kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка программы занятий для обучающихся 9-х и 11-х классов при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: психологическая подготовка выпускников и оказание помощи при подготовке к сдаче экзаменов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка программы занятий для обучающихся 9-х и 11-х классов при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»

Россия, 456238, Челябинская область, г.Златоуст, ул. 40 - летия Победы, д. 38а,

тел. директора 69-02-15, тел. зам.дир.поУР,факс: 69-02-14, e-mail: sch36zlat@mail.ru















Методическая разработка

программы занятий в форме тренинга

для обучающихся 9-х и 11-х классов

при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ



Автор: Н.М. Левандовская,

педагог-психолог









Златоуст, 2017





Пояснительная записка

Экзамены имеют ряд особенностей и трудностей разного характера: процессуальные, познавательные и личностные.

Познавательные – проявляются в недостаточном объеме знаний, слабо развитых навыках работы с тестовыми заданиями.

Процессуальные – связаны со спецификой фиксирования ответов и критериев оценки.

Личностные – повышенный уровень тревожности на экзамене, приводящий к дезорганизации, снижению работоспособности и концентрации внимания.

Целью данной программы является психологическая поддержка выпускников и оказание помощи при подготовке к экзаменам. Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

 Познакомить выпускников с особенностями и процедурой проведения экзамена для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена;

 Научиться справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;

 Развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;

 Освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки;

 Повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.

Оптимальной формой работы являются психолого-педагогические занятия с элементами тренинга (групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзаменах, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм», освоение техник саморегуляции, самоподдержки в специальных упражнениях).


Участники программы, частота и продолжительность занятий:

 Учащиеся 9-х классов (группы до 15 человек), 1 раз в 2 недели, апрель-май;

 Учащиеся 11-х классов (группы до 15 человек), 1 раз в 2 недели, апрель-май;

 Ведущий группы – педагог-психолог.


Продолжительность одного занятия – 45 минут.

Необходимые для занятий материалы:

Тетради по количеству участников, ручки, простые карандаши.

Структура занятия:

1. Разогрев – упражнение на знакомство, упражнения-энергизаторы.

2. Основная часть – информирование, отработка навыков и проч.

3. Рефлексия и завершающая часть.

Ожидаемые результаты:

 Усвоение психологических основ сдачи экзамена,

 Повышение сопротивляемости стрессу,

 Освоение приемов планирования рабочего времени на экзамене,

 Формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов,

 Повышение сопротивляемости стрессу.


Эффективность может быть измерена с помощью следующих средств: тест Филипса на тревожность, рисунки «Экзамен» и «Уверенность на экзамене», а также при помощи анкетирования участников и отзывов педагогов школ.


Занятие № 1.

Тема 1. «Экзамен – это…»

Цель: познакомить выпускников с особенностями ОГЭ и ЕГЭ в сравнении с традиционными экзаменами, выработать адекватное представление об экзамене, повысить мотивацию на участие в нем.

1. Знакомство (5 минут).

Цель: снятие психофизического напряжения, создание атмосферы безопасности на занятии.

Инструкция: «Представьтесь, пожалуйста, расскажите о своём настроении» Например: «меня зовут Ирина, моё настроение хорошее, потому что я выспалась». Упражнение выполняется по кругу, участники передают друг другу мячик.

2.Упражнение «Ассоциации» (5 минут)

Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу экзамена.

Инструкция: «Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово. Придумайте ассоциации на слово «экзамен». Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову».


Ведущий: «На протяжении всех занятий вводятся правила, сформулированные в форме

слогана. Правила записываются в тетрадь на отдельной странице».

ПРАВИЛО №1. ЭКЗАМЕН – НЕ КОНЕЦ ЖИЗНИ. Я – НЕ ТОЛЬКО ЭКЗАМЕН

Теоретическая часть: «С какими трудностями сталкиваются школьники при сдаче ОГЭ и ЕГЭ» (20 минут).

Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к экзамену— это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. С какими трудностями сталкиваются старшеклассники во время экзамена?

Условно можно выделить три группы трудностей экзамена:

когнитивные

личностные

процессуальные


Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе экзамена

Тестирование предполагает формирование особых навыков:

 выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных;

 оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.


Помощь:

 психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость внимания: работа с таблицами Шульте; выполнение различных модификаций шифровок

 игры и задания, основанные на материале школьных предметов, причем не столько акцентируются фактические знания, сколько развиваются навыки оперирования понятиями и переключения.


Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.


Основное следствие личностных трудностей — это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности.


Помощь:

 предоставлять достаточно информации об экзамене, с акцентом на позитивные стороны;

 дать возможность выпускникам высказать свои опасения, убеждения, представления об экзамене (дискуссия, сочинение-миниатюра, синквейн, мозговой штурм и т.д.);

 игры и упражнения на снятие тревожности


Процессуальные трудности –связаны с недостаточным знакомством с процедурой экзамена и отсутствием четкой стратегии деятельности.

Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов.

Трудности, связанные с ролью взрослого.

Трудности, связанные с критериями оценки.

Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.


Помощь:

 выработка индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника

 детальный рассказ о процедуре проведения экзамена

 игра-имитация экзамена с юмористическими заданиями


ЕГЭ - это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету!

ПРАВИЛО №2. ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ, ИЗМЕНИ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ.

3. Рисунок «Символ экзамена» (10 минут).

Цель: проработка тревоги и страха перед экзаменами.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуйте, пожалуйста, символ (метафору) экзамена». Обсуждение рисунков.


Подведение итогов занятия, обсуждение (5 минут).


Занятие № 2.

Тема 2. «Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене?»

Цель: познакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. Материалы: карточки к упражнению «Откровенно говоря…», раздаточный материал к упражнению «Эксперимент».


1.Разогрев. Упражнение «Приветствие без слов» (3 минуты).

Цель: настрой на занятие, развитие коммуникативных умений.

Инструкция: «Сейчас мы будем приветствовать друг друга, используя язык движений и жестов»


2. Упражнение «Откровенно говоря» (10 минут).

Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии. Материал: карточки с написанными на них незаконченными предложениями.

Инструкция: «На карточке написано начало предложения, прочитайте его и закончите, как

считаете нужным».

Примерное содержание карточек:

 Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…

 Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…

 Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов…

 Откровенно говоря, когда я прихожу домой после школы…

 Откровенно говоря, когда у меня свободное время…

 Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку…

 Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

 Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…

 Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах…

Обсуждение: «Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?»


3. Упражнение. «Эксперимент» (10 минут).

Цель: смоделировать ситуацию, научить самообладанию в стрессовых ситуациях.

Инструкция: «Каждый из вас получит карточку с заданием. Вам надо прочитать текст и

записать его в тетрадь правильно. Время выполнения задания 2 минуты. Обратите внимание на свои мысли и чувства во время выполнения задания. Это задание-модель экзамена, мини-стресс, т.к. время ограничено».

Содержание задания:

«ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО; наКОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГУщиХ ног»

Обсуждение: «Какие мысли и чувства удалось отследить перед заданием и во время работы? Какую стратегию выполнения задания вы выбрали: сразу начали писать или сначала прочитали текст? Уложились ли в отведенное время?»

4. Теоретическая часть (7 минут).

Экзамен - это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. И значит, необходимо разобраться с тем, что такое стресс и какое влияние оказывает на человека ситуация неопределенности.

Стресс - это своего рода сигнал бедствия, который заставляет тело приготовиться «либо к бою, либо к бегству». Стресс мобилизует нас на борьбу с неожиданным препятствием.

Научные исследования говорят о наличии двух больших групп людей, переживающих стресс. В зависимости от того, как ведут себя старшеклассники в тревожной ситуации перед предстоящими экзаменами, всех ребят можно разделить на две группы. Одни приходят в состоянии повышенной мобилизации, готовы отстаивать свои права на хорошую отметку, т.е. проявляют качества, аналогичные спортивной злости, помогающей выиграть. Другие суетливо листают учебник. Эти ребята заранее предчувствуют поражение. Взяв экзаменационный билет, они не могут сразу прочитать вопросы.

Медики и психологи установили, что экзамен затрагивает глубокие пласты личности. Возможность провала становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен - уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя Человеком. При этом не играет роли даже « объективный результат»- полученные отметки. Хорошую оценку такие ученики объясняют «счастливым случаем», удачным билетом, а не результатом собственного труда. Экзамен оказывается поводом еще раз убедиться в собственной несостоятельности. Формируется замкнутый круг: прошлые неудачи - сходный тип реагирования на них - новая неудача - закрепление способа реагирования - так и накапливается груз неудач. Неудача для таких людей равносильна личностному поражению, т.к. затрагивает глубокие пласты самооценки.


5. «Позитивные и негативные установки» (10 минут).

Цель: познакомить с когнитивными установками, мешающими нормальной сдаче экзамена; переформулировать нездоровые установки на здоровые.

Психологический фактор Негативная установка Позитивная установка

1. Негативная установка на экзамен «У меня ничего не получится» «Я надеюсь и верю, что у меня все получится»

ПРАВИЛО №3. ДЕЛАЙ, ЧТО ДОЛЖЕН, И БУДЬ, ЧТО БУДЕТ.


ПРАВИЛО №4. ДУМАЙ О ЗАДАНИИ, А НЕ ОБ ОЦЕНКЕ»

2. Негативное отношение к себе «Я бездарь и неудачник» «Я уважаю и люблю себя»

3. Стремление быть совершенным «Я не имею права на ошибку. Я обязан все делать на «отлично». Я обязан быть успешным» «Каждый человек имеет право на ошибку. Я имею право иногда быть не успешным»


ПРАВИЛО №5. ПОДДЕРЖИВАЙ СЕБЯ, ОСОБЕННО В ТРУДНЫЙ МОМЕНТ


Подведение итогов занятия. Обсуждение (5 минут).


Занятие № 3.

Тема 2. «Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене? Способы саморегуляции»

Цель: познакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. Материалы: старые газеты.


1. Упражнение-приветствие (5 минут. )Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел".


Теоретическая часть «О стрессе» (5 минут).

Цель: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса.

Информирование

Ганс Селье выделил три фазы реагирования организма на стресс:

1. Реакция тревоги. В начале стрессовой ситуации происходит мобилизация необходимых сил. Об этом свидетельствуют: учащенный пульс, участившиеся головные боли, жалобы на боли в желудке, учащенное дыхание и сердцебиение, повышенное потоотделение, снижение усидчивости, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, гнева, беспокойство, смятение, отсутствие уверенности в себе, страх.

2 . Фаза сопротивления. Делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Наиболее эффективная помощь в этот период - укрепление уверенности в себе.

3. Реакция истощения. После длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность.

ПРАВИЛО №6. СТРЕСС – НОРМА ЖИЗНИ. ГЛАВНОЕ – НЕ ДОВОДИТЬ СЕБЯ ДО 3 ФАЗЫ.

Теоретическая часть: «Способы снятия нервно-психического напряжения» (10 минут).

Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия напряжения.

Информирование

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.


Способы снятия нервно-психического напряжения:

1) Спортивные занятия.

2) Контрастный душ.

3) Стирка белья вручную.

4) Мытье посуды.

5) Скомкать газету и выбросить ее.

6) Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.

7) Слепить из газеты свое настроение.

8) Закрасить газетный разворот.

9) Громко спеть любимую песню.

10) Покричать то громко, то тихо.

11) Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

12) Погулять в лесу, покричать. Дома можно покричать в « коробку крика» (коробка из-под обуви с вырезанным отверстием и набитая ватой)».


Способы саморегуляции.

1. Посредством другой эмоции. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить.

2. Когнитивная регуляция. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания.

3. Моторная регуляция. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.


Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы.

• Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.

• Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).

• Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.

• Физическая разрядка (как говорил И. П. Пaвлoв, нужно «страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения.

• Слушание музыки.

• Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки. В левую следует записать в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события. В правую — то, что можно противопоставить случившемуся, если возможно, то и положительные последствия, в том числе извлеченные уроки. Таким образом можно отличить неудачу от катастрофы, неурядицу от беды. Этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных. Использование этого аналитического способа возможно и при диалоговом варианте, когда кто-то другой показывает субъекту значимость свершившегося в другом свете (по принципу «нет худа без добра»).

4. Упражнение «Прощай напряжение!»(5 минут).

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Материалы: старые газеты.

Инструкция: «Скомкать газетный лист, вложив в это все свое напряжение. Сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске».

Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после упражнения».


Теоретическая часть «Релаксация» (3 минуты).

Цель: познакомиться с понятием релаксации.

Информирование

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и с нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Использование дыхательных упражнений, по мнению В. Л. Марищука (1967), Р. Деметера (1969), О. А. Черниковой (1980) и других психологов и физиологов является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Применяются различные способы. Р. Деметер использовал дыхание с применением паузы:

1. без паузы: обычное дыхание — вдох, выдох;

2. пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;

3. пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;

4. пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;

5. полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;

6. вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;

7. полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха.

Кроме того, автор рекомендует чередовать (по четыре раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме:

• вдох носом — выдох носом;

• вдох носом — выдох ртом;

• вдох ртом — выдох ртом;

• вдох ртом — выдох носом.

Эти способы Р. Деметер рекомендует использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения.

Г. Д. Горбунов рекомендует использовать три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания.

• При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Вначале при слегка опущенных и расслабленных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.

• Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на четыре, шесть или восемь шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за то же число шагов (четыре, шесть, восемь). После выдоха снова производится задержка дыхания той же длительности (два, три, четыре шага) или, в случае возникновения неприятных ощущений, несколько короче. Количество повторений определяется по самочувствию.

• Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: он делается толчками через плотно сжатые губы. Вначале эффект может быть небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект возрастает, однако ими не следует злоупотреблять.


6.Упражнение: «Дыхательная релаксация» (5 минут).

Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.

Инструкция: «Наиболее простой способ- это дыхание на счет. Примите удобное положение, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на четыре счета - выдох. Сделайте 3-5 вдохов-выдохов».

Обсуждение: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»

7.Упражнение. «Мышечная релаксация» (5 минут).

Цель: научить справляться с тревогой, используя методы мышечной релаксации. Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько упражнений, основанных на расслаблении мышц.

1. дыхание: вдох (с надуванием диафрагмы)- задержка дыхания - медленный выдох через рот (3-5 раз);

2. на вдохе поднять брови (удивиться)- задержка дыхания - медленно опускать брови на выдохе (3-5 раз);

3. на вдохе зажмурить глаза - задержка дыхания - медленно открывать глаза на выдохе (3-5 раз);

4. на вдохе растянуть улыбку (оскалиться) - задержать дыхание - медленно на выдохе убрать улыбку (3-5 раз);

5. сесть на кончике стула, спина прямая, на вдохе приподнять ноги над полом и потянуть носки на себя – задержка дыхания - медленный выдох».

Обсуждение: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»


Подведение итогов. Обсуждение. (7 минут).

Цель: подведение итогов.

Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы: «Как вы себя чувствуете? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?» Вспомните прошедшие занятия. Что для вас было наиболее интересным и важным? Будете ли вы полученный опыт (знания) применять в жизненных ситуациях?»


Литература:

1. Еремина О. Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ». \\ Школьный психолог. - 2008. - № 9.

2. Журавлев Д. Экзамен - способ проверки знаний или психологическое испытание? \\ Народное образование. – 2003 .- № 4.

3. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассни- ков).\\Школьный психолог.-2008.-№9.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига: Виеда, 1992.

5. Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.

6. Шрагина Е.Ю. Программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха». – Журнал «Справочник педагога


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Левандовская Надежда Михайловна

Дата: 30.06.2017

Номер свидетельства: 423488


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства