Классный час на тему: "Адаптация десятиклассников"
Классный час на тему: "Адаптация десятиклассников"
Классный час по теме «Итоги адаптации учащихся 10 классов к обучению в старшем звене»
1. Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе.
В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями
Что же такое адаптация?
Адаптация – это привыкание, приспособление к новым условиям существования. И наиболее существенно социальная ситуация развития изменяется для учащихся 10 х классов, когда ребята перешли на новую ступень обучения (из средней школы в старшее звено).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Адаптация десятиклассников"»
Классный час по теме «Итоги адаптации учащихся 10 классов к обучению в старшем звене»
Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе.
В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями
Что же такое адаптация?
Адаптация – это привыкание, приспособление к новым условиям существования. И наиболее существенно социальная ситуация развития изменяется для учащихся 10‑х классов, когда ребята перешли на новую ступень обучения (из средней школы в старшее звено).
Процесс адаптации можно сравнить с вхождением человека в холодную воду. Почему у него появилось это желание? Может он получил достаточное количество тепла на берегу и теперь решил охладиться, а может ему просто необходимо перейти на другой берег. В любом случае у него появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много.
Что испытывает человек только что вошедший в воду? Сначала тревогу, может даже страх. Затем дискомфорт от резкой смены температуры. Затем он привыкает и не хочет выходить из воды, т.к. она ему приятна и соответствует его ожиданиям.
Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался? Прежде всего он должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым.
С какими трудностями сталкиваются учащиеся в 10м классе?
Трудности адаптационного периода для десятиклассников.
Адаптация к новому классному коллективу, где заново нужно строить отношения со сверстниками.
Успешность адаптации десятиклассника зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
Т.е. обучение в большей степени основано на самостоятельную работу.
Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
Очень большой объём теоретического материала.
Применения учителями чаще такой нетрадиционных формы урока, как урок‑лекция (проблемная лекция, лекция‑провокация, лекция‑консультация), семинары.
Одновременно повышается планка требований к качеству знаний учащихся.
В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» — неуспевающим.
Достаточно большие по объёму домашние задания.
Следовательно, учебная нагрузка десятиклассников резко возрастает.
Для вновь прибывших учащихся новые учителя и соответственно новые стили преподавания, темп деятельности, темп речи, требования к учащемуся.
Если вы заметившие, что стали более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны стараться справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, в чём причина затруднений, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться понять, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь иногда кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».
Нужно проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Можно попросить родителей вместе выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.
Возраст любви и... Отдыха от трудов
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.
Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.
Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить себе основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Для того чтобы десятиклассник не отдалялся от родителей, нужно разговаривать с ними, обращаться за помощью, советом, проблемами., рассказывать о удачах и достижениях. Если вы считайте, что родители только кричат, поучают, наставляют вас, то можно сказать им об этом, ног в спокойной, доверительной беседе.
Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.
Вы должны понимать, что они волнуются за вас и несут за вас ответственность.
Результаты изучения хода адаптации учащихся 10 классов
Были использованы следующие методы: наблюдение, беседы с учителями, учащимися, тестовые методики для учащихся СОДСО иМетодика диагностики социально - психологической адаптации Авторы: К. Роджерс, Р. Даймонд.
По результатам диагностики адаптировались все (посмотрите на диаграмму).
С целью изучения степени и особенностей приспособления учащихся к третьей ступени обучения проводилась психологическая диагностика десятиклассников. На этом этапе обследовались уровень адаптированности учащихся, самопринятия, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности, стремления к доминированию.
Исследование проведено в отношении 15 учащихся 10Б класса.
Результаты всех использованных методик по каждому ученику представлены в таблице 1.
Общий результат диагностики адаптации десятиклассников 10 класса
СОВЕТЫ ДЕСЯТИКЛАССНИКАМ
Уважаемые 10-классники!
У вас начинается пора, когда необходимо определять «что я хочу», т.е. определять свои потребности и ставить цели, планировать пути к её достижению, и если ничего не получается возвращаться опять к цели, пересматривать её и снова достигать…
«Человек – существо, которое всегда стремиться к какой-нибудь цели: он живёт нормально и естественно, когда сориентирован на определённую цель» - писал М.Мольц.
Но как среди множества «Я хочу» выбрать наиболее актуальную цель?
Для этого существует ряд советов.
1. Возьмите карандаш и бумагу, устройтесь поудобнее и постарайтесь, не ставя никаких ограничений, нарисовать свою будущую жизнь:
- сформулируйте мечты в позитивных терминах;
- будьте предельно конкретны (как выглядит, как звучит, как пахнет…);
- постарайтесь ясно представить результат: что именно будет, когда вы достигнете своей цели;
- подумайте, не нанесут ли ваши цели ущерба другим людям.
2. Из того что вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. И напишите, почему это для вас так важно.
3. Составьте список необходимых для достижения целей ресурсов (черты характера, друзья, которые вас поддержат, финансы, ваша энергия, время, которым вы располагаете, и т.п.).
4. Припомните случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно?
5. Опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей.
6. Сформулируйте, что препятствует иметь всё то, о чём вы мечтаете, к чему стремитесь прямо сейчас. Что конкретно вам мешает и вас ограничивает?
7. Для каждой из выбранных целей составьте черновик пошагового плана для их достижения.