Цель: Познакомить педагогов со способами и приёмами формирования пространственных и квазипространственных лингвистических представлений
Задачи:
Расширение знаний о структуре развития пространственных отношений у дошкольников.
Расширение кинетического репертуара.
Формирование навыков внимания и преодоление стереотипов.
Место проведения: Компьютерный класс МБДОУ «Детский сад № 43».
Оборудование: бланки, карандаши.
Вводное слово
«Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успешности.
Главным, базовым для всех пространственно-временных психических манипуляций является наше внутреннее пространство, пространство нашего тела, обозначаемое в нейропсихологии как соматогнозис, схема и образ тела.
Схема тела, начиная с нашего «темного мышечного чувства», задана нам генетически. Именно эта заданность организует в процессе развития интеграцию всех наших внутренних и внешних ощущений в единый образ «Я есмь!».
Взаимодействия с внешним пространством, настраивающиеся в онтогенезе над внутренним, телесным, дано нам, как известно, через призму зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов и их альянсов. Ведь мы должны его — внешнее, окружающее нас пространство — увидеть, попробовать на вкус и запах, услышать, а уж потом собрать, интегрировать все эти образы воедино. Другого пути эволюция нам не предлагает.
Наконец, отраженное в речи, абстрагированное от наглядных чувственных образов: «квазипространство».
Вершиной усвоения пространственных представлений является речевое квазипространство, или логико-грамматические конструкции. Они включают все предложные конструкции нашего языка, модификации, происходящие вследствие употребления творительного (кем? чем?) и родительного (кого? чего?) падежей, сравнительные категории и т.д.
Итак, первым шагом в формировании пространственных представлений должно стать осознание ребенком пространства и двигательных возможностей собственного тела: отдельных его частей (голова, живот, плечи и т.д.) и их взаимосвязей, тела в целом.
Необходимым бывает осознание ребенком своих двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Формирование логико-грамматических, «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. (Семенович А.В.)
Мастер-класс. Практическая часть.
Ведущий
Внутренне пространство или соматогнозис начнём с определения ведущей руки. Ответьте и запишите ответы на вопросы:
Как Вам удобнее?
Переплетение пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
Скрещивание рук – «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
Раздавать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты).
Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху). Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
Определение ведущего глаза:
Подзорная труба. Считается, что для разглядывания в подзорную трубу используется ведущий глаз. Можно свернуть в трубочку лист бумаги, проклеить место соединения и посмотреть в «подзорную трубу».
Определение ведущего уха:
Предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.
Отлично, молодцы, следующее задание.
Графический диктант.
«Соедини точки». Инструкция: «На двух строчках отметь по 8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи пальцем каждый из них».
В первом квадрате надо выделить карандашом первую верхнюю точку, потом — первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем — вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (в правый нижний угол).
В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (в правый верхний угол).
Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.
Молодцы!
Квазипространственные отношения исследуем с помощью умения употреблять предлоги.
Расставьте предлоги в тексте:
Задачи бывают разные, попробуем решить задачи с исследованием понимания пространственных отношений:
Алёша догнал Славу. Кто из них бежит быстрее?
Петю рисовал Юра. Кто художник?
Колю ударил Витя. Кто драчун?
Автобус обогнал лошадь. Чья скорость больше?
Миша сильнее Пети, но слабее Кирилла. Кирилл сильнее Миши, но слабее Бори. Кто из них самый сильный, кто самый слабый?
Ствол дуба толще ствола сосны, а ствол сосны толще, чем ствол берёзы. Ствол какого дерева самый толстый?
Китай занимает больше места на Земле, чем Индия, но меньше, чем Россия. Какая из стран самая большая по площади?
Портфель Коли вмещается в портфель Васи, а портфель Васи можно поместить в портфеле Севы. Какой из этих портфелей самый большой?
Мастер-класс. Заключительная часть.
Мастер-класс подошел к завершению.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Насколько мастер-класс был полезен?
Что Вы для себя открыли?
Какие вопросы для вас оказались наиболее сложными?
Примените ли Вы полученные знания в собственной практике?
Литература:
Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. пособие/ А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т.Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014.
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие – М.: Генезис, 2016.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие – М.: Генезис, 2015.