Просмотр содержимого документа
«Деловая игра с элементами тренинга "Гармония в общении"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
г. Железногорска Курской области
Деловая игра с элементами тренинга
по построению эффективного общения и взаимодействия в семье
«Гармония общения».
Подготовила педагог- психолог Леухина Елена Николаевна
Деловая игра с элементами тренинга
по построению эффективного общения и взаимодействия в семье
«Гармония общения».
Цель: подготовка педагогов к пониманию отношений партнерства и сотрудничества в работе с родителями через успешное решение педагогических задач, упражнений и ситуаций. Развитие педагогического такта, умения убедить.
Приветствие (…….).
Вступительное слово
Уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети.
Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.
Вы знаете, что жизнь в семье невозможна без общения (между мужем и женой, между родителями и детьми) общение в семье демонстрирует отношения членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией, духовный контакт.
Главное в установлении диалога – стремление к общим целям, совместное видение ситуации, ограничения совместных действий.
Основная часть
Игра «Хлопок»
Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней ( ВАЖНО! Взаимодействие учителя и родителя, родителя и ребенка).
Итог. Ребенок любит своих родителей и нуждается в их ласке и любви, и если мамы и папы хотят видеть своих детей счастливыми и часто улыбающимися, то они в свою очередь, несмотря ни на проблемы на работе, ни на неудачи в личной жизни, должны привносить в жизнь своих детей положительные эмоции.
Ув. Родители, как часто мы разговариваем со своими детьми?
Мы приходим домой после работы обессиленными.
Порой, нам хочется просто помолчать…
Но мы не должны забывать, что в нашем доме есть ребенок, который нуждается в общении с вами.
Каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он.
Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его.
Предлагаю вам поиграть в игру «Кокон», которая покажет к чему приводит частое «НЕТ» родителей в общении с детьми.
Ход игры:
Выбираются два человека, один играет роль «родителя», второй – «ребенок».
Вы приходите усталые домой, не дав вам прийти в себя, ребенок хочет рассказать вам о прошедшем дне. Ваш ответ: «Нет, не сейчас».
«Ребенку» завязывают рот.
Ребенок хочет вам в чём – то помочь по дому, но вы отказываетесь. «Ребенку» завязывают руки.
Не зная, чем себя занять, ребенок начинает носиться кругами по квартире. Вы ругаете его за шум и топот (завязывают ноги).
Бедному ребенку остается, только молча сидеть и слушать разговоры взрослых. Вы опять его ругаете (завязываются уши).
Ребенок, теперь молча, сидит и смотрит телевизор. Но вы говорите, что пора спать или он смотрит не те передачи (завязываются глаза).
Не развязывая спросить родителя: - Ну и как, вам нравится? - Что вы хотите развязать в первую очередь? (учитель спрашивает и постепенно развязывает участника упражнения).
Обсуждение.
-Что вы чувствовали во время упражнения?
-Какие выводы вы сделали?
Далее спрашивается у остальных родителей, наблюдавших со стороны.: -А что вы чувствовали, что наблюдали со стороны?
Общение с ребенком должно быть не менее 20 минут в день. В это время не входит выполнение домашних заданий, ужин и т.д.
Давайте поиграем ещё в одну игру «Ребенок пришел из школы». Пусть одни из вас будут «родители»,а другие «детьми».
Наша задача: «вытянуть» из ребенка максимум информации о том, как прошел его день, что нового произошло в школе, в классе и т.д.
Наша задача: «вытянуть» из ребенка максимум информации о том, как прошел его день, что нового произошло в школе, в классе и т.д.
Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорил о положительном и интересном в отношении школьной жизни. Спрашивайте: «Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?, В какие игры вы играли?, С кем ты подружился в классе?» вместо вопросов: «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?, «У кого самые плохие оценки?» «Какие у тебя оценки?» «Какое поведение у тебя на перемене?».
Обсуждение.
Какая форма общения с ребёнком вам ближе, какую чаще используете в общении с ребёнком, какие чувства испытывали, находясь в роли ребёнка в 1 и 2 ситуации. Какие выводы мы можем сделать?
Хорошее воспитание требует времени для общения с детьми, чтобы быть с ребенком наедине, поговорить с ним по душам. Именно это и отличает настоящих родителей от обычных, заботливых от безразличных.
Завершение и подведение итогов
Сегодня в рамках нашей встречи мы коснулись одного из важнейших вопросов воспитания – общения в семье.
Завершить нашу встречу хочу сказкой.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как стать синим.
Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.
Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета,
а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.
Так проходил день за днем, и вот…
Что же было дальше? Что за сказка без конца?
Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки.
Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Рефлексия.
Ув. Родители благодарю вас за участие и откровенность. Всем желающим предлагаю высказать своё мнение, пожелания, замечания, напутственные слова о нашей встече.
В заключении я предлагаю вам следующее
«Коробочка пожеланий»
Всем участникам заранее раздаются подготовленные листочки и предлагается написать то, что ему хотелось бы пожелать присутствующим на занятии, при этом ни к кому конкретно не обращаясь, и опустить листок в коробочку - пожеланий.
Затем ведущий перемешивает в коробке все пожелания, и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.