Просмотр содержимого документа
«Деловая игра для родителей «Роль семейной истории в формировании воспитательного стиля матери». »
Асауова Гульнара Локмановна
Западо- Казахстансткая область, Теректинский район, п Федоровка, методист отдела образования Теректинского района .
Тема: «Роль семейной истории в формировании воспитательного стиля матери».
Цель: способствовать формированию воспитательного стиля матери;
создать условия для осознания роли семейной истории в воспитании ребенка;
повысить мотивацию родителей в решении обсуждаемой темы.
Задачи: выявить стиль воспитания у матери через семейные истории;
Содействовать развитию семейного творчества и сотрудничество семьи и школы;
Оборудование и материалы; карточки с тестовыми вопросами и педагогическими ситуациями, ручки, цветные карандаши и краски, бумага, плакаты, салфетки , фишки 4 цветов, мелкие игрушки, музыкальное сопровождение.
Форма проведения: Мероприятие в рамках Дня Семьи – деловая игра с элементами тренинга.
Прогнозируемый результат: сформировать представление родителей о влиянии воспитательного стиля матери на детей через совместное обсуждение различных ситуаций и историй семьи; привлечь родителей к активному участию в жизни класса и школы.
Подготовительный этап: видео интервью детей о маме, оформление класса рисунками детей «Моя мама лучшая на свете», в начале занятия разделить родителей на группы с помощью разноцветных фишек.
Ход игры: Звучит музыка из передачи «Моя семья».
Вступительное слово психолога: « Добрый день дорогие родители! Я рада вас приветствовать на нашем собрании, которое проводится 15 мая в рамках проведения Дня Семьи в нашей школе. Собрание пройдет в виде деловой игры с элементами тренинга. Тема нашего собрания « Роль семейной истории в формировании воспитательного стиля матери». Большую роль в формировании семьи, её укреплении и становлении играет воспитательный стиль матери. У каждой свой стиль воспитания, своя позиция и отношения.
№
Типы любви и позиции
характеристики
1
Действительная любовь
Симпатия, уважение, близость.
2
Отстраненная любовь
Симпатия, уважение, дистантность.
3
Действительная жалость
Симпатия, неуважение близость.
4
Снисходительное отстранение
Симпатия, неуважение, дистантность.
5
Отвержение
Антипатия, неуважение, дистантность .
6
Презрение
Антипатия, неуважение, близость.
7
Преследование
Антипатия, уважение, близость.
8
Отказ
Антипатия, неуважение, дистантность .
Сейчас я вам коротко расскажу о тех позициях и типах любви, которые присутствуют у родителей по мнению кандидата психологических наук, доцента МПГУ, директора психологического консультативного центра «СемьЯ» г. Москва Натальи Афанасьевны Цветковой.(показ слайда №1).
Ещё перед началом нашего собрания вы поделились на группы. Сегодня мы будем работать в группах и с помощью различных методов и приёмов выявим стили воспитания мам нашего класса, как влияет семейная история на его формирование.
Упражнение «Свеча» Сейчас я попрошу вас встать в круг и передавая друг другу зажженную свечу , вспомнить детство и рассказать о своей маме. Скажите то, что вы считаете особенно важным и нужным. Как с вами вела себя ваша мама? Вы также общаетесь со своими детьми?
Упражнение «Какая я дочь?» Данная методика Г. В. Новиковой позволяет диагностировать стиль общения с родителями и осознание свои чувств и позиций. На столах разложены мелкие предметы: конфеты, роза, лопатка, камень, вишенки, клубничка, сухари, деревце, маленькие игрушки - лев, заяц , лягушка, клей , веревка, бусы. Предметы разложены по кругу и каждый имеет свое значение. Возьмите предмет и расскажите, почему вы его выбрали, трудно или легко вам было сделать свой выбор.
Тест «Какая я мама?» Кому же не хочется получить ответ на данный вопрос! Именно поэтому предлагается этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.
№
Вопросы
баллы
1
Сколько раз тебе повторять?
2
2
Посоветуй мне пожалуйста.
-
3
Не знаю, что бы я без тебя делала.
1
4
И в кого ты только такой уродился?
2
5
Какие у тебя замечательные друзья.
1
6
Не смей этого делать.
2
7
Подумай, может быть можно поступить по -другому.
2
8
Я в твое время!
2
9
Ты моя опора и помощник (ца)
1
10
О чем ты только думаешь!?
2
11
Какая ты у меня умница!
1
12
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
1
13
У всех дети как дети , а ты…
-
14
Какой ты у меня сообразительный!
-
Посчитайте общее количество баллов. Конечно, вы понимаете, что наша игра, лишь намек на действительное положение дел. Ведь, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности!
Сумма баллов от7-8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытка перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
Сумма 10 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Видеоинтервью. А сейчас я хотела ,чтобы вы послушали видеоинтервью с вашими детьми о вас.
Решение педагогических ситуаций. Очень часто родители сталкиваются со сложными ситуациями, в решении которых нужен опыт семейной истории. Сейчас я вам раздам карточки с ситуациями, подумайте как их можно разрешить используя свой семейный опыт. Может у вас в семье были такие и как вы их решили. Обсуждение в течении 5 минут, затем мы послушаем ваши ответы. Можно обыграть данные ситуации.
Мама приходит вечером с работы, а в квартире все разбросано. Реакция мамы. Примерный ответ: «Мне становится неловко когда гости видят неубранную квартиру Чистая и прибранная она выглядит гораздо лучше». Другие команды могут предложить свои варианты ответов.
Классный руководитель жалуется на частые пропуски вашего ребенка без уважительной причины. Ваши действия?
Примерный ответ: « Сегодня звонил классный руководитель по поводу твоих пропусков. Мне было очень стыдно. Я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом».
На часах 23-00 дочь Лена – старшеклассница пришла поздно домой. Мать не находила себе место и на пороге встретила дочь словами….
Примерный ответ: «Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договорились, я очень волнуюсь. Мне хочется видеть тебя дома к 10-00часам вечера. А в особых случаях мы можем договорится отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно».
Сын приходит после уроков домой , бросает портфель с криком «Не пойду я больше в эту школу…»
Примерный ответ: «Ты не хочешь ходить в школу, ты расстроен. Мы тебя понимаем , мы бы тоже были расстроены. Но как же быть с образованием, ведь ты должен его получить».
Каждый стол предложил свои решения. Эти решения отражают те позиции и типы любви и воспитания, о которых мы
Работа в группах упражнение «Бумажные куклы из белой салфетки». Методика Лебедевой Людмилы Дмитриевны способствует развитию навыков самовыражения чувств и эмоций. Инструкция: «Необходимо сделать из салфетки куклу. Дать ей имя и рассказать семейную историю, которая вспомнилась в данное время. Расскажите историю в группе, а потом если есть желание всем. Задайте кукле вопрос , что вы чувствовали в это время. Что вы чувствовали, вспоминая семейную историю. Как она повлияла на вас и ваш стиль воспитания.
Методика «Дерево ценностей». Данная методика доктора психологических наук Кристине Мартинсоне позволяет выявить приоритеты семейных ценностей для каждой семьи. Инструкция: с помощью карандашей нарисуйте большое дерево с корнями, стволом, ветвями и листьями. На дереве напишите жизненные ценности вашей семьи помогающие вам в воспитании и являются ресурсами вашей семьи. На корнях дерева обозначьте наиболее важные жизненные ценности в вашей семье, более второстепенные на стволе, не значительные на ветках и листочках.
Последнее задание на сегодня для вас «Составление заповедей родителей». Подумайте и проанализируйте все то, что мы сегодня делали и составьте заповеди родителей. Запишите их на плакате. Каким должен быть родитель и в частности мама. Защита заповедей от каждой группы.
Заключительное слово психолога. Мама самый нежный, самый добрый и любимый человек на земле для всех людей. Сегодня мы с вами в очередной раз в этом убедились, вспоминая ваши отношения со своими мамами, семейные истории, составляя заповеди родителей. Надеюсь, что наше собрание подвигнет вас еще раз задуматься над своим стилем воспитания, своей позицией в отношении детей. Ну а то, что дети вас любят, они подтвердили с помощью своих рисунков. Посмотрите на доску, на ней размещены рисунки ваших детей. Подойдите к доске , найдите рисунок своего ребенка. Это их подарок вам. Спасибо. До скорой встречи!