Оборудование: картон голубого цвета, пластилин, стек, дощечка, иллюстрации с морскими обитателями, дидактическая игра «морские обитатели».
Технологии (методы): словесный, игровой, наглядный, демонстрация, здоровьесберегающие и игровые технологии.
Ход занятия:
Вводная часть:
Звучит шум морского прибоя.
Педагог: Ребята, прислушайтесь. Что это за шум? (Это шумит море.) Давайте немного пофантазируем. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди — море. Как красиво вокруг! Так хочется опуститься на морское дно и полюбоваться удивительной красотой подводного мира.
Педагог: Ребята, что интересного можно увидеть под водой? Мы узнаем это, отгадав загадки.
Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит -
Проплывает важно (Кит)
Плоский он. Размером разный.
Хвост его бичеобразный.
Лишь один несёт отряд
Электричества заряд!
(Скат)
Передние – ласты, а задние - лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая.
(Морская черепаха)
Над волной дугою взвился,
Спинкой чёрной заискрился.
Мимо Гагр плывёт… Афин!
Белобрюхий кто? (Дельфин)
Хрустальное блюдце! Не видите блюдца?
А может то зонтик лежит на волнах?
В нём щупальца – спицы. А спиц тех коснуться
Не каждый решиться. Обжечься есть страх!
(Медуза)
Молодцы ребята! А еще в море можно увидеть разных рыб, осьминогов, раковины, морских звезд, кораллы, морских коньков.) Верно, там целый подводный мир! Так же как мы не можем жить без воздуха, так и морские обитатели не могут жить без воды — это их дом. На дне много разноцветных камешков, ракушек, есть и подводные растения. Как они называются? (Водоросли.) Да, водоросли. Некоторые рыбы питаются ими, а еще подводные растения насыщают воду кислородом, который также необходим обитателям дна.
Предлагаю вам поиграть в игру. Дидактическая игра «Кто лишний?». На макете морского дна располагаются фигурки различных животных. Нужно найти лишних и объяснить почему.
Основная часть:
Педагог: А сейчас мы с вами поработаем и слепим морских обитателей. У вас на столе есть технологические карты, где показаны этапы изготовления обитателей морского дна.
Показывает варианты декоративного оформления морских обитателей.
Пальчиковая игра «Краб»
В синем море краб идёт (Ладони тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы направить вниз, переплести (лапки краба), раздвинуть ладони. Большие пальцы обеих рук направить к себе (голова краба).
Быстро лапками гребёт (Быстрыми движениями пальцев показывают, как краб гребёт лапками).
Тихо краб идёт по дну,
Ищет он себе еду (Краб идёт на лапках-пальчиках сначала в одну сторону, затем в другу).
Дети выполняют работу, используя приемы лепки:
1. Деления на части: откручивание, отщипывание, разрезание стекой, формование.
2. Придание формы: раскатка в ладонях и на столе, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сгибание.
3. Соединение деталей: прижатие, примазывание, заглаживание.