Тренинг способствует формированию навыков взаимодействия родителей с детьми в процессе непосредственного общения, раскрытию уникальности и неповторимости личности каждого участника; направлен на активизацию воспитательных умений родителей, актуализацию чувства единения в диаде «мать—ребенок», оптимизацию детско – родительских отношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- способствовать формированию навыков взаимодействия с детьми в процессе непосредственного общения;
- содействовать раскрытию уникальности и неповторимости личности каждого участника;
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Оборудование: колокольчик, обручи, цветные ленты, карточки с овощами и фруктами, маска для «коршуна», салфетки 4-5 цветов,нитки, фольга, записи релаксационной и веселой музыки.
Ход занятия
1.Приветствие «Колокольчик зовёт»
(Психолог приглашает всех в круг)
- Колокольчик поёт
Всех друзей в наш круг зовёт
Маму за руку бери
Поскорее в круг веди
Своё имя назови,
В колокольчик позвони
(«Добрый день! Меня зовут Татьяна Васильевна. Я рада Вас видеть. «Дин – дон»).
Слева друг и справа друг
Улыбнёмся всем вокруг!
(Все друг другу улыбаются)
2. Упражнение «Дождик»
Цель: сплочение группы.
(Участники хлопают по коленкам в ритме, заданном психологом).
Психолог:
- На что это похоже?
- Давайте представим себе, что это весенний дождик. Почки набухают, появляется первая травка, запели птички… В теплом уютном гнездышке зашевелилось яйцо…
- Почему оно зашевелилось? Кто подскажет?
3. Упражнение «Яйцо»
Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия.
(Мама играет роль скорлупы, а ребёнок - птенца. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садится сзади, обхватывает ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка.)
Психолог:
- Птенцу хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Птенец пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, птенцу становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее птенец. Она крепко держит, но птенчик не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего птенца. Еще чуть-чуть… и вот птенец на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся, посмотрел вправо-влево - всё ему здесь незнакомо. Страшновато стало птенчику, сжался он в комочек, как будто спрятался в скорлупе. Но тут он почувствовал прикосновение, поглаживание по крыльям, спинке… Оглянулся он и увидел свою маму, которая ласково ему улыбается и приветливо кивает головой. «Здравствуй мама!» - пропищал птенец. А мама улыбнулась и обняла своего птенчика. А потом научила его быть вежливым и приветливым. Птенец узнал, что приветствовать друг друга можно по – разному.
4. Упражнение «Слушай хлопки»
- Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга по-разному.
Будьте внимательны, слушайте мои хлопки. Когда я хлопну один раз, вы будете здороваться носиками, два раза - щёчками, три раза - обнимаетесь.
От этого птенчик ощутил тепло, нежность, спокойствие и довольный, устроился в своем гнездышке.
5. Упражнение «Послушный - непослушный»
Цель: психоэмоциональная разрядка.
Мамы сидят на ковре, дети — спиной к ним, между ногами.
- Птенчики, как и детки, бывают послушными и непослушными. Когда птенец непослушный, он стучит ногами, машет руками — мама его крепко держит, обняв сзади. Когда послушный, мама его гладит по головке, обнимает.
(Выполняется по команде).
6. «Укрась гнёздышко»
- Мамы с птенчиком любят проводить время в своих домиках – гнёздышках, в которых чисто, тепло и уютно.
(Психолог раскладывает обручи по краям ковра, мама и ребёнок становятся вовнутрь)
-А чтобы гнёздышки были ещё и красивыми, они украшают их разноцветными ленточками (украшают ленточками.)
7. Игра «Коршун»
Цель: развитие чувства безопасности.
- Мама не всегда может находиться рядом с птенчиком в гнёздышке. Иногда она отлучается по своим делам, наказав птенцу, чтобы он не покидал гнездо, потому что ещё неокрепшему птенцу может грозить опасность, например коршун может унести.
(Мамы покидают «гнёздышко»).
- Но птенчик очень любопытный, он отлучается от гнезда: ходит по полянке, изучает каждый кустик, пробует на вкус всё, что ему попадается.
(Звучит веселая музыка. Дети - птенцы бегают, прыгают, веселятся).
(Звучит тревожная музыка).
- Но птенцы чувствуют опасность и собираются в кружок – вместе не так страшно.
(Дети – птенцы собираются в кружок, сжимаются, изображают эмоцию страха).
- Но когда они видят коршуна, который летит на охоту, то все разбегаются по своим гнёздышкам - к мамам, которые уже волнуются и ждут их.
(Когда появляется «коршун», дети – птенцы бегут в «гнёздышки», а мамы – птицы их прижимают, обнимают).
- В гнезде птенцы чувствуют себя в безопасности. Они понимают, что мама - это поддержка, опора и их защита, без мамы им ещё рано покидать гнездо.
8. Игра «Обзывалки»
Цель: учить выплескивать гнев в приемлемой форме.
- Птенцы стараются слушаться маму. Но когда им что-то не нравится, они злятся и не хотят слышать, а тем более делать то, что говорят взрослые. А иногда, сильно рассердившись, могут даже начать ругаться, тем самым обижают своих любимых родителей и ссорятся с ними.
- Ребята, вы знаете таких детей?
- Чтобы с вами такого не произошло, мы поиграем в игру, которая научит вас сердиться «культурно».
- Выбирайте карточку. Сейчас вы будете обзывать друг друга разными овощами и фруктами, но говорить эти слова надо сердито. Начинайте так: «А ты-ы… морковка!»
(Игра проводится в паре «родитель – ребёнок»).
- А сейчас те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно-ласкательной форме, то есть ласково: «Ах ты, морковочка»
- Вот так-то лучше. Такие теплые и дружеские отношения и должны быть в семье. Тогда появляется хорошее настроение и желание делать что – то приятное друг для друга.
9. Совместная работа «Куклы из салфеток»
Родители и дети совместно изготавливают куклу из салфеток и рассказывают о ней, опираясь на вопросы:
- Как зовут вашу куклу?
- Какой у неё характер?
- Чем она любит заниматься?
- Что с ней произошло однажды?
- Чем она может быть полезна вашей семье?
10. Рефлексия
- В руки колокольчик возьму, что я чувствую, скажу.