Цель занятия: помогатьосмыслению детьми слов «друг», «дружба»; развивать умение проявлять добрые чувства; воспитывать навыки доброжелательного общения с другими людьми.
Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, аудиозапись из серии «Звуки природы», запись песни «Вот что значит настоящий, верный друг», обручи.
Ход занятия
Организует детей, предлагает встать в « Круг радости»
Круг радости
Предлагает поприветствовать друг друга.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
Наедине с собой
Воспитатель предлагает детям посидеть минуту в полной тишине, не разговаривая.
– Прислушайтесь к себе. Давайте послушаем, помолчим, подумаем…
– Дети, вы слышали какие-нибудь звуки в тишине?
– Какие мысли приходили к вам в эту минуту?
(Ответы детей).
Почитаем
Э. Киселева. Мальчик-Огонек.
(Чтение с остановкой).
Жил на свете маленький горячий Огонек. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, все, как у ребят.
Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, – сказала Фея, – тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду – то погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька.
Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил.
Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, речке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет мальчишка, уже и голова его едва видна над водой.
Что делать?
Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька». Вспомнил и …
Воспитатель делает паузу и задает вопрос:
– Как вы думаете, что произошло дальше?
(Ответы детей).
Вспомнил и … бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку и спас его. Выбрались они на берег. И тут почувствовал Огонек, что начал гаснуть, и погас.
Воспитатель делает паузу и говорит:
– Хотите узнать, что было дальше?
(Ответы детей).
Остались на песке только черные угольки.
Все это с высокого неба видело солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на угольки и снова превратило их в мальчика- Огонька, у которого было большое любящее сердце.
– Как вы думаете, мальчик-Огонек – хороший человек, настоящий друг? Почему?
– А вы умеете помогать своим друзьям? Расскажите, как.
В самолет мы с другом сели (разводят руки в стороны)
И поехали, и поехали…
Побеседуем
– Человек в своей жизни встречает много разных людей, но не каждый становится другом. Настоящий друг – это тот, кому верим, на кого надеемся, кого мы любим.
Воспитатель предлагает послушать песню «Вот что значит настоящий, верный друг».
– Каким вы представляете настоящего друга?
– Кто из вас может назвать себя настоящим, верным другом? Почему?
(Рассуждения детей).
Поиграем
Упражнение-игра «Рядом с другом»
На полу разложены два обруча. Дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя пытаются разместиться всей командой в одном обруче. Побеждает та команда друзей, в которой все дети поместились в обруче.
Творческая работа:
– Раскрасьте в альбоме рисунок к сказке «Мальчик-Огонек».
Обобщаем
– Надежный, верный друг всегда поможет в трудную минуту, порадуется твоим успехам. Учитесь дружить и дорожить дружбой. Есть такая пословица: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
Круг «От сердца к сердцу»
Давайте все вместе споем песню о дружбе.
Домашнее задание
В альбоме нарисованы различные картинки, изображающие «подарки» для друзей. Вырежьте те, что вы хотели бы подарить другу. Там же нарисован конверт для ваших «подарков».