Консультация педагога-психолога Психологическая коррекция психических заболеваний у детей дошкольников
Консультация педагога-психолога Психологическая коррекция психических заболеваний у детей дошкольников
Психологическая коррекция- один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация педагога-психолога Психологическая коррекция психических заболеваний у детей дошкольников»
Консультация педагога-психолога
Психологическая коррекция психических заболеваний у детей дошкольников
Психологическая коррекция- один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Цели психокоррекции:
По отношению к нормальному развитию – создание оптимальных условий для полноценного психического и личностного развития человека.
По отношению к аномальному развитию – исправление недостатков развития.
Психические расстройства у детей делятся на 4 больших класса:
Умственная отсталость;
Задержки развития;
Синдром дефицита внимания;
Аутизм раннего детского возраста.
Принципы организации психокоррекционной работы:
учет формы и степени тяжести заболевания;
принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;
принцип доступности заданий;
принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий (желательно не менее двух раз в неделю);
принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-дефектологов, логопедов.
Методы психологической коррекции:
Игротерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. В игротерапии применяют различный игровой материал: игры в «семью», строительные игры, игры-упражнения.
Арттерапия - специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве — изобразительной и творческой деятельности. Цель ее — развитие самовыражения, самопознания ребенка через искусство. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания, сновидения.
Музыкотерапия - способствует: развитию коммуникативных навыков, развитию творческих навыков и потребности в самовыражении, побуждает к взаимодействию.
Танцевальная терапия - улучшает память и концентрацию. Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом. Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем пациент пробует самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом. Лечение также может проходить в форме прослушивания релаксационной музыки.
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения. Использование этого метода требует от психолога достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства.
Цель танцевальной терапии — развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации.
Куклотерапия - игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.
Пескотерапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир. Возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова. Пескотерапия позволяет освободить творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации, актуализирует воспоминания, с целью повторного переживания и освобождения от них, помогает снять напряжение, тревожность, избавиться от страхов.
Сенсорная интеграция - терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции - совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни.
Примеры сенсорной интеграции:
Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)
Танец под музыку (слуховая система)
Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)
Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)
Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация)
Вращение на стуле (баланс и зрение)
Балансирование на перекладине (баланс)
Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью
Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет более раннее начало коррекционной работы, что позволит предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.
У детей с психическим недоразвитием одними из первостепенных задач психокоррекции являются следующие:
обучение детей с психическим недоразвитием усвоению сенсорных эталонов с помощью развития у них предметно-практических действий;
развитие целостности, константности, предметности и обобщенности восприятия;
формирование поисковых способов ориентировки в задании.
Особенности психокоррекции детей с умственной отсталостью:
частое повторение тех или иных действий - умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся;
давать ребенку четкую, краткую инструкцию;
основной упор в работе с умственно отсталым ребенком делать на развитие восприятия и внимания – именно восприятие является основой формирования мышления у ребенка.
Развитие осязательного восприятия:
Этапы:
детей обучают осязательному восприятию знакомых объемных предметов (например, машинка, кукла, ложка, тарелка, шарф, пуговица и пр.);
детям предлагают для ощупывания и узнавания объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик из строительного набора и пр.);
дети ощупывают и называют плоские геометрические фигуры;
дети классифицируют объемные фигуры по величине.
За специальной ширмой психолог раскладывает перед ребенком набор объемных фигур одинаковой формы, но разной величины. Например, шар большой и шар маленький, катушка большая и катушка маленькая и пр. Психолог просит ребенка выбрать и дать ему одинаковые фигурки.
Формирование пространственной ориентировки (М. и Н. Семаго):
Этапы:
необходимо обучить детей различать отношения предметов и их частей по вертикали (на, под);
формирование горизонтальных отношений (рядом, около);
формирование таких отношений как «справа», «слева» «за», «перед», «между» и пр.
После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, где взрослый предъявляет ребенку уже готовые образцы («Найди и назови», «Запомни и найди» и т.д.).
Развитие целостности, константности предмета:
Формирование целостного восприятия успешно осуществляется в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструирования, рисования, лепки, аппликации.
Развитие памяти:
Перед началом психокоррекционной работы психолог должен обратить внимание на то, какая форма памяти у ребенка преобладает: зрительная, слуховая, зрительно-слуховая или кинестетическая.
Все занятия по коррекции памяти должны проходить в игровой ситуации, доступной ребенку.
Развитие мышления:
Мышление детей с умственной отсталостью отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения.
Важной задачей психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Задания на развитие наглядно-действенного мышления: подбор предметов по образцу, группировка предметов по образцу и по разным свойствам. Особое коррекционное значение имеют игры, направленные на использование вспомогательных средств. Например, предлагается достать нужный предмет с помощью веревки, палки и пр.
Задания на развитие наглядно-образного мышления: использование разнообразных психотехнических игр с использованием картинок. Например, нужно достать предмет, изображенный на картинке. Психолог предлагает ребенку картинку и просит рассказать, как мальчик будет доставать воздушный шар с высокого шкафа в комнате.
Психологическая коррекция детей с ЗПР (Задержка психического развития)
Задержка психического развития - это временное несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей его возрасту (негрубое нарушение познавательной сферы), личностной незрелости, преобладании игровых интересов. Это синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Направления коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития:
стимуляция познавательной активности,
развитие ориентировочной основы деятельности,
контроль и оптимизация мнестических и интеллектуальных функций.
Методы психологической коррекции детей с ЗПР
Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности , включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т.д.;
Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности;
В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой представлены дидактические игры, с помощью которых психолог может решать разные коррекционные задачи.
Необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда психолог работает в тесном контакте с родителями проблемного ребенка, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков.
Наименование блока
Содержание блока
Психокоррекционные задачи
Формы ЗПР
Мотивационный блок
Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия
Формирование познавательных мотивов: создать проблемные учебные ситуации; стимулиро-вать активность ребенка на занятии. Обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы: Создание игровых, учебных ситуаций; дидактические и развивающие игры.
Психофизический инфантилизм
Блок регуляции
Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию
Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени. Предвари-тельно организовать ориентировки в заданиях. Предвари-тельно проанализи-ровать с ребенком используемые способы деятельности: Приемы: Обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию)
Соматогенные формы ЗПР
Психогенные
формы ЗПР.
Органический инфантилизм
ЗПР церебрально-органического генеза
Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания
Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы.
Особенности детей с СДВГ:
нарушения внимания,
импульсивность,
проблемы саморегуляции,
агрессивность,
раздражительность,
склонность к переменам настроения (что представляет собой проявление психопатоподобного варианта психоорганического синдрома)
Особенности психокоррекции детей с СДВГ:
Особое значение в коррекционном процессе таких детей занимает врач – невролог – он выясняет причины возникновения СДВГ, назначает медикаментозное лечение, а также может написать соответствующие рекомендации для учителей, воспитателей и родителей, по воспитанию такого ребенка;
Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми - но практика показывает, что гиперактивные дети часто испытывают затруднения при групповой форме работы, поэтому на первых этапах, пока у них еще не отработаны навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, отсутствует умение контролировать поведение, целесообразно проводить индивидуальные занятия.
Основные направления работы
Двигательная активность - гиперактивным детям не рекомендуют игры с сильно выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления), а также виды спорта со статистической нагрузкой (например, силовое троеборье). Полезны физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде, водный и пеший туризм. При систематической физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышаются адаптивные способности.
Психолого-педагогическая коррекция - изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг-терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. Однако в случае, когда затронуты области коры, отвечающие за когнитивные функции, помогают методики развития мышления и речи, при этом происходит определенная компенсация нарушенных функций. При выявлении речевых нарушений необходимы логопедические занятия.
Семейная психотерапия - СДВГ - это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, и прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Мать гиперактивного ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Для снятия депрессивного состояния проводится психотерапевтическое лечение.
Релаксационные методики - мышечное расслабление, достигаемое при аутогенной тренировке, влияет на функции центральной и периферической нервной системы, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка.
Поведенческая психотерапия - домашняя программа коррекции включает: а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании); б) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй); в) организацию режима дня и места для занятий; г)в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки, поскольку к выговорам и наказаниям они не восприимчивы. Садовская программа коррекции включает : а) изменение окружения (место ребёнка в группе - рядом с педагогом, включение минуток активного отдыха в режим занятия), регулирование взаимоотношений со сверстниками); б) создание ситуаций успеха, развитие мотивации обучения, в) коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии.
Рекомендации родителям гиперактивных детей
Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.);
Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в детском саду;
Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой;
Старайтесь ставить перед ребенком задачи, соответствующие его способностям;
Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами;
Вызывающее поведение вашего ребёнка - его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени;
Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение;
У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и т.п.;
Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие;
Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности;
Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым;
Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1;
Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребёнка;
Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию;
Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе.
Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми
Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи на занятиях вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
Изменяйте режим занятия - устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией;
В группе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его;
Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка - в центре группы, напротив педагога. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло - во время занятия попросите его выполнить элементарные поручения – раздать карандаши, краски, листочки и т.д.;
Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию детей, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности;
На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;
Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
Психологическая коррекция детей с аутизмом
Синдром раннего детского аутизма ( РДА ) — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.
Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.
Характерны:
Стереотипичность в поведении - ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт, постукивает, вертит, крутит и т. д.;
Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно её коммуникативных функций.
Методы психологической коррекции детей с аутизмом
ТЕАССН – программа, предусматривает создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования. Решаются задачи развития невербальной коммуникации, формирование элементарных социально-бытовых навыков, четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний, дневники), опора на визуализацию. Обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков не являются обязательными.
Дельфинотерапия - терапия направлена на развитие коммуникативных навыков ребенка. Тесное взаимодействие с животными улучшает сон и снимает головные боли.
Методы сенсорной стимуляции – нужны для того, чтобы вызвать у ребенка активность, наладить с ним контакт. Для этого можно использовать: щекотку, кружение, тормошение, прыжки. К этим способам тактильного взаимодействия необходимо добавлять – поглаживания, объятия, прижимания к себе.
Телесно-ориентированная терапия
Холдинг-терапия (терапия удерживания) - В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. В процессе холдинг-терапии достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим дома, на улице. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза, чаще обращается с просьбой.