Просмотр содержимого документа
««Дети с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут, как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья."»
«Дети с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут, как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Sand-play терапия. Техники работы с песком.»
(семинар-практикум)
Повестка дня:
Дети с ОВЗ. Дети с ОВЗ и дети инвалиды, в чем разница. Классификация детей с ОВЗ. Образовательный маршрут.
Sand-play терапия. Техники работы с песком.
Цветотерапия песком. Мастер класс.
По первому вопросуслушали педагога-психолога Березину М.В., которая ознакомила присутствующих с основными нормативными документами, на основании которых строится работа с детьми, имеющими ограниченные возможности, раскрыла понятие ребенка с ОВЗ. Новый подход к образованию предусматривает совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов:
Национальная доктрина образования РФ,
Концепция модернизации российского образования,
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
По статистическим данным людей с инвалидностью около 11 млн.,
детей с инвалидностью до 18 лет 620 300,
детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн.
Определяют ребенка с ОВЗ, когда психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) устанавливает, что:
· у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии;
· ребенку необходимо создать специальные условия получения образования.
При этом дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95.
Таким образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок- инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.
Классификация детей с ОВЗ
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Далее все участники РМО были объединены в рабочую группу для построения примерного образовательного маршрута ребенку с ОВЗ. Обсуждались направления деятельности всех специалистов сопровождения.
По второму вопросу слушали выступление педагога-психолога Ветлужской школы-интернат Иноземцевой Л.В., которая ознакомила участников РМО с песочной терапией (Sand-play терапия). Было отмечено, что песочная терапия способствует не только развитию мелкой моторики, но и интеллектуальному развитию в целом. Эту технику хорошо применять при работе с детьми с ОВЗ. На первоначальных этапах используется техника «рука в руке», а затем добавляются различные подручные материалы. Сначала работа выполняется на темном столе, а затем с подсветкой. Выполняются первоначально простые картины: природа, овощи и т.д. в соответствии с тематикой, затем картины усложняются. В процессе работы происходит развитие чувства внутреннего контроля, озвучиваются правила работы. Иноземцева Л.В. ознакомила с литературой по данной теме (Элизабет Крейри «Я злюсь», «Я волнуюсь», Кузуб, Осипук «В гостях у песочной феи», Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке», «Коррекционно-развивающие и адаптирующие игры»)
Педагог-психолог Березина М.В. показала мастер класс по изготовлению цветного песка и его применению в работе социально-психологической службы. Чувства, эмоции, состояние – это очень важно в нашей работе. Если эмоции не выражать, они будут разрушать нас.
РЕШЕНИЯ:
Использовать в практической деятельности материал, представленный на заседании методического объединения. Изучить нормативные документы по работе с детьми с ОВЗ.
Изучить подробнее техники работы с песком, применять в своей практической деятельности.