Просмотр содержимого документа
«Авторизированная программа адаптационных встреч для детей с ОВЗ "Ты не один"»
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО
на заседании методического
объединения педагогических
работников ГБУ Реабилитационный
центр для детей с ограниченными возможностями здоровья городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
______________________________
«___»____________________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ Директор
ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья городского округа Город Уфа
Республики Башкортостан
___________________Р. К. Минибаев
«___»______________2016 г.
Коррекционно – развивающая программа –
«Волшебный мир сенсорной комнаты»
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила:
Голуб А.Ю.
Уфа-2016
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами, вкусами, чувствами и находит свое отражение в многообразии свойств отдельных предметов и явлений. Маленькому ребенку первоначально сложно ориентироваться во внешнем мире, он старается исследовать, познать, изучить все, что его окружает, и только так получает бесценный опыт и необходимые знания о свойствах предметов и явлений.
Для ориентировки во внешнем мире у человека есть органы чувств и специальные психические процессы: ощущение и восприятие. Ребенок, находясь в постоянном взаимодействии с окружающими предметами, изучает их частные свойства и характеристики, постепенно формируя общие представления о понятиях, что создает предпосылки для становления его собственной картины мира.
В процессе исследования внешнего мира, развивающийся в соответствии с возрастными нормами ребенок активно использует все органы чувств. Сбой или нарушенная работа любого анализатора, отвечающего за поступление информации из окружающего мира, приводит к неправильной работе процессов ощущения и восприятия в целом. В то же время, учеными давно установлено, что не только нарушения в работе органов чувств и высших психических функций, но и бедный мир сенсорных ощущений приводит к замедлению темпов психического развития. Таким образом, сенсорная депривация (искусственно обедненная окружающая среда) и нарушения в сенсорно-перцептивной сфере – важные факторы, тормозящие развитие ребенка.
Сохранение и укрепление соматического, психического и психологического здоровья детей – это проблема, которая в последнее время набирает все большую остроту в обществе. Здоровьесбережение становится одним из важных принципов, которые реализуются в современном образовании на всех уровнях, что подтверждается изданием государственных нормативных документов, обязывающих образовательные учреждения «создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Забота государства о здоровье подрастающего поколения подтверждается разработкой здоровьесберегающих образовательных технологий, проведением научных и практических исследований, направленных на решение проблем сохранения и восстановления здоровья детей.
Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей имеет большое значение не только в процессе приспособления ребенка к окружающему миру, но и в общем ходе умственного развития.
Применение современных методов оздоровления и здоровьесбережения является необходимой основой в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одной из современных технологий реабилитации детей и взрослых является работа в специально организованном (интерактивном) пространстве сенсорных комнат с применением свето-цвето-звукового оборудования и мягкого наполнения окружающей среды.
Сенсорная комната – целый мир новых впечатлений и ярких эмоций. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует гармоничному развитию и коррекции имеющихся проблем. Таким образом, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка.
Сенсорная комната может использоваться как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с целью повышения эффективности всех мероприятий, направленных на улучшение психологического здоровья, а также как самостоятельное средство развития психических процессов и функций. В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, навыков саморегуляции и расслабления. Спокойная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты: мягкого света, расслабляющей музыки - помогают ребенку максимально расслабиться, успокоиться, ощутить защищенность, почувствовать уверенность в себе, развить навыки общения, расширить круг представлений об окружающем. Пребывание ребенка в новой необычной обстановке сенсорной комнаты позволяет ему раскрепоститься, настроиться на активную деятельность, создает благоприятный эмоциональный фон. Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.
Цель работы в сенсорной комнате - целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-перцептивную и эмоционально-волевую сферы детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием ресурсов сенсорной комнаты.
Задачипрограммы:
Снимать эмоциональное и мышечное напряжение детей.
Создавать благоприятный психологический климат.
Развивать и корректировать сенсомоторные навыки, стимулировать сенсорную чувствительность и двигательную активность детей.
Развивать и корректировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Стимулировать сенсорно-перцептивные процессы.
Развивать и корректировать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение) и творческие способности.
Формировать представления об окружающем мире.
Развивать и корректировать умения выражать свои эмоции.
Оптимизировать уровень тревожности.
Прогнозируемый результат - развитие познавательной активности, сенсорных способностей, формирование и самосовершенствования у детей самоконтроля и саморегуляции, повышение уровня самооценки.
Принципы организации и проведении занятий.
Общую методологическую основу программы составляют общие принципы коррекционно-развивающей работы. При построении программы учитывались принципы составления коррекционно-развивающих программ по Г.В. Бурменской:
Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика, проведенная перед началом занятий по программе, позволяет индивидуально подобрать актуальный уровень сложности заданий для каждого ребенка, чем достигается наибольшая коррекционная эффективность занятий.
Деятельностный принцип коррекции. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка происходит в ходе направляемого психологом взаимодействия ребенка с оборудованием сенсорной комнаты. В ходе каждого занятия совершенствуются практические умения и навыки ребенка.
Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. В зависимости от возраста детей, их индивидуально-психологических особенностей и уровня развития сенсорно-перцептивной сферы в структуре и содержании занятия производятся изменения. В том числе регулируется уровень сложности и продолжительности занятий, длительность использования интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.
Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность их развития.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Данный принцип реализуется в ходе индивидуальных консультаций психолога с воспитателями и родителями детей.
Формы работы: когнитивно-поведенческие техники психокоррекции, техники арттерапии, техники телесноориентированной терапии.
Оборудование:
- Панно «Звездное небо»- это панель из черного пластика в лампе, в нее вмонтированы мельчайшие фиброволокна, при включении создает эффект ночного неба. Панно находится на уровне детей, создается иллюзия, что до неба можно дотронуться рукой. Картинка медленно меняется, звезды то появляются, то исчезают в медленном темпе в разном порядке. Используется в момент релаксации «Созерцаем ночное небо», «Летим к звездам», в игровых моментах «Смотрим в иллюминатор ракеты», на развитие внимания «Хлопни в ладоши, когда увидишь изменения» и т. п.
- Безопасная «Пузырьковая колонна» с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей — в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся рыбки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена «Мягкой платформой». А «Безопасное угловое зеркало» создает неповторимый оптический эффект расширения пространства. Используется в момент релаксации «Наблюдаем за рыбками», развитие внимания «Сколько раз твоя рыбка доплыла до верха», «Сколько раз вода поменяла свой цвет», «Посчитай пузырики», воображения «Придумай рассказ про любую рыбку» и т. п.
- Мягкий инвентарь - напольный ковер, маленькие подушки в виде различных образов, трапеция с гранулами — это подушечка в форме небольшой горки, с помощью которой можно принять удобную позу, подложив ее под голову или ноги. Ее можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие трапецию, способствуют мягкой тактильной стимуляции.
- Музыкальный центр с набором дисков — музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации.
- Фонтан водный «Старый пень» — источник воды, который стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Звук журчащей воды успокаивающе воздействует на нервную систему. Помимо релаксации используется для развития воображения «Что происходит в воде?», «Какая вода?».
- Профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами.
- Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь».
- Проектор «Солнечный-100».
- Зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света.
- Сухой бассейн.
Занятия в сенсорной комнате проходят в индивидуальной и групповой формах. Продолжительность времени занятий – 30 минут. Количество занятий – 10.
Ограничения и противопоказания
Ограничения и противопоказания к участию в освоении программы обусловлены, в первую очередь, спецификой оборудования темной сенсорной комнаты. Оборудование темной сенсорной комнаты обладает значительной интенсивностью воздействия на психику человека, следовательно, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей и развивающей практике необходимо, выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается.
Рекомендации к проведению занятий:
перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы и т. п.;
включение проекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, должно быть постепенным;
нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы;
необходимо гармонизировать сочетание включаемых приборов, направленных на развитие или коррекцию различных ощущений. Например, занятие с пузырьковой колонной, установленной на мягкой платформе, может сопровождаться спокойной мелодией, в то время как проекторы «Меркурий» и «Жар-птица» одновременно включаться не должны, поскольку каждый из них в зависимости от сюжета занятия требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.
В силу того, что на занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов, выделяются некоторые категории детей, с которыми не рекомендуется использовать определенные виды интерактивного оборудования или дозировать их применение.
Перед проведением занятий в темной сенсорной комнате с использованием светового и мерцающего оборудования, а также оборудования, влияющего на вестибулярный аппарат, рекомендуется проконсультироваться с врачом (врачом-неврологом, детским психиатром, а при их отсутствии – с врачом-педиатром), который, изучив анамнез ребенка, список заболеваний сформирует группу детей, которым противопоказана чрезмерная зрительная, слуховая, тактильная стимуляция.
Таким образом, осторожно следует подходить к занятиям в темной сенсорной комнате с детьми, имеющими следующие проблемы:
Астенические проявления. Время пребывания в темной сенсорной комнате для данной категории детей необходимо наращивать от занятия к занятию (от 7 до 15-20 минут).
Коммуникативные нарушения. При работе с детьми, имеющими коммуникативные нарушения, рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.
Синдром гиперактивности (синдром двигательной расторможенности). Для занятий с гиперактивными детьми в темной сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.
Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии.Занятия в темной сенсорной комнате с детьми, страдающими данным заболеванием, проводятся только после консультации с врачом-психоневрологом. Если врач допускает возможность ее применения, то время пребывания в ней строго ограничивается. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом.
Умеренная и тяжелая умственная отсталость. Детям с тяжелой умственной отсталостью не следует предлагать оборудование, которое требует достаточно точного уровня взаимодействия на тактильном уровне.
Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия в темной сенсорной комнате с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами.
Дополнительной подготовки и внимания требует организация работы в сенсорной комнате со следующими категориями детей:
Дети с нарушением зрения. В ходе занятий опора делается на более сохранные слуховые и тактильные анализаторы. Занятия в темной сенсорной комнате с людьми с нарушенным зрением требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.
Дети с нарушением слуха. Использование интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты и оборудования, требующего дополнительных пояснений, обуславливает необходимость комплексного взаимодействия педагога-психолога и сурдопедагога.
Разделы программы.
Программа включает три этапа:
1. Ознакомительный этап (2 занятия). Цель: знакомство с участниками, создание благоприятного психологического климата, изучение актуального уровня развития сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сфер участников.
2. Коррекционно-развивающий этап (14 занятий). Цель: коррекция и развитие сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой и познавательной сфер.
На данном этапе занятия условно разделены на 4 блока: тактильный, зрительный, слуховой, блок развития эмоционально-волевой сферы.
Занятия тактильного блока направлены на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности.
Занятия зрительного блока направлены на развитие зрительного восприятия, так как благодаря зрительному анализатору человек получает до 90% информации из окружающего мира. Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным эффектом обладают цвето-световое оборудование темной сенсорной комнаты. Каждое занятие этого блока направлено на то, чтобы ребенок в игровой форме взаимодействовал с одним-двумя приборами, чтобы избежать чрезмерной сенсорной стимуляции.
Занятия слухового блока направлены на развитие восприятия звуков на слух. У детей с ограниченными возможностями здоровья часто страдает фонематический слух, который во многом предопределяет успешность школьного обучения, поэтому развитие слухового восприятия актуально для данной категории детей.
Занятия блока развития эмоционально-волевой сферы направлены на развитие процессов саморегуляции, развитие способности контролировать свои эмоции, дифференцировать эмоциональные состояния. Эмоции играют важную роль в жизни дошкольников, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни и являются основой развития в дошкольном возрасте.
В каждом блоке проводятся занятия 2 типов:
занятия, направленные на первичное ознакомление детей с различным оборудованием;
занятия с элементами сказкотерапии.
Во избежание однообразия, по завершении каждого блока проводится занятие с использованием сказочного сюжета, где использование какого-нибудь тренажёра становится частью сказки. Данные занятия, включающие элементы сказкотерапии, направлены на решение некоторых проблем, характерных для детей дошкольного возраста:
трудности, связанные с общением;
агрессивное поведение;
тревожность и низкая самооценка.
В сказочном сюжете в метафорической форме зашифрована информация о способах преодоления конфликтной ситуации. Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Работа со сказкой строится следующим образом: сказку рассказывает ведущий, привлекая детей к ее драматизации, после следует обсуждение сказки. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение.
Важным элементом каждого занятия являются упражнения, направленные на обучение навыкам расслабления, снятие мышечного напряжения. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
3. Завершающий этап(2 занятия). Цель: выявление динамики развития сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сфер участников.
Ориентировочная структура занятия:
Вводный этап занятия включает в себя ритуал приветствия, определение эмоционального благополучия детей в начале занятия, целеполагание, создание благоприятного психологического климата в группе.
Коррекционно-развивающий этап занятия может включать в себя активизирующую, основную и релаксационную части, которые состоят из функциональных, глазодвигательных, дыхательных, коммуникативных и т.п. упражнений и релаксации. Педагог-психолог может варьировать части занятия в соответствии с его задачами.
Заключительный этап занятия включает в себя подведение итогов, получение обратной связи, определение эмоционального благополучия детей в конце занятия, ритуал прощания.
Обратная связьпроводится в конце каждого занятия (кроме первого и последнего) по следующим вопросам:
Что больше всего понравилось на занятии?
Что не очень понравилось на занятии?
Как вы себя чувствуете, какое настроение?
Работа в рамках реализации программы не требует соблюдения строгого алгоритма занятий, педагог-психолог в темной сенсорной комнате может заменять и варьировать упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование.
Тематическое планирование занятий по программе, представлено в таблице 1.
Таблица 1
Тематическое планирование занятий
№ п/п
Тема занятия
Цели занятия
Используемое оборудование
Ознакомительный этап
1.
«Давайте познакомимся»
(первичная диагностика)
диагностика зрительного, слухового, тактильного восприятия, состояния эмоционально-волевой сферы перед началом занятий по программе
оборудование для проведения диагностики, бланки методик
2.
«Здравствуй, Волшебная комната»
знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты, формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, установление доверия между психологом и детьми
развитие цветовосприятия, тактильных ощущений, развитие координации движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения
сухой бассейн, игрушки
5.
«Вслед за воздушным шаром»
развитие тактильных и кинестетических ощущений, расширение словарного запаса, снятие эмоционального напряжения
изображения персонажей сказочной истории (шарик, мальчик и др.), кресло-шар, «волшебный» ящик с набором игрушек (диких животных), зеркальный шар с мотором
Зрительный блок
6.
«Волшебные превращения»
развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей, развитие коммуникативных навыков снятие психоэмоционального напряжения
коррекция и развитие зрительного и цветовосприятия, внимания, памяти, произвольной саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения
сухой душ, игрушки, зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света
8.
«Цвета радуги»
коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора и обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей, развитие умения выражать свои эмоции
предметы для демонстрации сказочной истории (изображение радуги, кисть, разноцветные предметы, мягкая игрушка — заяц), зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света, сухой душ
Слуховой блок
9.
«Чудесные шары»
коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, цветовосприятия, создание благоприятного эмоционального климата, развитие мышления и воображения, расширение активного словаря детей
профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами, радужные звучащие блоки
10.
«Музыкальная шкатулка»
коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, сенсомоторных навыков, развитие внимания, расширение словарного запаса, снятие эмоционального и мышечного напряжения
набор музыкальных игрушек, набор «Узнай звук»
11.
«Звонкие нотки»
коррекция и развитие слухового восприятия, различения звуков на слух, звуковой дифференциации, снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения
радужные звучащие блоки, набор музыкальных игрушек «Музыкальная шкатулка», «волшебная палочка», подвесная система «Мелодичный звон»
Блок коррекции и развития эмоционально-волевой сферы
12.
«Звездный дождь»
снятие эмоционального и мышечного напряжения, создание благоприятного психологического настроя, развитие тактильных ощущений, развитие зрительного и тактильного восприятия, расслабление
пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», игрушки
13.
«Светящийся аквариум»
развитие произвольной саморегуляции, развитие внимания, мышления, воображения, развитие двигательной активности, чувства ритма, снятие психоэмоционального напряжения
детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, игрушки
14.
«На лепестке цветка»
создание положительного эмоционального фона, коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение тревожности, повышение самооценки, развитие произвольной саморегуляции.
изображения цветов по количеству детей, массажные ролики по количеству детей, изображения для демонстрации сказки, магнитная доска с магнитами, разноцветные шифоновые платки, проектор Меркурий, профессиональный генератор цветов со звуками природы и ароматами
15.
«Азбука эмоций»
снятие психоэмоционального напряжения, расширение кругозора и активного словаря, обогащение представлений о мире эмоций и развитие умения выражать свои эмоции, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей.
набор развивающих карточек «Азбука развития эмоций ребёнка» (автор М.Лебедева), зеркальный уголок, пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»
16.
«Давайте радоваться!»
знакомство со способами управления и регуляции настроения, совершенствование умения распознавать свое настроение, уметь рассказывать о нем, развитие коммуникативных навыков, доброжелательности
массажный коврик со следочками, сухой душ, массажные ролики, изображения грустных и веселых людей для демонстрации сказочной истории, зеркальный уголок, прибор динамической заливки цветом, зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света, мяч-«гигант»
Завершающий этап
17.
«Путешествие по волнам»
снятие эмоционального напряжения, развитие общей и мелкой моторики, развитие восприятия разнообразных свойств и предметов, интеграция, полученных в ходе занятий по программе знаний и умений.
детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, бассейн с водой и набором игрушек
18.
«Наши успехи»
(заключительная диагностика)
диагностика зрительного, слухового, тактильного восприятия, состояния эмоционально-волевой сферы после окончания занятий по программе, выявление динамики.
оборудование для проведения диагностики, бланки методик
Библиография
Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961.
Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М.: Просвещение, 1986.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Союз, 2001.
Борякова Н.Ю. // Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.
Коррекционно-развивающие программы с использованием специального обоудования для детей и подростков: Методическое пособие / под общей редакцией Е.Е. Чепурных. – М.-Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
Криницкая О.И. Взаимосвязь чувственного восприятия и речи в процессе познания детьми окружающего мира.
Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М.: АРКТИ, 2008.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2002.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского Москва «Педагогика» 1983.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004.
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001.
Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов . –– М.: Издат. дом «Карапуз», 2000.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: Издательский центр «Академия», 2006г.
Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М. : Изд. центр «Академия»,2005.
Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2009.
Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина - Балашов: «Николаев», 2004.
Приложение
Оценка восприятия цвета
По данной шкале наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить сенсорные эталоны цвета. Проведенные диагностические пробы оценивались в соответствии с критериями, выделенными Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Л.А. Нисневич.
Восприятие цвета. Оценка:
«0» – полностью выключенная сенсорная система.
«1» – ребенок воспринимает мир в цвете.
«2» – ребенок понимает разницу между цветами.
«3» – ребенок узнает и различает 4 основных цвета – красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно какой это цвет).
«4» – ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-х цветного ряда.
«5» – ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.
«6» – ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.
«7» – ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки – оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.
«8» – понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.
Уровень развития восприятия цвета:
Низкий уровень (0-2)
Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.
Средний уровень (3-5)
Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.
Высокий уровень (6-8)
Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, Когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет.
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий.
Методика «Эталоны»
О.М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5-7 лет)
Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.
Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.
Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:
Инструкция. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».
Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)
Обработка результатов и интерпретация
Правильно отмеченные картинки:
- грибок, чашка, месяц, шляпа
- коляска, стул, сапоги, кресло
- морковь, пирамидка, листок, ёлка
- лампа, матрёшка, груша, снеговик
Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).
Уровни развития восприятия:
32-27 баллов – высокий
26-20 баллов - средний
от 19 и ниже - низкий
Качественныйанализ результатов
1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали – выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.
2-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.
3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.
Воспроизведение несложных ритмических рисунков
Порядок проведения: ребёнок должен прослушать предъявленные простые ритмические структуры - серию из 3-х групп по 2 удара, затем по 3 и, наконец, по 4 удара, - и сказать после каждой серии, по сколько раз постучал специалист. Ритмы отстукиваются по столу вертикально расположенным карандашом.
Повторение звуков, слогов, слов.
Порядок проведения: ребёнка просят повторять отдельные звуки, слоги или слова, которые предъявляются парами или тройками.
Инструкция.«Повторяй за мной».
В качестве стимульного материала используются:
- слоги, имеющие в составе парные согласные («ба-па», «да-та-да», «га-ка-га»);
- слоги с разными гласными и постоянной согласной («би-бо-ба», «ку-ко-ки»);
- слова с парными согласными («дочка-точка», «бочка-почка»).
- похожие по звучанию слова («слон-стол-стон»).
Оценка выполнения данных заданий оценивается по трем качественным критериям:
«хорошо» – если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
«удовлетворительно» – если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
«неудовлетворительно» – задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
Узнавание знакомых предметов на ощупь
Порядок проведения: ребенка просят попеременно правой и левой рукой ощупывать и называть предметы (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ), глаза при этом закрыты.
Выполнение задания оценивается по трем качественным критериям:
«хорошо» – если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
«удовлетворительно» – если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
«неудовлетворительно» – задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
Модифицированная проба Сегена
Порядок проведения: ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуру, и подбирает для неё подходящее гнездо и размещает фигуру в гнезде. Чтобы оценить характер специализации и взаимодействия полушарий в ходе тактильного восприятия, можно попросить ребёнка ощупывать фигуры одной рукой, а искать гнездо и вкладывать туда подходящую фигуру – другой.
Оценивается количество правильно размещенных фигур.
Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»
Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций.
Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления, с вопросом: «Какое это лицо?».
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню способности различать эмоции.
Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
(модифицированный вариант методики «Эмоциональная цветопись» А.Н.Лутошкина)
Цель: определение эмоционального благополучия ребенка.
Порядок проведения:ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.
Вопросы детям: Какое у тебя настроение в начале нашего занятия? Какого цвета твое настроение, выбери такого цвета карандаш и нарисуй черточку на полоске.
Какое у тебя настроение в конце нашего занятия? Какого цвета твое настроение, выбери такого цвета карандаш и нарисуй черточку на полоске.
В итоге получается проекция эмоционального состояния ребенка, эмоционального отношения ребенка к занятиям в темной сенсорной комнате.