Просмотр содержимого документа
«Конспект мероприятия для педагогов «Секреты успеха проектной деятельности: от продуктивной интеграции – к устойчивой адаптации»»
Конспект мероприятия для педагогов
«Секреты успеха проектной деятельности:
от продуктивной интеграции – к устойчивой адаптации»
Цель: определить условия, необходимые для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции и устойчивой адаптации как внутри учреждения образования, так и на рынке образовательных услуг.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Участники: руководители «портфелей» проектов (ПП), начинающие педагоги гимназии.
Ведущие: педагог-психолог, методист, руководитель дивизиональной структуры (ДС).
Организационный этап.
Задача: создание эмоциональной атмосферы (фона) занятия.
(СЛАЙД - видео - педагоги гимназии идут на работу - прием «Видеоряд». Музыка из к/ф «Служебный роман». Участники мероприятия занимают свои рабочие места в «проектном офисе»)
Голос за кадром: Каждое утро сотрудники гимназии спешат на службу, для того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» и каждый новый день, казалось бы похожий один на другой, ставит перед нами новые задачи, которые мы решаем в проекте. Это уже обычай. Традиция. Я бы сказала – ритуал.
(СЛАЙД - видео – кабинет директора)
Голос за кадром: Это – директор нашего учреждения. Она знает дело, которым руководит, ставит перед сотрудниками цели оперативные и перспективные.
Определение проблемы. Вызов.
Задача: определение проблем, решение которой приведет участников педмастерской к минимизации рисков проектной деятельности.
(СЛАЙД - видео – директор проводит совещание с руководителями дивизиональных структур гимназии)
Директор: Так что же является необходимым для создания успешного проекта,
способного к продуктивной интеграции и устойчивой адаптации как внутри
учреждения образования, так и на рынке образовательных услуг? (СЛАЙД - видео – директор проводит совещание с руководителями ДС гимназии)
Руководители ДС: Опрос педагогов гимназии, что является необходимым для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции и устойчивой адаптации как внутри учреждения образования, так и на рынке образовательных услуг, показал: (СЛАЙД – результаты опроса педагогов гимназии)
Голос за кадром: Педагоги гимназии, чьи проекты успешны как в гимназии, так и за ее пределами, признают приоритет именно этих векторов движения:
- желание и готовность педагогического коллектива участвовать в проектной деятельности;
- наличие стратегии инновационной деятельности, целеполагания;
- ориентация на приобретение и применение новых знаний, на саморазвитие;
- умение взаимодействовать, работать в коллективе;
- создание атмосферы творчества, ситуации успеха.
Это варианты ответов, получивших наибольшее количество выборов.
Это «отправные точки» минимизации рисков проектной деятельности.
Директор: Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем. (СЛАЙД - видео – обращение директора и руководителей ДС гимназии к участникам мероприятия)
Директор: Вниманию сотрудников проектного офиса! Руководители ДС:
-поделитесь секретами своего мастерства друг с другом,
- определите типовые проблемы,
- проведите необходимые обсуждения и согласования.
- это позволит приобрести новый опыт, новые знания по управлению проектной деятельностью.
Ничего нет невозможного для человека с интеллектом. (СЛАЙД – название педмастерской. Выход ведущих педагогической мастерской)
Методист:Мы рады приветствовать вас в нашем «проектном офисе» музыкальной цитатой из любимого всеми фильма «Служебный роман». Мы хорошо знаем сюжет, нередко цитируем фильм, потому что рабочие ситуации картины так близки и знакомы вам – руководителям «портфеля» проектов. «Секреты успеха проектной деятельности: от продуктивной интеграции – к устойчивой адаптации» - тема нашего занятия.
(СЛАЙД – цель педмастерской)
Руководитель ДС: Успех, продуктивная интеграция и устойчивая адаптация проектов становиться возможна при условии, когда каждый руководитель дивизиональных структур, менеджер проектов, обладает высокой долей самостоятельности в принятии решений, инициативностью и управленческой компетентностью.
(СЛАЙД - участники)
Методист: Успех, продуктивная интеграция и устойчивая адаптация проектов становиться возможна тогда, когда каждый участник проектной деятельности путем самостоятельного или коллективного открытия, овладевает новыми знаниями, новым опытом.
Блиц-рефлексия проблемы.
Задача: выявить представления участников педмастерской об условиях, необходимых для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции и устойчивой адаптации.
(СЛАЙД – название этапа, его задача, средство (прием) для решения задачи; фон - фигура с обозначенными, но не подписанными опорными точками)
Методист:Определим опорные точки нашего занятия, используя прием «Ассоциации». (Инструкция) На экране вы видите репродукции картин. На ваших столах - текст методического характера. Обсудите в группе, назовите ассоциацию, сформулируйте понятие и определите 1-ую «опорную точку» нашего занятия.
(СЛАЙД – репродукция картины, текст методического характера. Группы представляют результаты работы).
Совершенно верно. Каждый педагог, не единожды оказывается в ситуации, когда осознает, что имеющийся запас знаний и умений недостаточен для осуществления своей профессиональной деятельности (в ходе работы педагогического совета, методических подразделений, повышения квалификации, участия в конкурсном движении). Даже на обычном уроке у учителя возникают ситуации когда запас теоретических знаний недостаточен для объяснения учащимся новых фактов, явлений и процессов, …(СЛАЙД – фигура с обозначенными, но не подписанными «опорными точками», на которой появляется слово «мотивация») … когда возникает ситуация осознания незнания, потребности в знании, когда возникает мотивация к осуществлению проектной деятельности. Продолжаем нашу работу, … (СЛАЙД – репродукции картин, текст методического характера) … определите 2-ую опорную точку нашего занятия. (Группы представляют результаты работы). Правильно. Всякое дело начинается с определения целей и формирования намерений, выбора направлений деятельности, … (СЛАЙД – фигура с обозначенными «опорными точками», на которой добавляется слово «целеполагание») …всякое дело начинается с целеполагания. Внимание на экран.
(СЛАЙД – репродукции картин, текст методического характера).
Определим 3-ую опорную точку. (Группы представляют результаты работы). Правильно. Работу в проекте важно организовать в зоне ближайшего развития педагога, чтобы каждый участник имел возможность к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, … (СЛАЙД – фигура с обозначенными «опорными точками», на которой добавляется слово «самоактуализация») … возможность к самоактуализации. Продолжаем работу.
(СЛАЙД – репродукции картинн, текст методического характера. Группы представляют результаты работы).
(СЛАЙД – фигура с обозначенными «опорными точками», на которой добавляется слово «взаимодействие»)
Четвертая опорная точка нашего занятия –адекватная организация структуры управления проектом, построение команды, в которой взаимодействие ее участниковприводит к успеху, продуктивной интеграции и устойчивой адаптации.
Этому способствует умение руководителем «портфеля» проектов правильно делегировать полномочия. В любом коллективе можно найти человека, способного справиться с поставленной задачей. К сожалению, практика показывает, что зачастую срабатывает стереотип «я сделаю это лучше и быстрее», возникает боязнь риска, опасение, что делегирование задания может породить проблемы.
(СЛАЙД – репродукции картин, текст методического характера)
Внимание на экран. Определим 5-ую опорную точку нашего занятия.
(Группы представляют результаты работы) Правильно. Позитивным фактором, влияющим на эффективность проектной деятельности в целом, является привлекательность выполняемой работы, учет интересов каждого члена команды. Значимым компонентом являются межличностные отношения, которые вдохновляют, воодушевляют, вселяют энтузиазм, помогают адаптироваться к новому. В результате участники проектной деятельности получают положительные эмоции, … (СЛАЙД – фигура с обозначенными «опорными точками», на которой добавляется слово «ситуация успеха») … возникает ситуация успеха.
Трансляция опыта и воспроизводство знаний.
Задача: освоение новых приемов, работа по «опорным точкам», необходимых для создания успешного проекта, способного продуктивной интеграции и устойчивой адаптации.
(СЛАЙД – название этапа, его задача, средства (приемы) ее решения; фон - фигура с «опорными точками»)
Руководитель ДС: Итак, в результате проведения приема «Ассоциации» были определены «опорные точки» на пути достижения успеха, продуктивной интеграции и устойчивой адаптации проектов. Педагоги гимназии, чьи проекты успешны как в учреждении образования, так и за его пределами, признают приоритет именно этих векторов движения.
Приглашаем мастера своего дела, руководителя «портфеля» ученических проектов естественного цикла.
(Работа по «опорной точке» – «мотивация»)
Руководитель ПП: Одним из приемов, позволяющим мне и моим коллегам по «портфелю» поддерживать мотивацию на пути осуществления проектной деятельности, является прием «Актуализация жизненного опыта».
(СЛАЙД – название приема, цель проведения - поддержание мотивации познавательной деятельности на пути осуществления проектной деятельности)
Суть проведения данного приема заключается в анализе ситуаций и явлений, подсказанных самой жизнью. Предлагаю Вашему вниманию пример, который я использую в 9 классе в ходе изучения темы «Аллотропные модификации фосфора». (СЛАЙД – картинка из к/ф «Собака Баскервилей»). Анализируя картинку, невольно задаешься вопросом:
- А может ли это быть на самом деле? Почему такое (это) происходит (произошло)?
Оказывается, в фильме использованы свойства фосфора (так как светится именно белый фосфор, а не красный), собаку просто намазали фосфором, поэтому она светится.
Так в гимназии появился проект ««Аллотропные модификации фосфора».
Для проведения урока в 8 классе на тему «Металлы» я подобрала историю про одного богатого американца, который пожелал иметь самую лучшую в мире яхту. Строители выполнили желание богача и покрыли днище яхты монетным медно-никелевым сплавом. Но… Этот сплав разрушила коррозия.
- Почему?
Так родился проект на тему «Из каких металлов лучше строить яхты?» в ходе написания которого выяснилось, что многие детали корпуса были сделаны из других металлов, которые прореагировали с тем самым монетным сплавом.
А на вопросы: Можно ли использовать алюминиевую посуду, из чего сделана фольга, пакеты «Тетра- Пак» и др. отвечают даже самые юные химики при проведении исследовательской работы в проектах нашего «портфеля».
(Рефлексия)
Используете ли вы прием «Актуализация жизненного опыта»?
(СЛАЙД – название приема, цель проведения - поддержание мотивации познавательной деятельности на пути осуществления проектной деятельности)
(Вывод) Так возникает ситуация вовлечения в проектную деятельность, в которой восполняется запас теоретических знаний для объяснения новых фактов, явлений и процессов, незнание переходит в знание, … (СЛАЙД – фигура с обозначенной опорной точкой «мотивация») … поддерживается мотивация осуществлять проектную деятельность успешно и качественно.
(Работа по «опорной точке» – «целеполагание»)
Руководитель ДС: Передаем эстафету мастерства руководителю «портфеля» педагогических проектов физико-математического цикла.
Руководитель ПП: Прием, позволяющий мне и моим коллегам по «портфелю» понять, какими ресурсами мы обладает, в каком направлении нужно двигаться, какого результата должны достигнуть, является прием «6W».
(СЛАЙД – название приема, цель проведения - поиск ресурсов решения проблемы на пути осуществления проектной деятельности)
(Инструкция) Вашему вниманию будет представлен видеофрагмент «…». После просмотра, в группах, определите проблему, увиденную на экране.
(СЛАЙД???)
(СЛАЙД – название приема, цель проведения - поиск ресурсов решения проблемы на пути осуществления проектной деятельности)
Группа руководителей портфеля педагогических проектов, ваше мнение?
Руководители портфеля ученических проектов, озвучьте проблему продемонстрированную в видеосюжете.
(У каждой группы определяется своя проблема для обсуждения)
Проанализируйте проблему в группе, используя прием «6W»: для этого, 6 раз ответьте на один и тот же вопрос «Почему?», формулируя вопрос из слов предыдущего ответа. Будьте готовы предъявить результат внутригрупповой работы, дать ответ на решение проблемы. (Группы дают ответ на решение проблемы. В случае тупиковой ситуации ведущий просит озвучить цепочку ответов круга вопросов приема «6W»)
Указанные в ответах причины не были внешними по отношению к указанной проблеме. Важно, чтобы круг вопросов и ответов сомкнулся на выводе «Потому что мы …» как к единственному доступному ресурсу решения проблемы, к себе самим. Цифра 6 – условна. Вопрос «Почему?» задается до тех пор, пока ответ не упрется в ресурсы организации. Это может произойти и раньше, и позже. Если цепочка ответов придет к тому, что причина проблемы – внешняя, то есть ни в какой степени не зависящая от ситуации, то этот путь – тупиковый или проблема не имеет решения. Но у группы есть возможность отвергнуть подобный ответ и поискать более конструктивный, т.е. такой, который находиться в сфере влияния группы.
Теперь вы имеете возможность работать не с симптомами проблемы, а с ее корнями.
(СЛАЙД – название приема, цель проведения - поиск ресурсов решения проблемы на пути осуществления проектной деятельности)
(Рефлексия) Где еще может пригодиться данный прием?
(СЛАЙД – фигура с обозначенной опорной точкой «целеполагание»)
(Вывод) Рефлексия осуществления проектной деятельности с использованием данного приема становиться целесообразной, полезной, занимает минимум времени и энергетических затрат.
(Работа по «опорной точке» –«самоактуализация»)
Руководитель ДС: Эстафету педагогического мастерства принимает руководитель «портфеля» методических проектовгуманитарного цикла.
Руководитель ПП: Важность работы руководителя «портфеля» проектов в зоне ближайшего развития педагога я продемонстрирую, используя прием «Найди закономерность».
(СЛАЙД – название приема, цель проведения - определение закономерности изучаемого явления на пути осуществления проектной деятельности)
(Инструкция) На ваших столах - шесть картинок. Задание группам: сложите картинки так, чтобы прослеживалась некая закономерность, смысл. Определите эту закономерность. Какую закономерность вы определили? (Предполагаемые ответы – эволюция, от простого к сложному, прогресс, филогенез, онтогенез… постепенное усложнение)
(СЛАЙД – правильно сложенные картинки)
Принцип постепенного усложнения характерен для развития техники, науки, природы, общества, человечества в целом и отдельного человека – педагога. Выполняя данное упражнение, мы увидели универсальность принципа постепенного усложнения. Рассмотрим действие принципа постепенного усложнения применительно к проектной деятельности. Что произойдет, если исключить усложнение? (СЛАЙД – картинка сложена из одного и того же фрагмента). Да, если исключить усложнение, то … не будет развития. Что произойдет, если из словосочетания «постепенное усложнение» убрать прилагательное? (СЛАЙД – на картинке остаются только крайние фрагменты, середина – падает). Да, если из словосочетания «постепенное усложнение» убрать прилагательное , то … нет ситуации успеха, т.к. преодоление разрыва невозможно.
(Рефлексия) Где еще может пригодиться данный прием?
(СЛАЙД – фигура с обозначенной опорной точкой «самоактуализация»)
(Вывод) Теперь вы понимаете важность организации работы в проекте в зоне ближайшего развития, чтобы каждый участник имел возможность к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, возможность к самоактуализации.
(Работа по «опорной точке» – «взаимодействие»)
(СЛАЙД – фигура с обозначенной опорной точкой «взаимодействие»)
Руководитель ДС: Спасибо. Такая возможность появляется тогда, когда руководитель понимает уникальность и индивидуальность каждого участника при организации взаимодействия в проекте, когда мы говорим не - «Они все…», а - «Они такие разные …». Убедимся в этом на практике, …
(СЛАЙД – название приема, цель проведения - использование разнообразных способов представления информации при организации взаимодействия в проекте)
… используя прием «Представление информации».
(Инструкция) Объединимся в группы согласно предметной направленности «портфелей проектов»…
(СЛАЙД – деление на группы)
… и представим одну и ту же информацию …
(СЛАЙД – пословица «Баба с возу – кобыле легче»)
… в разных видах (график, таблица, схема, формула, научный текст). На выполнение задания отводится 3 минуты. Итак, группы готовы?
Продемонстрируйте разнообразные способы представления информации в своих мини-проектах. (Группы демонстрируют разнообразные способы представления информации). Спасибо группам за творческий подход. Займите свои места. (СЛАЙД – фигура с обозначенной опорной точкой «взаимодействие»)
(Вывод) Так и при организации взаимодействия в проекте, если руководитель понимает уникальность и индивидуальность каждого участника и осознает, - «Они – не все…», «Они – такие разные …», то и проект будет уникальным и успешным.
Вывод: Высшей степенью профессионализма является умение руководителя направлять работу своих подчиненных корректно и незаметно для них и позволяет на новом уровне выстраивать и внешние коммуникации. Большое значение имеет уровень непосредственного контроля работы в проекте.
(СЛАЙД – цитата – «идеальное управление»)
Но, «идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает то, что ему нужно делать, потому что хочет этого сам».
Так руководитель создает ситуацию успеха, … (СЛАЙД - фигура с обозначенной опорной точкой «ситуация успеха») … которая облегчает выполнение профессиональных задач, создает атмосферу творчества и здоровой конкуренции в коллективе единомышленников. «Нет ничего страшнее скуки, когда пропадают интерес и энтузиазм, когда по пятому кругу приходится выполнять одну и ту же работу. Делом надо заниматься с удовольствием или не заниматься им вообще.
(СЛАЙД - видео – директор проводит совещание с руководителями дивизиональных структур гимназии)
Директор: Вниманию сотрудников проектного офиса! Подготовьте информацию о необходимых условиях для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции как внутри учреждения образования, так и за его пределами.
Рефлексия проведенного занятия. Модель принятия решения.
Задача: определить и осознатьбазовые условия, необходимые для создания успешного проекта,способного к продуктивной интеграции и устойчивой адаптации как внутри учреждения образования, так и на рынке образовательных услуг.
(СЛАЙД – название этапа, его задача, средства (приемы) ее решения; фон - фигура с «опорными точками»)
Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, в ходе нашего занятия мы использовали элементы разнообразных образовательных технологий (развития критического мышления, проектной деятельности, французских педагогических мастерских), поделились секретами своего мастерства друг с другом. Это позволило приобрести новый опыт, новые знания по управлению проектной деятельностью. (СЛАЙД – прием «Кейс», конверты, название приемов). Обратим внимание на методические приемы, которые мы использовали на сегодняшнем занятии (группам раздаются конверты с методическими приемами):
- прием «Видеоряд»;
- прием «Ассоциации»;
- прием «Актуализация жизненного опыта»;
- прием «6W»;
- прием «Найди закономерность»;
- прием «Представление информации».
Соберем кейс методических приемов, необходимых для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции и устойчивой адаптации. Какие из них вам пригодятся? Положите их в свои кейсы. А какие на ваш взгляд не пригодятся? Выбросьте их в корзину. Те приемы, которые вы будете использовать, предварительно переработав, видоизменив, сложите обратно в конверт и оставьте на столах. Нетрудно заметить, что несмотря на различие, представленные приемы имеют одну общую черту:
- конечный продукт.
(СЛАЙД – цель педмастерской)
Конечный продукт нашего занятия - это определение необходимых условий для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции.
(СЛАЙД – фигура «опорные точки»)
Сегодня мы определили отправные точки, которые задают вектор движения к успеху и продуктивной интеграции проектов. Каким образом будут расставлены приоритеты в работе Вашего «портфеля» проектов (методического, педагогического, ученического) – решать Вам, так как именно Вы хорошо знаете слабые стороны проектов вашего портфеля. В работе нашей мастерской была использована следующая последовательность: …
(Ведущие собирают созвездие проведенного занятия:
красный цвет – мотивация;
голубой – целеполагание;
оранжевый – самоактуализация;
зеленый – взаимодействие;
желтый – ситуация успеха).
(СЛАЙД - соответствие отправной точки и цвета вы видите на экране)
А сейчас – вы - расставьте приоритеты, собрав созвездие успеха своего «портфеля» проектов. Соответствие цвета и «опорных точек» вы видите на экране. (Участники собирают созвездие успеха своих «портфелей» проектов, демонстрируют и обосновывают свой выбор). Прикрепите созвездие ваших приоритетов к названию ваших «портфелей» проектов.
Методист: «Sic itur ad astra»… (Ведущие и участники занятия демонстрируют символ девиза гимназии) … - «Так идут к звездам» - девиз нашей гимназии.
Звезда – хорошо известный мировой знак качества. Знак качества проектной деятельности в нашей гимназии – это ваш труд и высокий профессионализм, уважаемые коллеги.
(СЛАЙД - видео - педагоги гимназии идут на работу - прием «Видеоряд». Музыка из к/ф «Служебный роман».)
Голос за кадром: «Каждое утро сотрудники гимназии будут спешить на службу, для того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» и каждый новый день, казалось бы похожий один на другой будет ставить перед нами новые задачи, которые мы будем решать в проекте. Это уже обычай. Традиция. Мы бы сказали – ритуал».
Методист: Благодарим вас за активную работу. До новых встреч в проектном офисе.
(Участники мероприятия покидают свои рабочие места в «проектном офисе», унося кейсы нового опыта, новых знаний по управлению проектной деятельностью).