Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения. Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровой тренинг "Планета толерантности"»
Игровой тренинг «Планета толерантности»
Цель тренинга: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.
Задачи:
Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
Знакомство детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;
Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;
Методы работы:
Беседа, игра, упражнения, методы арт- и музыко-терапии, работа в группах, диагностическая методика, релаксация, творческие задания.
Возраст участников: учащиеся 10-11 лет (ученики 5 –х классов)
Материалы и оборудование:
помещение с расставленными столами для групповой работы (4 группы – 4 стола);
мультимедийное оборудование, презентация;
CD-проигрыватель, музыкальное оформление: песни - «Дружба», «Улыбка», «Ходит песенка по кругу», «Дети Земли», «Вместе весело шагать», «Мир», «Подари улыбку миру», музыка для релаксации;
тексты стихов для участников тренинга - С. Маршак «Всемирный хоровод», Б.Заходер «Мы – друзья»;
пазлы с картинками из мультфильмов;
альбомные листы, карандаши для теста;
карточки с проблемными ситуациями для каждой группы;
кусочки «планеты толерантности», фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.
Структура занятия:
1) Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.
2) Второй этап – теоретическо-практический: знакомство с темой тренинга, игровые и творческие задания;
3) Третий этап - заключительный: рефлексия занятия.
При реализации программы тренинга мы ждём от учащихся следующих результатов:
понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают;
развития терпимости и уважения к разным людям;
формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;
умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;
развития творческого потенциала
Для успешного и результативного проведения тренинга педагог или психолог должен создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения
Ход проведения тренинга:
Первый этап
На экране презентация
1 СЛАЙД
Дети заходят в класс(зал) под музыку (песня «Мир») и рассаживаются на свои места.
- Здравствуйте, друзья. Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности.
Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут и будут звать…»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего произносят: «Когда я был совсем маленький меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, мня будут звать Владимир Николаевич»
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
2 СЛАЙД
16 ноября – Международный день толерантности.
- А вы знаете, что такое толерантность?
(ответы детей)
3 СЛАЙД
Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
- ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира.
-Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни.
- Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.
- Толерантность – это способность человека терпимо относится к тем, кто думает и поступает не так, как ты.
- Толерантность – это уважение к другому!
Второй этап
Упражнение «Учимся ценить индивидуальность
«А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?
Ведущий предлагает на цветных ладошках каждому написать о каких-то трех признаках которые отличают его от других. Это может признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов.
Ученики записывают свои имена и выполняют задание (3-5 мин.)
Ведущий предупреждает, что записи зачитает в слух, а группа будет отгадывать. Кто автор утверждения. А теперь каждый из обучающихся приклеит ладошку на «Планету толерантности».
- Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми и толерантными к различиям.
Разминка на внимание «Топни 1,2,3,4,5,4,3,2, 1…»
Все по очереди топают ногой от 1 до 5 раз, затем 4, 3, 2,1 и снова от одного до пяти и так по кругу до ведущего, при ошибке одного из игроков- начинаем сначала. Упражнение выполняем молча, подсказывать нельзя.
После разминки просим ответить на вопрос, что помогло, что мешало выполнить быстро и правильно?
(звучит тихая спокойная музыка)
Игра «Узнай друга»
- Ну что ж, давайте поиграем.
- Я приглашаю все команды в центр класса. Каждая команда образует круг, а на роль ведущего, предлагаю выбрать капитанов команд, которым мои помощники завязывают глаза. Задача ведущих на ощупь узнать всех своих товарищей по команде, это можно делать с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Как только капитан справится с задачей, на роль ведущего выбирается следующий участник команды и так до тех пор, пока все не узнают друг друга. Мои помощники будут следить за выполнением правил игры. При нарушении (подглядывании и подсказках) участники удаляются.
Итак….начали…
(звучит песня «Дружба» в исп. гр.Барбарики)
4 СЛАЙД
- А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?
Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.
- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи))
- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;
-Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;
- Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;
- Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;
- Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.
Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете.. и поэтому…
5 СЛАЙДЫ
- Не оценивайте людей… а что? как вы думаете?
Вы все разныеи в этом ваша самая большая ценность! Вы все разныекто то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе. Ты нам нужен!
6 СЛАЙД
Задание командам. Игра «Собери пазлы»
Ваша задача, как можно быстрее, а главное вместе, дружно всей командой собрать пазлы в картинку.
(звучит музыкапесня «Вместе весело шагать»)
7 СЛАЙД
Практическое задание.
- Приглашаются капитаны команд для получения заданий.
Вы вытягиваете по 2 карточки, на которых написаны проблемные ситуации, ваша задача обсудить в командах способы поведения в той или иной ситуации, выбрать вариант ответа или придумать свой, записать его (это сделают помощники), и объяснить свой выбор.
Даётся 4 минуты на выполнение этого задания.
(звучит музыка из к/ф «Усатый нянь»)
29-36 СЛАЙДЫ
Задания:
1. Какой ты дома?
1. Младший братишка сломал твою игрушку…
Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…
Ты ударишь его…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2.Ты поссорился со своей сестрой…
Ты пытаешься объясниться с ней…
Ты обижаешься и мстишь ей за это…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2. Какой ты в школе?
1.В классе учитель уже спросил тебя…
Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
Ты предоставишь другим возможность ответить….
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2.Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…
Для меня это не важно.
Ты подсмеиваешься над ним.
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
3. На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка...
Ты пытаешься разнять и примирить их.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
Ваш вариант ответа
Как вы поступите?
Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь..
Ты все-таки слушаешь его…
Ты не даешь ему говорить…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Пожилая женщина медленно идет.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Выполнение и объяснение заданий
Третий этап
8 СЛАЙД
-Вы поняли, что такое толерантность?
Давайте, как и пазлы соберём все слова, которые составляют понятие толерантность.
Командам даётся по три минуты, чтобы вспомнить слова, а наши помощники вам помогут записать слова.
Уважение Доброта Сопереживание Дружба
Понимание Поддержка Терпимость
(звучит музыка песня «Дети Земли» в исп. ансамбля)
9 СЛАЙД
Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.41 СЛАЙД
- Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу.