kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностно-развивающий тренинг "Взаимодействие и взаимопонимание в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие и взаимопонимание в семье между родителями и детьми на сегодняшний момент является наиболее актуальным, особенно в работе психологов. Ни для кого ни секрет, что современные подростки мало общаются со своими родителями, мало им доверяют, и все больше уходят на сторону своих сверстников, которые зачастую ведут неправильный образ жизни. Данный тренинг способствует сплочению родителей и детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-развивающий тренинг "Взаимодействие и взаимопонимание в семье"»

Тренинговое занятие совместно с родителями и детьми

«Взаимодействие и взаимопонимание в семье»

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

  • Развивать и укреплять способности родителей к пониманию и в чувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдения и совместную деятельность;

  • Откорректировать неадекватные родительские позиции в отношении ребенка;

  • Формировать оптимальную форму родительского взаимодействия в процессе воспитания детей;

  • Развивать способности коммуникативного общения, а также положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

«Первичный кодекс группы»:

  • предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;

  • все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;

  • ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

Структура занятия

Вступительное слово

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Я не случайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг. Как вы думаете почему?.. Да, круг это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возмодность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг – это гарантия нашей защищенности. Я напомню вам несколько неотложных правил, которых необходимо придерживаться в течении тренинга:

- В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих;

- Говорит один, все слушают не перебивая.

1. знакомство участников и снятие напряжения: чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас, например (ведущий начинает с себя): меня зовут Ирина, сейчас за окном идет снег, который легко кружится и тихо падает на землю, на него можно смотреть и мечтать о хорошем. Мне нравиться такая погода.

2. Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

3. Упражнение «СЕМЬЯ»

Мы сейчас определим, какие бывают семьи. (разделим участников на 4 команды по принципу: зима, весна, лето, осень). Командам необходимо придумать прилагательные к слову «семья»:

«С» - счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная…

«Е» - единая, единственная, единомыслящая…

«М» - маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная ….

«Я» - ясная, языковедческая, яркая…

    1. Упражнение «Хорошо и плохо». Предлагается 4 картины – тип воспитания.

Гиперопека

ГиперопекаТермин, обычно используемый для характеристики родительского поведения, которое является снисходительным, балующим, заботливым, инкапсулирующим, покровительствующим и способствующим формированию чрезмерной зависимости. Проблема с этим способом употребления заключается в слове чрезмерный. Обычно клиницисты считают, что, если ребенок не способен развивать нормальную независимость, значит, родители являются гиперопекающими.

Гипоопека (синоним: гипопротекция) (греч. hypo — внизу, снизу, под) — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок оказывается предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы.

Авторитарный стиль воспитания – стиль воспитания, при котором родитель определяет цели и всю политику в целом, распределяет обязанности, а также в большей части указывает соответствующие процедуры, управляет, проверяет, оценивает и исправляет выполняемую работу.

Считается, что использование авторитарных методов руководства оправдано только в исключительных ситуациях: кризис, чрезвычайные обстоятельства и т.п. Чрезмерное использование авторитарного стиля руководства приводит к различным формам злоупотребления властью.

Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а другая «–». (Приложение 2). Обсуждаем с какими трудностями может столкнутся ребенок в школе.

5. Упражнение «Пословицы»

В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить: В гостях хорошо, а дома лучше; Дом вести не бородой трясти; без хозяина дом сирота; Дом невелик, да лежать не велит. Дом построить – не шапку на голову надеть; домой придешь – хлеб соль найдешь; домом жить обо всем тужить; не красная изба углами, красна пирогами; в семье разлад, так и дому не рад; семья без детей, что цветок без запаха; согласную семью и горе не берет; не нужен клад, когда в семье лад.

6. Упражнение «Руки»: Один из родителей встает в круг, ему завязывают глаза, подают руки дети, он основываясь на тактильные ощущения должен узнать своего ребенка, а затем поделиться ощущениями (почему узнал или наоборот). Затем ролями меняемся (по желанию).



7. Упражнение «Релаксационное»

А сейчас закройте, пожалуйста глаза и попытайтесь представить. Перед вами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом, Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе….

Откройте глаза. Вам понравился этот дом? Теперь разведем очаг и согреем наш дом. (Камин). У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести «огонь». (поочередно выходят дети, читают вслух надпись на дровах и отвечают на вопрос: Кто эту обязанность выполняет у вас дома?)

И так, в камин положены все поленья, и вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом. Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет … Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония. Там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении.

8. Упражнение заключительное

«Продолжи предложение» (отзыв о работе в тренинге).

От работы в тренинге я приобрел(а) ____________________________________________
Мне понравилось _______________________________________________________-__
Мне не понравилось _______________________________________________________
Хотели бы вы еще участвовать в тренингах ___________________________
Ваши пожелания ведущему

















Раздаточный материал родителям и детям

«Пойми меня»

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, чувство не любви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Дети советуют родителям

А. Не балуйте меня, вы этим меня портите.

Б. Не бойтесь быть твердым со мной

В. Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.

Г. Иногда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто позлить вас – не поддавайтесь на провокации;

Д. Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого… Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.

Е. Не делайте для меня или за меня то, что я в состоянии сделать сам.

Ж. Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.

З. Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.

И. Не пытайтесь от меня отделяться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.

К. Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.

Л. Никогда не говорите, будто вы совершенны и непогрешимы. А то это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

М. Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Н. Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь… А вот к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь…

О. И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Личностно-развивающий тренинг "Взаимодействие и взаимопонимание в семье"

Автор: Чумаченко Ирина Владимировна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 251177


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства