Коррекционное занятие по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома «Путешествие в мир профессий»
Коррекционное занятие по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома «Путешествие в мир профессий»
Профориентация в детском доме— оказание помощи воспитанникам в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Данное занятие поможет дать воспитанникам представление о профессиях; помочь выявить способности к определенному виду деятельности; повысить интерес воспитанников к профессиям и расширить их кругозор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционное занятие по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома «Путешествие в мир профессий» »
Материалы из опыта работы по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома
Составила: Педагог-психолог
Дружкова Ольга Николаевна
МОУ «Детский дом»г.Трёхгорный
«Путешествие в мир профессий»
Возраст детей: (11-14 лет)
Цель: дать воспитанникам представление о профессиях; помочь выявить способности к определенному виду деятельности; повысить интерес воспитанников к профессиям и расширить их кругозор.
Оборудование:
Книжная выставка «Первый шаг в будущее»;
Карта маршрута по станциям;
Название команд, эмблемы для капитанов «Знатоков», «Умников»;
Магнитофон, часы, призы.
Ход мероприятия
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о профессиях. Я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, зоолог, зоотехник, пчеловод, гидролог, овощевод, лесник, пекарь, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда: животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
Человек - техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтеры, слесари, токари, часовщики и представители других профессий, использующие технические устройства.
Человек - человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К этому типу профессии относятся учитель, врач, журналист, следователь, адвокат, библиотекарь, экскурсовод, переводчик, продавец.
Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, ученые, операторы ЭВМ, инженеры, кассиры, фармацевты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант (артисты, архитекторы, дирижеры, искусствоведы, кинорежиссеры, композиторы и др.)
Таковы приблизительные требования к человеку, выбравшему определенный тип деятельности. А сейчас мы с вами совершим путешествие в мир профессий и сделаем первый шаг в трудном деле выбора профессии. Наше путешествие проходит по станциям. Я приглашаю всех вас принять участие в нем: поиграть, хорошенько подумать обо всем, что вы увидите и услышите. Итак, в путь!
(Музыкальная заставка).
Станция «Разминка»
(В качестве разминки участникам игры предлагается шуточная викторина. Во время разминки команды не соревнуются. Вопросы викторины:
Молодой специалист по выращиванию деревьев с золотыми плодами (Буратино).
Автор мемуаров «Как я была царицей!» (Старуха).
Специалист по одежде, для которого работа в порядке вещей. (Гардеробщица).
Мастер на все руки, ноги... (Портной).
Головной убор оригинала с улицы Бассейной. (Сковорода).
Огородная история о семейном подряде. (Репка).
Рабочее место короля. (Трон).
Место работы, где люди скрывают свое лицо. (Пасека).
Пиявочных дел мастер. (Дуремар).
Бывшая должность мистера Твистера. (Министр).
История о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю. (Колобок).
Швейная принадлежность, в которой хранится смертельная опасность для долгожителей. (Игла).
Любимое занятие нерадивых дочерей. (Зевота).
Кто на все руки мастер? (Перчаточник)
Теперь мы отправляемся на станцию «Пословицы».
Станция «Пословицы»
На полосках бумаги написаны пословицы, разрезаны пополам и перепутаны. Командам выдаются перемешанные половинки пословиц. По команде ведущего начинается конкурс. Побеждает та команда, которая быстрее соберет свои пословицы.
Соберите пословицы о труде. Команда, справившаяся с заданием быстрее, побеждает. Начали! (Музыка).
I команда - «Умники»:
Без дела жить - только небо коптить.
Без охоты нет работы.
В труде рождаются герои.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Глаза страшатся, а руки делают.
II команда - «Знатоки»:
Дело мастера боится, а иной мастер дела боится.
Кто не работает, тот не ест.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.
Одно дело делай, а от другого не бегай.
Наш автобус мчится дальше. И вот остановка на станции «Алфавит»
Станция «Алфавит»
Много ли вы знаете профессий? Попробуйте в течение трех минут в четыре столбика написать профессии, начинающиеся на буквы А, Б, В, П.
Победит та команда, которая за 2 минуты сможет написать как можно больше профессий. Время пошло!
(Музыкальная заставка).
Капитан зачитывает результат и объявляет команду, победившую в этом конкурсе.
Внимание! Внимание! Мы подъезжаем к станции «Новая профессия».
Станция «Новая профессия»
В последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это проверим. Только один ответ из трех предложенных является правильным.
ФЛОРИСТ-это...
Человек, ухаживающий за своим домом;
Человек, составляющий композиции;
Человек, играющий на флейте.
Комментарий:
Название профессии флорист происходит от имени древнеримской богини цветов Флоры. Искусство составления цветочных композиций, способность влияния на настроение людей присуще флористу. В эту профессию часто приходят люди, уже имеющие образование в других областях. Но всех их объединяет стремление к красоте и увлечение цветами.
ДИДЖЕЙ-это...
Создатель музыки на дискотеке, диск-жокей:
Танцор;
Наездник.
Комментарий: Профессию диджея объединяет стремление к созданию особой, присущей только данному месту или волне атмосферы, способной привлечь и заинтересовать посетителей или слушателей. Диджей отвечает за подбор и воспроизведение всех музыкальных композиций, звучащих в стенах клуба или на волнах радиостанций.
РИЕЛТОР-это...
Путешественник;
Человек, занимающийся операциями с недвижимостью:
Продюсер.
Комментарий:
Риелтором называют человека, который занимается операциями с недвижимостью. Риелтор должен быть специалистом по рынку недвижимости и хорошо разбираться в юридических тонкостях своего дела.
Визажисты лучше других знают, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки, работая над лицом. Они работают в парикмахерских, салонах красоты, часто сочетают профессию специалиста по декоративной косметике с искусством парикмахера.
Наше путешествие продолжается, и на нашем пути - «Станция капитанов».
Станция капитанов
Нас ждет блиц-турнир, в котором капитаны соревнуются на скорость. Если капитан не отвечает, отвечает команда, если не отвечает команда, право ответа переходит к другой команде. Итак, начали.
Специалист по отделке зданий, помещений. (Маляр).
Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь).
Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог).
Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер).
Специалист по разведению садовых растений. (Садовод).
Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер).
Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист).
Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном).
Вот и последняя станция нашего путешествия - станция «Загадка».
Станция «Загадка»
Сейчас я каждой команде задам вопросы-загадки. За правильный ответ - жетон.
Кто из русских царей владел 14-ю ремеслами? (Петр I).
Кем был по профессии А.П. Чехов? (Врачом).
Чем занимается провизор? (Готовит лекарства).
Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (Агроном).
Определите профессию, для которой могут понадобиться одновременно следующие предметы: скальпель, одеколон, ножницы. (Парикмахер).
Назовите профессию, добавление суффикса -к- и окончания -а в названии которой совершенно меняет ее значение. (Машинист-машинистка).
Мы завершили наше путешествие в мир профессий. Подведем итоги.
(Подсчитывается количество баллов, набранных командой «Умники» и командой «Знатоки»; команда-победитель получает приз)
Тема «Мир профессий» неисчерпаема. Во время нашей следующей встречи мы продолжим разговор о профессиях, и начнем его с анализа тестов, который проведем прямо сейчас.
Участники отвечают на вопросы теста (тест Е.А. Климова «Определение профессиональных предпочтений»).
Результаты теста помогут вам понять, к профессиям какого типа имеете склонность именно вы.
Спасибо за ваше активное участие, ребята. До свидания!