Особенности проявления креативности и прокрастинации у обучающихся старших классов
Особенности проявления креативности и прокрастинации у обучающихся старших классов
Мы решили организовать исследование по выявлению уровня развития прокрастинации уобучающихся старших классов, так как эта область исследования мало изучена. А период подростковости является базой для успешной самореализации в профессиональной деятельности. Однако препятствием для таких жостижений может стать прокрастинация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности проявления креативности и прокрастинации у обучающихся старших классов»
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОКРАСТИНАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Современные образовательные стандарты предъявляют большое количество требований и компетенций к школьникам. Подростковый возраст является одним из самых важных периодов, так как в данный возрастной промежуток происходит определение дальнейшей профессиональной деятельности, до конца формируется чувство взрослости, идентичности.
В современной психологической науке существует множество определения понятия креативность. В диссертационном исследовании, проведенном О.А. Халифаевой, было определено, что креативность – это интегральное свойство личности, допускающее варьирование путей решения жизненных проблем, проявляющееся в индивидуально-психологических особенностях, определяющих активность в обществе. Креативность личности возникает в результате деятельности в социальном контексте [6].
Немов Р.С. определяет креативность как способность или склонность человека к творческому мышлению. По мнению автора, такая способность может проявляться в различных областях деятельности: профессиональной, учебной и так далее.[4]
В кратком психологическом словаре под редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. креативность определятся как устойчивая характеристика личности, которая выражает способность к творчеству и уровень творческой одаренности.
Исследования креативности за последние десятилетие увеличилось, большинство ученых считают, что юношеский возраст является наиболее благоприятным для проявления креативности. Так в исследовании, проведенном О.А. Халифаевой в 2017 году, было выявлено, что креативность у юношей и девушек различного типа локуса ролевого конфликта проявляется по-разному. Люди с различным типом локуса ролевого конфликта склонны с разной степенью успешности использовать креативность как ресурс для разрешения ролевого конфликта [7].
Мы решили организовать исследование по выявлению уровня развития креативности и уровня прокрастинации у обучающихся старших классов, так как это область исследования мало изучена. А период подростковости является базой для успешной самореализации в профессиональной деятельности. Однако препятствием для таких достижений может стать прокрастинация.
Ильин Е.П. определяет термин «прокрастинация» как склонность к постоянному откладыванию важные дел[3].
Варваричева Я.И. обозначает данное понятие как сознательное откладывание субъектом намеченных действий, несмотря на то, что это повлечет за собой определенные проблемы [2].
Н.Н. Карловская и Р.А. Баранова интерпретируют прокрастинацию как комплексный, неоднородный в психологическом плане феномен, включающий в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты, тесно связанный с мотивационной сферой личности.[1]
Целью нашего исследования явилось изучение уровень прокрастинации и уровня развития личностной креативности. Выборка испытуемых составила 80 человек. Основными методами исследования явились: тест «Креативность» (Н. Вишнякова); диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник); общая шкала прокрастинации К. Лэй (General Procrastination Scale, GPS).
В результате проведенного исследования было выявлено, что по методике день «Общая шкала прокрастинации» К. Лэй: у 15% (12 чел.) испытуемых имеют низкий уровень прокрастинации, у 35% (28 чел.) испытуемых имеют средний уровень прокрастинации, у 50% (40 чел.) испытуемых имеют высокий уровень прокрастинации.
Рис.1 Динамика уровней прокрастинации, %
По методике день «Креативность» (Вишнякова Н.): у 16% испытуемых высокий уровень развития творческих способностей, средний уровень у 54% и низкий уровень у 30 % школьников.
Рис.2 Динамика уровней креативности, %
По методике день «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник): высокий уровень личностной креативности продемонстрировали 22 испытуемых, что составило 27%, средний уровень – 32 человека, что составило 40% , низкий уровень – 26 человек, это 33%.
Рис.3 Динамика уровней личностной креативности, %
Таким образом, по результатам диагностики было выявлено: школьники в большинстве имеют средний уровень проявлений прокрастинации, средний уровень общей и личностной креативности. Возможно, полученные результаты свидетельствуют о том, что обучающиеся старших классов находятся на важном жизненном этапе получения аттестата об основном общем образовании, поэтому проявление прокрастинации не имеет высоких показателей.
Литература:
Баранова Р.А., Карловская Н.Н. Взаимосвязь прокрастинации и параметров ответственности у студентов с разной академической успеваемостью // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием, 9-10 окт. 2008 г. Омск, 2008.
Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121-131.
Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011.
Немов Р. С. Психология. 4-е изд. М.: Владос, 2003
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС»./ Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
Халифаева О.А. Особенности проявления креативности в ситуации ролевого конфликта в юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2017.Т.22. № 2. С.54-64.
Халифаева О.А. Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе. /автореферат дис. на соискание ученой степени канд. псих. наук / астраханский государственный университет. Астрахань, 2007.