муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Научно-практическая работа на тему:
«Способности школьника»
Выполнила: ученица 7б класса
Семочкина Виктория
Руководитель работы: Савушкина В.В., педагог-психолог
Щёкино,2013
Содержание:
1.Введение.
2.Способности школьников.
2.1.Понятие способностей.
2.2.Виды школьных способностей.
2.3.Диагностирование способностей.
3.Заключение.
4.Список литературы.
Введение.
Каждый человек хоть чем-нибудь отличается от других и превосходит их в чем-то. При многообразии интересов у каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. Человек обладает огромными способностями, главное – уметь ими воспользоваться и развивать их. Ведь только дело по душе приносит удовлетворение и радость, способствует развитию и росту личности человека. В этом и состоит актуальность нашей работы.
Гипотеза:
Школьники имеют разные виды способностей и уровень развития способностей различен.
Перед собой мы ставили следующую цель:
изучить способности школьников и выявить уровень их развития.
Поставленная цель определяется следующими задачами:
- проанализировать ключевое понятие «способность»;
- выделить основные виды способностей;
- провести исследование школьных способностей и уровень их развития у учащихся 7б класса.
Методы.
- Изучение и анализ литературы по данной теме.
- Поиск информации в различных источниках.
- Подбор иллюстративного материала.
- Диагностический тест «Способности школьника».
Объект исследования:
школьные способности.
Предмет исследования:
воздействие способностей, их степени развития на формирование личности школьника для его дальнейшего самоопределения.
Способности школьника.
2.1.Способность по словарю Ефремовой Т.Ф.:
1. Природное дарование, склонность к усвоению чего-либо, занятие чем-либо.
2.Возможность, умение что-либо делать.
Способность по словарю Ожегова С.И.:
1. Способность, возможность производить какие-нибудь действия.
2. Способность – природная одаренность.
Слово в других языковых единицах:
В синонимах: дарование, дар, призвание, умение, ловкость, гений, талант, даровитость, дееспособность, годность, работоспособность.
В антонимах: лень, бездарность, неспособность.
Способность - успешная стратегия в выполнении какой-либо задачи. Навык или привычка. Кроме того, способ мышления. Черта характера, определяющая умения и эффективность в достижении целей.
Индивидуально-психологическая особенность субъекта, выражающая его готовность к овладению видами деятельности и их успешному выполнению.
2.2. Виды школьных способностей.
Выделяют основные виды школьных способностей:
1. Физические (спортивные) способности – способность к занятиям физкультурой и спортом.
2 .Организаторские способности – способность брать на себя обязанности организатора дела, уметь расставить людей, распределить работу.
3. Математические способности - способность решать математические задачи разной трудности, получать от этого удовольствие.
4. Конструкторско- технические способности – способность к изготовлению изделий, моделей, разбираться в механизмах, приборах.
5. Эмоционально-изобразительные (артистические) – способность к игре на сцене.
6.Коммуникативные способности – умение общаться с людьми.
7.Музыкальные способности – способность музицировать, исполнять что-либо на музыкальных инструментах, интересоваться музыкальными произведениями.
8.Художественно-изобразительные способности – способность к рисованию, лепке, при этом проявляя фантазию.
9.Филологические способности – способность писать стихи, прозу, иметь интерес к языкам.
2.3 Диагностирование способностей.
Для изучения способностей школьника используют различные методы. Среди них тест «Способности школьника». Он состоит из 45 вопросов, построенных таким образом, чтобы можно было выявить предпочтения детей к различным видам деятельности. Учащиеся 7б класса при ответе на вопросы теста заполняли Контрольный лист. При положительном ответе они ставили знак (+), а при отрицательном знак (-).
Для учащихся предлагаются следующие вопросы:
- Верно ли, что в детстве вы очень любили ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?
- Нравится ли вам сейчас добровольно брать на себя обязанность организатора дела?
- Получаете ли вы особое удовольствие от общения с людьми?
-Часто ли вас тянет порисовать красками или карандашами и т.п. По каждому из 9 направлений в развитии способностей личности выделяют следующие уровни:
1.Уровень выше среднего и высокий.
2.Средний уровень.
3.Уровень ниже среднего.
4. Низкий уровень.
Результаты исследования выявили следующие уровни развития школьных способностей:
Физическая (спортивная) способность:
Уровень выше среднего и высокий: 13 человек 54%.
Средний уровень: 4 человека 17%
Уровень ниже среднего: 4 человека 17%
Низкий уровень: 3 человека 12%
Организаторская способность:
Уровень выше среднего и высокий: 8 человек 33 %
Средний уровень: 2 человека 8%
Уровень ниже среднего: 10 человек 42%
Низкий уровень: 4 человека 17%
Математическая способность:
Уровень выше среднего и высокий: 2 человека 8%
Средний уровень: 5 человек 21%
Уровень ниже среднего: 5 человек 21%
Низкий уровень: 12 человек 50%
Конструкторско-техническая способность:
Уровень выше среднего и высокий: 4 человека 17%
Средний уровень: 9 человек 37%
Уровень ниже среднего: 7 человек 29%
Низкий уровень: 4 человека 17%
Эмоционально - изобразительная (артистическая) способность:
Уровень выше среднего и высокий: 8 человек 33%
Средний уровень: 7 человек 29%
Уровень ниже среднего: 4 человека 17%
Низкий уровень: 5 человек 21%
Коммуникативная способность:
Уровень выше среднего и высокий: 16 человек 67%
Средний уровень: 5 человек 21%
Уровень ниже среднего: 1 человек 4%
Низкий уровень: 2 человека 8,3%
Музыкальная способность:
Уровень выше среднего и высокий: 5 человек 21%
Средний уровень: 6 человек 30%
Уровень ниже среднего: 10 человек 41%
Низкий уровень: 2 человека 8%
Художественно-изобразительная способность:
Уровень выше среднего и высокий: 12 человек 50%
Средний уровень: 0 человек 0%
Уровень ниже среднего: 12 человек 50%
Низкий уровень: 0 человек 0%
Филологическая способность:
Уровень выше среднего и высокий: 10 человек 40%
Средний уровень: 4 человека 17%
Уровень ниже среднего: 4 человека 17%
Низкий уровень: 6 человек 26%
Итоги. Ранжирование школьных способностей.
1-ое место. Коммуникативные способности.
2-ое место. Физические (спортивные) способности.
3-е место. Художественно-изобразительные способности.
4-ое место. Филологические способности.
5-ое место. Это место разделили 2 способности: Организаторские способности; Эмоционально-изобразительные способности.
6-ое место. Музыкальные способности.
7-ое место. Конструкторско-технические способности.
8-ое место. Математические способности.
3. Заключение.
Данная работа позволила изучить школьные способности и уровни развития данных способностей у учащихся 7б класса.
Таким образом, эта работа дала нам возможность больше познать себя, открыла нам перспективы работы над собой, над своим саморазвитием, что в дальнейшем поможет быть более уверенным в себе, успешнее учиться и уже сейчас задуматься о своей будущей профессии, так как мы можем реализовать свои способности при выборе профессии.
11