Электронный образовательный ресурс на тему "Коррекционное занятие педагога-психолога «Мы вместе»
Электронный образовательный ресурс на тему "Коррекционное занятие педагога-психолога «Мы вместе»
Цель: раскрыть и обсудить с обучающимися феномен дружбы; развить коммуникативные навыки обучающихся; выработать правила отношение к дружбе; развить навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс на тему "Коррекционное занятие педагога-психолога «Мы вместе»»
Коррекционное занятие педагога-психолога МБОУ СОШ № 4 г. Шебекино Белгородской области Чередниченко С.В.
«Мы вместе»
Цель: раскрыть и обсудить с обучающимися феномен дружбы; развить коммуникативные навыки обучающихся; выработать правила отношение к дружбе; развить навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях.
Задачи: На примерах способствовать формированию навыков коммуникации и общения.
Место проведения: школьный класс
Необходимый материал: альбом или белые листы А-4, цветные карандаши (каждому или набор на парту).
Ход занятия:
Упражнение «Ассоциации»
Каждый участник по очереди называет свое имя, добавляя к нему прилагательное.
Упражнение «Поход»
Каждый участник по очереди называет свое имя, добавляя к нему вещь, предмет, пищу, которые необходимы в походе, которые начинаются на букву его имени. Например : «Я- Светлана, иду в поход и беру с собой спички.» «Я –Татьяна, иду в поход и беру с собой телефон.» «Я –Павел, иду в поход и беру собой паштет». Следующий участник представляется и добавляет имя предыдущего участника. Например : «Я-Светлана, иду в поход беру с собой спички. Беру вместе собой Татьяну с телефоном и Павла с паштетом.»
3.Упражнение «Сядьте те кто..»
Каждый участник сидит на стуле в круге. Когда ведущий говорит фразу: «Поменяйтесь местами, те, у кого глаза голубые, светлые волосы.» Участники меняются местами друг с другом. «Поменяйтесь местами, те с утра затракал.» «Поменяйтесь местами, у кого день рождения зимой». «Поменяйтесь местами те, кто любит красный цвет», «Поменяйтесь местами те, кто любит лето». «Поменяйтесь местами те, кто был на осенних каникулах у бабушки в деревни», «Поменяйтесь местами те, у кого классный руководитель Дрожжина Ирина Владимировна», «Поменяйтесь местами те, кто любит играть в компьютерные игры» , «Поменяйтесь местами те кто любит русский язык и литературу», «Поменяйтесь местами те, кто любит хоккей», «Поменяйтесь местами те, кто любит чай». «Поменяйтесь местами те кто, нарушает дисциплину в классе», «Поменяйтесь местами те кто, любит делать уроки», «Поменяйтесь местами те, у кого классный руководитель Сотникова Ирина Александровна», «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженное», «Поменяйтесь местами те, кто любит математику», «Поменяйтесь местами те, кто болтает на уроке», «Поменяйтесь местами те, кто любит ходить в кино», «Поменяйтесь местами те, кто ходил с педагогом-психологом на Ледовую Арену», «Поменяйтесь местами те, кто умеет кататься на коньках», «Поменяйтесь местами те, кто любит школу» , «Поменяйтесь местами у кого много друзей.» «Поменяйтесь местами у кого нет друзей».
Ведущий: - Ребята, тема нашего занятия «Дружба».
“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
“Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.
“Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.
У Каждого из нас свое представление о том, что такое дружба и настоящий друг. Давайте начнем наше занятие с притче, о дружбе, которая называется «Светлячок». Итак…
Солнце садилось. По полянке бежали зелёные волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок — маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Глупый светлячок не понимал, что это всё не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем «что надо», а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги как хорошо гранёный бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком.
Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы, то ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвёртый и т. д., а зачем — никто не знает, просто это престижно.
А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, слёзы росы и любовь. Он во всём видел любовь.
Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию), и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. К его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил всё-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):
— Красиво… — сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.
— Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, — фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца.
Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем — бриллиантовым светлячком.
Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.
Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: «Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла». Один сказал…
Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то ещё и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрёл светлячок куда глаза глядят. И прибрёл, на своё удивление, всё на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошёл к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:
— Что случилось? Я так по тебе соскучился.
— А разве ты не видишь?
— Нет, — честно ответил мальчик.
— Ну, и ладно, — сказал светлячок.
— Расскажи мне, что ты видишь, — попросил мальчик.
— Что? — удивился светлячок.
— Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… Вот бы хоть разок взглянуть на это.
И только тут светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!
— Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
— А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.
— Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.
Ведущий: - Ребята, подскажите, а как называлась наша притча?
- Кто был ее главными героями?
- Где происходили действия притчи?
- За что любили и ценили больше всего на свете Светлячка, чем он был уникален?
- Мальчик не мог что делать? Передвигаться, разговаривать, слышать или видеть?
- Что понял Светлячок в конце притче о Мальчике?
- Ребята, как Вы, думаете, почему Мальчик любил Светлячка?
- Почему Светлячок и Мальчик дружили?
- Ребята чему нас учит притча?
4.Упражнение «Письмо другу»
Каждый участник пишет объявление «Ищу друга….» и перечисляет набор характеристик, и качеств, которыми по его мнению должен обладать настоящий друг.
Например «Ищу друга, который любит путешествовать, обладает чувством юмор и умеет сочувствовать, сопереживать и прийти на помощь в трудную минуту. Тот, который никогда не предаст, будет верным и честным».
5.Упражнение «Незаконченные предложения»
Составьте 5 предложений, которые начинаются «Друг – это тот, кто…» Обучающиеся зачитывают свои варианты, затем делают вывод, какие качества личности являются важными в дружеских отношениях.
Ведущий: - Ребята, а как Вы думаете, сколько надо иметь друзей, чтобы чувствовать себя счастливым? Одного, двух, а может быть, несколько десятков?
Интересная притча о дружбе от Бориса Крумера метко ответит на этот риторический вопрос и поможет расставить все точки над «і».
Ученик пришёл к Учителю и спросил его:
— Мастер, сколько друзей должно быть у человека — один или много?
— Всё очень просто, — ответил Учитель, — сорви мне вон то красное яблоко с самой верхней ветки.
Ученик задрал голову и ответил:
— Но оно очень высоко висит, Учитель! Мне не достать.
— Позови друга, пусть он поможет тебе, — ответил Мастер.
Ученик позвал другого ученика и встал ему на плечи.
— Мне всё равно не достать, Учитель, — сказал огорчённый ученик.
— У тебя больше нет друзей? — усмехнулся Учитель.
Ученик позвал ещё приятелей, которые кряхтя стали взбираться друг другу на плечи и спины, пытаясь построить живую пирамиду. Но яблоко висело слишком высоко, пирамида рассыпалась, и ученик так и не смог сорвать вожделенное яблоко.
Тогда учитель подозвал его к себе:
— Ну, ты понял, сколько человеку нужно друзей?
— Понял, учитель, — сказал ученик, потирая ушибленный бок, — много — чтобы все вместе мы смогли решить любую проблему.
— Да, — ответил Мастер, огорчённо покачивая головой, — действительно, нужно много друзей. Чтобы среди всего этого сборища гимнастов нашёлся хотя бы один умный человек, который догадался бы принести лестницу!
Ведущий: - Ребята, проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
Дискуссия. Ведущий: - Ребята, как Вы думаете какие необходимы условия, чтобы возникла дружба? Что вносит в жизнь человека дружба? Что допустимо, а что нет? Часто, ли по-вашему, встречается настоящая дружба среди ваших сверстников?
Дискуссия. Ведущий: - Ребята, сейчас я протчу пословицы, поговорки и изречения различных авторов, а мы мне скажете как их Вы понимаете.
В беседах с глазу на глаз между близкими друзьями мудрейшие люди очень часто высказывают весьма слабые суждения, потому что разговор с другом — это то же самое, что мысли вслух.
В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.
Искренность отношений, правда в общении - вот дружба.
Друга своего хваля, себя хвалишь.
3а свою жизнь я убедился, что всего больше и всего незаметней отнимают время разговоры с друзьями; друзья великие грабители времени...
В радости друзья узнают нас, в несчастье мы узнаем их.
Для преданного друга нельзя никогда сделать слишком много.
Лучший друг - враг. Он убивает наверняка.
Друзья - это не обязательно те, с кем нам хорошо. Это могут быть и те, без кого нам плохо.
Искренних друзей очень мало. Да и спрос на них невелик.
Льстецы похожи на друзей, как волки на собак.
Нам нужны старые друзья, чтобы вместе стареть, и новые — чтобы оставаться молодыми.
Сорадость, а не сострадание создает друга.
Люди с пылким характером редко бывают, постоянны в дружбе.
Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника.
Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.
Бескорыстная дружба возможна только между людьми с одинаковыми доходами.
Быть может, чтобы вполне оценить дружбу, нужно с начало пережить любовь.
Хороший друг должен на веселие являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова.
Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.
Друг, потерявший власть, — вновь обретённый д
Высказывания и афоризмы о друзьях и дружбе.
Без истинной дружбы жизнь — ничто.
Цицерон
И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты,
Врага обнимешь — друга обретешь.
Омар Хайям
Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба — никогда.
Руссо Ж.
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света.
Цицерон
Знать меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде.
Саади
Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.
Сенека
Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
Цицерон
Твой истинный друг, кто укажет в пути Препятствия все и поможет пройти. Льстецов причислять опасайся к друзьям. Тот истинный друг твой, кто честен и прям.
Саади
Иметь общие желания и общие отвращения — именно в том состоит прочная дружба.
Саллюстий
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь — он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
Шекспир У.
Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.
Публий
В беседах с глазу на глаз между близкими друзьями мудрейшие люди очень часто высказывают весьма слабые суждения, потому что разговор с другом — это то же самое, что мысли вслух.
Аддисон Д.
Мы любим друзей за их недостатки.
Хэзлитт У.
То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого — обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть.
Ларошфуко
Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены.
Сенека
В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.
Ведущий: - Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся. Ребята, сейчас я прочитаю Вам кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами, Вы послушаете, а затем скажите, как Вы это понимаете.
Кодекс дружбы гласит:
Делитесь новостями о своих успехах.
Выражайте эмоциональную поддержку.
Добровольно помогайте в случае нужды.
Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
Возвращайте долги и оказанные услуги.
Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
Защищать друга в его отсутствие.
Быть терпимым к остальным его друзьям.
Не критиковать друга публично.
Сохранять доверенные тайны.
Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
Не быть назойливым, не поучать.
Уважать внутренний мир и автономию друга.
6.Упражнение «Список правил»
Обучающиеся составляют список правил о «настоящей дружбе». Правила зачитываются, и делается совместный вывод о том, что в первую очередь, помогает сохранить дружбу.
Ведущий: - Ребята, итак наше сегодняшняя мероприятие подходит к концу.
Мне бы хотелось узнать Ваше мнение, что Вам сегодня больше всего понравилось, что запомнилось? Почему? Хотели бы повторить нашу встречу?
Ведущий: - Ребята, а закончит наше сегодняшнее мероприятие хочется хорошим, добрым советским мультиком о дружбе «Крошка Енот». Смотрим!