Круглый стол "Шаги навстречу" с участием педагога-психолога и воспитателей раннего возраста по адаптации детей к ДОО
Круглый стол "Шаги навстречу" с участием педагога-психолога и воспитателей раннего возраста по адаптации детей к ДОО
Выступление педагога-психолога на методическом объединении воспитателей раннего возраста по вопросам адаптации. Круглый стол "Шаги навстречу" с участием педагога-психолога и воспитателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Шаги навстречу" с участием педагога-психолога и воспитателей раннего возраста по адаптации детей к ДОО»
«Шаги навстречу»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я педагог-психолог Самарина О.Ю. предлагаю нашу встречу провести в форме круглого стола, для этого пожалуйста, возьмите стулья и поставьте по кругу.
Упражнение № 1 «Связующая нить»
Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу.
« Добрый день, еще раз. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех представляется, чтобы познакомиться и передает его следующему, оставляя ниточку у себя. И так по кругу.»
Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом мире детства».
Упражнение № 2 «Шарики»
Психолог «Посмотрите на шарики в моей коробке. Это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я попрошу выйти ко мне одного из Вас. Сейчас я буду давать вам шарики.
Я даю Вам:
-незнакомую обстановку;
-незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;
-неразвитые навыки самообслуживания( неумение кушать, неумение проситься на горшок, неумение одеваться и раздеваться);
-сильную привязанность к маме;
-отсутствие опыта разлуки с близкими;
-неумение занять себя самостоятельно;
-новый режим дня.
Удобно ли вам держать столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают?
Давайте вместе назовем те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.
Итог «Ребенок, поступая в дошкольную среду, переживает стрессовое состояние, у него появляется торможение, напряженное состояние, он попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции.»
Упражнение 3«Передай мешочек»
Психолог «Предлагаю вам мешочек, в котором написаны некоторые проблемные ситуации, давайте обсудим их и разработаем пути решения.
Мешочек передаем по кругу под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого мешочек, достает, читает задание и выполняет его. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все задания.»
Ситуация 1.
Один ребенок расплакался, остальные заревели вслед за ним: что делать.
Обсуждение.
Сохраняйте спокойствие. Не раздражайтесь и не паникуйте при виде плачущих детей, не нервничайте. Постарайтесь заразить их хорошим настроением.
Предложите игру. Чтобы переключить внимание детей, проводите игры и игровые упражнения. Игра должна быть интересной, яркой, простой, с легким началом.
Дайте «важное поручение».
Громко и четко объявите о предстоящем интересном мероприятии в детском саду. Объявление должно быть важным для всех детей. Например, что после завтрака в группу придут гости и до их прихода нужно убрать все игрушки.
Ситуация 2.
Мама Кати каждое утро долго расстается с дочкой. Девочка уже готова войти в группу, а мама затягивает прощание разговорами, объятиями.
Обсуждение: предложить маме придумать свой ритуал прощания.
Ситуация 3.
Ребенок с плачем прижимается к маме, не отходит от нее, боится незнакомых взрослых
Обсуждение: Установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.
Пример: Выходите на встречу маме и малышу, ласково улыбаетесь, здороваетесь, располагаетесь так, чтобы ваши глаза оказались на уровне с глазами ребенка. Протяните к нему руки, погладьте его, возьмите на руки, если он захочет. Если же ребенок прижимается к маме - не настаивайте! Пусть мама держит его на руках столько, сколько он захочет. Постарайтесь ребенка чем либо заинтересовать. Форма общения с ребенком может быть разной в зависимости от обстановки и характера ребенка.
Ситуация 4.
Ребенок царапает или кусает других детей.
Обсуждение: Не все дети умеют выражать свои чувства и потребности понятным адаптивным языком. Важно понаблюдать за ребенком, чтобы разобраться, по каким причинам он царапает или кусает детей в группе.
Когда ребенок царапает другого ребенка, возможно, он таким образом пытается отстоять свои границы. Например, когда у дошкольника отнимают игрушку, то в ответ он царапает или кусает обидчика, чтобы показать, что он против. Если ребенок сам на что-то претендует, но не получает желаемого, то он расстраивается и реагирует также.
Как помочь. Помогайте адаптироваться ребенку в отношениях с другими детьми. Учите дошкольника проявлять свои чувства, выражать потребности допустимым способом. Обозначайте чувства детей, их желания и побуждения. Пусть они знают, что правильно чувствуют, ведь изначально побуждения каждого ребенка – положительные – они защищают свои потребности. Проговаривание чувств даст им возможность понимать себя и другого.
Ищите вместе новые полезные способы контакта. Установите ясные границы с пояснение: «в нашей группе царапаться и кусаться нельзя- это больно и обидно».
Ситуация5.
Ребенок боится нового помещения.
Обсуждение: Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.
Показатели успеха:
- ребенок знает расположение и назначение комнат;
- знает, где находятся предметы его личного пользования - кровать, полотенце, верхняя одежда.
Ситуация 6.
Ребенок отказывается от контакта с детьми.
Обсуждение: Помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками. Организовать коллективную игру с дружными детьми, дать возможность понаблюдать ребенку за игрой и в какой-то момент он сам захочет принять участие в такой интересной совместной деятельности. Например, игра «Приходите ко мне в гости».
Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным. Равнодушие, апатия – один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать диалоги персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра больше заинтересует малыша.
Ситуация 7
Ребенок не отходит от воспитателя.
Обсуждение:
• Не игнорируйте слова ребенка. Когда он без конца повторяет “мама придет”, – он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.
• Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки, обойдите вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а затем попробуйте оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро вернуться. Уйдите на несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Он будет учиться понимать, что вы всегда рядом.
• Если ребенок продолжает постоянно следовать за вами, подключите его к своим делам. Посадите рядом с собой на стульчик, если вы моете посуду, попросите помочь убрать игрушки, предложите принести книжку, чтобы почитать ее вместе с другими детьми и пр. Поступая таким образом, вы установите некоторую дистанцию между собой и ребенком и в то же время будете вместе с ним.
• Организуйте такие же игры между несколькими детьми. Вы будете по-прежнему в центре ситуации, но с вашей помощью дети смогут весело поиграть друг с другом.
Ситуация 8
Ребенок отказывается от еды.
Обсуждение: беседа с родителями, узнать предпочтения малыша, познакомить ребенка с новой едой дома. Возможно ребенок дома кушает только перед телефоном или телевизором.
Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду – кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время.
Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек – проявление своего неуважительного отношения.
НИКОГДА И НИЧЕМ НЕЛЬЗЯ КОРМИТЬ РЕБЕНКА НАСИЛЬНО! Докармливать ребенка можно только в том случае, если ребенок не возражает. Ребенок имеет право не любить то или иное блюдо, оно может показаться ему невкусным.
Ситуация 9
Ребенок отказывается спать.
Обсуждение: Когда ребенок только привыкает к саду, ему может мешать заснуть новая обстановка, отсутствие привычных домашних ритуалов. Рядом нет близкого человека (мамы, папы, бабушки, няни), поэтому засыпать страшно.
Постоянно беседовать с малышом, настраивать его на дневной сон в садике («Хотя меня и не будет рядом, будет Мария Ивановна — она поможет тебе заснуть», «Я тебя очень люблю и заберу тебя вечером»).
Если кроха испытывает тревожность во время тихого часа, можно принести с собой любимую игрушку и попросить воспитателя разрешить брать её в кроватку. Узнать о ритуалах засыпания, возможно, малышу нужно, чтобы с ним немного посидели возле крохи, погладили его.
В некоторых случаях дошкольник, действительно, просто не испытывает потребности в дневном сне. В этом случае родителям нужно донести это до воспитателей и уже вместе с ними искать выход из ситуации. Во время тихого часа малыш просто лежит в кроватке.
Ситуация 10
Ребенок приходит в детский сад со своей игрушкой. В группе никому не позволяет трогать ее. Если другие дети пытаюся взять ее или проявляют к ней интерес – кричит, плачет.
Обсуждение: разрешить приносить игрушку, которая легко моется. Постепенно приучать ребенка делиться игрушкой, с группой детей рассматривать ее, потрогать в руках «хозяина». Объяснить детям, что нельзя без разрешения брать чужую игрушку, в последствии – уговаорить оставлять в шкафчике «Игрушка будет тебя ждать».
Ситуация 11
Двухлетний мальчик отказывается уходить с детской площадки, пока там остается хотя бы один ребенок. В лучшем случае ребёнок слушается и идёт домой. В худшем – всё заканчивается полным истерикой и слезами.
Обсуждение: посоветовать маме тактику повдения. Посмотрите ребёнку в глаза, озвучьте эмоцию и предположите, почему малыш её испытывает: «Я вижу, что ты злишься. Наверное, тебе хочется ещё покачаться на качелях, а я заставляю тебя идти домой».
Напомните про что-то интересное или вкусное, что ждёт его дома. Сделайте куличик из песка или найдите красивый камушек, а затем предложите подарить его папе или бабушке: «Давай скорее пойдём домой и покажем папе, какой красивый камушек мы нашли!»
Если дома у вас есть домашнее животное, скажите, что оно уже очень соскучилось по малышу.
УПРАЖНЕНИЕ «Конфеты с чудо- дерева»
Тренер предлагает участникам встать так, чтобы вокруг каждого было достаточно свободного места, далее он говорит: «Сейчас мы будем собирать конфеты с чудо-дерева, которые растут достаточно высоко. Чтобы сорвать конфету, потянитесь правой рукой как можно выше, встаньте на цыпочки, сделайте резкий вдох и срывайте. Теперь нагнитесь, положите конфету в корзинку и медленно выдохните. Можно выпрямиться. Слева от вас висят еще две конфеты. Протяните правую руку, встаньте на цыпочки, вдохните и сорвите одну конфету. Замечательно! Чтобы сорвать вторую конфету, потянитесь за ней левой рукой, сорвите ее и положите обе конфеты в корзину, выдохните.»
Затем тренер просит всех участников, используя пантомиму, сложить все, что они сняли с елки, в одну большую коробку, которую он подносит к каждому участнику по очереди. После этого тренер достает настоящую коробку с конфетами и раздает.