Вступительное слово: Здравствуйте, уважаемые коллеги и уважаемые члены жюри! Сегодня, когда требования к сдаче экзаменов стали более жёсткими, вопрос о психологической безопасности выпускника стал наиболее актуальным. (1 слайд)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Ой, ГИА, ГИА, не пугай меня!.»»
Мастер-класс «Ой, ГИА, ГИА, не пугай меня!..»
Вступительное слово: Здравствуйте, уважаемые коллеги и уважаемые члены жюри! Сегодня, когда требования к сдаче экзаменов стали более жёсткими, вопрос о психологической безопасности выпускника стал наиболее актуальным. (1 слайд)
1 этап коуча: установление доверительных отношений.
Упражнение №1 «ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ» (2 слайд)
Цель: настрой на работу, снятие психологического напряжения.
Уважаемые коллеги, прежде, чем я вас познакомлю с формами проведения коуч-сессий с обучающимися, давайте познакомимся Я начну фразу, а вы, поймав мяч, быстро продолжаете эту фразу и возвращаете мяч назад.
Если психолог- это цвет, то какой?
Если психолог – это геометрическая фигура, то какая?
Если психолог – это настроение, то какое?
Если представить, что психолог – это сказочный герой, то кто?
Если психолог – это время года, то какое?
Если психолог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это блюдо, то какое?
Педагог-психолог: Как ваше настроение? Сегодня я хочу вам показать несколько форм проведения коуч-сессий с обучающимися в период подготовки к экзаменам. На занятии предлагаю Вам побыть в роли учащихся. (3 слайд)
Ведь любой экзамен является источником стресса
Поэтому одной из ключевых задач является выработка конструктивного отношения к экзамену. То есть научиться воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя.
Упражнение 2. «3 минутный тест»(4 слайд)
Вся группа должна сделать задание одновременно, чем быстрее, тем лучше. Можно соревноваться группами. Задача – строго следовать инструкции, которую каждый получает. Проверяем умение строго следовать инструкции.
У каждого участника инструкция и ручка. Содержание инструкции:
Перед тем, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
Обведите ваше имя.
В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
В каждом квадрате поставьте крестик.
Напишите свою фамилию в верхней части листа.
Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона или число 100.
Шепотом назовите номер, который вы написали.
Обведите этот номер.
Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
Обведите этот знак треугольником.
Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.
В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!» Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.
Дискуссия
- Сразу ли вы справились с заданием?
- Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
- В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
- Как развить самообладание?
Самообладание – это ценная способность, которая и заключается в умении контролировать свои эмоции и поступки, а прежде всего – мысли.
Самообладание – это устойчивость в любой ситуации
Упражнение 3. «Звуковая гимнастика» (5 слайд)
На фоне музыки японская этническая музыка Бамбуковая флейта
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы;
расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Рефлексия упражнения: какие эмоции были у вас, когда вы выполняли это упражнение? Высказывание участников.
Упражнение 5. "Лимон".(6 слайд)
Специалисты утверждают, что стресс порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы, из-за длительного сидения за учебниками. Следовательно, обучение мышечной релаксации учащихся является необходимым аспектом психологической подготовки к экзаменам.
Цель: мышечная релаксация.
Сядьте удобно, руки при этом положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начните медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок». Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите это упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно обеими руками
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Упражнение 6. «Перекрестный шаг». ".(7 слайд)
Одна из основных проблем, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий.
Восстановить гармонию или приблизиться к ней, т.е. наладить координацию полушарий мозга можно за счет координации обеих частей тела. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях.
Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий.
Прием: Имитируется ходьба на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием. Прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х» и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий. Этот прием можно использовать в ситуациях, требующих немедленной сосредоточенности, а возможности сделать «перекрестный шаг» нет.
Упражнение 7.«Колпак» (8 слайд)
Цель: снятие напряжения после занятий, тренировка внимания, умения ориентироваться в стрессовой ситуации.
Ведущий. Есть такая скороговорка: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Повторите ее за мной, но вместо слова «колпак» дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопайте себя по голове, а само слово не произносите. Далее замените жестом следующее по порядку слово — «мой». Вместо слова «мой» покажите на себя. Текст произносится теперь уже с двумя изменениями. Так последовательно меняются на жесты все остальные слова, причем слово «треугольный» заменяется в два приема. Сначала вместо слога «тре-» все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части слова «угольный» каждый выпячивает локоть.
Упражнение 8. «До встречи на экзаменах!» (9 слайд)
Цель: дать возможность учащимся поделиться мнениями о занятиях.
Ведущий. У меня в руках горящая свеча. Я хочу, чтобы в ваших руках всё всегда спорилось, горело и получалось как надо. Давайте передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется свеча, может сказать всем нам о том, что принесли ему наши занятия, как изменилось ваше самочувствие после выполнения заданий, что узнали нового.
Спасибо вам большое за поддержку и участие.(10-11 слайд)