Как научиться жить без драки. Час общения с психологом
Как научиться жить без драки. Час общения с психологом
Занятие предназначено для профилактики агрессивного поведения подростков. Составлено в формате часа общения, может быть проведено и как классный час. По времени занятие рассчитано на 40-45 минут.
Цели занятия: развитие психологической культуры учащихся.
Задачи занятия:
познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «агрессия», их составляющими;
ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;
применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.
Материалы: тестовые бланки, таблички с основными понятиями, листы бумаги, цветные лепестки, цветные мелки, фломастеры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как научиться жить без драки. Час общения с психологом »
КАК НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ БЕЗ ДРАКИ
ЧАС ОБЩЕНИЯ (7 КЛАСС)
Составила: педагог-психолог
МБОУ СОШ № 48 г.Орла
Асташкина Т.М.
Цели занятия: развитие психологической культуры учащихся.
Задачи занятия:
познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «агрессия», их составляющими;
ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;
применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.
Материалы: тестовые бланки, таблички с основными понятиями, листы бумаги, цветные лепестки, цветные мелки, фломастеры.
Оформление доски:
МЫ
РАЗНЫЕ ВМЕСТЕ
и и
в этом наше богатство в этом наша сила
Ход занятия:
1.Разминка«Приветствие без слов».
Цель игры – разогрев участников, вовлечение их в активную работу.
Участникам предлагается поиграть в игру: выбрать себе пару и поприветствовать друг друга по команде ведущего различными способами: глазами, мизинцами, пятками, ушами, локтями.
2.Упражнение «Ладонь».
Цель игры: показать уникальность внутреннего мира каждого человека, стимулировать взаимооценку учащихся.
Участникам предлагается на листе бумаги обвести свою ладонь, затем на каждом из пальцев написать какое-либо свое положительное качество. Ведущий собирает листы, перемешивает их, а потом зачитывает вслух. Участники должны понять и назвать того человека, кому принадлежит ладонь.
Ведущий: «Ну, вот. Мы убедились с вами, что все мы разные (обращение к высказыванию на доске). Причем видим особенности своей личности и личности другого человека по-разному. А что же нас объединяет? Назовите, пожалуйста, эти факторы (обращение к доске). Правильно, молодцы! Вот мы и подошли к теме нашей встречи. Как вы считаете, актуальна ли тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки? (ответы детей)
Драки являются следствием агрессии человека. Давайте разберемся с понятиями, что же это такое.
3. Работа с понятиями: агрессия (физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим), агрессивное состояние (сопровождается эмоциональным состояние гнева, враждебности, ненависти и пр.), агрессивное действие (выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.), школьная агрессия (умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим).
Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это – агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.
Зато оно подходит для:
рукоприкладства;
прямых оскорблений, дерганий за волосы, толкания и пр.;
ущемляющих достоинство «дразнилок» и «обзывалок».
4. Мини-анкетирование. Что вызывает во мне агрессию.
Участникам предлагается описать те чувства, которые они испытывают в различных ситуациях. Заполнение опросника поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.
Что вызывает во мне агрессию
1.Я терпеть не могу, когда................................................................................
5.Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием...............................................................................................................
Участникам в группе предлагается выработать способы:
действия во время драки;
управления собой, когда «чешутся» руки и хочется подраться;
противодействия, когда тебя кто-то втягивает в драку.
Полученные результаты участники рассказывают друг другу и обсуждают.
6.«Бумажные мячики»
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.
«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».
Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Учащимся предлагается заполнить мини-анкету с отзывом о занятии.
Приложение 1
Рекомендации по снятию негативных эмоций
1.Допустите, что вы можете испытывать такие чувства, как раздражение, злость и гнев. Запрещая себе испытывать "плохие" чувства и вытесняя их из сознания, мы тем самым исключаем сознательный контроль над ними. И напротив: допуская, что мы можем испытывать негативные чувства и позволяя их себе испытывать, мы получаем больше возможностей для сознательного контроля собственных состояний и поведения.
2.Допустите, что вы испытываете негативные чувства по отношению к конкретным людям. Вы прекрасно знаете, почему так к ним относитесь. Вам будет проще контролировать собственное состояние, если вы четко представляете себе, какие качества в людях вам не нравятся.
3.Научитесь определять возникающее раздражение и злость на ранних этапах, желательно, как только они возникают. Напряжение и плохое настроение трансформируются в готовность к агрессивным реакциям, которые могут принимать следующие формы:
- безучастная, резкая или грубая интонация;
- хмурое, угрюмое, раздраженное выражение лица;
- в речи или в мыслях появляются грубые выражения и/или мат (а если вы используете его регулярно, то количество матерных слов резко увеличивается);
- ваш юмор становится (еще) более черным;
- вас всё раздражает; вы швыряете вещи.
4.Выражайте свои состояния сразу, по мере их возникновения. Говорите об этом человеку, который их вызвал. Сильные чувства редко удается подавить полностью. Стремление подавить, вытеснить, сдержать их может привести к ухудшению физического самочувствия.
Не в силах сдерживать негативные чувства, вы, в конце концов срываетесь на того, кто позволяет это делать. К сожалению, часто "жертвами" в подобных ситуациях становятся люди, в чьем присутствии мы чувствуем себя в большей безопасности, кому мы доверяем, и кто нас любит. Поэтому так важно своевременно отреагировать в адрес именно того человека, который вас расстроил или задел.
5.Чувствуя в себе нарастающие раздражительность и злость — просто предупредите об этом окружающих. Вы просто ставите в известность окружающих о своем состоянии, чтобы они не попали вам под горячую руку.
Способность своевременно и адекватно реагировать на негативные проявления других людей развивается постепенно.
Приложение 2
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЁСКИВАНИЯ) ГНЕВА:
• громко спеть песню;
• попрыгать на скакалке;
• полить цветы;
• пробежать несколько кругов вокруг дома;
• стучать карандашом по парте;
• скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить;
• быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть его.
Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками:
Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.
Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).
Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).
Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.
Если вы рассержены действиями одноклассника
и хотите его ударить, то можно:
Снять напряжение с помощью: счета до 10 или умывания рук;
Направить агрессию на неодушевленный предмет:
-эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;
-боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале:
-пойти к психологу;
-подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.
Если вас втягивают в драку:
Переведите конфликт в шутку;
Отойдите в сторону;
Зайдите в класс;
Не нападайте первым.
Передайте обидчику свои чувства следующими словами:
«Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой»
«Я возмущен твоим поведением»
«Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать»
«Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?»