Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное выгорание педагогов, как следствие дистанционного обучения»
+
МАОУ «Лицей №62»
Мастер-класс на тему:
«Эмоциональное выгорание педагогов,
как следствие дистанционного обучения»
Педагог-психолог:
Девришалиева М.С.
Саратов, 2021 г.
Эмоциональное выгорание педагогов,
как следствие дистанционного обучения
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
снятие эмоционального напряжения;
Участники: педагоги. Время проведения: 25-30минут.
Ход мастер-класса
Приветствие. Вводная часть. (2 мин.)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Всем известно, что профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление.
Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций. В рамках дистанционного обучения уровень эмоционального напряжения поднимается, вследствие смены деятельности, необходимости адаптации к новым технологиям, неумению правильно организовывать свой режим дня.
Сегодня мы с вами научимся расставлять приоритеты, расслабляться, осознаем причины нашего выгорания и постараемся найти ресурс. А сейчас прослушайте притчу о каменотесах.
Притча (4 мин.)
Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и очень горько плакал, путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный на земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы кормиться. Путник дал ему монетку и пошел дальше. И за следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что он делает, и каменотес сказал, что работает. Каждый день он приходит на это место и обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а денег, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше. И за следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. «Что ты делаешь?!!» – спросил он. Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо. «Разве ты не видишь? Я строю храм!»
Как вы думаете, о чем эта притча?
Мы все помещены в рамки новой формы работы. Дистанционное обучение имеет массу положительных сторон. Но и отрицательных. Например,
неумение распределять время отдыха и работы вынуждает педагога жертвовать своим самочувствием;
сидячая работа предполагает наличие зажимов в теле и обострению остеохондроза;
длительное нахождение перед экраном компьютера может привести к головным болям и ухудшению самочувствия;
изучение нового формата обучения может вызывать стресс, гнев, бессилие и разочарование.
Факторы такого рода, безусловно, оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания.
Упражнение «Распредели по порядку» (5 мин)
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». Материалы: листы бумаги, ручки.
Предлагаю распределить по степени значимости, на ваш взгляд следующий перечень: • дети • работа • муж • Я • друзья, родственники
Послушайте вариант оптимального распределения перечня: 1. Я 2. Муж (жена) 3. Дети 4. Работа 5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
Не у всех совпал вариант оптимального распределения приоритетов. С целью сохранения психического здоровья и творческой активности, давайте проведем упражнение, направленное на снижение мышечного напряжения, и расслабление.
Упражнение «Лимон» (3 мин)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Рефлексия: Что вы чувствовали при выполнении упражнения?
Наша профессия энергозатратна и мы не всегда осознаем свои внутренние ресурсы, которые способствуют восстановлению сил.
Упражнение «Удовольствие» (5 мин)
Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил. Материалы: листы бумаги, ручки.
Напишите 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие, проранжируйте их по степени от 1 до 10, где 1 – это наибольшее удовольствие.
Рефлексия
Трудно ли было сразу вспомнить дела, которые приносят вам удовольствие? Почему?
Ежедневные удовольствия, это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил. Хочу поделиться рекомендациями «Как избавиться от накопившейся усталости, негатива» возможно, вы их уже применяете в жизни.
Рекомендации «Как избавиться от накопившейся усталости, негатива»
Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы • резко встать и пройтись;
Быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
Измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
И в заключении предлагаю посмотреть релаксационное видео (4 мин) Рефлексия Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие.