kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детско-родительские отношения как фактор психологической безопасности образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Родители и педагоги. От согласованности их действий, взаимопонимания,  во многом зависит эффективность процесса воспитания и взросления ребенка, становление социализированной, способной к самоопределению личности.

Роль родителей в становлении личности ребенка можно определить, как ведущую и приоритетную. Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества. То, каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение зависит от типа воспитания предпочитаемого в семье.

          Одной из проблем семейного воспитания является низкая педагогическая и психологическая компетентность родителей, неумение налаживать правильные отношения с детьми, справляться с ситуациями, когда у детей возникают трудности в учебе, в общении.

         Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Именно в это время происходит формирование собственного образа «Я».

          Безусловно, семья является  главным «барьером», преграждающим дорогу к формированию различных видов девиаций,  но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему.

Реакцией на неудовлетворение основных потребностей со стороны самого подростка может быть как девиантное поведение, направленное против общества в целом, в том числе, как форма протеста, так и открытая агрессия против определённых людей, в том числе и родителей, аутоагрессия. Родителям, в  свою очередь, очень сложно принять и понять такого подростка. Поэтому в семьях нередки детско-родительские конфликты. Неудовлетворенность взаимоотношениями с родителями служит источником психологической травматизации подростков. 

Искреннее, открытое, уважительное общение – самое ценное, что может быть в отношениях родителей с подростком, но именно общение часто складывается не так, как нам бы хотелось. Задача настоящей программы – помочь родителям сохранить контакт с ребенком, лучше понимать его и себя, вместе преодолевать трудности взросления, избежать ошибок, чтобы вырастить здоровых и счастливых детей.

Достижение положительных результатов в исправлении поведения подростка оказывается возможным лишь в случае комплексной работы, направленной на коррекцию, как личности подростка, так и отношений в семье, в которой он воспитывается. Необходимо понимать причины возникновения девиаций и психологические особенности несовершеннолетних, а также особенности их окружения и, в первую очередь, семьи.

         Причины, побудившие проведение данного мастер-класса – многочисленные обращения родителей по проблемам, связанные с недостаточным знанием психологии ребенка (возрастных особенностей, потребностей, типичных форм поведения). Консультация не дает нам возможности дать всю необходимую информацию родителю, повысить уровень принятия ребенка, обучить навыкам взаимодействия с ним.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детско-родительские отношения как фактор психологической безопасности образовательного процесса »





,



Детско-родительские отношения

как фактор психологической безопасности

образовательного процесса

(мастер-класс)




Сушкова Татьяна Викторовна,

социальный педагог

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Валуйки Белгородской области














Пояснительная записка

Родители и педагоги. От согласованности их действий, взаимопонимания, во многом зависит эффективность процесса воспитания и взросления ребенка, становление социализированной, способной к самоопределению личности.

Роль родителей в становлении личности ребенка можно определить, как ведущую и приоритетную. Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества. То, каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение зависит от типа воспитания предпочитаемого в семье.

Одной из проблем семейного воспитания является низкая педагогическая и психологическая компетентность родителей, неумение налаживать правильные отношения с детьми, справляться с ситуациями, когда у детей возникают трудности в учебе, в общении.

Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Именно в это время происходит формирование собственного образа «Я».

Безусловно, семья является главным «барьером», преграждающим дорогу к формированию различных видов девиаций, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему.

Реакцией на неудовлетворение основных потребностей со стороны самого подростка может быть как девиантное поведение, направленное против общества в целом, в том числе, как форма протеста, так и открытая агрессия против определённых людей, в том числе и родителей, аутоагрессия. Родителям, в свою очередь, очень сложно принять и понять такого подростка. Поэтому в семьях нередки детско-родительские конфликты. Неудовлетворенность взаимоотношениями с родителями служит источником психологической травматизации подростков.

Искреннее, открытое, уважительное общение – самое ценное, что может быть в отношениях родителей с подростком, но именно общение часто складывается не так, как нам бы хотелось. Задача настоящей программы – помочь родителям сохранить контакт с ребенком, лучше понимать его и себя, вместе преодолевать трудности взросления, избежать ошибок, чтобы вырастить здоровых и счастливых детей.

