1. Помочь детям осознать различия в отношениях между людьми с разными мировоззренческими позициями.
2. Развивать умение вести конструктивную дискуссию:
а) работать с текстом;
б) доступно и достоверно передавать информацию другому;
в) высказывать свою точку зрения и при этом считаться с мнением других.
3. Продолжать мягкое корректирование воспитанности ребенка через вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений.
4. Диагностирование социального развития учащихся.
5. Вызвать положительные эмоции у каждого из участников игры.
Оборудование:
помещение с расставленными столами для групповой работы (4 группы – 4 стола); отдельно по углам столы поменьше – для работы экспертов;
музыкальное оформление (фонограмма);
карточки, зигзагообразно разрезанные на две части;
тексты рассказа “Другое желание” (Ольга Арс);
тексты отдельных версий с разбором ситуаций для экспертов;
карточки с описанием ролей и бейджики, карточки для самооценки.
Структура (занятия) игры
Игра содержит элементы проблемного урока (работа творческих групп, групповая дискуссия) и предполагает участие в ней всего класса. Она может быть проведена как развивающее занятие и как особый урок (используя материал других, специально подобранных текстов).
Ход игры.
I. Подготовительный этап
В помещении расставляются столы и стулья таким образом, чтобы можно было работать группами по 5-7 человек. Формирование групп происходит по принципу “50 на 50”, т.е. детям предлагается разбиться на группы по 2-3 человека, объединившись с теми, с кем им приятнее всего общаться. Каждая группа выдвигает своего представителя для голосования. При голосовании представители вытягивают одну половинку карточки, на обороте которой есть рисунок. Теперь каждая группа должна найти вторую половину своей карточки и с ними объединиться для дальнейшей игры. Так образуются группы, примерно равные по составу. В этих группах каждому ребенку довольно комфортно – рядом с ним друзья. Но вместе с тем в одной группе собрались дети из разных мини-сообществ, возможно в реальной жизни мало общающихся между собой.
II. Этап: условия игры
После того, как все разместились, звучит мелодия, ведущий объявляет о начале игры и постепенно знакомит с ее условиями. Во-первых, каждый должен произнести “пароль”, без которого игра может не состояться:
Мы все разные.
Но у нас одна цель – выиграть.
Я желаю тебе удачи.
Эти слова могут быть записаны на карточках, которые лежат на столах или на доске.
При этом каждая группа должна соблюдать следующий ритуал: зажигается свеча, эта свеча передается из рук в руки следующему участнику из группы со словами пароля: “Я желаю тебе удачи”. Таким образом, чтобы обойдя всех членов группы, свеча вновь вернулась к тому, с кого ритуал начался. Дети могут передавать ее по кругу, а могут и избирательно, главное, чтобы каждый в своей группе по разу произнес пароль. По просьбе ведущего играющие задувают свечи.
Далее каждой команде предлагается распределить обязанности или роли и выбрать: одного докладчика, одного дежурного, четырех экспертов (эксперт № 1, № 2 и т.д.). При этом ведущим поясняется задача каждого.
Ведущий: Сейчас вам будет прочитан текст, в котором описывается очень необычное и интересное происшествие (тексты имеются на столах и можно следить). После чего от каждой группы по одному эксперту № 1 садятся за первый стол, и им предлагается разбор ситуации и мнение № 1, которое они должны прочитать, разобрать, запомнить и, вернувшись в свою группу, рассказать всем остальным. В это же время эксперты под № 2 из каждой группы садятся за второй стол, и им предлагается разбор этой ситуации, но с другой точки зрения, и они читают текст с мнением № 2, который они тоже должны не только прочитать, но и разобрать, запомнить и, вернувшись в свою группу, рассказать всем остальным.
Совершенно другое, третье мнение предлагается экспертам № 3, которые садятся за третий стол. И эксперты под № 4, собравшись за четвертым столом, в это же время обсуждают мнение № 4.
Итак, задача экспертов состоит в том, чтобы суметь запомнить и, ничего не перепутав, максимально точно и достоверно рассказать полученную информацию своей группе.
После того как каждый эксперт, вернувшись в свою группу, познакомит всех с тем мнением, которое ему нужно было передать, начинается обсуждение всех версий. Каждая группа имеет право согласиться с одной из версий и высказать ее как свое мнение или, приняв что-то из услышанных версий как основное, дополнить своими соображениями – это будет ваше мнение, или вообще группа может представить свое мнение по поводу того, что случилось в той истории, которую вы услышите. Роль капитанов будет заключаться в том, чтобы ознакомить всех с мнением вашей группы. При этом капитан должен не только хорошо владеть речью, но и быть чутким к мнению своих товарищей и пользоваться у них авторитетом.
Задача дежурного – следить за ходом дискуссии, чтобы спор не превращался в ссору, отмечать, кто самый активный и инициативный и самому активно участвовать в обсуждении.
После этих разъяснений педагог-ведущий выдает каждой группе карточки с описанием ролей и ребята в течение 3-5 минут должны распределиться по ролям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра-дискуссия" Будем добрыми и человечными!"»
Игра-дискуссия
«Будем добрыми и человечными!» (для учащихся 5-6-х классов)
Цели и задачи:
1. Помочь детям осознать различия в отношениях между людьми с разными мировоззренческими позициями.
2. Развивать умение вести конструктивную дискуссию:
а) работать с текстом;
б) доступно и достоверно передавать информацию другому;
в) высказывать свою точку зрения и при этом считаться с мнением других.
3. Продолжать мягкое корректирование воспитанности ребенка через вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений.
4. Диагностирование социального развития учащихся.
5. Вызвать положительные эмоции у каждого из участников игры.
Оборудование:
помещение с расставленными столами для групповой работы (4 группы – 4 стола); отдельно по углам столы поменьше – для работы экспертов;
музыкальное оформление (фонограмма);
карточки, зигзагообразно разрезанные на две части;
тексты рассказа “Другое желание” (Ольга Арс);
тексты отдельных версий с разбором ситуаций для экспертов;
карточки с описанием ролей и бейджики, карточки для самооценки.
Структура (занятия) игры
Игра содержит элементы проблемного урока (работа творческих групп, групповая дискуссия) и предполагает участие в ней всего класса. Она может быть проведена как развивающее занятие и как особый урок (используя материал других, специально подобранных текстов).
Ход игры.
I. Подготовительный этап
В помещении расставляются столы и стулья таким образом, чтобы можно было работать группами по 5-7 человек. Формирование групп происходит по принципу “50 на 50”, т.е. детям предлагается разбиться на группы по 2-3 человека, объединившись с теми, с кем им приятнее всего общаться. Каждая группа выдвигает своего представителя для голосования. При голосовании представители вытягивают одну половинку карточки, на обороте которой есть рисунок. Теперь каждая группа должна найти вторую половину своей карточки и с ними объединиться для дальнейшей игры. Так образуются группы, примерно равные по составу. В этих группах каждому ребенку довольно комфортно – рядом с ним друзья. Но вместе с тем в одной группе собрались дети из разных мини-сообществ, возможно в реальной жизни мало общающихся между собой.
II. Этап: условия игры
После того, как все разместились, звучит мелодия, ведущий объявляет о начале игры и постепенно знакомит с ее условиями. Во-первых, каждый должен произнести “пароль”, без которого игра может не состояться:
Мы все разные.
Но у нас одна цель – выиграть.
Я желаю тебе удачи.
Эти слова могут быть записаны на карточках, которые лежат на столах или на доске.
При этом каждая группа должна соблюдать следующий ритуал: зажигается свеча, эта свеча передается из рук в руки следующему участнику из группы со словами пароля: “Я желаю тебе удачи”. Таким образом, чтобы обойдя всех членов группы, свеча вновь вернулась к тому, с кого ритуал начался. Дети могут передавать ее по кругу, а могут и избирательно, главное, чтобы каждый в своей группе по разу произнес пароль. По просьбе ведущего играющие задувают свечи.
Далее каждой команде предлагается распределить обязанности или роли и выбрать: одного докладчика, одного дежурного, четырех экспертов (эксперт № 1, № 2 и т.д.). При этом ведущим поясняется задача каждого.
Ведущий: Сейчас вам будет прочитан текст, в котором описывается очень необычное и интересное происшествие (тексты имеются на столах и можно следить). После чего от каждой группы по одному эксперту № 1 садятся за первый стол, и им предлагается разбор ситуации и мнение № 1, которое они должны прочитать, разобрать, запомнить и, вернувшись в свою группу, рассказать всем остальным. В это же время эксперты под № 2 из каждой группы садятся за второй стол, и им предлагается разбор этой ситуации, но с другой точки зрения, и они читают текст с мнением № 2, который они тоже должны не только прочитать, но и разобрать, запомнить и, вернувшись в свою группу, рассказать всем остальным.
Совершенно другое, третье мнение предлагается экспертам № 3, которые садятся за третий стол. И эксперты под № 4, собравшись за четвертым столом, в это же время обсуждают мнение № 4.
Итак, задача экспертов состоит в том, чтобы суметь запомнить и, ничего не перепутав, максимально точно и достоверно рассказать полученную информацию своей группе.
После того как каждый эксперт, вернувшись в свою группу, познакомит всех с тем мнением, которое ему нужно было передать, начинается обсуждение всех версий. Каждая группа имеет право согласиться с одной из версий и высказать ее как свое мнение или, приняв что-то из услышанных версий как основное, дополнить своими соображениями – это будет ваше мнение, или вообще группа может представить свое мнение по поводу того, что случилось в той истории, которую вы услышите. Роль капитанов будет заключаться в том, чтобы ознакомить всех с мнением вашей группы. При этом капитан должен не только хорошо владеть речью, но и быть чутким к мнению своих товарищей и пользоваться у них авторитетом.
Задача дежурного – следить за ходом дискуссии, чтобы спор не превращался в ссору, отмечать, кто самый активный и инициативный и самому активно участвовать в обсуждении.
После этих разъяснений педагог-ведущий выдает каждой группе карточки с описанием ролей и ребята в течение 3-5 минут должны распределиться по ролям.
III. Этап погружения в дискуссию. Дискуссия
Далее, в целях пробуждения познавательного интереса, учащимся предлагается послушать необычную историю (история читается не до конца и тексты на столах тоже без заключительной части).
Другое желание
Антон, Сашко и Ньямо уже долго сидели за компьютером. Мальчишки учились в межпланетной специализированной школе иностранных языков, жили неподалеку друг от друга и часто проводили время вместе. Они были не лучшими учениками, любили сидеть в Интернете, иногда упражнялись в языках: Антон и Сашко помогали Ньяму по русскому и украинскому, а Ньямо учил их разговаривать, как разговаривают у него в Анголе.
Как обычно, просидев больше положенного за компьютером, они забыли о времени, не заметили, как подступила усталость и их стало клонить в сон.
- Сашко, закрывай программу, – скомандовал Антон. Сашко хотел было еще потянуть время, но Антон, не дожидаясь щелчка мышью, быстро пробежался по клавиатуре, закрылось одно окно, второе… И вдруг, на экране мелькнул никому не известный, незарегистрированный сайт. Ньяма остановил Антона:
- Это еще что за штука? Давай посмотрим…
Мальчишки переглянулись, увидев необычный текст. Он был составлен из знаков различных алфавитов и на первый взгляд казался абракадаброй. Сон как рукой сняло. Ребята забыли о времени, усталости и принялись расшифровывать написанное:
Волшебное место… на набережной… у дерева, разбитого молнией, исполнится любое человеческое желание… три условия: 1-е – задуманное должно быть общим для всех, 2-е – желание надо написать на песке, дождаться прилива, чтоб волна смыла написанное, 3-е – все время мысленно повторять слова: “К высшему благу всех”.
Неожиданно сайт исчез, и сколько мальчики ни пытались, им не удалось вернуться и восстановить его.
- Ерунда какая-то, – сказал Сашко.
- Ерунда, не ерунда, а можно проверить, – возразил Антон.
- Я думаю, что это значит “К высшему благу всех”, – размышлял Ньямо.
- Это значит, – сказал Антон, – что любое твое желание не только для тебя, но и для всех должно быть во благо.
- А-а, – подхватил Сашко, – это чтоб твое сильное желание никому не принесло вреда. А то пожелаешь, чтоб тебя от двойки пронесло, а пронесет учителя, он в школу не придет, промучается бедный и ни за что из-за тебя пострадает.
- Ладно, я хочу проверить, – сказал Антон, – Кто со мной?
… Место им было хорошо знакомо, найти необычное дерево не составило труда. Желаний было много, но свое заветное, у каждого одно. Немного поспорив и хорошенько подумав, они сумели объединить свои заветные желания в одно. Решили, что желание надо написать трижды, каждый на своем родном языке. Стемнело. Развели костер и стали ждать прилива.
Вдруг с той стороны, где уже зажглись городские огни, показалась небольшая группа таких же подростков, может чуть постарше, Ньямо почуял недоброе, но виду не подал. Сашко сидел как ни в чем, не бывало. Антон недовольно посмотрел в сторону приближающихся.
- Вон оно, дерево! – закричал один из них, и все прибавили шагу. Их было четверо. Одеты они были одинаково, словно в униформу. На голове у всех были одинаковые повязки.
Антон, Сашко и Ньямо знали, кто носил такие повязки, под повязкой у них был слепой третий глаз. Из-за этого их дразнили слепыми троями.
- Валите отсюда, это наше место, и у нас мало времени – скоро будет прилив, – процедил сквозь зубы самый здоровый.
Ребята молчали.
- Ну что, не ясно, – вслед за здоровяком поддакнул второй.
- Мы первые сюда пришли, – сказал Антон.
- И первыми уйдете, – подхватил верзила.
- Смотри, у них тут интернационал, – засмеялся его дружок, показывая на Ньяма. И вдруг так его толкнул, что Ньямо не удержался на ногах и упал.
Сашко не выдержал и бросился на помощь, сцепившись с обидчиком своего друга. Одни из троев бросился на Антона. Антон уложил его с одного удара, подскочил другой... Началась драка. В горячке никто не заметил, как было стерто и затоптано все написанное на песке. И вдруг кто-то закричал:
- Волна!
Все на мгновение остановились и оцепенели от ужаса: огромный вал, высоченной стеной, казалось до самого неба, надвигался на берег.
Забыв обо всем, мальчишки бросились бежать. У каждого в голове была одна мысль: “Успеть!” И тут Сашко заметил, что среди них нет Ньяма.
- Антон, где Ньямо? – крикнул он, оглянувшись, они увидели отставшего Ньямо, хромающего на одну ногу, а чуть в стороне лежащего на песке одного из троев.
- Эй, вашему товарищу нужна помощь! – крикнул Антон самому сильному из троев.
Но тот был уже так далеко, что даже не услышал. Зато его дружок оглянулся и, растерявшись, слегка замешкался: он был уже почти вне опасности, а спускаться к страшной воде было так глупо, и тогда он крикнул:
- Это не моя вина, я его не бил.
Антон и Сашко, подхватившие Ньямо под руки, остановились и посмотрели на беспомощно стонавшего троя.
- Оставим его, он не такой, как мы. Он один из них, – попытался оправдать всех Сашко и отвернулся от троя.
- А ведь у него тоже было человеческое желание, и он пришел сюда, чтобы написать его, как мы “к высшему благу всех”, – вспомнил Ньямо.
- Ребята, мы не сможем все спастись. Это не реально. Кто-то погибнет, или нас всех смоет волной. – И Антон очень грустно и серьезно посмотрел на друзей.
“Надо спасаться!” – словно молот стучала в голове одна единственная мысль…
- Зачем мы пошли сюда?! Мы погибнем по своей глупости, бедная моя мама, она этого не переживет, – чуть не заплакал Сашко.
- Надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться! – с этими словами Антон, еще крепче подхватив Ньямо, строго взглянув Сашко в глаза. – Ньямо, бежим, держись!
На этом чтение текста заканчивается (в текстах, лежащих на столах тоже отсутствует заключительная часть). Дети работают с данным текстом, не зная его продолжения.
Ведущий:
У вас сейчас начинается выполнение задания. И пока эксперты работают со своими текстами, у тех, кто остался за своим столом есть время подумать над творческим заданием. А какое желание написали бы вы, следуя главному условию рассказа: чтобы задуманное желание было общим для всех (т.е. для всей вашей группы). Желание должно быть не сиюминутным, только на эту игру, а действительно большим желанием (мечтой).
Минут 5-7 отводится экспертам на работу с текстами, версиями разбора случившегося.
Версия 1.
Очень жалко троев. Они не такие, как все. Поэтому, наверное, они озлобленные. Они не умеют дружить. Они могут быть беспомощными, и нелегко обвинять того из них, который, увидев своего товарища беспомощно лежащим на берегу, растерялся. Ведь все испугались. Но он реально оценил ситуацию и принял по-своему правильное решение, потому что у них так принято: каждый за себя.
Версия 2.
Трои не такие, как все. У них другой взгляд на мир. Побеждает тот, кто сильней. Самый сильный из троев привел своих товарищей, чтобы они осуществили свои желания. И он ведет себя так, потому что у него тоже есть сильное желание, и он не потерпит, чтобы какая-то случайность этому помешала. А слабые и жалостливые терпят поражение. Такова жизнь.
Версия 3.
Когда Антон сказал, что надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться, он был прав. Ведь по глупости они могут погибнуть. Сколько горя придется пережить их родителям. Тем более что трои не такие как все. Хотя у них могут быть человеческие желания, они не умеют по-человечески дружить, заботиться друг о друге. У них другой взгляд на мир, они, прежде всего, думают о себе. Стоит ли вообще спасать одного из них, чтобы потом он снова поступал по-своему, думая лишь о себе и своих желаниях.
Версия 4.
Если бы Антон, Сашко и Ньямо были прилежными учениками и не убивали время за компьютером, они не попали бы в такую ситуацию, ничего не было бы. И не было бы вообще никаких проблем: кому спасаться и кого спасать; кто нормальный человек, а кто – озлобленный мутант, думающий только о себе. Ребята сами во всем виноваты. Поэтому даже если им суждено погибнуть, они должны попытаться спасти одного из троев – ведь это они его побили.
Трудность задачи экспертов состоит в том, что, прочитав текст, им необходимо первоначально передать его содержание максимально точно к первоисточнику, не добавляя свое мнение и не искажая версию, даже если с ней не очень хочется соглашаться.
Итак, эксперты возвращаются в свои группы. Для того, чтобы выслушать все четыре версии и выработать свою отводится 15-20 минут.
После чего предоставляется слово капитанам. Выслушав мнение каждой группы, педагог-ведущий предлагает прочитать свое заветное желание той группе, у которой оно получилось по условию “одно на всех общее” (если не получилось, то задание просто пропускается, а педагог в очередной раз берет это себе на заметку).
IV. Заключительный этап
На этом этапе педагог может обсудить с учащимися, оказавшиеся наиболее спорными, моменты. Подчеркнуть самое важное, положительное и позитивное в высказываниях всех четырех групп. Обратите внимание на то, что при имеющихся различиях есть немало общего во взглядах и мнениях. А главное, что работая в группах, каждый при всей непохожести на других учится слушать и слышать, думать и сопоставлять свою точку зрения с мнением других.
V. Этап самооценки
Каждый учащийся сдает педагогу-ведущему лист самооценки участия в групповой работе (по пятибалльной шкале).
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1,2,3,4,5.
Я предлагал идеи по разработке совместной версии – 1,2,3,4,5.
Я был тактичен по отношению к своим товарищам – 1,2,3,4,5.
По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше. А педагог может понять, насколько учащийся адекватно воспринимает свое участие в групповой работе.
В завершении всей игры читается заключительная часть рассказа (та часть текста, которой не было у учащихся на столах), или весь текст читается от начала до конца.
… Надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться! – с этими словами Антон, еще крепче подхватив Ньямо, строго взглянув Сашко в глаза. – Ньямо, бежим, держись!
Вдруг Ньямо вырвался у ребят из рук и, припадая на ушибленную ногу, бросился бежать. На песке, где они только что воевали, сцепившись друг с другом, у дерева, разбитого молнией, он стал заглаживать песок и что-то быстро писать. Сашко и Антон бросились к нему.
“Пусть волна спадет, – прочитали они и добавили, – к высшему благу всех”.
Еще не зная, произойдет чудо или нет, они со страхом посмотрели на море. И им показалось, что волна стала уменьшаться… Но тут из-за горизонта брызнули яркие лучи солнца, ребята зажмурились и открыли глаза.
- Ну что, опять до полуночи за компьютером просидели, – Сашкина мама, открыв шторы, потянулась к форточке.
- Вставайте, бездельники, еще не хватало, чтобы вы уроки прогуляли. Ох, уж этот компьютер, и когда у вас проснется другое желание.
По результатам листов самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше. А педагог может понять, насколько учащийся адекватно воспринимает свое участие в групповой работе.
Литература:
Битянова М., Вачков И. Приложение “Химия” к газете “Перове сентября”. № 35, 2002 г.
Загашев И. Приложение к газете “Первое сентября”; “БШ” № 22, № 23; 2004 г.
Щуркова Н. “Классное руководство: игровые методики”. “Педагогическое общество России”, М.: 2004 г.
Ямбург Е. “Школа на пути к свободе”. Издательство “ПЕРСЭ”; М.: 2000 г.