Лекция для родителей на тему: "ТЕЛЕ - И ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ"
Лекция для родителей на тему: "ТЕЛЕ - И ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ"
Мы живем в мире, где телевизоры, компьютеры, игровые приставки доступны каждому, поэтому перед родителями встает проблема контроля времени, проведенного детьми за компьютером или у экрана телевизора. Главное, чтобы это увлечение не переросло в теле- и интернет-зависимость.
ТЕЛЕМАНИЯ
Около 56% детей в возрасте от 5-12 лет все свободное время проводит у телевизора. Это увлечение, потребность проводить время у экрана, забросив и другие дела, постепенно и незаметно входит в привычку.
Последствия:
- ухудшение зрения: у ребенка, который проводит много времени у экрана, начинает падать зрение;
-гиподинамия, и как следствие – искривление позвоночника;
-отсутствие физической активности, малоподвижный образ жизни приводит к накоплению жира, появлению избыточной массы тела;
-неврологические проблемы (нарушение сна, повышенная возбудимость, пугливость): если, например, 15-ти летний подросток проводит более 3 часов в день перед телевизором, то начинает, испытывает заметные трудности со сном, которые могут сохраняться и во взрослом возрасте;
-популяризация насилия на телевидение приводит к детской агрессии, изменению моральных принципов, такие сцены на экране мозг интерпретирует так же, как и в жизни: ребенок чувствует тревогу, страх, при этом включаются рефлексы бегства или активности, со временем он начинает привыкать к этому и расценивать насилие как норму поведения во взрослой жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция для родителей на тему: "ТЕЛЕ - И ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ"»
Родительское собрание на тему:
ТЕЛЕ – И ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Мы живем в мире, где телевизоры, компьютеры, игровые приставки доступны каждому, поэтому перед родителями встает проблема контроля времени, проведенного детьми за компьютером или у экрана телевизора. Главное, чтобы это увлечение не переросло в теле- и интернет-зависимость.
ТЕЛЕМАНИЯ
Около 56% детей в возрасте от 5-12 лет все свободное время проводит у телевизора. Это увлечение, потребность проводить время у экрана, забросив и другие дела, постепенно и незаметно входит в привычку.
Последствия:
- ухудшение зрения: у ребенка, который проводит много времени у экрана, начинает падать зрение;
-гиподинамия, и как следствие – искривление позвоночника;
-отсутствие физической активности, малоподвижный образ жизни приводит к накоплению жира, появлению избыточной массы тела;
-неврологические проблемы (нарушение сна, повышенная возбудимость, пугливость): если, например, 15-ти летний подросток проводит более 3 часов в день перед телевизором, то начинает, испытывает заметные трудности со сном, которые могут сохраняться и во взрослом возрасте;
-популяризация насилия на телевидение приводит к детской агрессии, изменению моральных принципов, такие сцены на экране мозг интерпретирует так же, как и в жизни: ребенок чувствует тревогу, страх, при этом включаются рефлексы бегства или активности, со временем он начинает привыкать к этому и расценивать насилие как норму поведения во взрослой жизни.
Включая телевизор, дети оказываются под гипнозом. Язык телевидения - это язык образов, который в основном воспринимает правовое полушарие мозга, отвечающее за подсознание. Пережитые во время просмотра телепередач эмоции оказываются в подсознании ребенка. он становится более возбудительным и беспокойным.
Со временем содержанием программ забывается, но пережитые во время их просмотра эмоции-нет. Для детей они трансформируются в эмоциональные привязанности. В результате они не только осознанию, но и неосознанию тянуться к телевизору, чтобы снова пережить то или иное чувство. Причем не всегда позитивное.
Дети любят смотреть страшилки – это проявление эмоциональной привязанности к переживанию страха. Уже через час после просмотра (а для более эмоциональных детей хватит и 15 минут) ребенок переполнен чужими эмоциями, которые он получает с экрана.
Малыши в возрасте до 6 лет воспринимают всю информацию некритично, буквально. Им еще сложно отличить, где правда, а где вымысел. Все, что творится на экране, они принимают за «чистую монету». А потом увиденное переносят в игры и даже в свое реальное поведение.
Дети – телеманы страдают «полной потерей способности воображения». Им незачем представлять, воображать, додумывать – за них все делает телевизор. Не случайно телеманию сравнивают с наркоманией. У этих зависимостей схожие симптомы. Избавиться от них очень сложно, но необходимо.
Полезные советы родителям:
Всегда контролируйте, сколько времени ваш ребенок проводит у экрана тевизора. По мнению врачей, начинать смотреть телевизор ребенок должен с трехлетнего возраста, и не более 15 минут.
Постарайтесь не использовать телевизор в качестве электронной няни, даже если вы очень заняты. Можно придумать занятие, не связанное с его просмотром: это можеть быть игра с конструктором, рисование, чтение, пазлы. Выбор занятия зависит от возроста малыша, при этом участие родителей не всегда обязательно. Достаточно проявить интерес к знятию, чем-то помочь,что-то подсказать.
Не позволяйте школьнику смотреть телевизор перед школой, так как он перевозбуждается от раннего просмотра, ему труднее настроиться на рабочую волну в школе.
На семейном совете (желательно с участием детей) выделите один день без телевизора для вей семьи. В качестве стимула и поощрения нужно использовать вознаграждения. Это может быть игрушка в подарок, интересная поездка или встреча с друзьями. Занимайтесь с ребенком тем, что ему особенно интересно или что он вам давно предлагал, а вам все было некогда.
Убеждайте детей личным примером. Родители, страдающие теманией, вряд ли сумеют отучить свое чадо. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте – и не только из-за вредного воздействия на нервную систему, но и потому, что вредные привычки усваиваются очень быстро и рано.
Интересуйтесь жизнью ребенка. старайтесь принимать участие во всех его делах, заботах и тревогах. Ведь нередко дети просто убегают от реальности, скрываясь за образами и ситуациями, увиденными на экране, которые либо помогают им забыться, либо почувствовать себя смелым героем из мультика.
Поощряйте хобби сына или дочери, связанное с творчеством: лепка, рисование, вышивка – есть много интересных дел, которыми их можно увлечь. Конечно, родителям для этого потребуется определенное время, но научиться самостоятельности можно.
Общайтесь с ребенком, так как самое ценное – это человеческое общение. Даже если он предпочитает много времени проводить у телевизора, у вас есть шансы заинтересоваться его общение с собой, со сверстниками. Придается выучить известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли общаться с детьми по интересам). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя переводите в реальную плоскость: о героях книг, друзья во дворе.
Научитесь наслаждаться природой. По возможности больше свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Постепенно интересы ребенка сместятся. Какая бы ни была интересная передача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни множество разнообразных ощущений.
Читайте книги вместе с детьми. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами.
Интернет – зависимость
Признаки
-ребенок использует Интернет как средство от стресса;
-теряет счет времени;
-жертвует сном за возможность провести больше времени в онлайн-режиме;
-предпочитает больше тратить свое время на Интернет, а не на семью и друзей.
-лжет близким о количестве проведенного времени в сети;
-имеет проблемы в школе, дополнительные образовательные программы и занятия не интересны, но их попросту прогуливает;
-становится раздражительным, если ему не разрешают находиться в Интернете;
-проверяет электронную почту несколько раз в день;
-часто ест перед компьютером.
Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют 6 типов, три из которых характерны для подростков:
- навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт;
Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам;
Не каждый подросток становится зависимым от Интернета. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. Они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.
Это наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей, а также отрицательное влияние сверстников.
Достижение равновесие между временем, проводимым в Интернете, и вне его
Симптомы проявления интернет – зависимости. Необходимо выяснить, каково влияние Интернета на школьные успехи ребенка, его здоровье и взаимоотношения с семьей и друзьями.
Обращение за помощью. Если у ребенка проявляться серьезные признаки интернет – зависимости, следует проконсультироваться с педагогами и школьным психологом.
Нельзя запрещать Интернет. Нужно установить внутрисемейные правила использования сети. В них можно включить следующие ограничения.:
-количество времени, которое ежедневно ребенок проводит в онлайн-режиме;
-полный запрет – до выполнения домашней работы в школьных уроков.
Поддержка равновесия. Ребенок необходимо чаще играть с другими ребятами на свежем воздухе.
Предложение альтернативы. Когда дети интересуются только онлайн – развлечениями, следует предложить им автономный аналог одной из их любимых игр. Например, если ребенок получает удовольствие от ролевых игр на тему «фентази», предложить ему книги соответствующей тематики.
Тест для родителей
Игровая интернет - зависимость их ребенка
Поставьте в соответствующую графу один балл за каждый вопрос, на который вы ответили положительно.
№
Вопросы
Балл
1.
Много ли времени ребенок проводит за компьютером, игровой панелью, планшетом, карманным персональным компьютером, смартфоном, играя в компьютерные игры?
2.
Легко ли он прекращает игру по вашему требованию?
3.
Часто ли он бывают ситуации, когда ребенок прячется от вас и играет в компьютерные игры?
4.
Часто ли он рассказывает вам о персонажах из компьютерных игр и игровых ситуациях?
5.
Часто ли ребенок с друзьями обсуждает игровые ситуации?
6.
Изменился ли резко его внешний вид, одежда?
7.
Появились ли у него странные и нетипичные предметы: меч, плащ, необычные аксессуары, обувь?
8.
Просит ли он у вас обновить компьютер?
9.
Просит ли ребенок деньги на игры или на непонятные вам цели?
10.
Изменились ли резко его привычки?
Если сумма баллов больше 5, то вам надо обратить внимание на возможную игровую зависимость вашего ребенка.
Зависимым от компьютере или телевизора может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаться, если
- семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
-у ребенка разностороннее интересы и увлечения;
- он умеет налаживать позитивные отношения с окружающими