kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Не ставить крест на жизни, а научить развязывать узлы" семинар-практикум по профилактике суицида среди несовершеннолетних

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: отработка стратегии и тактики поведения в рамках профилактики и коррекции аутодиструктивного поведения несовершеннолетних.Создание системы суицидальной превенции в образовательной среде.Включаетв себя рассмотрение системы профилактики суицида в школе,уровни профилактики,представлена разработка практического занятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Не ставить крест на жизни, а научить развязывать узлы" семинар-практикум по профилактике суицида среди несовершеннолетних »

КГУ «Общеобразовательная средняя школа –гимназия

1 имени Н. Островского»


«Не ставить

крест на жизни,

а научить развязывать узлы»

районный семинар- практикум

для психологов,

завучей по учебно-воспитательной

работе по профилактике суицида

среди несовершеннолетних



Подготовила:

КГУ «ОСШГ №1им.Н.Островского»

Соколова Татьяна Анатольевна





Шемонаиха




Районный семинар-практикум


Цель: Отработка стратегии и тактики поведения в рамках профилактики и коррекции аутодеструктивного поведения несовершеннолетних. Создание системы суицидальной превенции в образовательной среде

Задачи:

    1. Рассмотрение теоретических аспектов проблемы суицида, повышение психологической грамотности о признаках возможного суицида, факторах риска его возникновения, мотивах и т.д.

    2. Показать на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы.

    3. Презентовать авторское методическое пособие для психологов по профилактике суицида среди несовершеннолетних.

    4. Рассмотреть систему мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции.

    5. Изучить план мероприятий по социальной и психологической реабилитации суицидента и его окружения.

    6. Выяснить, как проблема суицида влияет на развитие ребенка и развитие общества в целом.

    7. Обучение конкретным правилам поведения при угрозе возникновения суицида.

    8. Провести практическое занятие, нацеленное на обращение участников к своим чувствам, переживаниям, анализу своего отношения к ценностям жизни.

    9. Подведение итогов, рефлексию проведенного мероприятия.


Форма проведения: семинар-практикум


Методы, используемые при проведении мероприятия:

наглядный, практический, словесный


Тип мероприятия: просвещение


План проведения районного семинара – практикума

Орг.момент:

Регистрация участников

Приветственное слово представителей РОО

Основная часть:

Выступление представителей психологического центра «Вита» ГУ «МПСШ №1 им. Н. Островского» Соколова Т.А.

1. Система суицидальной превенции на уровне образовательного учреждения.

2.Презентация методического пособия «Не ставить крест на жизни, а научить развязывать узлы»

3.Практическое занятие «Ценить настоящее»

Заключение:

Подведение итогов. Рефлексия мероприятия.

Система работы по профилактике суицида в образовательной среде. (слайд №1)

Для веселии планета наша мало оборудована

На вырвать радость у грядущих дней.

В этой жизни помереть не трудно

Сделать жизнь значительно трудней

Маяковский В. (слайд №2)


Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по профилактике суицида среди несовершеннолетних «Не ставить крест на жизнь, а научить развязывать узлы», который организован психологическим Центром «ВИТА» ГУ «МПСШ №1 им. Н.Островского», в состав которого входят психологи Захарова В.А., Соколова Т.А. Семинар пройдёт в два этапа: на 1-ом этапе мы проведём презентацию одноимённого методического пособия, будут рассмотрены теоретические аспекты суицидального поведения и её профилактика, на 2-ом этапе мы проведём практическое занятие «Ценить настоящее».

Приветственное слово предоставляется главному специалисту РОО, секретарю КЗПН Голве Е.С.


Для веселья планета наша мало оборудована.

Надо вырвать радость у грядущих дней.

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней

/Маяковсий В./

Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно (З. Фрейд).

Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей №2» молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей №1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

В методическом пособии, нами разработанном, предложена система суицидальной превенции на уровне образовательного учреждения.

Разработанное пособие является многоуровневым: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции, даны практические рекомендации всем субъектам образовательного процесса, представлены конкретные практические разработки (классный час, родительское собрание, тренинг, и т.д.) и современный набор диагностического инструментария.

ЦЕЛЬ данного пособия это создание эффективной системы профилактики и предупреждения суицидального поведения среди несовершеннолетних.


ЗАДАЧИ:

    1. Рассмотрение теоретических аспектов проблемы суицида, повышение осведомленности всех субъектов образовательного процесса о признаках возможного суицида, факторах риска его возникновения, мотивах и т.д.

    2. Формирование комплекса диагностического инструментария по выявлению категории несовершеннолетних с суицидальными наклонностями.

    3. Разработка эффективных методов, способствующих предотвращению и коррекции суицидального поведения среди учащихся.

    4. Обучение конкретным правилам поведения при угрозе возникновения суицида.

    5. Разработка плана мероприятий по социальной и психологической реабилитации суицидента и его окружения.


ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ:

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.

  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:


Отзывы учителей, родителей, нормализация учебной деятельности детей, психологического климата в семье, школе, повышение жизненной активности, мотивированности несовершеннолетних, умения регулировать и контролировать свою эмоциональную и поведенческую сферу.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в школьной, детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.


1.«Уровни профилактики суицида в образовательной среде»

Рассмотрим уровни профилактики суицида в образовательной среде

Первый уровень – общая профилактика (слайд № 8)

Цель - повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия.
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи педагога-психолога на данном этапе (слайд №9)

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика (слайд №10 )

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия (слайд №11)
1.Диагностика суицидального поведения
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

  • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

  • 2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
    Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние
    3.Классные часы, круглые столы, стендовая информация
    Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

  • Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о  суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.
4.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.

  • Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.

Третий уровень – вторичная профилактика (слайд №12)

Цель - Предотвращение самоубийства
Мероприятия(слайд №13)
1.Оценка риска самоубийства
Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

  • Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.
    2.Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей.
    Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.
    3.Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
    Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.
    Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

  • Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

  • Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.

  • Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

Четвертый уровень – третичная профилактика (слайд №14)

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия (слайд №15)
1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
•    Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
2.Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. По моему мнению, данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов.

Одна из форм профилактической работы, является групповой тренинг.

Программа психологического тренинга по профилактики суицида

Основным ядром тренинга являлась краткосрочная позитивная психотерапия, перспективными направлениями в которой стали: работа с ярлыками, формирование положительного представления о будущем, формирование межличностной близости.

Содержание тренинга определялось следующими моментами:

  • Позитивный процесс. Здесь делалась попытка не упустить из внимания всех возможностей – как расстройств, так и способностей. Так, например, задавались вопросы, какие преимущества имеет застенчивость? Что значит тот факт, что у подростка есть какие-либо фобии или он находится в депрессии. И негативные переживания могут интерпретироваться позитивно, к примеру:

– страх одиночества – потребность быть в обществе других;

– депрессия – способность реагировать на конфликты с глубокой

эмоциональностью;

– стресс – способность и приспособление организма к новой ситуации;

– экзистенциональная тревога – способность готовиться к будущему и не

поддаваться иллюзии безопасности;

– уход от контактов – не желание подвергать себя опасности и давления

со стороны окружающих.

  • Содержательный процесс. Зачастую к решению покончить жизнь самоубийством подводят постоянно повторяющиеся маленькие душевные травмы, создающие благоприятную основу для возникновения болезненного реагирования на отдельные конфликты.

Следующие вопросы облегчают фокальный доступ к актуальному конфликту.

– Что вы делаете, если кто-нибудь из окружающих оклеветал вас?

– Что вы чувствуете, если к вам отнеслись не справедливо?

– Что вы чувствуете, если вам предпочли другого?

– Что вы ощущаете, если узнаете, что вас обманули?

– Как вы реагируете, если теряете, что-то ценное?

Основной задачей подростков являлось, не просто прочесть и ответить на вопросы, а прислушаться (отрефлесировать) к тем ощущениям и мыслям, которые они вызывают, что определяет готовность к конфликту.

  • Ориентация целей. Эта ориентация способствует изменениям установок и поведения, помогает преодолеть невротические расстройства и способствует более адекватному решению психотравмируюущего конфликта. Это облегчает подростку доступ к его потенциалу самопомощи и позволяет разорвать круг возникновения болезненных переживаний.

Для организации психокоррекционного воздействия были использованы следующие психологические методы и техники.

