Педагогический опыт «Стратегия психолого-педагогического сопровождения учащихся 9 классов в период подготовки к ОГЭ
Педагогический опыт «Стратегия психолого-педагогического сопровождения учащихся 9 классов в период подготовки к ОГЭ
Данный опыт формировался в условиях МБОУ Асерховской СОШ Собинского района.
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся. Это связано с тем, что экзамен воспринимается ими как своеобразная критическая ситуация, влияющая на социальный статус, материальное положение и дальнейшие перспективы учебы в колледже.
На формирование опыта работы оказали влияние следующие такие факторы, как необходимость уложить ответ в относительно жесткий лимит времени, случайный выбор вопросов, вносящий в процедуру экзамена, элемент неопределенности, являются вероятными причинами усиления эмоционального напряжения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт «Стратегия психолого-педагогического сопровождения учащихся 9 классов в период подготовки к ОГЭ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Асерховская средняя общеобразовательная школа Собинского района (МБОУ Асерховская СОШ)
Педагогический опыт «Стратегия психолого-педагогического сопровождения учащихся 9 классов в период подготовки к ОГЭ через цикл коуч-сессий «Экзамены: курс на успех!»
Автор:
Жарёнов Никита Евгеньевич,
педагог-психолог 1 квалификационной категории, член Федерации психологов образования России
п. Асерхово, 2024 г.
Условия возникновения и становления педагогического опыта
Данный опыт формировался в условиях МБОУ Асерховской СОШ Собинского района.
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся. Это связано с тем, что экзамен воспринимается ими как своеобразная критическая ситуация, влияющая на социальный статус, материальное положение и дальнейшие перспективы учебы в колледже.
На формирование опыта работы оказали влияние следующие такие факторы, как необходимость уложить ответ в относительно жесткий лимит времени, случайный выбор вопросов, вносящий в процедуру экзамена, элемент неопределенности, являются вероятными причинами усиления эмоционального напряжения.
Наблюдая за учащимися 9 классов заметил, что у многих учащихся резко повышается частота сердечных сокращений, возрастает легочная вентиляция и величина артериального давления, усиливается тонус скелетной мускулатуры, нарушается нормальное соотношение фаз сна. Характер реакции организма учащихся на экзаменационный стресс зависит не только от самого стрессового фактора, но и от личностных особенностей учащихся, мотивации к учебе и др. У некоторых учащихся процедура экзамена может оказать значительное травмирующее воздействие на психику вплоть до появления невротических расстройств.
Длительность экзаменационного периода продолжается 2-3 недели, чего бывает достаточно для возникновения и развития синдрома экзаменационного стресса, который проявляется нарушением сна, повышенной возбудимостью, возникновением чувства тревоги, увеличением или понижением давления и другими показателями, вызывая у учащихся необоснованный страх перед экзаменами, нежелание учиться, неуверенность в собственных силах. Для снижения стрессовых факторов, травмирующих нервную систему и организм в целом, необходимо проводить мероприятия, направленные на профилактику стресса, позволяющие безболезненно справляться с предстоящими испытаниями и подготовкой к ним.
Анализ результатов анкетирования девятиклассников в 2020-2021 учебном году показал следующее. Больше половины учащихся (51%) одним из важнейших условий успешной сдачи экзамена назвали свое положительное эмоциональное состояние. Накануне сдачи экзамена поддержку со стороны педагогов ощутили 64% опрошенных. Велико и влияние родителей на психоэмоциональное состояние учащихся. При этом 56% опрошенных отметили, что родители успокаивают, поддерживают уверенность, а около 18% считают, что родители усиливают беспокойство, тревожность. 69% учащихся охарактеризовали психологическую атмосферу во время проведения экзамена как напряженную, тревожную. Лишь 14% считали, что поведение педагогов-организаторов способствовало спокойствию, сосредоточению, 31% отметили чрезмерную строгость во время экзамена («не выпускали в туалет», «подгоняли», «окрикивали», «запугивали», «были недоброжелательны» и пр.). Учащиеся испытывали трудности во время экзамена из-за шума (13%), духоты или холода в аудитории (8%), чувства голода (6%), неудобной мебели (4%). 20% опрошенных не смогли сосредоточиться, сконцентрировать внимание, успокоиться, настроиться на работу. На эмоциональное состояние 31% учащихся повлияли условия проведения экзамена (незнакомая школа, класс, педагоги). Среди основных причин, приводящих к потере времени на экзамене, учащиеся назвали «непонятные инструкции к заданиям» (44%), «заполнение бланков, оформление работы» (23%), «волнение» (21%), «неподготовленные аудитории» (14%), «действия педагогов-организаторов» (9%).
Кроме анкетирования были проведены мониторинговые исследования среди учащихся 9 классов по изучению степени подверженности психоэмоциональному стрессу. Учащимся были предложены тесты М. Люшера (тест цветовых выборов) и Ч.Д. Спилберга (диагностика самооценки уровня тревожности). Уровень психоэмоционального напряжения учащихся в период подготовки к экзамену (%)
Этапы исследования
Низкий
Средний
Высокий
Перед обычной контрольной работой
47
40
13
Перед экзаменом
31
48
21
Как показывают данные таблицы, у учащихся перед проверочными работами возникает психоэмоциональное напряжение. Это состояние сопровождается снижением активности, повышением ориентации на покой, отдых, восстановление сил, появляются частые ошибки в работе, болезненные проявления. В связи с этим необходимо планировать мероприятия, которые будут направлены на устранение психоэмоционального напряжения. Необходимо отметить, что повторные обследования обучающихся, проведенные после организации в школах психопрофилактической работы по подготовке к экзамену, показали снижение уровня психоэмоционального напряжения.
В связи с этим была разработана краткосрочная программа коуч-сессий для учащихся 9 классов «Экзамены: курс на успех!», которая позволила создать психолого-педагогические условия для успешного прохождения итоговой государственной аттестации обучающимися 9-х классов.
2. Актуальность и перспектива опыта.
Актуальность психологической подготовки к ОГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ОГЭ как форма экзамена является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.
Именно коуч-сессии, как форма психолого-педагогического сопровождения учащихся в период подготовки к ОГЭ позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ, кроме того с их помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Применение данной формы в корреционно-развивающей работе с детьми позволит выработать тактики уверенного поведения в период подготовки к экзаменам, обучиться навыкам саморегуляции и самоконтроля, повысить уверенность в себе и в своих силах.
3. Ведущая педагогическая идея.
Педагогическая идея опыта заключается во внедрении в коррекционно-развивающую работу с учащимися 9 класса инновационого метода коуч-сессий по модели GROW, направленного на поиск решения в целях получения конкретного результата. В рамках которого проходит групповой диалог с педагогом-психологом, имеющий целью мотивировать. Сессия несет в себе элементы дружеского, доверительного общения.
Главная задача коуча - сделать все, чтобы общая атмосфера позволила ребёнку максимально раскрыться. Длительность обычной сессии коучинга составляет 30-60 минут, но временные рамки могут серьезно варьировать. Особенность данной модели заключается в исследовании ключевых позиций, которые позволят человеку прийти к ответу на свои вопросы. Название модели происходит от английского слова «GROW» («расти»).
(G) Goal– постановка задач и целей. Фактически – это запрос учащегося. На этом этапе старшеклассник не только определяет саму цель, но также условия реализации задуманного
(R) Reality– изучение текущей ситуации. Выпускники вместе с коучем определяет свое текущее положение, как далеко он находится от своих целей, какие у него есть ресурсы
(O) Options– обзор возможных вариантов достижения задуманного. Ученики выясняют основной и альтернативный способы достижения цели, что ему потенциально может помешать в достижении результата, где и как получить дополнительную информацию, сравнивает способы реализации задуманного.
(W) Way/Will– определение намерений. На этом этапе ученик вместе с педагогом-психологом обязательно должен составить своеобразную дорожную карту, с промежуточными целями и сроками выполнения.
Смысл использования данной модели сводится к тому, чтобы соединить цели, пути их достижения и реальные условия, в которых это возможно сделать. Когда у старшеклассника формируется осознание ключевых моментов целевого результата, то он начинает перебирать связующие ниточки и ищет способ увидеть всю картину целиком. Обычно, появляются совершенно реальные на данный момент вариации, которые снимают дымку тумана и позволяют ему сделать первый, индивидуальный шаг. Который он до того никогда не делал.
4. Практическая значимость опыта.
Данный опыт будет полезен педагогам-психологами, социальным педагогам и классным руководителям школ, которые планируют использовать программу коуч-сессий «Экзамены: курс на успех!» в рамках коррекционно-развивающей работе по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в период подготовки к ОГЭ.
Методический материал опыта может быть применен в области индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий, организованных педагогами с учащимися 9 и 11 классов.
5. Теоретические аспекты опыты.
Одним из наиболее эффективных, апробированных на практике, инновационных механизмов и подходов в современном образовании и воспитании является коучинг.
В настоящее время существует несколько отличающихся друг от друга определений коучинга, каждое из которых отражает его определенную грань. Коучинг – это особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, ставящая своей целью личностный и профессиональный рост. Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг – это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах, эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви). Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, а на способность человека учиться самому и действовать творчески (М. Дауни).
Коучинг в контексте психолого-педагогического сопровождения учащихся представляет собой способ оптимизации взаимоотношений между педагогом-психологом и обучающимися, где психолог организует процесс поиска учениками лучших решений своих задач и воплощения их в жизнь, стимулирует и побуждает к повышению уровня личностного развития. Коуч помогает учащимся развиваться не только в различных видах деятельности, но и в саморазвитии. В коучинге заложен огромный потенциал для личностного и коммуникативного развития обучающихся.
Основными принципами коучинга являются следующие принципы:
1. Каждый человек хороший.
2. Мудрость, необходимая для изменений, уже присутствует в системе и может быть обнаружена и высвобождена.
3. Нет поражений, есть только обратная связь.
4. Р=П-в (Результативность равно Потенциал минус вмешательство).
5. Личная зрелость – ключевая компетенция коуча.
Существует много видов коучинга, выполненные различными исследователями (Р.Дилтс, Д.Клаттербак, Э.Стак, Н.К.Туркулец). Продвижение профессии коуча как одной из своих важных задач ставят Международная федерация коучинга (ICF) и Международная ассоциация коучей (IAC).
Здесь уместно вспомнить основы гуманистической педагогики и личностно-ориентированного обучения (К.Роджерс, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Коучинг является гуманистической идеологией личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников.
Методология личностно-ориентированного обучения и коучинга основана на одних и тех же ценностях: на важности установления позитивных отношений (сопровождение, общение), вере в человека, в его позитивные намерения и возможности развития, в способность быть субъектом своей жизни и стремиться к успеху.
Коучинг можно рассматривать также как метод развития личности, поскольку он стимулирует развитие осознанности по отношению не только к целям, но и ко всем средствам и способам выполнения деятельности, способствует раскрытию и наиболее полному применению уникальных личностных качеств каждого ученика.
6. Технология опыта.
Реализация педагогического опыта осуществляется с учащимися 9 классов МБОУ Асерховской СОШ и МБОУ ООШ №2 г. Собинки в рамках сетевого взаимодействия.
Краткосрочная программа коуч-сессий для учащихся 9 классов «Экзамены: курс на успех!» рассчитана на 10 занятий.
Цель: создание психолого-педагогических условий для успешного прохождения итоговой государственной аттестации обучающимися 9 классов.
Задачи:
-Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену.
-Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля учащихся, повышение уверенности в себе, своих силах.
-Оказание психологической поддержки в период подготовки и сдачи экзамена.
Виды деятельности:
-Психологическая диагностика.
-Психологическое просвещение.
-Развивающая работа.
-Консультирование и психологическая поддержка.
Методологическое обоснование программы:
-Когнитивно-феноменологическая модель совладания со стрессом Р. Лазаруса и С. Фолкман;
-Теории личностно-деятельностного подхода к пониманию развития психики П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
-Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского;
- Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, В Франкл, Б.С. Братусь и др.).
Комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в период подготовки итоговой аттестации.
1. Изучение психоэмоционального состояния учащихся.
Психодиагностическое обследование проводится ежегодно психологами образовательных учреждений. Результаты используются при проведении индивидуальных и групповых консультаций педагогов, родителей и при подготовке просветительских и развивающих занятий с обучающимися. В начале и середине учебного года проводится опрос учащихся, готовящихся к сдаче экзаменов, с целью выявления представлений учащихся об уровне своей подготовки к экзамену, определения причин тревожности в связи с экзаменом. Для изучения психоэмоционального состояния учащихся используют различные психодиагностические методики. Среди них:
- тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка;
- тест цветовых выборов М. Люшера. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Для получения более достоверных результатов лучше использовать их поочередно.
2. В качестве внутришкольной психологической поддержки выпускников предлагается применить методику «Забор».
Цель методики:
- оказать психологическую поддержку выпускникам в период подготовки к экзамену;
- развить чувствительность и умение сопереживать у всех участников образовательного процесса.
Необходимые материалы: рисунок забора (длина может быть различной), скотч. Заранее нарисованный на листе бумаги «забор» вывешивают на стене на видном и доступном месте. На этом «заборе» делают надписи: «Мы вам желаем удачи!», «Будьте сильными!», «Не бойтесь, мы с вами», «Все будет хорошо» и т.д. с подписями учащихся и учителей. «Забор» подписывают: «Все, кто хочет оказать поддержку выпускникам нашей школы, могут сделать запись на этом «заборе». Просьба глупости не писать.».
Педагог-психолог следит за тем, чтобы на «заборе» не появлялись неподходящие надписи. Если такие все-таки появились, их следует закрасить или заклеить.
3. Реализация программы коуч-сессий по подготовке учащихся девятых классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга.
Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Задачи: обучение старшеклассников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам; обучение приемам активного запоминания.
Используемые методы: мини-лекции, тренинговые упражнения, дискуссии. В структуре программы выделяются следующие блоки:
- Подготовительный блок. Проведение экспрессдиагностики, создание работоспособности в группе.
- Блок заданий, упражнений, направленных на формирование и развитие приемов волевой мобилизации.
- Блок заданий, упражнений, направленных на формирование и развитие приемов саморегуляции.
- Блок заданий, упражнений, направленных на формирование и развитие приемов эффективного запоминания.
Для анализа результативности работы по программе коуч-сессий проводится диагностика (психодиагностические методики, анкетирование, экспертный опрос педагогов). Работа по программе строится с учетом как возрастнопсихологических особенностей учащихся, так и с учетом особенностей социальной ситуации развития. Эффективность реализации программы определяется оценкой изменения уровня развития навыков саморегуляции, самоконтроля, организации деятельности.
4. Информационные стенды для учащихся «Установка на успех», «Как определить свою индивидуальную стратегию сдачи экзамена» (рекомендации).
Тематика коуч-сессий для учащихся 9 классов:
№
Тема коуч-сессии
Цель
Сроки
Ответственный
1
«Дорогу осилит идущий»
Дать рекомендации по подготовке к экзаменам
3 неделя марта
Педагог-психолог
2
«Мои установки»
Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам
4 неделя марта
Педагог-психолог
3
«Способы саморегуляции в стрессовой ситуации»
Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации. Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации.
1 неделя апреля
Педагог-психолог
4
«Мобилизация – залог успеха на экзамене»
Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему.
2 неделя апреля
Педагог-психолог
5
«Эмоции и поведении»
Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему.
3 неделя апреля
Педагог-психолог
6
«Способы снятия нервно
психического напряжения»
Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему.
4 неделя апреля
Педагог-психолог
7
Память и приёмы запоминания.
Знакомство с приёмами запоминания, характеристиками памяти
1 неделя мая
Педагог-психолог
8
Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала»
Сообщить об эффективных способах запоминания большого объёма материала.
2 неделя мая
Педагог-психолог
9
«Открытие возможностей»
Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему.
3 неделя мая
Педагог-психолог
10
«Дверь в себя»
Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему.
4 неделя мая
Педагог-психолог
Содержание коуч-сессий по формированию психологической готовности выпускников
Формы и методы работы:
-Психогимнастические упражнения.
-Ситуационно-ролевые игры, интерактивные упражнения, упражнения с игровыми элементами.
-Групповое обсуждение.
-Техника «Колесо жизненного баланса».
-Шкалирование как инструмент самооценки и развития.
-Вопросы, расширяющие рамки привычного мышления.
-Линия времени как инструмент планирования.
-Создание поддерживающей среды для достижения целей
- формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;
-усвоение психологических основ сдачи экзамена;
- освоение техник саморегуляции;
-освоение приемов планирования рабочего времени на экзамене;
-повышение сопротивляемости стрессу;
-развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.
Критериями оценки эффективности программы коуч-сессий выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Будет видно, насколько снизился уровень тревожности и депрессивности, т.е. нормализация психоэмоционального состояния. Косвенной оценкой будут являться положительные результаты ОГЭ у выпускников.
7. Результативность опыта.
Для определения результативности работы по данному направлению проводится следующая диагностика:
1. Анкета «Самооценка психологической готовности к ОГЭ» (модификация методики М. Ю. Чибисовой).
2. Опросник Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуативной и личностной
тревожности).
Самооценка психологической готовности к ОГЭ
Класс
Количество
учащихся
Уровень самооценки экзаменационной тревожности
2021-2022 учебный год (начало коррекционной работы)
Очень низкий
Низкий
Средний
Выше среднего
Высокий
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
9
48
3
6%
12
24%
22
48%
8
16%
3
6%
Класс
Количество
учащихся
Уровень самооценки экзаменационной тревожности
2021-2022 учебный год (конец коррекционной работы)
Очень низкий
Низкий
Средний
Выше среднего
Высокий
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
9
48
2
4%
9
19%
11
23%
10
21%
7
15%
Класс
Количество
учащихся
Уровень самооценки экзаменационной тревожности
2022-2023 учебный год (начало коррекционной работы)
Очень низкий
Низкий
Средний
Выше среднего
Высокий
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
9
43
4
9%
10
23%
16
37%
8
19%
5
12%
Класс
Количество
учащихся
Уровень самооценки, экзаменационной тревожности
2022-2023 учебный год (конец коррекционной работы)
Очень низкий
Низкий
Средний
Выше среднего
Высокий
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
9
43
2
5%
6
14%
19
44%
10
23%
6
14%
Вывод: в результате систематической работы у большинства учащихся 9 класса выявлен оптимальный уровень экзаменационной тревожности, однако 14% учащихся демонстрируют высокие показатели по данному фактору. Большинство выпускников демонстрируют высокий уровень самоорганизации и самоконтроля необходимых в процессе ОГЭ. Как известно, экзаменационная тревожность может носить как объективный характер (когда ученик осознает те или иные пробелы в знаниях и учебных умениях), так и субъективный (когда тревожность выступает в качестве устойчивой черты характера). Наличие умеренного, незначительного уровня тревожности в период подготовки к ОГЭ является положительным фактором, так как позволяет регулировать процесс подготовки и повышать уровень мотивации и личной ответственности за результативность ОГЭ.
Оценка ситуативной и личностной тревожности
2021-2022 учебный год (начало коррекционной работы)
Ситуативная тревожность(СТ)
Личностная тревожность(ЛТ)
Уровни тревожности
Уровни тревожности
очень высокая тревожность
высокая тревожность
средняя тревожность
низкая тревожность
очень низкая тревожность
очень высокая тревожность
высокая тревожность
средняя тревожность
низкая тревожность
очень низкая тревожность
3
5
11
10
19
6
7
7
9
19
2021-2022 учебный год (конец коррекционной работы)
Ситуативная тревожность(СТ)
Личностная тревожность(ЛТ)
Уровни тревожности
Уровни тревожности
очень высокая тревожность
высокая тревожность
средняя тревожность
низкая тревожность
очень низкая тревожность
очень высокая тревожность
высокая тревожность
средняя тревожность
низкая тревожность
очень низкая тревожность
2
3
14
13
17
4
5
9
13
18
2022-2023 учебный год (начало коррекционной работы)
Ситуативная тревожность(СТ)
Личностная тревожность(ЛТ)
Уровни тревожности
Уровни тревожности
очень высокая тревожность
высокая тревожность
средняя тревожность
низкая тревожность
очень низкая тревожность
очень высокая тревожность
высокая тревожность
средняя тревожность
низкая тревожность
очень низкая тревожность
5
4
14
9
11
7
5
12
9
10
2022-2023 учебный год (конец коррекционной работы)
Ситуативная тревожность(СТ)
Личностная тревожность(ЛТ)
Уровни тревожности
Уровни тревожности
очень высокая тревожность
высокая тревожность
средняя тревожность
низкая тревожность
очень низкая тревожность
очень высокая тревожность
высокая тревожность
средняя тревожность
низкая тревожность
очень низкая тревожность
2
3
11
17
10
4
2
9
16
12
Вывод: Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Из этого следует, что обучающиеся с высоким уровнем тревожности склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности, у них появляется состояние тревожности в различных ситуациях которые касаются оценки его компетентности. Состояние ситуативной тревожности возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Обычно уровень ситуативной тревожности изменяется в зависимости от ситуаций. Но ситуативная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — необходимое условие для успешной деятельности. При этом существует индивидуальный уровень «полезной тревоги». Высокий уровень личностной тревожности у обучающихся способствует увеличению напряженности на экзамене, что может стать препятствием проявления их компетентности.
Общий результат: таким образом, мы видим, что использование коуч-сессий по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся 9 классов в период подготовки к итоговой аттестации позволило получить положительную динамику в формировании очень низкой и низкой устойчивой ситуативной и личностной тревожности.
Уровень результативности в развитии наблюдаемых показателей указывает на высокую эффективность применения данного метода в коррекционно-развивающей работе с учащимися 9 классов.
Степень оптимальности полученных результатов высокая. Диагностические результаты достоверны, т.к. процедура проведения диагностирования учащихся 9 класса проводится при строгом соблюдении правил применения диагностических надежных, валидных и адаптированных методик. При обработке результатов учитывались побочные переменные; использовались методы математической обработки полученных результатов.
Данный опыт был обобщён на Совете практической психологии министерства образования и молодёжной политики Владимирской области в марте 2022 года и рекомендован к использованию в общеобразовательных организациях Владимирской области.
7. Используемые ресурсы.
1. Власенко, И. И. Как удвоить свои способности: секреты психологической подготовки к экзаменам. – Ростов, 2005.
2. Зеер, Э. Ф., Павлова, А. М., Садовникова, Н. О. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособ.для высшей школы. - М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – 192 с.
3. Лопуга, Е. В., Лопуга, В. Ф. Валеология: методы и средства снятия стрессов у детей. Методическое пособие. – Барнаул, 2001.
4. Одинцова, М. А. Психология стресса: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — М. : Юрайт, 2016. — 299 с.
5. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. – 608 с.
6. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина; Мво образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. – Казань : КНИТУ, 2012. – 212 с.
7.Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 1999. – 480 с.
8. Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М., 2005.
9. Стебенева, Н., Королева, Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену «Путь к успеху».
10. Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями [Текст] / М. Ю. Чибисова. – М. : Генезис, 2010. – 184 с.
11. Стебенева, Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену «Путь к успеху».