kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика девиантного поведения в соответствии с возрастными особенностями детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представленны общие сведения и характеристика девиантного поведения детей и подростков. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика девиантного поведения в соответствии с возрастными особенностями детей»

Общая характеристика девиантного поведения в соответствии с возрастными особенностями детей и с учетом классификации девиантного поведения.


Деструктивное поведение – это вербальные либо иные проявления внутренней деятельности, устремлённые на уничтожение чего-либо. Разрушения охватывают все области бытия индивида: социализацию, здоровье, взаимоотношения со значимыми людьми. Данное поведение ведёт к усугублению качества существования индивида, понижению критичности к собственным деяниям, когнитивным искривлениям восприятия и трактовки происходящего, спаду самооценки, эмоциональным нарушениям.


Особо ярко данные проявления мы наблюдаем в подростковом возрасте оно связанно с рядом причин:

выраженное протекание подросткового кризиса,

членство в неформальных группах асоциальной направленности,

влияние средств массовой информации,

пропаганда сексуальной распущенности,

социокультурная ситуация развития и многие другие.

Однако причины и предпосылки девиации необходимо искать намного раньше - начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности.

Существует ряд причин, по которым у ребенка дошкольного возраста могут развиваться подобные отклонения. Среди них:

1. Медицинские причины

Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:

врожденные;

наследственные;

приобретенные причины.

Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности), ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение). Все это оказывает влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности ребенка и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В итоге естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения. Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы ребенка, от которых зависит утомляемость и трудоспособность ребёнка, а также тип темперамента, восприимчивость к окружающему миру, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.

Приобретенные причины возникают в процессе жизни ребенка. А именно к ним относятся соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов со сверстниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости ребенка, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.

2. Социально-психологические причины

В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения детей дошкольного возраста и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).

Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы:

  • Неполная семья, в которой воспитанием ребенка занимается один родитель (либо бабушка с дедушкой). Отсутствие кого-то из родителей достаточно важно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Следует отметить, что даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.

  • Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности ребенка. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.

  • В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия. В семьях с различного рода зависимостями главной целью существования является удовлетворение пагубных пристрастий. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.

  • Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание ребенка) исполняются формально.

Многочисленные исследования показали, что неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения ребенка дошкольного возраста.

3. Психолого-педагогические причины.

Одной из причин педагогического характера является злоупотребление запретами и тогда у ребенка вполне естественно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения. [6, С. 151]. А также, если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка. В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности ребенка, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А именно, в период дошкольного детства ребенок переживает два кризиса, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка.

Из всего вышесказанного следует, что именно в дошкольном возрасте должна начинаться профилактическая работа с девиаций.



КЛАССИФИКАЦИЯ Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения. Мы будем рассматривать девиантное поведение с точки зрения психологического подхода и классификации Е.В. Змановской, которая выделяет:

делинквентное (противоправное) поведение,

(отклонение от установленных в обществе законов, т.е. правонарушения)

диссоциальное (аутодеструктивное) поведение,

(это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности; различные зависимости, суицид, поведение жертвы, экстремальные виды спорта и т.д.)

асоциальное поведение (смещенно-деструктивное).

это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Асоциальное поведение может выражаться в следующих формах: уход из дома, бродяжничество, лживость, агрессивное поведение, сексуальные девиации, иждивенчество, вымогательство, проституция, несанкционированное граффити.

Выделяются следующие общие признаки аддиктивного поведения.

  • Наркотическая аддикция- психическое состояние, возникающее в результате употребления наркотических и психоактивных веществ, выступающих средством удовлетворения психологических и социогенных потребностей личности.

Для подростков с наркотической аддикцией характерны: крайне неустойчивое эмоциональное состояние, недостаточно сформированная ответственность, низкая совестливость, склонность к непостоянству, резкая смена настроения, более низкая скорость обучения, неумение доводить дело до конца, отсутствие заботы о будущем.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Иванова Регина Радиковна

Дата: 02.12.2022

Номер свидетельства: 618952


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства