kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование арт-технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В статье представлен опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением техник арт-терапии.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапия, изотерапия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование арт-технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Зенкина Наталья Владимировна

Педагог-психолог, МБУ «ГОЦППМСП» г.Орла

[email protected]


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье представлен опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением техник арт-терапии.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапия, изотерапия.

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. В каждом детском саду и школе можно встретить ребенка данной категории. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и  раздражительностью взрослого, что  приводит к неудовлетворению  базовых потребностей ребенка в  уважении, понимании, признании, любви. В дальнейшем это проявляется в возникновении у детей страхов, тревожности, обид, агрессии. Как правило, родители не замечают нарушения в психологическом здоровье ребёнка, больше уделяя внимание его здоровью и обучению. При этом, видя частые  проявления  поведенческих нарушений, отсутствие динамики в развитии,  у родителей угасает стремление заниматься с ребенком, родитель теряет последнюю веру в него, что приводит к острой необходимости в работе со специалистом, который сможет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.

Терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья.

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством (термин ввел А. Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития, в том числе аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Арт-терапия решает следующие задачи: пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность. Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства. Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности. Компенсирует недостающие возможности. Помогает формировать навыки межличностной коммуникации. Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой. Оптимизирует личностные качества. Обеспечивает социальную адаптацию. В целом помогает достойно жить.

Ориентируясь на индивидуальные особенности и проблемы ребенка подбирается арт-терапевтическая техника.

Изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека, детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л.В. Выготский назвал детское рисование графической речью. Ребёнок в большинстве случаев затрудняется в вербализации (словесное выражение) своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия (4: с.122). Прежде всего, это относится к детям, имеющим речевые и интеллектуальные нарушения. Поэтому изотерапия - это наиболее приемлемая форма психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей.

Практически у всех детей с ограниченными возможностями наблюдается общее недоразвитие речи, моторики, узость кругозора, бедность словарного запаса. Отмечается неадекватная самооценка, эгоцентризм и неумение выражать свои чувства и переживания. Кроме того следует отметить повышенную зависимость этих детей от взрослых. Поэтому использование изотерапии с такими детьми является одним из самых продуктивных методов.


Она позволяет:

  • создавать доверительную атмосферу;

  • оказывать друг другу взаимную поддержку;

  • развивать социальные навыки;

  • повышать самооценку;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • устранять психологическое напряжение.

Нет детей, которые бы не любили рисовать. Есть дети, которые разлюбили краски. Причины кроются в том, что взрослые усаживают малыша перед листом бумаги и уходят, забывая о том, что ребёнку нужен не зритель, я человек сопереживающий. Дети рисуют то, что для них важно. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании рисования, бесконечно.

Существует большое количество различных форм изотерапии, используя которые в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии можно преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков; лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми огромное значение имеет развивающая предметно – пространственная среда.

Так в группах для детей с ОВЗ можно использовать творческие мастерские, наполненные разнообразными материалами для творчески-продуктивной деятельности детей.

Кроме того, А. И. Копытин выделил четыре принципа арттерапевтического воздействия, которые напрямую связаны с организацией средового пространства:

1. Принцип использования разнообразных материалов.

2. Принцип создания условий.

3. Принцип посредничества взрослого человека.

4. Принцип использования специфических приемов в арт-терапевтической практике (5: с.45).

Реализация этих принципов находит отражение, как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми с ОВЗ.

Какие техники рисования можно использовать при работе с детьми с ОВЗ?

1. Рисование пальцами. Изображения создаются без помощи специальных инструментов. Для этого обмакивают пальчик руки в свой цвет и рисуют на бумаге, проводя различные линии или точки, мазки с помощью пальцев, фаланг, ладоней. Данный приём позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачи.

Возможен и другой способ пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладывают на карандашный рисунок и размазывают пластилин по поверхности. «Пластилиновое рисование» используют для отвлечения детей от грустных мыслей. С другой стороны, оно даёт возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону.

2.Печатание.

Техника изображения с помощью печатей. Например – печатание листьями. Настоящий лист дерева намазывают краской и отпечатывают на бумаге.

3.Отпечатывание.

Нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. В отличие от техники печатания, она не даёт возможность создавать штампы. Детям показываю разные способы отпечатывания. Для этого на любую поверхность наносят цветовое пятно, затем накладывают чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребёнок придаёт ему определённый образ.

Интересными являются изображения, созданные с помощью окрашенной нити. Для этого толстую нить намазывают краской, кладут между листами, прижимают и вытягивают нитку за кончик. К отпечатку дорисовывают элементы, создавая образы. Данная техника позволяет решать задачи развития образной и связной речи.

4. «Живопись по-сырому».

Бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается, тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы.

5.Рисование мылом.

Для этого с помощью кусочка мыла дети наносят контурное изображение (как простым карандашом). Затем сверху губкой, наносят краски. При этом надо следить, чтобы ребёнок не прижимал сильно губку к изображению, иначе след мыла исчезнет.

6.Рисование щёткой.

Можно выполнять в технике набрызга. Смачивают в краске зубную щётку и, проводя по предмету, направляют цветные брызги на трафареты.

Занятия с ребенком с ОВЗ может включать в себя следующие этапы:

ЭТАП ПЕРВЫЙ – Знакомство с материалами используемыми при рисовании (бумага, ее свойства, картон, краски и т.д.).

Все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работает один (в группе только, если он предварительно подготовлен).

ВТОРОЙ ЭТАП - Чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом).

ТРЕТИЙ ЭТАП - Работа с трафаретами.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - Раскрашивание готовых картинок. Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями типа:

ПЯТЫЙ ЭТАП - Работа с копиркой. Работаем от простого к сложному. Обсуждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом с учетом проблем детей).

ШЕСТОЙ ЭТАП - Рисование по клеткам.

СЕДЬМОЙ ЭТАП - Самостоятельный рисунок на свободную тему.

ВОСЬМОЙ ЭТАП - Рисунок на заданную тему (я в школе, дома, моя семья, я гуляю во дворе и т.п.).

ДЕВЯТЫЙ ЭТАП - Все дети рисуют один рисунок на большом листе.

Этот этап необходим для закрепления навыков коммуникации. Также используем его для логического завершения работы (память для руководителя о группе), подведения итогов (вот к чему мы пришли; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т.п.).

Вовлечение детей с ограниченными возможностями в художественную деятельность с большой эффективностью позволяет решать проблемы укрепления физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности и улучшения психоэмоционального состояния ребенка.

Литература

1.Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 85-90

2.Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)

3.Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании».// Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – с.2.Карабанова О. А. Игра и коррекция психического развития ребёнка. – М: Рос. пед. агенство.

4.Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 2006.

5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб, 2002. 5. Лебедева Л.Д.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование арт-технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Зенкина Наталья Владимировна

Дата: 04.09.2020

Номер свидетельства: 556942


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства