскорбление, унижение ученика в присутствие других детей, принуждение делать что-то, чего ребенок делать не хочет. Дискриминация, Нецензурная брань. Умышленное доведение человека до стресса, срыва.
Сексуальное насилие
Сексуальное насилие, или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым (учителем), или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей, или для получения выгоды.
Экономическое насилие
Порча и отнятие личных вещей. Вымогательство. Отбирание денег. Повреждение имущества.
Кибербуллинг
Использование телефона
1.Систематически осуществляются анонимные звонки и отправляются оскорбляющего или угрожающего рода сообщения
2. Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет.
Использование E-mail
Рассылка злых и негативных сообщений.
Социальных сетей
1. Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах.
2. Распространение непристойного видео и фото.
3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека.
4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека.
5. Создание фальшивого профиля для третирования другого человека.
Видео-портал
Публикация в Интернет непристойного, компрометирующего, позорящего другого человека видео.
Причины возникновения буллинга в образовательном учреждении:
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Отсутствие контроля за поведением детей в перемены, свободное время.
Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.
В ситуации травли всегда есть:
"Агрессор"– человек, который преследует и запугивает жертву.
"Жертва"– человек, который подвергается агрессии.
"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
«Агрессята» люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
В процесс травли прямо или косвенно включены все дети группы, следовательно, буллинг - проблема не только жертвы, но и коллектива!
Практическая часть.
Эксперт по буллингу Brooks Gibbs на примерах объясняет природу явления и показывает, как общаться с задирами (Просмотр видеоролика «Как усмирить задиру?» (как реагировать на буллинг, травлю) (5.12 мин.)).
В данном ролике мы увидели два варианта одной ситуации. Грамотный расклад и выход из ситуации буллинга – это второй вариант. Чтобы научиться его применять предлагаем вашему вниманию рекомендации по профилактике буллинга.
Что может делать педагог для профилактики буллинга:
Поговорите с зачинщиками. Агрессоры уверены, что правы и их никто не видит. Поэтому даже не разговор в кабинете директора, а на начальных этапах обычный разговор даст понять — вы в луче прожектора и все ваши противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва.
Проведите разъясняющий разговор в классе. Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут.
Не провоцируйте буллинг сами и не легализуйте его. Если учитель неоднократно высказывался осуждающе об одном и том же ученике, это даст детям повод думать, что это нормально. Исключите фразы типа «Из-за тебя, Семенов, мы не смогли снова пройти материал на уроке», «Опять, Иванов, ты не сделал домашнее задание. Ты подводишь весь класс», «Твои родители не занимаются тобой, я буду тебя воспитывать» и т.п.
Проводите игры на сплочение в классе.
Если это не единичный случай, то нужно подключать других специалистов — психологов, социальных педагогов и родителей. Тех, которые будут решать проблему практически в рамках своей компетентности. Возможно, это будут не только тренинги и консультации, но и беседы с родителями, выходы в семью.
Самый лучший способ — профилактика. Включайте в классные часы информацию о конфликтах и способах их разрешения. Помогать детям решать конфликтные ситуации, стараясь не принимать сторону одного из участников, помогать находить компромисс.
Смотрите фильмы и мультфильмы с детьми, обсуждайте их.
(«Чучело», «Гадкий утенок»).
Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов.
Развивать у детей чувство эмпатии и толерантности.
Данные методики позволяют выявить выбор стратегий поведения в ситуации буллинга, уровень самооценки. Ведь предупредить возникновение такого явления как буллинг гораздо легче, чем работать с его последствиями!
Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки
Тест агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут»
Методика измерения уровня тревожности «Школа Дж. Тейлора»
Методика оценки отношений подростка с классом
Опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц
Исследование самооценки по методики Демо-Рубинштейн
Тест на локус контроля Дж. Роттера
Тест Э. Хайма для определения стиля борьбы со стрессом
Анкета «Наличие ситуации буллинга в школе»
Анкета «В нашем классе/ школе»
Игры и упражненияпо профилактике «травли» (буллинга)
Упражнение «Зеркало»
Учащиеся работают в парах. Один ученик совершает разнообразные действия, другой, словно отражение в зеркале, должен повторять их. По первому сигналу ученики меняются ролями, а по второму — партнерами. Игра заканчивается тогда, когда каждый из участников побывает и зеркалом, и человеком и поработает со всеми членами группы.
После завершения упражнения все садятся на свои места, проводится обсуждение игры. Учащиеся отвечают на вопросы:
- С кем было лучше работать? Почему?
- С кем не очень понравилось? Почему?
Упражнение «Слепой и поводырь»
Работа в парах. Учащийся должен провести партнера, у которого завязаны глаза, через полосу препятствий, но только с помощью словесных инструкций. Дети меняются ролями и партнерами, после окончания работы обсуждают, у кого получилось руководить лучше, а у кого — хуже.
Упражнение «Запретное число»
Участники считают по порядку, не называя определенные числа (например, заканчивающиеся на цифру 3), можно просить их вместо запретного числа выполнять какое-нибудь движение.
Игра «Заморозить—разморозить»
Один участник (или несколько) замирает с открытыми глазами, другие пытаются вывести его из оцепенения, заставить улыбнутся. Нельзя прикасаться к «замороженному». Потом меняются ролями. По результатам игры выбирают самого стойкого участника.
Упражнение «Подарок»
Дети вытягивают карточки с именами участников группы. Каждый должен придумать и написать, какое бы качество он подарил товарищу (чье имя ему досталось), чтобы тому было легче общаться с окружающими.
Упражнение «Я – это ты»
Ученикам предлагается разбиться на пары и за 2 минуты узнать как можно больше друг о друге (возраст, интересы, увлечения, членов семьи). Затем от лица своего партнера подробно рассказать присутствующим о себе и ответить без помощи своего партнера на все вопросы группы.
Упражнение «Интергированный урок рисования и сказкотерапии «Мы все такие разные». Написание нового конца для сказки «гадкий утенок». Осознание и развитие личностных качеств, развитие толерантности, понимания, что все разные. Обозначение причин возникновения в классе непринятия одного ребенка другими. Обозначают пути личностного изменения, развития.
Разрешение проблемы буллинга в наших руках! Удачи нам! Спасибо за участие.