Научить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя, повысить саммоценку и самоценность, проявлять свою индивидуальность и неповторимость, осознить свою непохожесть на других.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я-индивидуальность"»
Классный час по теме "Я - индивидуальность"
Цели:
Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Повысить самооценку учащихся.
Помочь каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, осознать свою непохожесть на других.
Форма работы: Урок – тренинг.
Методы обучения:
беседа, творческая работа, игра воображения;
тренинг (упражнения, рефлексия).
Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа - «Я- индивидуальность». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.
Беседа «Нужно ли знать себя?»
- Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
- Что лучше: переоценить или недооценить себя?
- Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?
- Как вы думаете, знаете вы себя?
Дети высказывают свои предположения.
Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.
Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):
Самонаблюдение.
Самоанализ.
Самоиспытание.
Самооценка.
Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.
Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»
Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.
Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.
Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?
Примерные ответы детей:
- Это яркий, талантливый, незаурядный человек.
- Это человек, который отличается от других людей.
- Это необычный, странный человек, чудак.
- Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.
Создание автопортретов
Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.
Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.
У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»
Игра в группах «Кто я? Какой я?»
Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.
Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.
А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.
Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).
А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?
Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.
Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?
Мини-лекция «Что такое самооценка?»
Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.
Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.
Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.
И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.
Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.
Тест «Самооценка»
Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.
Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.
У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.
Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.
Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.
Быстро напишите букву «я» в любом кружке.
Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.
А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.
Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.
И в завершении нашего классного часа предлагаю вам написать письмо самому себе. У вас на столах лежат заготовки писем, которые вам надо написать.
Упражнение “Письмо самому себе”.
Письмо самому себе.
Я,____________________________________________________________________, осознаю, что: Мне нравятся мои следующие черты: ______________________________________________________________________
Я очень хочу расти и развиваться. И очень горжусь своими достижениями (напиши какими) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Но я не буду останавливаться и хочу идти дальше к новым целям (каким)
Я также признаю, что могу выбирать друзей, собственное дело, распоряжаться своим временем, могу побыть один или с другими людьми — как захочу, однако всегда с пользой для самого себя и других людей.
Я уважаю следующих людей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Они помогают мне жить, и я намерен постоянно выражать им признательность за то, что они есть. Я люблю следующие дела: ______________________________________________________________ И я намерен более настойчиво и полно заниматься ими. Я сумею в себе воспитать______________________________________________________________
Всё мною сказанное - правда.
Подчерки, ниже приведённые фразы, которые ты бы взял для себя.
Я принимаю себя таким, какой есть.
Я принимаю себя таким, каким хочу быть.
Я уважаю свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
Я люблю себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что я человек — единственный в своем роде, другого такого на Земле нет.
Я достоин любви и уважения!
Я заслуживаю, чтобы меня любили, и могу позволить себе принять эту любовь.
Я могу позволить другим людям уважать меня.
Я уважаю свое время: время — это жизнь.
Я разрешаю себе радоваться и получать удовольствие.
Я позволяю себе быть таким, какой есть; я несу ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
Я учусь принимать решения и воплощать их в жизнь.
Я не жду, что кто-то вернет мне мое самоуважение - только я сам могу с этим справиться.
Собственноручно подписано мною _______________ сегодня “___”_________________2021 года.
Запечатайте письмо в конверт, через ______года, когда вы будете в 11 классе. Мы откроем ваши письма, прочитаем, и увидим, изменились ли вы и достигли ли своих целей.
Подведение итогов (рефлексия)
Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:
- Была ли вам интересна тема познания себя?
- Что вы узнали о различных вариантах самооценки?
- Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?