Одна из серьезных жизненных проблем, первая с которой сталкиваются старшеклассники - выбор будущей профессии. Каждый молодой человек задает себе вопрос «Какую профессию выбрать?».
Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути и получение информации о мире профессий.
Задачи:
Познакомить с разными видами профессий.
Подготовить учащихся к выбору профессии.
Воспитывать уважение к разным профессиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Брифинг «МИР ПРОФЕССИЙ И Я»»
Агупова Юлия Юрьевна
практический-психолог
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №21 города Макеевка»
«Открытое мероприятие для детей»
Брифинг – «Мир профессий и Я»
Пояснительная записка
Одна из серьезных жизненных проблем, первая с которой сталкиваются старшеклассники - выбор будущей профессии. Каждый молодой человек задает себе вопрос «Какую профессию выбрать?». И здесь наступает тот момент, когда главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор. Который будет соответствовать интересам, ценностным установкам, способностям и возможностям, требованиям. Начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем зависит от правильного выбора сделанного старшими подростками.
Планируя работу по профориентационной подготовке необходимо учитывать особый, сложный характер проблемы приобретения учащимся основной школы первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута.
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации должно рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Основной задачей педагога-психолога является - помощь ребенку в выборе профиля дальнейшего обучения. Педагог-психолог реализует программу психологического сопровождения профессиональной ориентации обучающихся старшей ступени школы.
Мероприятие ориентированно на обучающихся старших классов и призваны помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути и получение информации о мире профессий.
Задачи:
Познакомить с разными видами профессий.
Подготовить учащихся к выбору профессии.
Воспитывать уважение к разным профессиям.
Участники: 11 класс
Материально-техническое оборудование: класс, листы формата А4, ручки, фломастеры, , ножницы, клей, скотч, цветная бумага, заготовленные карточки с профессиями.
Продолжительность: 45 минут
Участники распределяются на 2 команды. Заранее приглашается жюри для оценки выступлений, подведения итогов мероприятия и награждения команды-победительницы.
Условия оценки: за правильный ответ команде присуждается балл
Ход мероприятия
Педагог-психолог. В настоящее время насчитывается около 40 тысяч профессий. По 500 профессий ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Давайте вспомним устаревшие профессии (слайд 3-7). Но есть такие профессии, которые существуют тысячелетия и будут продолжать существовать. Какие? (врач, педагог, пекарь, водитель).
Давайте вспомним, какие профессии существуют. Для этого мы с вами поиграем, разделимся на 2 команды. Придумайте своей команде название и представьте ее (каждая команда представляется).
Представление жюри.
Педагог-психолог. Начнем игру.
Задание 1. Профессии известных людей (слайд 8)
Каждой команде предоставляются карточки, на которых в первой стопке напечатаны фамилии известных людей, а во второй их профессия, вам необходимо соотнести их. Будьте внимательны, у некоторых известных людей была не одна профессия (продолжительность 5 минут).
1 команда (приложение 1)
Ч. Чаплин – актер
Г. Шлиман – археолог, путешественник
М. Т. Калашников – конструктор оружия
Виктор Цой — кочегар
Т. Титов – космонавт
Н.В. Склифосовский – медик
П. Карден – модельер
П. Шаляпин – певец
Н.И. Лобачевский – математик
2 команда (приложение 1)
С.В. Рахманинов – композитор
С.П. Королев – конструктор ракет
Бенджамин Франклин - журналист и изобретатель
А. Эйнштейн – физик
К.С. Малевич – художник
В.П. Чкалов – летчик
Б. Гейтс – компьютерщик
Михаил Галустян — учитель истории и права
И.В. Мичурин – селекционер, ботаник
Проверим Ваши ответы (слайд 9,10)
Педагог-психолог. Молодцы! Приступим к следующему заданию.
Задание 2. Профессия на букву (слайд 11)
Командам предлагаются буквы. Задача участников – назвать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно предлагать не больше 5 букв (приложение 2). За ответ группа получает балл (продолжительность 5 минут).
1 команда
А В Д Р М
2 команда
Б Л Н Т П
Педагог-психолог. Вы хорошо справились с заданием! Приступим к следующему. Вам на листах даны названия профессий, необходимо дать ее описание.
Задание 3. Расшифруй название профессий (слайд 12, приложение 3)
(продолжительность 5 минут).
1 команда (для проверки слайд 13)
Альтисты – музыканты, играющие на альте
Спелеолог – изучает пещеры
Берейтор – специалист по обучению лошадей и верховой езде
Бондарь – изготавливает бочки
Гравер – делает надписи на изделиях из металла, стекла, пластика
Девелопер – это одна из специализаций профессионала по операциям с недвижимостью (заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, «привязывает» проект к участку, строит объект)
Инквизитор (следователь) - судья инквизиции
Крупье – банкомет в игорном доме, ведёт игру, выдаёт участникам их выигрыш и забирает проигранные ставки.
2 команда (для проверки слайд 14)
Пиццейоло – это повар-специалист по изготовлению пиццы.
Коммивояжер – разъездной агент торговой фирмы, предлагает покупателю товары, по имеющимся у него образцам, каталогам
Букмекер – принимает денежные ставки при игре на скачках и бегах
Вальвеолог – специалист занимающийся вопросами сохранения здоровья человека
Аудитор – проверяет финансовую деятельность предприятий
Фитодизайнер – составляет композиции, картины из цветов и растений
Педагог-психолог. Замечательно! И мы переходим к следующему заданию.
Задание 4. Пословицы о труде(слайд 15) (продолжительность 5 минут).
В этом задании Вам необходимо найти соответствующую половину пословицы (приложение 4).
1 команда
№
Первая часть пословицы
Буква
Вторая часть пословицы
1
Труд, труд и труд –
А
вот три вечных сокровища
2
Мастерство тому дается,
Б
а людей в делах.
3
Деревья смотри в плодах,
В
чтоб не кряхтеть при ходьбе.
4
Бери всегда ношу по себе,
Г
а один топор берут.
5
В лес идут,
Д
так и ломтя не видать.
6
На полатях лежать,
Е
кто весь делу отдается.
2 команда
№
Первая часть пословицы
Буква
Вторая часть пословицы
1
Стирала – не устала,
А
она кормилица.
2
Держись за соху:
Б
палат каменных.
3
Была б лишь охота –
В
наладится каждая работа.
4
Не за свое дело не берись,
Г
будет урожай большой.
5
От трудов праведных не нажить
Д
выстирала – не узнала.
6
Поработает бригада с душой –
Е
а за своим не ленись.
Задание 5. Профессия в песне (слайд 18)
Командам дается 1 минута 30 секунд, чтобы вспомнить и записать песни, в которых упоминается о какой-либо профессии. Какая из команд назовет больше песен и получи 1 балл (приложение 5).
Педагог-психолог. И в этом задании одержала победу команда (название команды)
Задание 6. Самая-самая (слайд 19)
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данные характеристики. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?
Участникам предлагаются следующие характеристики (приложение 6):
Самая сладкая профессия;
Самая зеленая профессия;
Самая детская профессия;
Самая волосатая профессия;
Самая смешная профессия;
Самая общительная профессия;
Самая серьезная профессия.
Каждая команда дает свои варианты ответов.
(Жюри фиксирует и оценивает ответы команд)
Педагог-психолог. В следующем задании необходимо подумать и привести синонимы к предложенным Вам профессиям т.е., как по другому можно назвать эту профессию. На задание отводится 2 минуты.
Педагог-психолог. Давайте проверим ваши способности сочинять стихи.
Задание 8. Я поэт (слайд 23) (продолжительность 5 минут).
От каждой команды выдвигается 1 человек для следующего задания. Этому человеку необходимо придумать небольшое стихотворение или рассказ, используя следующие слова: работа, деньги, лень, отпуск, родители, друзья, профессия, рыбалка, день, школа.(приложение 8)
Педагог-психолог. Итоговое задание будет творческим.
Командам предлагается нарисовать все необходимое снаряжение для следующих профессий:
1 команда
Шахтер
2 команда
Сапёр
Педагог-психолог. Молодцы (название команд)! Хорошо поработали, справились со всеми заданиями. Пора подвести итоги и посмотреть, какая из команд выиграла.
Педагог-психолог. Пока жюри подводят итоги, давайте представим, что вы пришли устраиваться на работу. Какие документы нужно взять с собой?
- Что такое трудовой договор?
- За что работодатель может разорвать с вами трудовой договор?
- Как вы понимаете, что такое трудовая дисциплина.
Подведение итогов (слайд 26)
Занятие заканчивается подведением итогов, поздравлением и награждением команды – победительницы. Жюри отмечает командные успехи и индивидуальные (особо отличившихся детей при выполнении заданий).
Литература
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М., Педагогика 1980.
Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. – М., 2005.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9-х классах.- Ростов н/Дону: Феникс, 2006
3. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. – М., 2006