kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект мероприятия для педагогов «Секреты успеха проектной деятельности: от продуктивной интеграции – к устойчивой адаптации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие для педагогов "Секреты успеха проектной деятельности: от продуктивной интеграции - к успешной адаптации " 

Просмотр содержимого документа
«Конспект мероприятия для педагогов «Секреты успеха проектной деятельности: от продуктивной интеграции – к устойчивой адаптации»»

Конспект мероприятия для педагогов

«Секреты успеха проектной деятельности:

от продуктивной интеграции – к устойчивой адаптации»

Цель: определить условия, необходимые для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции и устойчивой адаптации как внутри учреждения образования, так и на рынке образовательных услуг.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: руководители «портфелей» проектов (ПП), начинающие педагоги гимназии.

Ведущие: педагог-психолог, методист, руководитель дивизиональной структуры (ДС).

  1. Организационный этап.

Задача: создание эмоциональной атмосферы (фона) занятия.

(СЛАЙД - видео - педагоги гимназии идут на работу - прием «Видеоряд». Музыка из к/ф «Служебный роман». Участники мероприятия занимают свои рабочие места в «проектном офисе»)

Голос за кадром: Каждое утро сотрудники гимназии спешат на службу, для того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» и каждый новый день, казалось бы похожий один на другой, ставит перед нами новые задачи, которые мы решаем в проекте. Это уже обычай. Традиция. Я бы сказала – ритуал.

(СЛАЙД - видео – кабинет директора)

Голос за кадром: Это – директор нашего учреждения. Она знает дело, которым руководит, ставит перед сотрудниками цели оперативные и перспективные.

Определение проблемы. Вызов.

Задача: определение проблем, решение которой приведет участников педмастерской к минимизации рисков проектной деятельности.

(СЛАЙД - видео – директор проводит совещание с руководителями дивизиональных структур гимназии)

Директор: Так что же является необходимым для создания успешного проекта,

способного к продуктивной интеграции и устойчивой адаптации как внутри

учреждения образования, так и на рынке образовательных услуг? (СЛАЙД - видео – директор проводит совещание с руководителями ДС гимназии)

Руководители ДС: Опрос педагогов гимназии, что является необходимым для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции и устойчивой адаптации как внутри учреждения образования, так и на рынке образовательных услуг, показал: (СЛАЙД – результаты опроса педагогов гимназии)

Голос за кадром: Педагоги гимназии, чьи проекты успешны как в гимназии, так и за ее пределами, признают приоритет именно этих векторов движения:

- желание и готовность педагогического коллектива участвовать в проектной деятельности;

- наличие стратегии инновационной деятельности, целеполагания;

- ориентация на приобретение и применение новых знаний, на саморазвитие;

- умение взаимодействовать, работать в коллективе;

- создание атмосферы творчества, ситуации успеха.

Это варианты ответов, получивших наибольшее количество выборов.

(СЛАЙД – «отправные точки» минимизации рисков проектной деятельности)

Это «отправные точки» минимизации рисков проектной деятельности.

Директор: Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем. (СЛАЙД - видео – обращение директора и руководителей ДС гимназии к участникам мероприятия)

Директор: Вниманию сотрудников проектного офиса! Руководители ДС:

- поделитесь секретами своего мастерства друг с другом,

- определите типовые проблемы,

- проведите необходимые обсуждения и согласования.

- это позволит приобрести новый опыт, новые знания по управлению проектной деятельностью.

Ничего нет невозможного для человека с интеллектом. (СЛАЙД – название педмастерской. Выход ведущих педагогической мастерской)

Методист: Мы рады приветствовать вас в нашем «проектном офисе» музыкальной цитатой из любимого всеми фильма «Служебный роман». Мы хорошо знаем сюжет, нередко цитируем фильм, потому что рабочие ситуации картины так близки и знакомы вам – руководителям «портфеля» проектов. «Секреты успеха проектной деятельности: от продуктивной интеграции – к устойчивой адаптации» - тема нашего занятия.

(СЛАЙД – цель педмастерской)

Руководитель ДС: Успех, продуктивная интеграция и устойчивая адаптация проектов становиться возможна при условии, когда каждый руководитель дивизиональных структур, менеджер проектов, обладает высокой долей самостоятельности в принятии решений, инициативностью и управленческой компетентностью.

(СЛАЙД - участники)

Методист: Успех, продуктивная интеграция и устойчивая адаптация проектов становиться возможна тогда, когда каждый участник проектной деятельности путем самостоятельного или коллективного открытия, овладевает новыми знаниями, новым опытом.

  1. Блиц-рефлексия проблемы.

Задача: выявить представления участников педмастерской об условиях, необходимых для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции и устойчивой адаптации.

(СЛАЙД – название этапа, его задача, средство (прием) для решения задачи; фон - фигура с обозначенными, но не подписанными опорными точками)

Методист: Определим опорные точки нашего занятия, используя прием «Ассоциации». (Инструкция) На экране вы видите репродукции картин. На ваших столах - текст методического характера. Обсудите в группе, назовите ассоциацию, сформулируйте понятие и определите 1-ую «опорную точку» нашего занятия.

(СЛАЙД – репродукция картины, текст методического характера. Группы представляют результаты работы).

Совершенно верно. Каждый педагог, не единожды оказывается в ситуации, когда осознает, что имеющийся запас знаний и умений недостаточен для осуществления своей профессиональной деятельности (в ходе работы педагогического совета, методических подразделений, повышения квалификации, участия в конкурсном движении). Даже на обычном уроке у учителя возникают ситуации когда запас теоретических знаний недостаточен для объяснения учащимся новых фактов, явлений и процессов, …(СЛАЙД – фигура с обозначенными, но не подписанными «опорными точками», на которой появляется слово «мотивация») … когда возникает ситуация осознания незнания, потребности в знании, когда возникает мотивация к осуществлению проектной деятельности. Продолжаем нашу работу, … (СЛАЙД – репродукции картин, текст методического характера) … определите 2-ую опорную точку нашего занятия. (Группы представляют результаты работы). Правильно. Всякое дело начинается с определения целей и формирования намерений, выбора направлений деятельности, … (СЛАЙД – фигура с обозначенными «опорными точками», на которой добавляется слово «целеполагание») …всякое дело начинается с целеполагания. Внимание на экран.

(СЛАЙД – репродукции картин, текст методического характера).

Определим 3-ую опорную точку. (Группы представляют результаты работы). Правильно. Работу в проекте важно организовать в зоне ближайшего развития педагога, чтобы каждый участник имел возможность к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, … (СЛАЙД – фигура с обозначенными «опорными точками», на которой добавляется слово «самоактуализация») … возможность к самоактуализации. Продолжаем работу.

(СЛАЙД – репродукции картинн, текст методического характера. Группы представляют результаты работы).

(СЛАЙД – фигура с обозначенными «опорными точками», на которой добавляется слово «взаимодействие»)

Четвертая опорная точка нашего занятия – адекватная организация структуры управления проектом, построение команды, в которой взаимодействие ее участников приводит к успеху, продуктивной интеграции и устойчивой адаптации.

Этому способствует умение руководителем «портфеля» проектов правильно делегировать полномочия. В любом коллективе можно найти человека, способного справиться с поставленной задачей. К сожалению, практика показывает, что зачастую срабатывает стереотип «я сделаю это лучше и быстрее», возникает боязнь риска, опасение, что делегирование задания может породить проблемы.

(СЛАЙД – репродукции картин, текст методического характера)

Внимание на экран. Определим 5-ую опорную точку нашего занятия.

(Группы представляют результаты работы) Правильно. Позитивным фактором, влияющим на эффективность проектной деятельности в целом, является привлекательность выполняемой работы, учет интересов каждого члена команды. Значимым компонентом являются межличностные отношения, которые вдохновляют, воодушевляют, вселяют энтузиазм, помогают адаптироваться к новому. В результате участники проектной деятельности получают положительные эмоции, … (СЛАЙД – фигура с обозначенными «опорными точками», на которой добавляется слово «ситуация успеха») … возникает ситуация успеха.

  1. Трансляция опыта и воспроизводство знаний.

Задача: освоение новых приемов, работа по «опорным точкам», необходимых для создания успешного проекта, способного продуктивной интеграции и устойчивой адаптации.

(СЛАЙД – название этапа, его задача, средства (приемы) ее решения; фон - фигура с «опорными точками»)

Руководитель ДС: Итак, в результате проведения приема «Ассоциации» были определены «опорные точки» на пути достижения успеха, продуктивной интеграции и устойчивой адаптации проектов. Педагоги гимназии, чьи проекты успешны как в учреждении образования, так и за его пределами, признают приоритет именно этих векторов движения.

Приглашаем мастера своего дела, руководителя «портфеля» ученических проектов естественного цикла.

(Работа по «опорной точке» – «мотивация»)

Руководитель ПП: Одним из приемов, позволяющим мне и моим коллегам по «портфелю» поддерживать мотивацию на пути осуществления проектной деятельности, является прием «Актуализация жизненного опыта».

(СЛАЙД – название приема, цель проведения - поддержание мотивации познавательной деятельности на пути осуществления проектной деятельности)

Суть проведения данного приема заключается в анализе ситуаций и явлений, подсказанных самой жизнью. Предлагаю Вашему вниманию пример, который я использую в 9 классе в ходе изучения темы «Аллотропные модификации фосфора». (СЛАЙД – картинка из к/ф «Собака Баскервилей»). Анализируя картинку, невольно задаешься вопросом:

- А может ли это быть на самом деле? Почему такое (это) происходит (произошло)?

Оказывается, в фильме использованы свойства фосфора (так как светится именно белый фосфор, а не красный), собаку просто намазали фосфором, поэтому она светится.

Так в гимназии появился проект ««Аллотропные модификации фосфора».

Для проведения урока в 8 классе на тему «Металлы» я подобрала историю про одного богатого американца, который пожелал иметь самую лучшую в мире яхту. Строители выполнили желание богача и покрыли днище яхты монетным медно-никелевым сплавом. Но… Этот сплав разрушила коррозия.

- Почему?

Так родился проект на тему «Из каких металлов лучше строить яхты?» в ходе написания которого выяснилось, что многие детали корпуса были сделаны из других металлов, которые прореагировали с тем самым монетным сплавом.

А на вопросы: Можно ли использовать алюминиевую посуду, из чего сделана фольга, пакеты «Тетра- Пак» и др. отвечают даже самые юные химики при проведении исследовательской работы в проектах нашего «портфеля».

(Рефлексия)

Используете ли вы прием «Актуализация жизненного опыта»?

(СЛАЙД – название приема, цель проведения - поддержание мотивации познавательной деятельности на пути осуществления проектной деятельности)

(Вывод) Так возникает ситуация вовлечения в проектную деятельность, в которой восполняется запас теоретических знаний для объяснения новых фактов, явлений и процессов, незнание переходит в знание, … (СЛАЙД – фигура с обозначенной опорной точкой «мотивация») … поддерживается мотивация осуществлять проектную деятельность успешно и качественно.

(Работа по «опорной точке» – «целеполагание»)

Руководитель ДС: Передаем эстафету мастерства руководителю «портфеля» педагогических проектов физико-математического цикла.

Руководитель ПП: Прием, позволяющий мне и моим коллегам по «портфелю» понять, какими ресурсами мы обладает, в каком направлении нужно двигаться, какого результата должны достигнуть, является прием «6W».

(СЛАЙД – название приема, цель проведения - поиск ресурсов решения проблемы на пути осуществления проектной деятельности)

(Инструкция) Вашему вниманию будет представлен видеофрагмент «…». После просмотра, в группах, определите проблему, увиденную на экране.

(СЛАЙД???)

(СЛАЙД – название приема, цель проведения - поиск ресурсов решения проблемы на пути осуществления проектной деятельности)

Итак, какую проблему увидели руководители портфеля методических проектов?

Группа руководителей портфеля педагогических проектов, ваше мнение?

Руководители портфеля ученических проектов, озвучьте проблему продемонстрированную в видеосюжете.

(У каждой группы определяется своя проблема для обсуждения)

Проанализируйте проблему в группе, используя прием «6W»: для этого, 6 раз ответьте на один и тот же вопрос «Почему?», формулируя вопрос из слов предыдущего ответа. Будьте готовы предъявить результат внутригрупповой работы, дать ответ на решение проблемы. (Группы дают ответ на решение проблемы. В случае тупиковой ситуации ведущий просит озвучить цепочку ответов круга вопросов приема «6W»)

Указанные в ответах причины не были внешними по отношению к указанной проблеме. Важно, чтобы круг вопросов и ответов сомкнулся на выводе «Потому что мы …» как к единственному доступному ресурсу решения проблемы, к себе самим. Цифра 6 – условна. Вопрос «Почему?» задается до тех пор, пока ответ не упрется в ресурсы организации. Это может произойти и раньше, и позже. Если цепочка ответов придет к тому, что причина проблемы – внешняя, то есть ни в какой степени не зависящая от ситуации, то этот путь – тупиковый или проблема не имеет решения. Но у группы есть возможность отвергнуть подобный ответ и поискать более конструктивный, т.е. такой, который находиться в сфере влияния группы.

Теперь вы имеете возможность работать не с симптомами проблемы, а с ее корнями.

(СЛАЙД – название приема, цель проведения - поиск ресурсов решения проблемы на пути осуществления проектной деятельности)

(Рефлексия) Где еще может пригодиться данный прием?

(СЛАЙД – фигура с обозначенной опорной точкой «целеполагание»)

(Вывод) Рефлексия осуществления проектной деятельности с использованием данного приема становиться целесообразной, полезной, занимает минимум времени и энергетических затрат.

(Работа по «опорной точке» –«самоактуализация»)

Руководитель ДС: Эстафету педагогического мастерства принимает руководитель «портфеля» методических проектовгуманитарного цикла.

Руководитель ПП: Важность работы руководителя «портфеля» проектов в зоне ближайшего развития педагога я продемонстрирую, используя прием «Найди закономерность».

(СЛАЙД – название приема, цель проведения - определение закономерности изучаемого явления на пути осуществления проектной деятельности)

(Инструкция) На ваших столах - шесть картинок. Задание группам: сложите картинки так, чтобы прослеживалась некая закономерность, смысл. Определите эту закономерность. Какую закономерность вы определили? (Предполагаемые ответы – эволюция, от простого к сложному, прогресс, филогенез, онтогенез… постепенное усложнение)

(СЛАЙД – правильно сложенные картинки)

Принцип постепенного усложнения характерен для развития техники, науки, природы, общества, человечества в целом и отдельного человека – педагога. Выполняя данное упражнение, мы увидели универсальность принципа постепенного усложнения. Рассмотрим действие принципа постепенного усложнения применительно к проектной деятельности. Что произойдет, если исключить усложнение? (СЛАЙД – картинка сложена из одного и того же фрагмента). Да, если исключить усложнение, то … не будет развития. Что произойдет, если из словосочетания «постепенное усложнение» убрать прилагательное? (СЛАЙД – на картинке остаются только крайние фрагменты, середина – падает). Да, если из словосочетания «постепенное усложнение» убрать прилагательное , то … нет ситуации успеха, т.к. преодоление разрыва невозможно.

(Рефлексия) Где еще может пригодиться данный прием?

(СЛАЙД – фигура с обозначенной опорной точкой «самоактуализация»)

(Вывод) Теперь вы понимаете важность организации работы в проекте в зоне ближайшего развития, чтобы каждый участник имел возможность к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, возможность к самоактуализации.

(Работа по «опорной точке» – «взаимодействие»)

(СЛАЙД – фигура с обозначенной опорной точкой «взаимодействие»)

Руководитель ДС: Спасибо. Такая возможность появляется тогда, когда руководитель понимает уникальность и индивидуальность каждого участника при организации взаимодействия в проекте, когда мы говорим не - «Они все…», а - «Они такие разные …». Убедимся в этом на практике, …

(СЛАЙД – название приема, цель проведения - использование разнообразных способов представления информации при организации взаимодействия в проекте)

… используя прием «Представление информации».

(Инструкция) Объединимся в группы согласно предметной направленности «портфелей проектов»…

(СЛАЙД – деление на группы)

… и представим одну и ту же информацию …

(СЛАЙД – пословица «Баба с возу – кобыле легче»)

… в разных видах (график, таблица, схема, формула, научный текст). На выполнение задания отводится 3 минуты. Итак, группы готовы?

Продемонстрируйте разнообразные способы представления информации в своих мини-проектах. (Группы демонстрируют разнообразные способы представления информации). Спасибо группам за творческий подход. Займите свои места. (СЛАЙД – фигура с обозначенной опорной точкой «взаимодействие»)

(Вывод) Так и при организации взаимодействия в проекте, если руководитель понимает уникальность и индивидуальность каждого участника и осознает, - «Они – не все…», «Они – такие разные …», то и проект будет уникальным и успешным.

Вывод: Высшей степенью профессионализма является умение руководителя направлять работу своих подчиненных корректно и незаметно для них и позволяет на новом уровне выстраивать и внешние коммуникации. Большое значение имеет уровень непосредственного контроля работы в проекте.

(СЛАЙД – цитата – «идеальное управление»)

Но, «идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает то, что ему нужно делать, потому что хочет этого сам».

Так руководитель создает ситуацию успеха, … (СЛАЙД - фигура с обозначенной опорной точкой «ситуация успеха») … которая облегчает выполнение профессиональных задач, создает атмосферу творчества и здоровой конкуренции в коллективе единомышленников. «Нет ничего страшнее скуки, когда пропадают интерес и энтузиазм, когда по пятому кругу приходится выполнять одну и ту же работу. Делом надо заниматься с удовольствием или не заниматься им вообще.

(СЛАЙД - видео – директор проводит совещание с руководителями дивизиональных структур гимназии)

Директор: Вниманию сотрудников проектного офиса! Подготовьте информацию о необходимых условиях для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции как внутри учреждения образования, так и за его пределами.

  1. Рефлексия проведенного занятия. Модель принятия решения.

Задача: определить и осознать базовые условия, необходимые для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции и устойчивой адаптации как внутри учреждения образования, так и на рынке образовательных услуг.

(СЛАЙД – название этапа, его задача, средства (приемы) ее решения; фон - фигура с «опорными точками»)

Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, в ходе нашего занятия мы использовали элементы разнообразных образовательных технологий (развития критического мышления, проектной деятельности, французских педагогических мастерских), поделились секретами своего мастерства друг с другом. Это позволило приобрести новый опыт, новые знания по управлению проектной деятельностью. (СЛАЙД – прием «Кейс», конверты, название приемов). Обратим внимание на методические приемы, которые мы использовали на сегодняшнем занятии (группам раздаются конверты с методическими приемами):

- прием «Видеоряд»;

- прием «Ассоциации»;

- прием «Актуализация жизненного опыта»;

- прием «6W»;

- прием «Найди закономерность»;

- прием «Представление информации».

Соберем кейс методических приемов, необходимых для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции и устойчивой адаптации. Какие из них вам пригодятся? Положите их в свои кейсы. А какие на ваш взгляд не пригодятся? Выбросьте их в корзину. Те приемы, которые вы будете использовать, предварительно переработав, видоизменив, сложите обратно в конверт и оставьте на столах. Нетрудно заметить, что несмотря на различие, представленные приемы имеют одну общую черту:

- конечный продукт.

(СЛАЙД – цель педмастерской)

Конечный продукт нашего занятия - это определение необходимых условий для создания успешного проекта, способного к продуктивной интеграции.

(СЛАЙД – фигура «опорные точки»)

Сегодня мы определили отправные точки, которые задают вектор движения к успеху и продуктивной интеграции проектов. Каким образом будут расставлены приоритеты в работе Вашего «портфеля» проектов (методического, педагогического, ученического) – решать Вам, так как именно Вы хорошо знаете слабые стороны проектов вашего портфеля. В работе нашей мастерской была использована следующая последовательность: …

(Ведущие собирают созвездие проведенного занятия:

красный цвет – мотивация;

голубой – целеполагание;

оранжевый – самоактуализация;

зеленый – взаимодействие;

желтый – ситуация успеха).

(СЛАЙД - соответствие отправной точки и цвета вы видите на экране)

А сейчас – вы - расставьте приоритеты, собрав созвездие успеха своего «портфеля» проектов. Соответствие цвета и «опорных точек» вы видите на экране. (Участники собирают созвездие успеха своих «портфелей» проектов, демонстрируют и обосновывают свой выбор). Прикрепите созвездие ваших приоритетов к названию ваших «портфелей» проектов.

Методист: «Sic itur ad astra»… (Ведущие и участники занятия демонстрируют символ девиза гимназии) … - «Так идут к звездам» - девиз нашей гимназии.

Звезда – хорошо известный мировой знак качества. Знак качества проектной деятельности в нашей гимназии – это ваш труд и высокий профессионализм, уважаемые коллеги.

(СЛАЙД - видео - педагоги гимназии идут на работу - прием «Видеоряд». Музыка из к/ф «Служебный роман».)

Голос за кадром: «Каждое утро сотрудники гимназии будут спешить на службу, для того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» и каждый новый день, казалось бы похожий один на другой будет ставить перед нами новые задачи, которые мы будем решать в проекте. Это уже обычай. Традиция. Мы бы сказали – ритуал».

Методист: Благодарим вас за активную работу. До новых встреч в проектном офисе.

(Участники мероприятия покидают свои рабочие места в «проектном офисе», унося кейсы нового опыта, новых знаний по управлению проектной деятельностью).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ромашко Анна Владимировна

Дата: 26.08.2017

Номер свидетельства: 426291

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства