Просмотр содержимого документа
«Организация СПТ в МКОУ "Ордынской санаторной школе"»
СПТ—социально-психологическоетестирование;процедураустановления и измерения психофизиологических характеристикобследуемого в части выявления склонности к аддитивномуповедению,реализуемаяспомощьюпсиходиагностическихметодик, рекомендованных к использованию МинистерствомПросвещенияРоссийскойФедерации.
Социально-психологическое тестирование - это часть профилактической работы в школе, позволяющая эффективно планировать направления и цели профилактической деятельности, которые будут полезны для обучающимся и родителей.
При организации СПТ в МКОУ Ордынской санаторной школы осуществляется следующий порядок действий:
этап: с 27 августа проведение информационно-разъяснительной кампании с родителями (законными представителями) обучающихся в целях проведения мотивационной и разъяснительной работы, а так же повышения активности участия и снижения количества отказов от участия СПТ. Разъяснительная беседа проходит при встречи с родителями обучающихся 13-18 лет во время сбора в противотуберкуленом диспансере г.Новосибирска, куда дети приезжают с родителями в специально отведенное время. На данном этапе осуществляется сбор добровольных письменных согласий на проведение тестирования. С родителями, которые привозят детей самостоятельно такой же алгоритм действий, но только в стенах школы. Когда разговариваем с родителями обозначаем важность проведения СПТ, и личное отношение к тому, что эта мера введена в нашей школе. Затем переходим к информированию (не запугиванию). Информирование — это когда обозначаются все феномены, которые имеют место быть. Показываем тревожные тенденции в подростковом мире (не надо ничего утрировать, основной акцент на том, уверены ли родители, что их дети 100 % защищены). Затем вступаем в диалог с родителями. Пусть родители выскажут свое отношение к тестированию и свои страхи, касающиеся результатов и последствий для ребенка.
Кроме разъяснительной беседы по проведению СПТ так же родители получают специальную методическую продукцию (памятки, буклеты, бюллетени). И несмотря на то, что данная процедура проводится не первый раз по-прежнему возникают множество вопросов.
Как показывает опыт, родители настороженно относятся к любому роду тестированиям и исследованиям, боятся нарушения принципа анонимности и последующему давлению на детей. Другая часть родителей опасается, что с их детьми вообще кто-либо будет говорить о проблеме наркомани, они убеждены, что эта проблема никогда не коснется их детей. Зачастую это происходит именно от незнания и не владениях информацией.
Возникают и проблемы связанные с участниками тестирования (детьми). Особого внимания требуют респонденты, отнесенные в группу с недостоверными ответами (резистентность выборки). Причинами резистентности (сопротивляемости) респондентов тестированию может быть комплекс факторов: 1. Нежелание обучающихся участвовать в тестировании. В таком случае следует усиливать мотивационную сторону при организации тестирования, нацеливать обучающихся на возможности самоисследования, самопознания. 2. Желание показать себя с лучшей стороны, что влечет неискренность при ответах и отражается на результатах методики. 3. Субъективные факторы, включая давление со стороны педагогов, ориентация на «положительные» ответы. Возможное запугивание, требование обязательного участия, неверная трактовка назначения самого тестирования для обучающихся.
Я считаю, что от качества проведения информационно-разъяснительной работы с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами, зависит то, с каким отношением субъекты образования подойдут к процедуре тестирования, каковы будут результаты и количество участников СПТ. В нашей школе при проведении данного тестирования используются принципы «командной работы». Всегда издается приказ директора школы, в котором обозначается цель, задачи тестирования, назначаются ответственные за процедуру проведения и организацию информационной работы, анализ и планирование профилактической работы:
весь педагогический коллектив слаженно работает на достижение результата;
работа с родителями проводится классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, психологами.
2 этап: проведение перед началом тестирования инструктажа обучающихся, информирование об условиях тестирования и его продолжительности. В аудитории, где проводится тестирование, допускается присутствие в качестве наблюдателей родителей обучающихся. (приглашаем через звонок родителей не более 3х) но по статистике родители не посещают данное мероприятие.)
-Детям объясняются основные правила по прохождению СПТ.
-Не допускается свободное общение между обучающимися, перемещение по аудитории.
-Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии.
-Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, заполняет анонимную анкету социально-психологического тестирования в режиме онлайн, доступ на сеанс осуществляется по одноразовому коду.
Коды для доступа к тестированию генерируются автоматически, (что при проведении может гарантировать конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа при хранении и использовании документов и персональных данных их сообщает сопровождающий процедуру тестирования педагог (психолог, IT- специалист) для каждого сеанса тестирования.
Технические вопросы (коды, пароли, доступ, авторизация) решаются в форме обратной связи с техподдержкой сайта.
3 этап: предоставление всех итоговых данных тестирования оператору;
4 этап: Оповещение и разъяснение родителям не только о результатах тестирования, но и о тех дополнительных профилактических воздействиях, которые будут предприняты по отношению к его ребѐнку после тестирования. Именно: цели и задачи профилактической программы, учебно-тематический план программы, возможные последствия профилактических воздействий на ребѐнка, результаты профилактического обучения, а также как реагировать на изменение поведения ребѐнка в результате формирования новых социальных навыков.
- оказание содействия в организации профилактических медицинских осмотров обучающихся, разработка мероприятий по оказанию психолого-педагогической помощи и коррекционному сопровождению обучающихся, попавших в «группу риска» и включение их в план воспитательной работы.
Хочу отметить, что результаты тестирования обсуждаются на заседании школьного психоло – медико – педагогического консилиума. Специалистами школы составляется совместный план действий.
При определении методов профилактической деятельности, предпочтение отводится сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам прямого и косвенного (опосредованного) воздействия, освоения и раскрытия ресурсов психики и личности, поддержки молодого человека и помощи ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Наряду с этим профилактические воздействия направлены на формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики, и формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у обучающихся, их родителей и педагогов.
В заключении хочу отметить - профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде введена в требования Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС, стандарт) общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
«Памятка для обучающихся о социально-психологическом тестировании»
Ребята, девушки и юноши!
По всей России в образовательных организациях проводится процедура социально-психологического тестирования с целью выявления вашей психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях.
Каждый человек в жизни сталкивается с трудностями, но все их преодолевают по-разному. В условиях трудных жизненных ситуаций нужно проявлять психологическую устойчивость. Научиться этому можно, если хорошо в себе разобраться.
Социально-психологическое тестирование не выявляет подростков, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза. Задача тестирования — выявить у обучающихся психологические «факторы риска» и организовать соответствующую деятельность специалистов, осуществляющих воспитательную, профилактическую, психолого-педагогическую и социальную помощь обучающимся.
Понимание себя позволит избежать импульсивных, неконтролируемых решений, быть более подготовленным к возможным ситуациям риска.
При желании вы можете обратиться за консультацией к психологу и узнать результаты тестирования.
Акцентируем Ваше внимание, что социально-психологическое тестирование является добровольным. В социально-психологическом тестировании принимают участие только те обучающиеся в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если обучающемуся нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей).
Тестирования не стоит бояться, конфиденциальность личных данных гарантируется! О результатах тестирования не узнают ни ваши сверстники, ни учителя, они сообщаются только лично Вам или родителям (законным представителям), если Вам еще не исполнилось 15 лет.
Социально-психологическое тестирование — это лишь первый этап выявления затруднений, который поможет выполнить функцию «старта работы над собой», поэтому процедура тестирования очень важна, а участие в ней — необходимо.
Мы уверены, что вы способны самостоятельно сделать выбор и принятие вашего решения будет разумным.
«Памятка для родителей по вопросам социально-психологического тестирования »
Уважаемыеродители!
Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.
Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики.
Сегодня Вашему ребенку могут предложить наркотические и психоактивные вещества в школе, в институте, во дворе, на дискотеке, в сети Интернет и в других местах. До 60 % школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать сильнодействующие вещества. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может!».
Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, пока не сформировалась зависимость.
Социально-психологическоетестированиеносит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать подростков и молодежь от «экспериментов» с наркотиками, от так называемой «первой пробы» и дальнейшего приобщения к потреблению.
Тестирование не выявляет конкретных подростков, употребляющихнаркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку.Задачатестирования–выявитьудетейличностные(поведенческие,психологические)особенностииорганизоватьсвоевременнуюпомощь,нотолькопри наличииВашего согласия.
Тестированиеявляетсянеобходимоймеройсоциального контроля ипредупреждения распространения наркомании в подростковой и молодежнойсреде.
Социально-психологическое тестирование учащихся на предмет потребления наркотиков позволяет определить обезличенное количество детей «группы риска», давших положительные ответы или указавших на те или иные проблемы, способствующие вовлечению в наркопотребление.
Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится Ваш ребенок, так и в области в целом.
Обращаем Ваше внимание на то, что социально-психологическое тестирование является добровольными анонимным:
в тестировании принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей).
родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей;
конфиденциальностьпри проведении тестирования и хранении информированных согласий и заполненных тестов (опросников, анкет) обеспечивает администрация образовательной организации.
Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам включиться в работу по ран- ней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в тестировании.
Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?
ДА – если Вы понимаете значимость проблемы и необходимость активныхдействийпопредотвращениювовлечениянашихдетейвнаркопотребление.
Вы можете сами проявить инициативу – предложите ребенку участвовать в программе социально-психологического тестирования!
Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться с ней!
Сделайтевыборвпользу своегоребенка!!!
Если у Вас остались или возникнут вопросы по проведению тестирования, Вы можете обратиться кофициальным сайтам в сетиИнтернет, атакже позвонить по указанным телефонам и получить подробную консультацию:
Региональный оператор ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции»: www.cprk38.ru, раздел: «Социально-психологическое тестирование» (который включает в себя: новостную ленту по реализации этапов (подготовительного, аналитического, заключительного), консультационные, информационные, методические материалы для педагогов, родите- лей, обучающихся.
http://fcprc.ru«Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное научное учреждение» «Центр защиты прав и интересов детей»(раздел специализированные страницы) так же открыта «Горячая линия» по вопросам проведения социально- психологического тестирования обучающихся;