Просмотр содержимого документа
«Квест "ДОУ и семья - территория сотрудничества"»
Квест «ДОО и семья – траектория сотрудничества»
Пояснительная записка
«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними».
Д. Карнеги
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни стараются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно, воспитателю. Грамотный педагог способен помочь родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать, что он видит в них партнеров, единомышленников. Иногда педагогам приходится иногда сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если есть в этом необходимость. Именно поэтому, знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Наиболее полно реализовать задачи, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, возможно при использовании инновационных форм работы с педагогами, одной из которых являются квест-технологии.
Квест - это командная игра, во время которой людям необходимо разгадать несколько загадок, пройти череду препятствий, чтобы достичь поставленной заранее цели.
Образовательный квест – это новая форма обучения, с помощью которой участники полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Данная форма не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
познакомить педагогов с техниками для общения с родителями;
отработать навыки использования специальных техник для сообщения негативной информации родителям;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки педагогов и родителей;
поддерживать уверенность педагогов в собственных профессиональных возможностях.
Игровая задача данного квеста - прибрести «ключи» того, как педагогам избежать конфликтов и непонимания с родителями в ситуации необходимости сообщения негативной информации о ребенке, выстроить отношения сотрудничества.
Направленность - познавательная – практическая, так как во время квеста педагоги ориентируясь на свои педагогические знания и опыт, находят пути решения определенных задач. Ибо, как говорил Конфуций:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю».
Необходимые условия: мультимедийное оборудование (интерактивный плакат), раздаточный материал.
Материал: бланки цифрового кода для расшифровки (14 5 7 11 2 7 6 1 4 15 6 1 12 6 1 9 10 8 7 13 3 1); конверты с заданиями для команд (4 штуки). Для вложения в конверты распечатанные на тонированной бумаге названия специальных техник следует разрезать на несколько частей (по типу задания «Собери картинку»). Каждое название должно иметь свой цвет, чтобы не перепутать части. Текст для изучения техники удобно распечатать на белой бумаге.
Краткая инструкция по работе с интерактивным плакатом в форме презентации(технические аспекты). На втором слайде презентации с использованием активных кнопок и гиперссылок представлено главное меню в виде ключиков (в левом нижнем углу нарисован домик). Нажимая поочередно на каждый ключ, на последующих слайдах открывается шифр (первый ключ) или название специальной техники. Для возврата в главное меню предусмотрена кнопка “ВЫХОД” в виде галочки. Изучая поочередно технику, каждый раз следует возвращаться в главное меню, выбирая следующий ключ.
Контингент: педагоги ДОО.
Для разработки мероприятия использована статья, предлагаемая информация которой преобразована в форму квеста. Источник: Справочник педагога-психолога. Детский сад. №5, май 2018. «Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка. Рекомендации педагогам». Анна Бочарова, психолог, Москва.
СПРАВОЧН
Ход мероприятия:
Приветствие участников, сообщение о форме проведения мероприятия:
Квест - это игровое приключение, во время которого людям необходимо разгадать несколько загадок, и пройти череду препятствий, чтобы достичь поставленной заранее цели. Сегодня квест посвящен теме выстраивания с родителями отношения сотрудничества: «Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка» (слайд 1).
Вводная информация: Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам.
Игровая цель квеста: найти ключи того, как педагогам избежать конфликтов с родителями и выстроить отношения сотрудничества.
1 ключ. Бланк с индивидуальным заданием (шифровка-цифры 14 5 7 11 2 7 6 1 4 15 6 1 12 6 1 9 10 8 7 13 3 1), шифр представлен на слайде. Задание: вместо каждой буквы написана цифра, разгадайте зашифрованное слово. Участники разгадывают, в результате получаются слова - «Эмоциональная настройка».
После того, как все участники справились, ведущий рассказывает о рекомендации 1:
Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться. Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения.
Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс. Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна – развивать ребенка.
Существуют специальные техники общения. Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта.
Необходимо разделить участников на 4 команды (любым способом: по цветовым фишкам, по принципу «Собери картинку из 4 частей», случайным образом). Ключи 2, 3, 4, 5.
Выдаются конверты с заданиями для каждой команды.
Сложите текст на тонированной бумаге и вы узнаете название техники общения. Задача команды: изучить, выполнить задание на белом листе, разыграть (или представить технику общения). Необходимо выделить время на подготовку участников.
Ведущий нажимает на 2 и последующие ключи, команды поочередно представляют свое задание.
2 ключ:Техника «От негатива к позитиву».
Задание. Замените негативное обращение на позитивное (необходимо разрезать и перемешать высказывания).
По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не значительные.
Педагогам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе.
3 ключ:Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»
Задание. Ребенок всегда хочет стоять первым, отталкивает других детей. Составьте фразу для родителей.
В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам. Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.
Пример: Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.
4 ключ:Техника «Речевые штампы для сотрудничества»
Задание. Продолжите фразу:
– «Вы знаете, меня очень тревожит, что...»;
– «Я начинаю беспокоиться...»;
– «Мне бы хотелось позаботиться…».
Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов.
– «Давайте вместе попробуем поступить...»;
– «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в...»;
Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание».
5 ключ:Техника «Речевой стиль “адвокат”».
Задание. Скажите выразительно:
– «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;
– «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;
– «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;
– «Я воспитатель, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».
Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям.
В заключении возможно поздравить педагогов с успешным прохождением квеста и получением ключей к общению, позволяющему избегать конфликтов с родителями.