Достижение положительных результатов в исправлении поведения подростка оказывается возможным лишь в случае комплексной работы, направленной на коррекцию, как личности подростка, так и отношений в семье, в которой он воспитывается. Необходимо понимать причины возникновения девиаций и психологические особенности несовершеннолетних, а также особенности их окружения и, в первую очередь, семьи.

Причины, побудившие проведение данного мастер-класса – многочисленные обращения родителей по проблемам, связанные с недостаточным знанием психологии ребенка (возрастных особенностей, потребностей, типичных форм поведения). Консультация не дает нам возможности дать всю необходимую информацию родителю, повысить уровень принятия ребенка, обучить навыкам взаимодействия с ним.

Цель мастер-класса: оптимизация взаимодействия подростков и родителей, повышение родительской компетенции в вопросах по преодолению проблемного поведения ребенка в период взросления.

Задачи мастер-класса:

  1. Повышение психологической культуры родителей;

  2. Обучение умению изменять и преодолевать проблемные ситуации с подростками, а также поиск и апробация конструктивных выходов из конфликтных ситуаций;

  3. Активизация процесса восприятия родителями личной семейной ситуации, своей роли в семье;

  4. Создание условий для переосмысления своих стереотипов в воспитании ребенка;

  5. Развитие интернальности – принятие ответственности за свои действия.


Заключение

Критериями эффективности проведённого мастер-класса станут следующие изменения:

  1. Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания подростков и построение взаимоотношений с ними.

  2. Приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками.

  3. Формирование адекватной самооценки в родительской роли.

  4. Оптимизация детско-родительских отношений.

  5. Эффективное и равноправное взаимодействие подростков и родителей, основанное на взаимном уважении.

Оборудование и материалы: аудитория для проведения занятий, музыкальный центр, аудио диски, белая бумага, цветные карандаши, фломастеры, авторучка, бланки анкет, ватман, акварельные краски, кисти, мяч.

Ход мероприятия

1. Упражнение - энергизатор: «Нетрадиционное приветствие»

Цель: приветствие участников группы, создание положительной рабочей атмосферы; знакомство участников группы друг с другом, с предлагаемой работой, её формах, методах, тематике. Общая организация родителей относительно типичных проблем воспитания подростков.

Инструкция. Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника сидящего рядом справа.

Рефлексия. «Как выполнялось это упражнение, что было сложным, а что далось легко?»

2. Упражнение «Правила работы в группе»

Цель: выработка правил работы в группе.

Ведущий. Для того чтобы нам было комфортно и удобно работать в этой группе, чтобы наша работа плодотворно существовала, необходимо выработать общие правила (предлагаются и обсуждаются «золотые правила группы»).

Золотые правила общения:

1. «Здесь и сейчас». Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый раз из участников испытывает в данный момент, так как только через актуальные переживания и через групповой опыт человека может познать себя.

2. «Искренность в общении». Говорим только то, что чувствуем и думаем, только правду.

3. «Стоп». Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно»

4. «Я – высказывания». Высказываться только от своего имени.

5. «Конфедициальность». Информация не выноситься за пределы группы.

6. «Инициатива». На занятиях мы не замыкаемся в себе, принимаем активное участие в обсуждении проблемы.

Ведущий предлагает провести и проанализировать Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). [Приложение 1]

3. Упражнение «Кто я?»

Цель: работа с образцом «Я – концепция».

Инструкция. Участники пишут на листочках от 10 и более определений - ответов на вопрос: «Кто я?» (например, я - мать, я - супруга и т. д.)

Рефлексия. Легко ли было писать о себе? Почему? Часто ли вы задумывались над этим вопросом? Зачем мы задавали этот вопрос, адресованный к себе? Анализ ответов участников на примере одного. Выделение приоритетных «ролей» в жизни личности.

4. Упражнение - игра «Ассоциации»

Ведущий. Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

Вопросы-задания могут быть такими:

  • если семья – это постройка, то она…

  • если семья – это цвет, то она…

  • если семья – это музыка, то она…

  • если семья – это геометрическая фигура, то она…

  • если семья – это название фильма, то она…

  • если семья – это настроение, то она…

Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.

5. Упражнение «Ладошка»

Цель: помочь эмоционально расслабиться и сблизиться.

Инструкция. Обведите на листе бумаги свою ладонь, на каждом пальце напишите по одному качеству, которое вам нравится в себе. Затем вторую ладонь и написать качества вашего ребенка, которое цените в нем.

Рефлексия. Что было легче написать? Какие качества вы бы хотели иметь у себя? У вашего ребенка?

6. Упражнение «Поведение-мишень»

Цель: определение трудностей плохого поведения ребенка.

Инструкция. Родитель должен выделить ту особенность поведения, черту характера, которая приносит наибольшее количество нареканий, беспокоит больше всего. На листочке, разделенном вертикально пополам чертой, вписываются все отрицательные черты поведения ребенка в графу: «Ребенок –Реальный». Участникам предлагается перечень особенностей проблемного поведения подростка. Затем они ранжируются в порядке «остроты» проблемы. Выделяются наиболее важные и серьезные проблемы у ребенка (анализируются родителями). В графу «Ребенок идеальный» ранжируя, вписываются положительные качества, желаемое поведение.

Рефлексия. Что меня беспокоит в поведении моего ребенка (конкретно)? Как я именно реагирую на эту ситуации? Каковы результаты моих усилий? Что необходимо предпринять по выработке положительных качеств в поведении у ребенка?

Затем идет групповое обсуждение личного проблемного поведения ребенка. Выделяются схожие поведенческие проявления подростков, актуальность этих проблем для группы. Вырабатываются индивидуальные способы изменения стратегии поведения взрослых по отношению к поступкам детей. Каждый участник описывает, как он будет добываться своей цели (пошаговое планирование) в выработке положительных, желаемых качеств у ребенка (в колонке «Ребенок - Идеальный»)

7. Упражнение «Никто не знает, что…»

Цель: улучшить атмосферу в группе, сократить дистанцию в общении.

Инструкция. Сейчас мы сядем в круг, и будем бросать друг другу мяч, у кого он окажется тот и будет завершать фразу о своей семье, хорошем позитивном ее опыте, традицию, которая вас радует, сплачивает в месте, объединяет в трудных ситуациях.

Рефлексия. Что нового узнали о членах группы?

8. Упражнение «Вселенная моего Я»

Цель: осознание эмоциональной близости, значимости близких людей, их роли в вашей жизни.

Инструкция. Представьте себя «Планетой» в галактике. Рядом с вами располагаются другие планеты, но на разной степени по удаленности от вас. Эти планеты ваша семья, близкие люди они взаимосвязаны с вами в разной мере. Это вы определите сами. Каждой планете определите форму, цвет по вашему усмотрению. В конце подпишите свои планеты. Определите степень схожести цветовой гаммы, формы и удалённости от центра «Планеты-Я».

Рефлексия. Какие затруднения вызвало это задание?

Какие мысли, чувства при этом вы испытывали?

На примере одного рисунка, каждый анализирует свою «Галактику».

9. Упражнение «9 - й класс»

Цель: активизировать чувства, усилить воспоминания о себе в период взросления.

Инструкция. Пожалуйста, давайте вспомним каждый себя в 9-м классе. Представьте себя в образе животного, изобразите его на листе бумаги. Придумайте небольшой рассказ об этом образе. Опишите чувства, которые возникли у вас при этом.

Рефлексия. Анализ, обсуждение рисунков по методике «Несуществующее

животное».

10. Упражнение «Здравствуй, взрослая жизнь!»

Цель: активизировать эмоции, чувства, мысли, связанные с этим возрастным периодом, для переосмысления жизненного опыта.

Инструкция: Вы - скульптор (по очереди), а все остальные молчаливая глина. Создайте скульптуру: «Здравствуй, взрослая жизнь». Затем участники разбиваются на 2 - 3 подгруппы и «лепят из глины» 3 композиции «идеальная семья».

Рефлексия. Что для вас взрослая жизнь, и с какого возраста (момента) вы стали её вести? Какие чувства вызвали эти скульптуры? Как вела себя «глина» в каждый композиции? Что чувствовала во время ваяния «глина»?