Метод 1. Работа с проблемой

Выбор определенного термина – это присоединение к множеству связанных с этим термином предположений. Озвучивание проблемы в отрицательных эпитетах вызывает у человека совокупность таких же отрицательных состояний. В связи с этим, одним из методов коррекции является работа с ярлыками и определениями.

Техника 1. Хорошие наименования

Придумывание имен и ярлыков заключается в поиске таких наименований болезненным переживаниям и состояниям, которые создадут атмосферу надежды, позволят смотреть на проблему как на нечто, поддающееся изменению. Функция нового имени – помочь подростку избавиться от различных отрицательных ассоциаций, связанных с традиционным названием, и сосредоточиться больше на своем потенциале, чем на проблемах. Новое имя должно явиться трамплином для новых творческих решений проблемы и позволить стать активным в ее решении.

Техника 2. Проблема как друг

Попытка разрешить проблему всегда зависит от того, как человек ее определяет и объясняет. Изменение мышления о проблеме коренным образом изменяет способ, которым человек пытается решить ее.

Образцы вопросов:

- Существует поговорка: « У каждой тучи есть своя светлая сторона». Применимо ли это в какой-то мере к твоей проблеме?

- Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаешь ты?

- Если эта проблема научила тебя чему-то важному о жизни, о себе или о других людях – что это было в твоем случае?

- Знаешь, иногда невозможно сразу понять, чему человека научили проблемы, это происходит значительно позже. Представим себе, что мы встретились через несколько лет, и я задаю тебе этот вопрос. Как ты думаешь, что бы ты ответил?

Метод 2. Работа с целью

Разговор о цели автоматически ориентирует на будущее. Основная задача данного метода – перевести проблему в цель. Зачастую цель формируется обобщенно. В этих случаях в нашей работе мы использовали следующие техники:

Техника 1. Знаки улучшения

Образцы вопросов:

  • Давайте вообразим, что произошло чудо, и вдруг в один прекрасный день проблема окончилась. По каким признакам вы заметили бы, что ее больше нет?

  • Как могут заметить другие люди, что произошла перемена?

Техника 2. Шкальные оценки

В технике шкальных оценок вычерчивают графическую 10-бальную шкалу, где 10 баллами обозначен идеальный результат, а начало шкалы – наихудшее положение дел. Подростку необходимо отметить на этой шкале его сегодняшнюю ситуацию, а затем описать, какой должна быть его жизнь, чтобы он смог оценивать ситуацию на один балл больше. Следует не ограничиваться метками на бумаге, а проговаривать в слух их содержание.

Техника 3. Создание положительных представлений о будущем.

Образцы вопросов:

  • Представим себе, что наши встречи окончены. Предположим, что уходя, вы поймете, что встречи были для вас полезными. В таком случае, на какие вопросы вы получили ответы?

  • Давайте предположим, что мы встретились снова через год и этой проблемы больше нет. Как в таком случае выглядит теперь ваша жизнь?

  • Когда проблема больше не будет существовать кого кроме себя, вы будете благодарить?

  • Давайте пофантазируем, что мы – в будущем и проблема довольно давно уже не существует. Мы случайно встречаемся. Мне интересно знать, как вы поживаете, я вас об этом спрашиваю. Что вы мне ответите? Я продолжаю интересоваться и спрашивать, благодаря чему стала возможна эта перемена? Что вы ответите?

В тех случаях, когда подросток упорно держится за пессимистический взгляд на будущее необходимо начать с генерирования негативного видения будущего. В случае, где единственной вещью, которую подросток может представить в будущем, является суицид, необходимо неотступно заниматься предвидением позитивного будущего, основываясь на суицидной фантазии подростка.

Метод 3. Работа с ресурсами

Все люди обладают какими-либо ресурсами – это навыки, способности, интересы. Они могут быть в той или иной степени использованы при решении проблемы.

Техника 1. Выявление ресурсов

Образцы вопросов:

1. Если бы другому человеку пришлось пережить, то что тебе, то он возможно этого не выдержал. Как тебе это удалось?

2. Если что-то такое, что тебе хорошо удается? Как можно было бы использовать это твое умение в решении данной проблемы?

3. Существовали ли сходные проблемы, которые тебе приходилось решать до этого? Мог бы ты думать о том, как использовать решение аналогичного типа в данном случае?

4. Кто, по твоему, мог бы разрешить эту проблему? Как ты себе представляешь, что бы он или она сделали?

Техника 2. Признание собственной компетентности

Образцы вопросов:

1. Предположим, что ваш друг с проблемой вроде вашей пришел к вам за советом. Что бы вы ему сказали?

2. Представьте, что в один прекрасный день вы получаете приглашение прочесть лекцию профессионалам о проблеме подобной вашей. Что бы вы им сказали?

3. У мен есть предположение о том, что вы могли бы сделать, но вероятно, вы лучше всех можете предвидеть, что произойдет.

4. Можете ли вы составить список решений проблемы, которые вы испробовали или предлагали, но убедились, что они не применимы в вашем случае?

Данная техника позволяет выяснить собственные ресурсы подростка в решении внутреннего конфликта, определяя, тем самым, границы работы психолога.

Техника 3. Фокусирование на исключение и прогрессе

Образцы вопросов:

1. Были когда-нибудь такие ситуации или времена, когда проблема отсутствовала? Как вы это объясните?

2. Давайте предположим, что ваша проблема в ее худшей стадии равна 3 баллам. Какой балл сейчас? Как вы объясните эту перемену?

3. Бывали ли такие ситуации, когда вам удавалось устоять перед соблазном отреагировать так, как вы обычно реагируете? Как вы это сделали?

Цель данной техники показать, что проблема не вечна, и что он сам обладает большим контролем над проблемой, чем кажется на первый взгляд.

Метод 4. Увеличение межличностной близости

В данной серии техник выделены 2 этапа: подготовка к упражнению (накопление душевного потенциала) и сам процесс эмоционального согревания.

Техники 1. На накопление душевного потенциала

  1. «Встречи»

При ходьбе участники встречаются и касаются друг друга, бессловесно

знакомятся друг с другом, приветствуют друг друга, общаются.

  1. «Диалог руками»

Группа делится на пары. Стоя против дуг друга общаются только руками,

жестами, прикосновениями.

  1. «Изобразить, а не рассказать»

В группе изобразить: то или иное состояние или чувство, / например, -

раздражение, радость, гнев, обиду, сочувствие/, которое нужно передать несловесным языком общения.

4. «Познай свое тело»

Участники рассаживаются там, где им удобнее. Предлагается закрыть

глаза. Ведущий: «Вы один. Потрогайте свою руку. Запястье, ладонь, пальцы, ногти … Познакомьтесь с ней…»

Анализ: Что почувствовали? Знаем ли мы свою руку? Если нет, то на сколько мало знаем себя?

  1. «Прикосновение»

Выбирается один участник, который садится на стул. Любой другой

участник прикосновением передает ему какое-то чувство. Сидящий участник пытается угадать это чувство.

  1. «Глаза»

Все в парах. Рассаживаются друг против друга на стульях так, чтобы

колени касались. Предлагается смотреть в глаза от команды «начали» до команды «стоп». Затем они в парах обсуждают свои впечатления.

Варианты: При ходьбе участники встречаются, останавливаются, смотрят в глаза, пытаясь что-то понять, рассказать.

  1. «Вчувствование»

Сидя на стуле, участники копируют положение тела своего партнера.

Заем они меняются местами и каждый испытывает, каково быть другим.

Техники 2. Эмоциональное согревание

  1. «Передать по кругу»

Один из участников группы передает какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения. Тот в свою очередь, должен передать это чувство дальше, сохранив его содержание, но выразив его с помощью различных движений и прикосновений / обходит весь круг/. общении/.

  1. «Слепое доверие»

Обучаемые делятся на пары. Один становится «слепым», другой

«поводырем». «Поводырь» берет «слепого» за руку и им предлагается погулять 5 – 10 минут в помещении или на улице. Они не должны разговаривать. «Поводырь» должен проявлять максимум изобретательности, чтобы дать своему партнеру самые разнообразные ощущения как-то: опознать предметов на ощупь, побыть немного в одиночестве, пробежать по ровной площадке, услышать различные звуки. По истечении положенного времени партнеры меняются ролями.

Анализ: Это упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность, доверие недоверие к поводырю, ответственность за безопасность другого.

  1. «Восковая палочка»

Группа образует круг стоящих людей, в центре которого становится один

из участников. Он расслабляется и падает в какую-то сторону. Участники группы поддерживают его, и его тело совершает какое-то колебательное движение внутри группы.

  1. «Поиск по руке»

Ведущий дает инструкцию: « Всем с закрытыми глазами найти самую

приятную руку!». Гасится свет, все ходят и берутся за руки. Через некоторое время включается свет.

Анализ: Ожидали вы увидеть этого человека?

Кто старался выбрать приятную руку? Кто старался сделать свою руку приятной?

5. «Баюшки – баю»

Все участники образуют полукруг. Один из них встает спиной к ним в центр этого полукруга. Все протягивают перед собой руки, на которые выбранный участник опирается. Под музыкальное сопровождение участники передают через прикосновение свое тепло, дружеское отношение к нему.

Каждый по очереди или по желанию проходит эту процедуру, получая уверенность в поддержке товарищей.

6. «Тепловое кольцо»

Группа садится кругом, взявшись за руки. «Закройте глаза, вытяните

руки к центру, как цветок. Сильно напрячь, вытянуть руки. Подержать немного. Затем медленно опустите руки, не разжимая их. Откиньтесь на стуле, расслабьтесь, опустите плечи… Постарайтесь ощутить тепло соседа слева через ладонь и, умножив его, вложив свой запас, передать через свою правую руку дальше. Передаем наше тепло о кругу, с каждым разом все увеличивая. Мы все чувствуем единое кольцо».

Что следует и чего не следует делать, оказавшись рядом с суицидентом.

Что следует делать

  • Слушать, проявлять симпатию и сохранять спокойствие;

  • Оказывать поддержку и проявлять заботу;

  • Относиться к ситуации серьезно и оценить степень риска;

  • Задавать вопрос о предыдущих попытках;

  • Обсудить возможные варианты решения, кроме самоубийства;

  • Задать вопрос о наличии плана самоубийства;

  • Выиграть время – заключить контракт;

  • Найти источники поддержки;

  • Если возможно, изъять орудия;

  • Предпринять необходимые действия, сообщить о ситуации другим, организовать помощь;

  • Если риск высок, оставаться с человеком.

Что делать не следует

  • Игнорировать ситуацию;

  • Показывать, что ситуация вас шокирует, проявлять смущение, паниковать;

  • Обещать, что все будет хорошо;

  • Бросать человеку вызов, говоря, чтобы он сделал то, что собирается;

  • Стараться превратить все в тривиальную ситуацию;

  • Давать лживые обещания;

  • Обещать хранить все в секрете;

  • Оставлять человека одного.

Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

а) что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;

б) что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

в) что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Практическая часть



Мы выбираем жизнь, они - смерть.

Мы пишем письма, они - предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них...

у них - нет будущего.

Кажется, что мы и они - из разных миров.

Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки,

и теми, кто решился на самоубийство?

Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг?

Всего лишь - шаг.

Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом.

Они продолжают умирать




Меня всегда удивляли люди, которые кончали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо.... Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? "Суициды вообще-то были всегда", - кто-то скажет мне в ответ. Да, я согласна. Но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, из-за стрессов и утраты смысла жизни. Подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. По их мнению, попытка самоубийства свидетельствует о силе чувств, силе воли, характера, смелости. Они не думают о необратимости факта смерти, психически здоровый, благополучный человек никогда так не поступит. Подобный поступок свидетельствует о слабости, эгоизме. безответственности, неумении решать проблемы, нарушениях психического здоровья.


По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек.

Среди них:

- 280 тысяч китайцев,

- 30 тысяч американцев,

- 25 тысяч японцев,

- 20 тысяч французов,

- 50 тысяч русских

В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д) на самом деле являются суициды. 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства.

За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями, педагогами и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства.

Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают "щадящие" способы, которые реже приводят к смерти.

В 90% случаев родители не знают о попытках самоубийства, которые предпринимают их дети. Фактически 35-70% таких детей вообще никому не рассказывают об этом.

60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.

Можно указать такие причины самоубийств:

- 19% - страх перед наказанием

- 18% - душевная болезнь

- 18% - домашние огорчения

- 6% - страсти

- 3% денежные потери

- 1,4% - пресыщенность жизнью

- 1,2% - физические болезни.

- 41% - неизвестны


Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.













































Со смертью каждого человека гибнет Вселенная — неповторимый мир идей, чувствования, переживаний, мир индивидуального, неповторимого опыта. Очевидно, что общество не может и не должно по отношению к этому оставаться спокойным и безучастным.

Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях, как на макро - так и на микросоциальном уровнях.

(слайд № 25-28)

Она стоит одна на крыше
И сердце очень сильно бьётся
Ей ветер волосы колышет
А тишина как враг смеётся

Нахлынули воспоминанья
Врезаясь как осколки в душу
Они терзают подсознанье
Остаток жизни этой рушат

Нет смысла думать о вчерашнем
Когда сегодня ВСЁ на грани
Сейчас ничто уже не страшно
Теперь никто не сможет ранить

Когда стоишь одна на крыше
И очень сильно сердце бьётся
Тебя никто уже не слышит
И пульс пропал, и ночь смеётся...


Выделяют следующие группы несовершеннолетних, склонных к суициду(слайд №29)

Суицидально опасную референтную группу составляют (слайд№30)

(слайд №31-41)

Не зря пословица гласит,
Что жизнь прожить – не поле перейти:
Она не мало трудностей таит,
И место в ней своё найти
Бывает человеку нелегко.
Хотя у всех живущих на планете,
Стремленье к этому так велико,
Что через множество столетий
Далеких предков размышленья
Стучатся к нам в сердца сейчас.
Их мысли и сомненья
И нас тревожили не раз.
Ведь так не просто нам порой,
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой?
Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал.
Как путник, изнывающий от жажды,
Мечтает к роднику припасть.
Так человек стремится поскорей
С души привычки сбросить власть,
Стать справедливей и мудрей.
И, наконец, понять,
Каким же в этом мире быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять,
И званье ЧЕЛОВЕКА заслужить?

Практическое занятие «Ценить настоящее» (технология критического мышления)

Цель: помочь участникам обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям жизни.

Оборудование: у каждого присутствующего чистый листок бумаги.

Каждому из нас природа подарила бесценный дар — жизнь. Мы редко над этим задумываемся. День за днем, за часом час. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем с внешними проявлениями и обстоятельствами. Например, что-то нам подарили или чего-то нас лишили.

Заложило нос при насморке - почувствовали, как здорово вдохнуть воздух всей грудью. Заболела нога — оценили чудесную возможность двигаться. Часто оказываясь в какой-то ситуации, давая волю своим эмоциям, нам кажется, что жить не хочется.

Сейчас я попрошу Вас посредине листочка нарисовать круг и написать в нем фразу «жить не хочется». (Слайд №42).

Назовите слова, которые могут ассоциироваться с этой фразой. (называют слова: горе, обида, злость, смерть и т.д.)(слайд №43)

А теперь попробуйте представить разные причины когда, человеку не
хочется жить. Случаи, когда у Вас, может быть, было на душе плохо, а может
быть обидно, горько. Запишите ситуации и обведите их, придайте им форму,
например облака.(слайд №44)

Кто хочет прочитать свои ситуации? (ведущий может записывать их на доске, идет обсуждение)

В перечисленных ситуациях оказываются и дети, и взрослые. Попробуем отойти от своих личных переживаний и проанализировать историю человека, который находится в состоянии безысходности. Зачитывается 1 часть.(слайд №45)

«Тик-так. Тик-так. Тик-так». Это часы? Ах, нет, это стучит мое сердце. Как странно и как-то необычайно тихо. Так тихо бывает рано утром, когда даже солнышко еще не проснулось, не осветило будущий день. Вот тогда бывает также тихо. Когда она ушла, хлопнув дверью, тоже было тихо. И лишь это проклятое тиканье сердца нарушает эту замечательную безмолвную идиллию. Раньше мое сердце будило меня по утрам веселыми песнями, а сейчас? Сейчас ...тик-так, тик-так. Я устал жить. Моя душа состарилась и истерлась до дыр. Я стал никому не нужным. Даже она обвинила меня в моей никчемности и бесполезности. Скорее всего, она права даже от дворового пса пользы больше. Надо же сравнить меня с дворнягой! Эх, скучно жить на свете, господа Плохо быть ненужной вещью, даже как-то и неудобно-то Я всего лишь болван-художник. Мои картины настолько бездарны, что в них уже даже не заворачивают рыбу Решено! Я больше не буду мучить себя жизнью. Я умру. Но сначала хотелось бы нарисовать свою последнюю картину, так, чтобы краски не зря пропали

Ведущий: Вы сейчас прослушали текст, выпишите фразу, которая вас поразила, объясните, как вы ее понимаете письменно (зачитываются понравившиеся фразы). Итак, художник решил нарисовать свою последнюю картину. Как Вы думаете, что он нарисует? Какие краски будет использовать (высказывают свои предположения) зачитывается 2 часть.

Пусть это будет автопортрет. Я рисую его кистью из дождя. Шаг за шагом, выводя кривые размытые линии моего профиля Я рисую красками из вина, свой портрет и думаю, что если бы не она, я бы никогда не нашел своего места в жизни. Точнее за ее бортом Я рисую свой портрет грустью глаз. А улыбку нарисую краской потока горьких слез. Губы раскрашу болью и знойным морозом. А глаза? Глаза я нарисую своей любимой краской.

Правда, ее очень мало осталось, - этой краски любви. Но почему-то мои глаза вдруг стали слепыми на портрете. Жаль, это моя любимая краска. Ха, какой я, однако, чудной, когда слепой. Как тот вчерашний нищий, который клянчил у меня рубль. А вот брови я изогну разлукой. Теперь аккуратно очерчу их грязью, чтобы красивее смотреться Свою светлую копну волос я нарисую счастьем А когда не хватит счастья, у меня останется душа. Пожалуй, ею я раскрашу фон. Ну вот, автопортрет готов Господи, неужели это я? Нет, она в тысячу раз права. Мне просто запрещено жить с такими вот данными. Кому нужен этот жалкий портрет такого людишки, как я. Кому? Он сорвал холст, сделал из него самолетик, как когда-то в детстве, и отправил его в небо. Потом взял пистолет. Тик-так, тик-так. Тик. Тишина.

Ведущий: Как вы думаем, что произошло дальше? Почему?

Я предлагаю Вам дописать конец текста, используя слова «голубь», «музыка», (по желанию участники читают свои рассказы). Зачитывается 3 часть.

Вдруг самолетик раскрылся, взлетел высоко-высоко в пушистые весенние облака и превратился в прекрасного голубя. Такого прекрасного, такого нежного, такого белого, что рука художника дрогнула. Он положил пистолет

обратно. Открыл окно. В квартиру пахнуло весной, солнцем, небом, радостью и еще чем-то,... Что же это было? Это было желание жить.

Белый голубь сел на подоконник и весело заворковал. Художник улыбнулся. И услышал песню «Откуда льется этот до боли знакомый мне мотив? Это ...Это же сердце поет .Мое сердце вместо привычного «тик-так»вдруг запело. Значит, я все-таки живу. Значит, я все-таки нужен. Кому? Сам себе».

Художник вышел из дома и побрел куда-то далеко-далеко, чудаковато улыбаясь Человек нашел себя Солнышко согревало его. А музыка звучала и звучала

Ведущий: Как бы Вы озаглавили этот текст? Автор озаглавил «Автопортрет», а почему?

Вернемся к началу нашего занятия, итак, «жить не хочется», зачеркнем частицу не (если на доске, можно «не» стереть) и найдем те причины, из-за которых хочется жить. Поверьте их намного больше. От нашего круга нарисуем много-много линий-лучей, на которых напишем аргументы в пользу человеческой жизни.(слайд №46 )


Слайд№47

Лучший день - сегодняшний. Будем же счастливы сегодня! Здесь и сейчас!


Со смертью каждого человека гибнет Вселенная — неповторимый мир идей, чувствования, переживаний, мир индивидуального, неповторимого опыта. Очевидно, что общество не может и не должно по отношению к этому оставаться спокойным и безучастным. Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях, как на макро - так и на микросоциальном уровнях.

Рефлексия мероприятия – высказывание мнений, круг радости.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Соколова Татьяна Анатольевна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129924


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства