"НЕВЕДОМАЯ ВСЕЛЕННАЯ" (Методические рекомендации по созданию и использованию стимулирующей среды для развития и саморазвития ребенка)
"НЕВЕДОМАЯ ВСЕЛЕННАЯ" (Методические рекомендации по созданию и использованию стимулирующей среды для развития и саморазвития ребенка)
Данная технология может использоваться психологом, логопедом и социальным педагогом. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом он выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"НЕВЕДОМАЯ ВСЕЛЕННАЯ" (Методические рекомендации по созданию и использованию стимулирующей среды для развития и саморазвития ребенка) »
Бюджетное учреждение Омской области
"Комплексный центр социального обслуживания населения Оконешниковского района"
"НЕВЕДОМАЯ ВСЕЛЕННАЯ"
(Методические рекомендации по созданию и использованию
стимулирующей среды для развития и саморазвития ребенка)
Составитель: Н.Д. Дубровина, аналитик административной службы
Метод "песочная терапия" получает всё большее распространение в работе психологов и психотерапевтов. Данная технология может использоваться также логопедом и социальным педагогом. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом он выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир.
Принцип "терапии песком" был предложен Карлом Густавом Юнгом, (1875-1961)швейцарским психиатром, основоположником одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии.
Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Странный эффект песочницы пока до конца не объяснен. Но очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал, лепить из него всевозможные фигуры, здания, города, отыскивать зарытые сокровища и просто сочинять сказки и рисовать их. Песок привлекает маленьких "строителей" своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Основной принцип игр на песке - это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.
К тому же создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так - это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Создавая сам или с помощью специалиста свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в "песочном царстве" все спокойно, то и на душе у ребенка покой и гармония.
Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка, при максимальном поощрении фантазии и творческого подхода.
ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
НЕОБХОДИМО ПРИГОТОВИТЬ:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик с ручками размером 50 х 70 х 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком.
Внутреннюю поверхность ящика лучше окрасить в синий или голубой цвет, таким образом, дно подноса может изображать море или реку, а также служит символом бессознательного.
2. Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика (для песочных игр песок должен быть влажным).
Коллекция специальных игрушек высотой не более 8 см:
Люди: должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии и виды спорта; представители первобытных и племенных структур, причем, по возможности, целыми семьями; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов, боги и богини разных народов, а также ангелы.
Наземные животные: эта подгруппа должна включать изображения диких животных - млекопитающих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся, червей, обитателей джунглей, равнин, пустынь, горных животных (в том числе домашних животных различных видов), доисторических животных - таких как динозавры, животных из мультфильмов.
Летающие животные: эта группа включает в себя птиц, обитающих на воде и на суше, диких и домашних, птиц - персонажей мультфильмов, доисторических птиц (птеродактиль, археоптерикс), а также насекомых - муравьев, мух, москитов, жуков, кузнечиков, пауков и бабочек.
Водные обитатели: к этой подгруппе относятся всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, - акулу и рыбу-меч, дельфинов и китов, а также моржи и морские котики, осьминоги, крабы, моллюски, морские коньки.
Жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель.
Домашняя утварь и продукты:горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве.
Деревья и другие растения: эта подгруппа должна включать разные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы и т. д. (иногда можно использовать и реальные растения).
Объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния.
Транспортные средства: эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты).
Объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. д.
Объекты особого рода: маски, орудия труда, вулканы, весы правосудия, маятник, вазы, часы, музыкальные инструменты, пирамиды, яйца, костер, памятники и надгробия, саркофаги, религиозные объекты, зеркала, ларцы, коробки и бутылки, оружие.
Естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камни, кости, окаменелости, куски металла и дерева, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда.
Примечание: Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образцов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.
Противопоказания к использованию песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях, если у ребёнка:
- эпилепсия или шизофрения;
- аллергия на пыль и мелкие частицы;
- легочные заболевания;
- кожные заболевания и порезы на руках.
Главная цель песочной терапии - не "переделать" ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.
Организация игрового процесса (для специалиста)
Первый шаг - демонстрация песочницы.
Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок.
Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке.
Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода.
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПСИХОЛОГА
Игры с песком помогают:
- обеспечить эмоциональную разрядку - снять накопившееся нервное напряжение;
- улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;
- освоить групповые правила поведения;
- наладить контакт между родителями и детьми;
- проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне;
- изменить негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;
- стабилизировать эмоциональное состояние;
- изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, в целом к своей судьбе.
Инструкции психологу
- наблюдать, слушать; - не прерывать игру конфронтацией ("Нет, не так ты делаешь"), интерпретациями ("Ой, какой славный человечек") или ассоциациями ("Похоже на ..., правда?"); - если ребенок разговаривает во время игры, использовать прием уточнения или активного слушания, перефразируя сказанное; - наблюдать за поведением, а также темами, повторяющимися из раза в раз; - наблюдать за изменениями в процессе терапии в сюжетах и выборе игрушек; - внимательно следить за собственными реакциями, ощущениями, тем, что подсказывает интуиция; - по мере готовности ребенка можно осторожно задавать ему вопросы типа: "А где здесь ты находишься?", "А что в твоей жизни тебе эта сценка напоминает?".
Анализ песочной картины.
Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек "отрабатывает" свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис.
Использование в песочнице минитюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет наводят на мысль о спектаклях внутренннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности (Субли́чность (англ.subpersonality) — структура психикичеловека, воспринимаемая сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ.VoiceDialogue) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые и называются субличностями). автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. Однако фигурки, которые используются в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включён клиент. В процессе песочной терапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешения конфликта.
На стадии "хаоса" ребёнок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком.
Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, что от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
Стадия "борьбы" позволяет ребёнку бессознательно перенести на песочный лист внутренние конфликты: агрессию, обиду, тревогу, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идёт схватка, война, тяжёлое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.
На стадии "разрешение конфликта" можно наблюдать более гармоничные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
В анализе песочной картины можно опираться, в том числе, на структуру анализа волшебной сказки, рисунка.
На что обращается внимание, если сюжет работы с песком - создание сказки:
- где, в каком моменте сказки находится клиент (образ);
- личная идентификация;
- этапы сказки: введение, репрезентация(Репрезента́ция (лат., repraesentatio, от re, и praesetare представлять) - представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое, то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя) проблемы, кризис, разрешение кризиса;
- амплификация (мифы и др. сказки) (Амплификация (от лат. amplificatio - расширение), в художественной литературе, в ораторской речи одна из стилистических фигур; использование однородных элементов речи: определений, синонимов, сравнений, антонимических противопоставлений для усиления выразительности. Например: "Я тайный замысел ласкал, Терпел, томился и страдал" (М. Ю. Лермонтов); "Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай" (Б. Л. Пастернак));
- количество персонажей в сказке (их динамика начало, кульминация, лизис(Ли́зис (от греч. λύσις) - растворение, разрушение);
- присутствие (или отсутствие) родителей героя;
- женские и мужские персонажи;
- помощники героя;
- символические предметы и действия;
- персонажи сказки как субличности;
На что обращается внимание, в работе с песочной картиной как с рисунком:
- выбор материала;
- как с ним обращались;
- природа образов, какие эмоции вызывает эта картина;
- выбор цветовой гаммы;
- расположение фигур на листе.
Материал, используемый в песочной терапии
Металл
Во многих культурах металл рассматривается как эмбрион, зарождающийся в земном чреве. Разные металлы ассоциируются с разными планетами и богами. Золото ассоциируется с Солнцем, а серебро - с Луной; свинец - с Сатурном, железо - с Марсом, медь и бронза - с Венерой, ртуть - с Меркурием.
Камень
Во многих культурах камни символизируют кости Матери-Земли, прочность, бессмертие и вечность. Камни используются при строительстве и сооружении фундаментов. Вертикально стоящие камни являются фаллическими символами. Кроме того, камень может выступать в качестве обозначения центра мира, пуповины, соединяющей землю с небом.
Стекло и кристаллы
Кристаллы образуются глубоко под землей под воздействием высокой температуры и давления в течение многих тысяч лет. Красота кристаллов открывается нам, лишь когда их извлекают из земли. Они символизируют исцеляющее воздействие психотерапии, которое становится возможным вследствие глубокой внутренней работы, когда в психике протекают процессы кристаллизации и взорам ребенка и психотерапевта затем предстают их результаты. Стекло является результатом производственной деятельности человека. Оно отличается чистотой, прозрачностью и прочностью. И кристаллы, и стекло также символизируют чистоту, взаимопонимание и духовный опыт.
Минералы
Набор предметов для песочной терапии включает минералы разного цвета и степени обработки - как в натуральном виде, так и отшлифованные. Некоторые кристаллы кварца совсем недороги, но производят сильное впечатление. Минералы символизируют скрытые ценности. Их разрезание и обработка ассоциируется с открытием заключенной в предмете красоты и богатый потенциал природного начала.
Дерево
Во многих культурах дерево рассматривается как prima materia, из которой было создано все. Обработка дерева с использованием различных инструментов символизирует упорядочение хаоса. Дерево ассоциируется с колыбелью, гробом или ложем новобрачных Семена деревьев символизируют рост, развитие, энергию жизни и процесс формирования личности.
Раковины
Раковины всех форм символизируют связь с водой и луной. Форма некоторых раковин ассоциируется с женскими гениталиями. Улитка вылезает из раковины подобно ребенку, появляющемуся на свет из материнской утробы. Жемчуг формируется в теле устриц. Жизнедеятельность моллюсков связана с лунными фазами. В целом раковины рассматриваются как символ сексуальности, плодородия и рождения - физического и духовного. Среди используемых в песочной терапии предметов должны быть раковины разных форм и размеров.
Кости
Кости символизируют вечность жизни и возможность воскресения. Одновременно они напоминают о смерти и краткости земного существования. В набор используемых в песочной терапии предметов входят настоящие кости, зубы и черепа мелких животных, а также пластиковые кости и миниатюрные скелеты динозавров и людей.
Перья
Перья символизируют истину. Они ассоциируются с небом и ветром, легки и напоминают о полетах к иным мирам. Окраска и принадлежность перьев к разным видам птиц определяют их специфическое содержание, что отражает использование перьев в различных церемониях.
Пластмасса
Пластмассами называются любые типы синтетических или естественных материалов, которым в тот момент, когда они мягкие, может быть придана та или иная форма, после чего они затвердевают. К ним можно отнести многие виды резины, полимеры, производные целлюлозы, казеиновые материалы и протеины Пластмассы могут символизировать разные виды упаковок и продукты промышленного производства, современное общество и характерное для него стремление производить внешний эффект для того, чтобы как можно выгоднее продать тот или иной товар или идею.
Упражнения
"Песочный круг" (расшифровки композиций здесь не требуется).
Пальцами нарисуйте с ребенком круги: самый большой, внутри поменьше, еще меньше - и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь пусть ребенок украшает круги разными предметами: камешками, монетами, пуговицами, ракушками. Обязательно в конце занятия малыш должен дать название своему кругу и рассказать о нем свою историю.
Как и круги, украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек, ведер и так далее.
"Прятки" Многие дети в процессе строительства "мира" закапывают фигурки в песок. Предлагаемый вариант игры позволяет это сделать изначально. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Психолог отворачивается. Затем он просит ребенка отыскать спрятанную фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены.
Другой вариант игры -"Обратные прятки". Психолог выбирает из коллекции значимые, на его взгляд (исходя из проблемы ребенка), фигуры и прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем психолог предлагает ребенку отыскать фигуру и рассказать о ней или придумать про нее историю.
"История"Психолог предлагает ребенку выбрать фигуру, которая станет главным героем истории, и поместитьее на подносе с песком. Затем надо придумать историю или сказку, по ходу рассказа постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. История заканчивается вместе с выбором последней фигурки. Обязательное условие игры – постепенный выбор объектов.
Другой вариант - "Обратная история". Психолог рассказывает ребенку психокоррекционную или психотерапевтическую историю, постепенно выстраивая "мир" в песке. Рассказ осуществляется от третьего лица. Ребенок слушает и наблюдает за появлением каждого нового героя или объекта.
Тематически ориентированный "мир"Психолог предлагает ребенку построить "мир", отражающий напрямую его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: "Мой детский сад", "Моя семья", "Я и мои друзья", "Моя школа".
Примерными темами для подростков могут быть: "Я-реальное", "Я-идеальное", "Мое будущее", "Все, что я люблю", "Смыслы жизни".
При использовании этой игры со взрослыми примерными темами могут быть: "Я и моя работа", "Семья", "Мой коллектив".
Играя с песком, можно стимулировать клиентов к поиску фигур, отражающих их состояние, проблемы, представляющих какую-либо роль клиента (мужчина, муж, профессионал, сын) либо кого-то из его окружения (фигура матери, отца, детей, коллег). Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.
"Семья на песке"Психолог предлагает членам семьи (маме, папе, ребенку) построить на песке мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем в течение 5-10 минут "мир" оживает, и психолог предлагает членам семьи пожить в нем. После обсуждения семье предлагается построить идеальную семью, то есть мир, отражающий их желанную семейную ситуацию. Затем "идеальный мир" так же оживает. После игры психолог проводит обсуждение, предлагая выбрать из коллекции те фигурки, которые являются символами идеальной семьи, помощниками или ресурсами для ее создания, необходимыми условиями или действиями. По желанию семья может привнести их в песочный мир и проиграть различные варианты выхода из проблемной ситуации.
Такую игру хорошо снять на видео и затем посмотреть и проанализировать.
☻"Реконструкция жизненного пути" Психолог предлагает клиенту восстановить с помощью коллекции миниатюрных фигурок свой жизненный путь. На каждом этапе должна присутствовать фигурка, с которой клиент идентифицирует себя в то или иное время жизни. Между фигурками можно устроить диалог. Диалоги могут вестись также между отдельными жизненными этапами. Цель - интеграция.
☻"Перепроектирование жизни"Психолог просит клиента подумать о своей жизни, о том, что бы он хотел изменить в ней, что бы привнес в нее, что бы реализовал. Затем предлагает, используя фигурки, перепроектировать жизнь в песочном подносе. Данная игра может проводиться и после "реконструкции жизненного пути". Эффективным для клиента будет фотосъемка процесса и результата.
☻"Переговоры"Психолог предлагает клиенту выбрать две фигуры, которые будут изображать конфликтующие стороны, и разместить их в подносе. Затем необходимо провести переговоры между конфликтующими сторонами. Можно добавлять различные фигуры, отражающие действия, ресурсы, помощников и т.п.
☻"Пассивный - активный"Психолог предлагает клиенту выбрать из коллекции три фигуры, отражающие его активное начало, и три фигуры, отражающие его пассивное начало. Затем необходимо разместить эти фигуры в подносе с песком и выстроить диалог между образовавшимися парами. При использовании этой игры во время работы с парами психолог предлагает диалог между активной фигурой одного партнера и пассивной фигурой другого партнера. Цель – интеграция. В игре вводится правило внимательного слушания партнера и невмешательства.
По этому же принципу проводится диалог между мужским и женским в себе, между духовным и физическим, между эмоциональным и рациональным и т.п.
Такую работу хорошо фотографировать для закрепления полученного опыта в дальнейшем.
☻"Параллельные миры"Данный вариант игры может использоваться для работы с семьями, парами или группами. Для этого необходимо иметь несколько песочниц (по количеству участников).
Психолог предлагает участникам, используя коллекцию миниатюрных фигурок, построить в подносе с песком свой мир. Все одновременно работают, соблюдая тишину. Затем, когда "миры" готовы, психолог инициирует рассказ каждого о своем мире.
Другой вариант этой игры - "Экскурсия по параллельным мирам". Когда "миры" готовы, психолог приглашает всех совершить экскурсию и назвать увиденные миры, постараться понять их. Экскурсия длится 10-15 минут, затем происходит обсуждение.
☻"Событие"Психолог предлагает клиенту воссоздать с помощью фигурок какое-либо (травматическое или ресурсное) событие в песочном подносе. Затем событие оживает, восстанавливается история. В ситуации проигрывания травматического опыта психолог предлагает ввести дополнительные фигуры, позволяющие изменить событие, что-либо перестроить в подносе, найти выход и решения.
"Ямка"Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
"Помоги зайцу" В песке делается три-четыре углубления – "следы", ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо "замести" все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
"Дорога к другу"На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
"Секрет"В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
"Добрый великан" Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
"Путешествие" На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.
"Буря" Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает "бурю".
"Лошадка" Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, "скакать по песку" или по воде.
"Индюки" Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком "бл-бл-бл", пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
"Качели" Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
"Часики" Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
"Накажи непослушный язычок" Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком "п-п-п", ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.
"Сильный мотор" Произносить звук "р", проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву "р", произнося одновременно звук "р". Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
"Слабый моторчик" Произносить звук "р" (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
"Горочка" Набрать в руку песок и произносить звук "с", насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком "с" и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
"Дорожка" Произносить заданные логопедом слоги, "прошагивая" их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.
"Совпадение" Логопед закапывает в песок игрушки со звуком "ш": мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.
"Спрячь ручки" Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
"Слоговые дорожки" Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
"Два города" Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
"Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
"Строители" Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).
"Чего не стало" Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
"Подбери слово" Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).
"Родные слова" Упражнять в образовании и употреблении родственных слов. В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: - песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение "пропесочить" кого-то.
"Я делал – я сделал" Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал). Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.). Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю…, я откапываю… и т.п.)
"Зверушки на дорожках"Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах. Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.
"Волшебный клад" Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться чёткого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность. В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
развитие СВЯЗНой РЕЧи
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
"Дорисуй картинку и составь предложение"Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение ("Таня держит в руках воздушный шар"). Фраза проговаривается в момент действия.
"Начни предложение" Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).
"Друзья"При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения ("У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч").
"Что случилось? "При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения ("Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул").
"Две игрушки"На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Воздушный шар. Я круглый.
Мяч. Я тоже.
Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.
Шар. На мне нарисован красивый цветок.
Мяч. А я украшен разноцветными полосками.
Шар. Меня надувают воздухом.
Мяч. И у меня внутри воздух.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
"Полоски"Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
"Исправь ошибку"Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
"Раздели слово на слоги" Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
"Цветы на клумбе" Научить детей определять количество слогов в словах.
Логопед: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.
(зачитывает стихотворную инструкцию).
На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.
На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!
Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.
Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.
После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.
1. Опиши цветок по цвету, форме.
2. Где растет этот цветок?
3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?
Дети вместе сочиняют сказку о цветах.
"Построй ступеньки". Научить детей определять количество слогов в словах.
На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.
АНАЛИЗ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
"Начерти на песке"Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.
"Напиши на песке"Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК
"Регуляция мышечного тонуса"
- положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев;
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки;
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;
- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать "волны";
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев ("ушки-рожки", "один пальчик-все пальчики");
- при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
"Весёлые соревнования"Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.Логопед предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:
Побежали вдоль реки
Пальцы наперегонки.
Бежать пальчики должны от таблички "Старт" до таблички "Финиш". В конце игры команды получают медали.
"Нарисуй картинку пальцами"Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь. Логопед предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по "песочным" картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс "песочных" картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.
для социального педагога
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому песочницу можно использовать в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.
- обогащать представления детей об окружающем мире, способствовать его эмоциональному восприятию;
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук через взаимодействие детей с песком и материалами различного фактурного покрытия;
- способствовать развитию творческих способностей, воображения и мышления в работе с нетрадиционным материалом;
- совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству,
воспитывать умение работать в коллективе;
- развивать ловкость и координацию движений.
Познавательные игры на песке.
1. Знакомство с окружающим миром.
Дикие и домашние животные, насекомые, леса, поля, реки, озёра, профессии, город, транспорт, быт.
2. Географические игры. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
3. Фантастические игры. В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса. 4. Исторические игры. Только в песочнице ребенок может все сам построить и проиграть, став участником исторических
событий. 5. Игры - экскурсии по городу. Родина начинается с родного города, селения. Его история оказывает существенное влияние
на образ мыслей и жизни жителей. История города, как и жизненный путь человека, имеет свои радости и печали. Эти