11. Упражнение «Точка отсчета»

Цель: определить степень индивидуальных личностей переживаний связанных со своей семьей (степень социальной, личностной зрелости).

Инструкция. У каждого участника на столе лежат листы бумаги, на которых проведена горизонтальная черта «линия жизни». Нужно вначале этого пути (слева) поставить точку - ваше начало, рождение. Затем подумайте и поставьте еще одну точку дальше на линии - это место где вы сейчас находитесь на жизненном пути. Проанализируйте, какие наиболее важные события произошли у вас между временем появления на свет и сегодняшним днем? Обозначение каждого события как отрицательное или положительное для вас, в вашей семье. ( Поставьте над вертикальными черточками «+» или «-» ). Затем подумайте и представьте, что еще может произойти с вами в дальнейшей жизни. Отметьте также события «вашего будущего». В дальнейшем подводится на примере нескольких участников анализ событий, все подсчитывают « в прошлом» и «в будущем» - положительные и отрицательные события (например, отрицательные события: развод, смерть близких и др.; и положительные события детства, подросткового возраста, период зрелости: свадьба, поездка с семьей на отдых и др.).

Рефлексия. Какого опыта в «прошлом» было больше? ( Каких событий положительных или отрицательных). Какие события существенно поменяли вашу жизнь, и жизнь вашей семьи?

12. Упражнение «Перевоплощение»

Цель: определить соотношение «Я – реального» и «Я - идеального» с идентифицируемыми образами в семье.

Инструкция. Сейчас мы поиграем. Мы живем, постоянно взаимодействуя с окружающими нас людьми. С каждым человеком у нас складываются определённые взаимоотношения. Давайте мы представим наших близких в различных образах: животного, дерева, цветка, сказочного героя, артиста цирка и в цвете. Для этого каждый должен заполнить таблицу, где отобразим желаемый (идеальный) образ человека и действительный (реальный). Например, отвечаем на вопросы: «Если бы я был цветком, то каким и т.д.?»

Рефлексия. Соответствует ли ваше «Я – реальный», вашему «Я – идеальному»? С кем вы себя объединяете в цвете, в образе? Какую социальную роль несет каждый участник этой «семейной сказки»?

13. Упражнение «Признание в любви»

Цель: осознать и выразить свои чувства, признаться в любви своим детям.

Инструкция. Давно ли вы говорили своим детям, что вы их любите? А хотели бы вы это сделать, сказать им о своих чувствах?

Раздаются подготовленные заранее для своих родителей бабочки, цветы (из бумаги), фломастеры. Внутри них пишутся слова любви, благодарности детям. Подписывая от кого это послание.

Рефлексия. Трудно ли было писать слова любви? Какие при этом чувства вы испытывали?

14. Упражнение «Я глазами ребенка»

Цель: определение и осознание индивидуальных особенностей ребенка; родительского влияния на него.

Инструкция. Заполните анкету, оценивая от 0 до 10 следующие параметры:

- на чем акцентируете свое внимание?

0 баллов - на ребенке, 10 баллов - на поведении;

- какие эмоции вы при этом демонстрируете?

0 баллов – отрицательные,10 баллов – положительные;

- когда вы обсуждаете поступок?

0 баллов - немедленно, 10 баллов - позже;

0 баллов - я часто веду себя агрессивно, 10 баллов - я никогда не веду себя агрессивно.

Посмотрите, что у вас получилось, обсудите. Подумайте, в каких случаях вы поступаете оправданно, в каких случаях ваши поступки не связаны напрямую с поведением ребенка. Задумайтесь: вы действительно реагируете на поступки ребенка или реагируете на него самого (то есть, возможно, вас раздражают любые действия ребенка).

Проанализируйте, в какое время суток вы более всего конфликтуете с ребенком, по какому поводу. Вспомните, что вас на самом деле больше волнует (может быть, это бывает утром, когда вы торопитесь на работу, или вечером, когда вы устали). Запишите свои мысли и обсудите упражнение в парах.

Рефлексия. Обсуждение в парах. Если упражнение прошло быстро, или на взгляд ведущих, обсуждение было поверхностным, можно попросить участников вспомнить, как обычно они реагируют на поступки детей (привести несколько примеров).

15. Упражнение «Шиворот навыворот»

Цель: закрепление информации, полученной в предыдущем упражнении, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Разделитесь на группы по два человека. Возьмите по листу бумаги и составьте рекомендации для родителей по воспитанию детей. Название рекомендаций: «Что нужно делать, чтобы потерять доверие ребенка?», «Как отучить ребенка от самостоятельности», «Как занизить самооценку ребенка» и др. Зачитайте их и обсудите.

Рефлексия. Теперь вы можете увидеть, что такие рекомендации позволят родителям понять, что они сами довольно часто выполняют их, не замечая этого.

16. Упражнение «Комплимент»

Цель: эмоционально сблизить участников.

Инструкция. Вы уже достаточно хорошо знаете друг друга. Мы предлагаем вам подумать, какие качества других как родителей вам нравятся. Сейчас вы бросаете мяч любому и говорите: «Мне нравится в тебе как в родителе... » (называете то, что вам нравится). Мяч может побывать у каждого из вас несколько раз. Постарайтесь в каждом найти что-то положительное.

Рефлексия. Это упражнение носит также и диагностический характер и позволяет выделить участников, пользующихся авторитетом, оценить эмоциональное состояние каждого участника, дать возможность вербализовать возникшие мысли и чувства

17. Упражнение «Перенос качеств»

Цель: обратить внимание на неосознаваемое приписывание чужих качеств своему ребенку.

Инструкция. Разделите лист по вертикали на две части. Слева напишите 5 положительных качеств вашего ребенка. Справа 5 отрицательных качеств.

Поразмышляйте над тем, что вы написали. Родился ли он с этими качествами? Когда они появились у него? Есть ли у ваших родных эти качества? А у вас? Вспомните, что вашим родителям не нравилось в вас? Как они боролись, и какой был результат? Назовите «отрицательные» качества другими словами, найдите в них что-то «положительное».

Рефлексия. Что вы чувствовали при написании своих качеств? При написании качеств других? Что было трудней написать?

18. Упражнение «Пойми меня»

Цель: отработать навыки активного слушания.

Инструкция. Разделитесь на пары. Сядьте лицом друг к другу. Сейчас один из вас будет произносить какие-то утверждения, которые кажутся ему верными. Тот, кто слушает, будет выражать свою реакцию на них фразой, начинающейся словами: «Ты имеешь в виду, что...», и дальше повторять высказывание говорящего, чтобы дать ему понять, что смысл произнесённого высказывания понят. После того как выполнили упражнение с одним партнёром, найдите второго партнёра и повторите упражнение.

Рефлексия. Как часто дома возникают ситуации, когда один не понимает другого, и с чем это может быть связано?


19. Упражнение «Театр одного актёра!»

Цель: распознавание особенностей собственного поведения.

Инструкция. Разделитесь на пары. Попробуйте проиграть несколько сценок: попросите мужа вымыть посуду; попросите ребёнка вынести мусор; попросите у подруги одолжить вам наряд; поговорите со свекровью по телефону; попросите у начальника отпуск. Один из вас будет играть самого себя, а другой - все остальные роли. Задача - внимательно все слушать и по окончанию проигрыванию всех сценок дать обратную связь: в какой ситуации вы были «взрослым», «ребёнком», «родителем». Потом поменяться ролями и повторить проигрывание.

Рефлексия. Вариант проведения - попросить партнёра только отметить, какое взаимодействие было искренним и приятным, а какое взаимодействие хотелось прервать и почему.

20. Упражнение «А я делаю так!»

Цель: обменяться опытом удачного взаимодействия с членами семьи.

Инструкция. Подумайте и запишите, что помогает вам общаться с членами своей семьи, а что мешает.

Рефлексия. Обсуждение работы: подводя итоги, можно обратить внимание на то, что в каждой семье свои правила и законы, которые должны соблюдаться к каждому члену семьи, а также есть индивидуальный. Опыт взаимодействия набирается с годами и передаётся из поколения в поколение (даже негативный!). Чем больше положительной отдачи от членов семьи, тем приятнее и легче с ними общаться. Личный пример - великая вещь!

21. Упражнение «Конфликт»

Цель: получение представления об особенностях собственного поведения в конфликтных ситуациях.

Инструкция. Вспомните конфликт, который произошёл в вашей жизни за последнее время. С каким животным вы можете сравнить своё поведение в этот момент? Покажите, пожалуйста, это животное.

Рефлексия. Как вы чувствуете себя в образе изображённого животного? Каким животным хотелось бы быть в данной ситуации?

Ведущий. Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других - затаённой обидой, а бывает, что и настоящим «сражением».

Как же конструктивно решать проблемы?

Вспомним, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми;

Что создаёт конфликтную ситуацию?

Какие чувства при этом вы испытываете?

А какие чувства испытывают ваши дети? (обсуждение).

Очевидно, что причиной является столкновение интересов сторон. Возможны следующие варианты исхода конфликта:

Первый вариант – выигрывает только родитель. Что происходит с ребенком? Он сломлен, побеждён. Ему показан пример поведения: «Всегда добивайся того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого».

Есть и дугой способ - мягко, но настойчиво требовать от ребёнка выполнения своего желания. Это действие сопровождать объяснениями. Тогда усвоится другое правило - «Мои личные интересы не в счет, все равно придётся делать то, что хотят родители».

Второй вариант - выигрывает только ребенок. «Мир любой ценой». Родители избегают конфликта. Проигрывают родители и «образец неправильного» поведения на лицо.

Третий вариант - лучше найти компромиссное решение, которое станет «сотрудничеством» между удовлетворением потребностей двух сторон.

Какой бы вариант решения споров вы не выбрали, всегда должны помнить, что дети «впитывают» как «губки» тип поведения. В своей дальнейшей жизни они, вероятно, поступят так же, как вы их научили.

22. Упражнение «Семья – в лучах солнца»

Цель: закрепление положительной динамики в семье. Установка на реализацию приобретенных умений и навыков на занятии.

Инструкция. Звучит мобилизирующая музыка. Участникам предлагается нарисовать на листе ватмана одно огромное солнце (символизирует семью), а на лучах его написать фразы-установки, позитивные намерения каждого, пожелания семье.

У каждого человека есть право обрести счастливую семью, есть право быть счастливым в семье. Давайте каждый подумает и определиться с основными целями, которые вы будите решать в ближайшее время в семье. Какие коррективы вы внесете в семью? Что для этого нужно предпринять?

Что вы испытывали, когда приняли решение «реконструировать»?

Рефлексия.

- Сможете ли вы реализовать свои планы по укреплению взаимопонимания в семье?

- Кто может помочь вам осуществить их? (коллективное обсуждение записей).

- Совпадают и ваши желания с реальными возможностями?


В конце мастер-класса звучит веселая музыка, и участники надувают разноцветные воздушные шары с пожеланиями участникам и дарят их друг другу.

Ведущий. Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь полученную извне. Если детей одаривают в семье любовью, то и они ее вам вернут. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать. Говорите своим детям чаще ласковые слова, слова любви к ним! Чаще обнимайте, искренне и с интересом расспрашивайте о прошедшем дне. Дети должны точно знать, что его. Семья всегда с ним, в любых ситуациях окажет поддержку, поймет. Он - единственный и неповторимый, личность!

Желаю успехов вам и крепкой и дружной семьи!


Список используемой литературы

  1. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. – Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб. Питер, 2003 (Серия эффективный тренинг).

  3. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.: ил. (Серия «Практическая психология»).

  4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2003. – 319.

  5. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Авт. – сост. Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. – (Классному руководителю).















Приложение 1

Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: "принятие-отвержение", "кооперация", "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация". В экспериментальной и контрольной группах также 1 были получены значимые факторы: 3 - в экспериментальной, 4 - в контрольной и 2 - в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью - "маленький неудачник". На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.


Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка-эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,52,53, 55,56,60.

2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25,31,34,35,36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41,58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50,57,59.

5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

- отвержение,

- социальная желательность,

- симбиоз,

- гиперсоциализация,

- инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сушкова Татьяна Викторовна

Дата: 15.08.2015

Номер свидетельства: 225473


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства